Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 21 мая 2007 г. N КА-А40/4223-07
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2007 г.
Фонд "Благотворительный фонд развития театрального искусства" (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия ИФНС России N 30 по г. Москве (далее - Инспекция), не осуществившего возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 384575 руб., обязании возвратить данную сумму.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 15.02.2007 г. заявленные требования были удовлетворены.
Не согласившись с решением, Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Московского округа, с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на то, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, судами не в полной мере выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела. По мнению инспекции, страховые взносы не подпадают под понятие налог, следовательно, у Инспекции нет обязанности по зачету (возврату) данных взносов.
В судебном заседании по рассмотрению кассационной жалобы, представитель Инспекции не явился, извещен о заседании надлежащим образом. В силу п. 3 статьи 284 АПК РФ кассационная жалоба рассматривается без участия Инспекции.
Фонд, возражал против удовлетворения кассационной жалобы, поскольку считает решение законным и обоснованным. Представлен отзыв на кассационную жалобу в порядке, установленном ст. 289 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность оспариваемых судебных актов в порядке, установленным статьей 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятого по делу решения и постановления.
Как установлено судом, 03.04.2006 г., 27.05.2004 г., 05.05.2006 г. Фондом по платежным поручениям NN 13, 24, 31 был уплачен налог на доходы физических лиц в общей сумме, в данных платежных поручениях был неверно указан код бюджетной классификации, в результате чего денежные средства были зачислены в счет уплаты страховых взносов на, обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии.
В связи с допущенной ошибкой, Фондом был повторно уплачен налог на доходы физических лиц, 31.05.2006 г., в связи с чем Фонд обратился в Инспекцию за возвратом излишне уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование.
Данные обстоятельства Инспекцией не опровергается, однако в возврате спорной суммы было отказано со ссылкой на то обстоятельство, что налоговые органы не наделены полномочиями по возврату страховых взносов, механизм возврата страховка взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд, законом не установлен.
Полагая, что отказ Инспекции в возврате страховых взносов, уплаченных излишне, незаконен, Фонд обратился в арбитражный суд за защитой своих прав.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно абз. 3 ст. 2 ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством РФ о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 25 Закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" контроль за уплатой страховых взносов осуществляется налоговыми органами.
В соответствии с п.п. 7, 9 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика.
Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления. В силу п. 15 ст. 78 НК РФ правила данной статьи применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налогов и сборов, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду п. 13 ст. 78 НК РФ
Таким образом, суд кассационной инстанции не принимает доводы налоговой инспекции в связи с непредставлением доказательств отсутствия реальной возможности произвести возврат платежей.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание.
В силу пункта 1 статьи 15 Закона N 167-ФЗ страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи внесены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.
Согласно пункту 15 Порядка учета Федеральным казначейством поступлении в бюджетную системе Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлении в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишке (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений.
Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (Приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ)) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является безусловным основанием для отмены решения и постановления не нарушены.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.02.2007 г. по делу N А40-58067/06-139-237 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 21 мая 2007 г. N КА-А40/4223-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании