Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 14 июня 2007 г. N КА-А40/5444-07
(извлечение)
19 февраля 2008 г.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 февраля 2008 г. N 12371/07 настоящее постановление в части признания недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 4 от 20.06.2006 N 49 об отказе в возмещении ЗАО по развитию международных электрических связей "ИНТЕР РАО ЕЭС" из федерального бюджета 1 510 380 рублей 59 копеек налога на добавленную стоимость и обязания возместить эту сумму из бюджета, отменено
Закрытое акционерное общество "Интер РАО ЕЭС" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 о признании незаконным решения от 20.06.2006 N 49 в части отказа в возмещении НДС в размере 46515835 руб. и об обязании ответчика возместить НДС в размере 46515835 руб.
Решением от 11.01.07 требование удовлетворено частично.
Признано недействительным решение ответчика от 20.06.2006 N 49 в части отказа в возмещении НДС в размере 16218429,30 руб.
Ответчик обязан возместить заявителю НДС в размере 16218429,30 руб.
В удовлетворении остальной части требований ответчику отказано.
Постановлением от 15.03.2007 апелляционного суда решение оставлено без изменения по тем же мотивам.
На судебные акты заявителем и ответчиком поданы кассационные жалобы, в которых просят судебные акты в обжалуемых частях отменить.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные акты в части отказа в возмещении 730697 руб. 01 коп. НДС и обязать его возместить по услугам АО ОЭС "ГрузРосэнерго".
В кассационной жалобе ответчик просит отменить решение и постановление в части возмещения 3254976 руб. 58 коп. по услугам ООО "Лидинг", ЗАО "ЭнергоЛогистик", ООО "Стройресурс", ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС", ОАО "Тываэнерго" и ОАО "Амурэнерго", и отказать в требованиях.
В отзывах на жалобы, приобщенных к материалам дела определением суда, заявитель и ответчик просят отказать в их удовлетворении.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы своих жалоб и отзывов соответственно, заявитель отказался от части требований по услугам с ОАО "ФСК ЕЭС" в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 49 АПК РФ.
Проверив законность обжалованных решения и постановления, суд находит их подлежащими частичной отмене.
Как установлено судами обеих инстанций при рассмотрении дела по существу, решение от 20.06.2006 N 49 по камеральной проверке декларации по НДС за февраль 2006 года по ставке 0 процентов при экспорте электроэнергии частично не соответствует законодательству о налогах и сборах, нарушает права и интересы заявителя.
ЗАО "ЭнергоЛогистика", ООО "Лидинг" и ООО "Стройресурс" в соответствии с предметами договоров совершали действия, необходимые для таможенного оформления и таможенного контроля.
Действия таможенных брокеров не подпадают под перечень услуг, установленных подп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие налогообложение по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории РФ товаров и импортируемых в РФ, выполняемых российскими перевозчиками, и иных подобных услуг.
Состав услуг, оказываемых таможенными брокерами, ограничивается декларированием товара в Центральной энергетической таможне, представлением таможенному органу документов и дополнительных сведений, необходимых для таможенного оформления, а не связан с оказанием услуг в области сопровождения, транспортировки, погрузки электроэнергии или подобных работ (услуг).
В письме Минфина РФ от 21.11.2006 N 03-08/239 также указано, что услуги по организации таможенного оформления товаров на основании ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке 18 процентов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного письма следует читать как "N 03-04-08/239"
В соответствии со ст. 314 Таможенного кодекса Российской Федерации вывоз с таможенной территории РФ товаров, перемещаемых по линиям электропередачи, допускается без предварительного разрешения таможенного органа при условии последующего декларирования и уплаты таможенных платежей.
В связи с чем реализация такой электроэнергии состоялась задолго до того, как таможенные брокеры осуществили декларирование реализованной электроэнергии.
Согласно заключенному договору с ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" от 24.12.2003 N ДУ-И-1 последнее оказывает для заявителя услуги по оперативно-диспетчерскому управлению, направлению на обеспечение, функционирование Единой энергетической системы России в объеме, предусмотренном действующим законодательством (а не транспортировку или организацию перевозки электроэнергии).
Услуги ОАО "СО-ЦДУ" оказываются в пределах ЕЭС России и не связаны непосредственно с экспортируемой электроэнергией, относятся к режиму производства и распределения электроэнергии, приобретаемой заявителем для целей экспорта, а не для транспортировки электроэнергии на экспорт.
В соответствии с договорами от 04.10.2004 N 190179/2004, заключенными заявителем с ОАО "Тываэнерго", и от 26.02.2004 N 22/183, с ОАО "Амурэнерго" контрагенты обязуются оказывать услуги, направленные на оптимизацию электрических и энергетических режимов передачи электроэнергии в Монголию и КНР, в том числе оптимизировать фактические режимы передачи электроэнергии, разрабатывать и согласовывать графики поставок, регулировать частоту, уровень напряжения в электросети, поддержанию заданной мощности в целях осуществления бесперебойных поставок электроэнергии.
Таким образом, выводы ответчика о том, что указанные организации квалифицируются как перевозчики экспортируемой электроэнергии опровергаются материалами дела и противоречат подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, не позволяющей отнести указанные услуги к услугам, непосредственно связанным с вывозом электроэнергии.
Однако выводы судов о правомерности отказа в возмещении 730697 руб. 01 коп. НДС по услугам АО ОЭС "ГрузРосэнерго" ошибочны.
В силу подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ ставка 0 процентов НДС применима к реализации услуг, оказываемых российскими организациями, а поскольку АО ОЭС "ГрузРосэнерго" к таковым не относится, то исключено и применение этой ставки с учетом оказания услуг на территории России и отсутствия у заявителя как налогового агента, сведений о представительстве АО ОЭС "ГрузРосэнерго" в России (ст.ст. 23, 24, 83, 146, 148, 161, 171, 172 НК РФ).
Доводам жалобы ответчика по услугам ОАО "СО-ЦДУ", ОАО "Тываэнерго", ОАО "Амурэнерго, ООО "Лидинг", ЗАО "ЭнергоЛогистика", ООО "Стройресурс" облагаемых по ставке 0 процентов по НДС судами уже была дана правильная оценка как несостоятельным с учетом взаимосвязи и совокупности материалов дела, ст. 9 ФЗ "Об электроэнергетике", определяющей, что услуги по передаче электроэнергии по единой общероссийской электрической сети могут оказываться лишь организацией по управлению ею, перечисленные же предприятия к таковым не относятся.
Руководствуясь ст.ст. 49, 110, 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 11.01.07 Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-62301/06-111-312 и постановление от 15.03.07 Девятого арбитражного апелляционного суда по тому же делу в части требований по отказу в возмещении 29566708 руб. 51 коп. НДС и обязании его возмещения отменить, производство по делу в этой части прекратить.
В части требований по отказу в возмещении 730697 руб. 01 коп. НДС и обязании его возмещения отменить.
Признать недействительным решение МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 от 20.06.06 N 49 как несоответствующее НК РФ в части отказа в возмещении 730697 руб. 01 коп. НДС.
В остальной части оставить без изменения.
Обязать МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 возместить из бюджета РФ 730697 руб. 01 коп. НДС.
Взыскать с МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 в пользу "Интер РАО ЕЭС" 1000 руб. расходов по оплате госпошлины по кассационной жалобе.
Взыскать с МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 в доход бюджета РФ 1.000 руб. госпошлины по кассационной жалобе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14 июня 2007 г. N КА-А40/5444-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 февраля 2008 г. N 12371/07 настоящее постановление в части признания недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 4 от 20.06.2006 N 49 об отказе в возмещении ЗАО по развитию международных электрических связей "ИНТЕР РАО ЕЭС" из федерального бюджета 1 510 380 рублей 59 копеек налога на добавленную стоимость и обязания возместить эту сумму из бюджета, отменено