Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 28 июня 2007 г. N КА-А40/4126-07
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2007 г.
Открытое акционерное общество "Сибирско-Уральская нефтехимическая компания" (далее по тексту - ОАО "АК "Сибур"), закрытое акционерное общество "Сибур-Газсервис" (далее по тексту - ЗАО "Сибур-Газсервис") обратились в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными в части, касающейся заявителей, решения Федеральной антимонопольной службы (далее по тексту - ФАС России) N АГ/17181 от 22.11.05 по делу N 1 05/159-05 о нарушении антимонопольного законодательства и предписания N АГ/17182 от 22.11.05 по тому же делу о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства.
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 22 мая 2006 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Газпром" (далее по тексту - ОАО "Газпром) и открытое акционерное общество "Газэнергосеть" (далее по тексту - ОАО "Газэнергосеть").
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 15 марта 2007 года производство по делу прекращено в связи с утверждением заключенного между "ОАО "АК Сибур", ЗАО "Сибур-Газсервис" и ФАС России мирового соглашения.
ОАО "Газэнергосеть" не согласилось с принятым по делу определением от 15.03.07 и подало кассационную жалобу, в которой просит его отменить как незаконное и направить дело в арбитражный суд первой инстанции для рассмотрения по существу. При этом сослалось на нарушение утвержденным мировым соглашением прав и законных интересов третьего лица - ОАО "Газэнергосеть" в сфере осуществления им предпринимательской деятельности, несоответствие условий соглашения антимонопольному законодательству. Утверждало, что в результате заключения данного мирового соглашения на ОАО "Газэнергосеть" возлагаются дополнительные обязанности по перечислению в бюджет денежных сумм в размере, большем, нежели установлено оспариваемым по делу предписанием антимонопольного органа. По мнению заявителя кассационной жалобы, ОАО "АК "Сибур" и ЗАО "Сибур-Газсервис", не могут являться самостоятельными субъектами вменяемого решением ФАС России нарушения антимонопольного законодательства, поскольку не занимают доминирующее положение на товарном рынке, вследствие чего не вправе признавать, что их действия имели своим результатом подобное нарушение. Кроме прочего, в представленных до рассмотрения кассационной жалобы письменных объяснениях ОАО "Газэнергосеть" сослалось на отсутствие в оспариваемом предписании ФАС России указания на конкретную сумму дохода, полученного заявителями в результате нарушения антимонопольного законодательства. Указало на неправомерность при подобных обстоятельствах использования мирового соглашения в качестве основания для определения данной суммы.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "АК "Сибур" возражало против ее удовлетворения, считая принятое по делу определение суда законным и обоснованным. Утверждало об отсутствии нарушений утвержденным мировым соглашением прав третьих лиц.
В судебном заседании представитель ОАО "Газэнергосеть" поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель ОАО "АК "Сибур", ЗАО "Сибур-Газсервис" просил жалобу отклонить по мотивам, изложенным в отзыве ОАО "АК "Сибур". Представитель ФАС России также возражал против удовлетворения кассационной жалобы, сослался на соответствие обжалованного определения суда законодательству. Представитель ОАО "Газпром" не возражал против доводов, изложенных другими лицами, участвующими в деле, ссылаясь на отсутствие негативных последствий для ОАО "Газпром" при любом итоге рассмотрения жалобы.
Федеральный арбитражный суд Московского округа, изучив материалы дела, заслушав и обсудив доводы представителей сторон, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального права и соблюдения норм процессуального права, находит определение суда подлежащим отмене.
Согласно условиям заключенного между сторонами мирового соглашения, утвержденного судом, "ОАО "АК Сибур", ЗАО "Сибур-Газсервис" признают, что их действия в конце августа - сентябре 2004 года имели своим результатом нарушение антимонопольного законодательства, и обязуются перечислить в федеральный бюджет в течении 1-го месяца со дня утверждении арбитражным судом настоящего Соглашения сумму в размере 10 000 000 (десять миллионов) рублей. При этом размер суммы, подлежащей перечислению каждым их Заявителей, пропорционален поставленным ими объемам сжиженных углеводородных газов, и составляет 3% для ОАО "АК "Сибур" и 97% для ЗАО "Сибур-Газсервис".
В целях развития конкуренции на Товарном рынке Заявители обязуются проводить торги (конкурсы, аукционы) по реализации всего объема сжиженных углеводородных газов на Товарный рынок в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 26.07.2006 г. N 135-Ф3 "О защите конкуренции".
ФАС России обязуется не выдвигать обвинений по делу N 105/159-05 о нарушении антимонопольного законодательства против Заявителей в установленном законом порядке, а также не заявлять исков, жалоб, не требовать дополнительного возмещения от Заявителей сверх предусмотренного Соглашением после исполнения Заявителями условий настоящего Соглашения.
Судебные расходы, понесенные Сторонами в связи с рассмотрением дела N А40-10488/06-2-29, Сторонами друг другу не возвращаются и лежат исключительно на той стороне, которая их понесла.
Согласно части 5 статьи 49 и части 3 статьи 139 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не утверждает мировое соглашение сторон, если оно нарушает права и законные интересы других лиц и противоречит закону.
Таким образом, при рассмотрении вопроса об утверждении мирового соглашения суд обязан проверить, не противоречит ли оно закону, и не нарушает ли прав и законных интересов других лиц.
Прекращая производство по настоящему делу, Арбитражный суд г. Москвы сослался на то, что условия утвержденного мирового соглашения не нарушают законодательство Российской Федерации и права третьих лиц.
Между тем, доводы и возражения ОАО "Газэнергосеть", возражавшего против утверждения мирового соглашения, относительно нарушения прав последнего судом не рассмотрены. При этом суд исходил из того, что ОАО "Газэнергосеть", не является стороной по делу и не лишено возможности самостоятельно согласовать с ФАС России свои условия мирового соглашения.
Решением ФАС России от 22.11.05 N АГ/17181 по делу N 1 05/159-05 о нарушении антимонопольного законодательства в действиях группы лиц в составе ОАО "Газпром", ОАО "АК "Сибур", ОАО "Газэнергосеть", ЗАО "Сибур-Газсервис", признанной занимающей доминирующее положение на рынке оптовой реализации по коммерческим ценам сжиженных углеводородных газов для использования в качестве газомоторного топлива, на коммунально-бытовые нужды населения, в отраслях промышленности, за исключением нефтехимии, установлен факт нарушения пункта 1 статьи 5 Закона от 22.03.1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". На основании решения от 22.11.05 антимонопольным органом выдано предписание N АГ/17182 о перечислении указанной группой лиц в федеральный бюджет суммы дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства, в размере 153 760 813,30 рублей.
Таким образом, обязанность по уплате 153 760 813,30 рублей, определенных как сумма дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства, возложена на группу лиц: ОАО "Газпром", ОАО "АК "Сибур", ОАО "Газэнергосеть", ЗАО "Сибур-Газсервис". При этом размер дохода, полученного каждым из указанных лиц и соответственно подлежащего уплате в федеральный бюджет, не установлен ни в оспариваемом предписании, ни в решении антимонопольного органа.
В связи с чем, вывод суда о том, что конкретный размер дохода, полученного в результате нарушения ими антимонопольного законодательства, так доход ОАО "АК "Сибур" составил 569 414, 19 рублей, доход ЗАО "Сибур-Газсервис" - 18 169 057,97 рублей, в совокупности - 18 738 472,16 рублей противоречит имеющимся в деле доказательствам. Согласно условиям мирового соглашения размер суммы, подлежащей уплате заявителями в бюджет, снижен по сравнению с указанной общей суммой до 10 000 000 рублей.
Таким образом, исходя из требований предписания ФАС России, остальная часть оставшейся неизменной (153 760 813,30 рублей) общей суммы дохода обозначенной группы лиц подлежит уплате другими ее участниками - ОАО "Газэнергосеть", ОАО "Газпром". Между тем, размер дохода, полученного последними в результате нарушения антимонопольного законодательства, также не установлен предписанием.
Ссылки на какое-либо обоснование того, что уплата заявителями в федеральный бюджет 10 000 000 рублей по мировому соглашению, не повлияет на размер суммы, подлежащей уплате третьими лицами, в определении суда первой инстанции не содержится. Равно как не установлена судом правомерность расчета суммы дохода, полученного ОАО "АК "Сибур" и ЗАО "Сибур-Газсервис", - как совокупного, так и каждого из субъектов отдельно.
С учетом изложенного, вывод суда о том, что утвержденным мировым соглашением не затрагиваются права других лиц, не может быть признан обоснованным, поскольку, устанавливая в мировом соглашении размер подлежащего взысканию в доход бюджета суммы дохода двух субъектов нарушивших антимонопольное законодательство, размер ответственности третьих лиц, не являющихся участниками мирового соглашения, определяется как разница между суммой 153 760 813,30 рублей, подлежащей взысканию в силу предписания, и суммой подлежащей уплате заявителями в бюджет, согласно условиям мирового соглашения до 10 000 000 рублей.
Утвердив мировое соглашение, суд, тем самым, определил размер ответственности, установленный в предписании антимонопольного органа в отношении группы лиц, в отношении каждого из участников, в том числе и в отношении третьих лиц. Тогда как оспариваемыми решением и предписанием антимонопольного органа размер ответственности каждого из участников группы лиц, совершивших нарушение антимонопольного законодательства, не установлен.
Доводы ФАС России, ОАО "АК "Сибур", ЗАО "Сибур-Газсервис" о том, что письмом ФАС России от 03.11.2006 N АГ/18968 определен доход каждого хозяйствующего субъекта, и размер ответственности каждого из участников группы лиц определен, несостоятельны. Оспариваемое предписание ФАС России не может быть изменено письмом - разъяснением. Само предписание ФАС России не изменено. Указанные доказательства не были предметом рассмотрения суда первой инстанции.
Что же касается выводов суда о том, что права третьего лица не нарушены, поскольку ОАО "Газэнергосеть" имеет возможность заключения мирового соглашения с ФАС России, то они также несостоятельны. ОАО "Газэнергосеть", реализуя свое право на защиту обратилось совместно с ОАО "Газпром" в суд и постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2006 г., оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа 22.02.2007 г., в удовлетворении требований о признании недействительным предписания от 22.11.2005 N 1 05/159-05 отказано.
При утверждении мирового соглашения по настоящему делу было допущено нарушение норм процессуального права, приведшее к принятию неправильного определения об утверждении названного соглашения.
При таких обстоятельствах принятое по настоящему делу определение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене, а дело - направлению в тот же арбитражный суд для рассмотрения по существу.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
определение Арбитражного суда г. Москвы от 15 марта 2007 года по делу N А40-10488/06-2-29 отменить. Дело направить на рассмотрение по существу в Арбитражный суд г. Москвы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 28 июня 2007 г. N КА-А40/4126-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании