03 августа 2011 г. |
Дело N А65-1814/2011 |
г. Самара |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2011 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 августа 2011 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Бажана П.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Хархавкиным А.А.,
с участием:
от открытого акционерного общества "Северо-западные магистральные нефтепроводы" - Приходько А.Н., доверенность от 07.02.2011 года, N 01-01-9/54; Пахомова М.Д., доверенность от 19.04.2011 года, N 01-01-9/161;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан - Муртазин Р.Р., доверенность от 15.01.2010 года, N 2.2-0-13/000492;
от третьего лица - Пучкова Л.А., доверенность от 29.11.2010 года, N 83;
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 июля 2011 года, в зале N 7, апелляционные жалобы
открытого акционерного общества "Северо-западные магистральные нефтепроводы",
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан, г. Казань, Республика Татарстан,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 мая 2011 года по делу N А65-1814/2011, судья Мазитов А.Н.,
по заявлению открытого акционерного общества "Северо-западные магистральные нефтепроводы" (ИНН: 1645000340; ОГРН: 1021601763820), г. Казань, Республика Татарстан,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан, г. Казань, Республика Татарстан,
третье лицо:
УФНС России по Республике Татарстан, г. Казань, Республика Татарстан,
о признании недействительным решения от 29.10.2010 г. N 2-15 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения недействительным в части,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Северо-западные магистральные нефтепроводы", г. Казань (далее - заявитель, Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан (далее - ответчик, налоговый орган) о признании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан от 29.10.2010 г. N 2-15 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения недействительным в части: п.2 резолютивной части решения о начислении пени по НДС в сумме 1 270 457 руб., п.п.1 п. 3.1 резолютивной части решения о начислении налога на добавленную стоимость в размере 54 091 714 руб.; п.5 резолютивной части решения об уменьшении предъявленного к возмещению из бюджета НДС в сумме 10 314 090 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 мая 2011 заявление удовлетворено частично. Суд признал недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан N 2-15 от 29.10.2010 г. в части доначисления НДС в размере 54 091 714 руб., уменьшения предъявленного к возмещению из бюджета НДС в сумме 10 314 090 руб. и начисления пени по НДС в размере превышающем 196 703 руб. 68 коп. В удовлетворении остальной части заявления суд отказал, обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества "Северо-западные магистральные нефтепроводы".
Не согласившись с судебным актом, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда в части отказа ОАО "Северо-западные магистральные нефтепроводы" в удовлетворении требований о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан от 29.10.2010 г. N 2-15 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления и уплаты пени по НДС в сумме 196 703,68 руб. отменить; принять по делу новый судебный акт: признать недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан от 29.10.2010 г. N 2-15 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления и уплаты пени по НДС в сумме 196 703,68 руб. В остальной части решение суда первой инстанции заявитель просит оставить без изменения.
В апелляционной жалобе заявитель считает, что решение суда первой инстанции в части отказа обществу в удовлетворении требований о признании недействительным решения инспекции основано на неправильном применении и толковании норм материального права, выводы суда, содержащиеся в указанном судебном акте, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Кроме того, указанный судебный акт принят с нарушением норм процессуального законодательства, что могло привести или привело к принятию неправильного решения. Данные обстоятельства в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены решения суда в части отказа обществу в удовлетворении его требований.
Налоговый орган, не согласившись с выводами суда, также подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда в части удовлетворения требований налогоплательщика отменить, в удовлетворении заявления ОАО "СЗМН" отказать.
В апелляционной жалобе и дополнении к апелляционной жалобе налоговый орган указывает, что решение налогового органа от 29.12.2010 г. N 2-15 не нарушает права и законные интересы ОАО "СЗМН", поскольку ОАО "СЗМН" допустило нарушение статьи 170 НК РФ. Решение от 29.12.2010 г. N 2-15 направлено на исправление допущенных от 29.12.2010 г. N 2-15 нарушений. Считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы Налогового кодекса Российской Федерации, в частности статьи 54, 55, 163 НК РФ.
В судебном заседании представители заявителя доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме. В мотивированных отзывах от 07.07.2011 г. на апелляционную жалобу и от 21.07.2011 г. на дополнения к апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан представители заявителя просят решение суда в части удовлетворенных требований общества оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Представитель налогового органа доводы своей апелляционной жалобы поддержал в полном объеме. С доводами апелляционной жалобы заявителя не согласен.
Представитель третьего лица - УФНС России по Республике Татарстан апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан поддерживает полностью, с доводами апелляционной жалобы открытого акционерного общества "Северо-западные магистральные нефтепроводы" не согласен.
Апелляционные жалобы на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрены в соответствии с требованиями статей 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия апелляционной инстанции, исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционных жалоб, объяснений лиц, участвующих в деле, отзывов на жалобу, пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, при этом исходила из следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка соблюдения заявителем налогового законодательства, по результатам которой был составлен акт N 2-14 от 08.09.2010 г. и принято решение N 2-15 от 29.10.2010 г., которым заявителю были доначислены налог на добавленную стоимость за 4 квартал 2009 года в сумме 54 091 714 руб., земельный налог за 2007 год в сумме 945 руб., транспортный налог за 2007 - 2009 г.г. в сумме 2 399 руб., а также начислены пени в размере 1 271 395 руб. и применена ответственность в виде штрафа в сумме 668 руб. по этим налогам, а также уменьшен предъявленный к возмещению из бюджета НДС в сумме 10 314 090 руб.
Не согласившись с решением налогового органа, заявитель обжаловал его в вышестоящий налоговый орган путем подачи апелляционной жалобы, по результатам рассмотрения которой Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан было принято решение N 22 от 17.01.2011 года, которым решение налогового органа было оставлено без изменения, а апелляционная жалоба заявителя без удовлетворения.
Исходя из позиции налогового органа по налогу на добавленную стоимость, заяви-тель нарушил подпункт 3 пункт 3 статьи 170 НК РФ, не полностью восстановлен НДС в размере 64 805 804 руб., по авансам, выданным поставщику, по которым получен товар.
Общество, не согласившись с решением налогового органа, в части касающейся доначисления налога на добавленную стоимость и пени по нему, уменьшении предъявленного к возмещению из бюджета НДС обратилось в арбитражный суд Республики Татарстан, судебным актом которого требования заявителя удовлетворены в части.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 9 статьи 172 Налогового кодекса РФ вычеты сумм налога, указанных в пункте 12 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, документов, подтверждающих фактическое перечисление сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, при наличии договора, предусматривающего перечисление указанных сумм.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 170 НК РФ суммы налога, приня-тые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основ-ным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, преду-смотренном настоящей главой, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случаях перечисления покупателем сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. Восстанов-ление сумм налога производится покупателем в том налоговом периоде, в котором суммы налога по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам подлежат вычету в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Общество в соответствии с нормой закона применило в 4 квартале 2009 года налоговый вычет по уплаченной им поставщику ОАО "ОМК-Сталь" предоплате на сумму НДС 124 916 447 руб. 15 коп. В том же 4 квартале 2009 г. заявитель получил от поставщика ОАО "ОМК-Сталь" товары на сумму 606 386 806 руб. 25 коп., в том числе НДС 92 499 682 руб. 31 коп.
Однако, исходя из того, что условием договора поставки предусмотрена оплата авансового платежа в размере 30% от общей стоимости продукции (с учетом НДС), который засчитывается пропорционально отгруженной продукции, заявитель исчислил сумму авансового платежа, приходящегося на отгруженную продукцию (трубы) в размере 30% от общей суммы поставки (606 386 806 руб. 25 коп.) в 4 квартале 2009 года, что составило 181 916 041,88 руб. и основываясь на этом расчете восстановил НДС с авансов в 4 квартале 2009 г. в сумме 27 749 904,69 руб.
Суд обоснованно посчитал указанное восстановление НДС не соответствующим требованиям подпункта 3 пункта 3 статьи 170 НК РФ.
Принимая судебный акт, суд правомерно исходил из того, что поскольку в 4 квартале 2009 г. заявителем был получен товар и счет-фактуры от ОАО "ОМК-Сталь" на общую сумму 606 386 806 руб. 25 коп. (включая НДС 92 499 682 руб. 31 коп.), по указанной сумме НДС в 4 квартале 2009 г. подлежит применению вычет, то принятые заявителем ранее к вычету суммы НДС с суммы аванса подлежали восстановлению в том же налоговом периоде в 4 квартале 2009 г. и в том же размере 92 499 682 руб. 31 коп.
При этом имеет место нарушение подпункта 3 пункта 3 статьи 170 НК РФ, поскольку заявителем в 4 квартале 2009 года не полностью восстановлена сумма НДС, ранее принятая к вычету, в сумме 64 405 804 руб., которое не привело к неуплате налога.
Согласно материалам дела и установлено судом первой инстанции заявителем по контрагенту ОАО "ОМК-Сталь" сумма НДС за 4 квартал 2009 года была восстановлена и отражена в налоговой декларации в 1 квартале 2010 года и уплачена в бюджет (том 1 л.д. 45), на что указано в решении налогового органа. Обществом указанная сумма налога была исчислена и уплачена позднее, и опровергающих доказательств налоговым органом представлено не было.
Суд исходил из того, что в силу статьи 54 НК РФ при обнаружении ошибки (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым ( отчетным) периодам, в текущем ( отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были допущены указанные ошибки.
Заявитель самостоятельно выявил сумму искажения налоговой базы и внес исправление, но не в том периоде, когда оно было допущено, а в котором выявило эту ошибку. В данном случае может идти речь о нарушении требований статьи 54 НК РФ, регулирующей порядок проведения перерасчета, но ни как о таком виде нарушения, как неуплата налога, предусмотренного статьёй 122 Налогового кодекса РФ.
Налоговый орган в апелляционной жалобе со ссылкой на статью 54 НК РФ, регламентирующую, в том числе порядок перерасчета налоговой базы считает, что восстановление и уплата налога в более поздний период не является обстоятельством, исключающим доначисление налога в периоде, в котором была допущена ошибка.
Однако необходимость перерасчета налоговой базы по статье 54 НК РФ не влечет возникновение недоимки у Общества, если налог фактически был уплачен в бюджет до момента принятия решения налоговым органом.
Таким образом, арбитражный суд обоснованно указал, что налоговый орган неправомерно установил нарушение заявителя, выразившиеся в неуплате налога на добавленную стоимость, и предложил уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2009 года и уменьшил предъявленный к возмещению НДС.
Налоговым органом правомерно были начислены заявителю пени на сумму НДС, так как налог на добавленную стоимость заявителем был исчислен и уплачен с просрочкой. При этом ответчиком скорректирована сумма пеней, подлежащих начислению за несвоевременную уплату НДС, которая составила за период с 20.01.2010 г. по 20.04.2010 г. 196 703 руб. 68 коп.
Довод, изложенный заявителем в апелляционной жалобе о принятии налоговым органом решения с нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки, правомерно был отклонен судом первой инстанции как несостоятельный.
В соответствии с абзацем 2 пункта 14 статьи 101 Налогового Кодекса РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Суд установил, что уведомлением N 2-41 от 27.09.2010 г. заявитель был приглашен на 30.09.2010 г. для рассмотрения материалов по акту выездной проверки открытого акционерного общества "Северо-западные магистральные нефтепроводы", г.Казань за период с 2007-2009 г.г., которое было получено 27.09.2010 г. заместителем генерального директора заявителя Канзафаровым Р. Р.
Решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля N 2-1 от 30.09.2010 г. и решение о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки N 2-1 от 30.09.2010 г. получены также заместителем генерального директора заявителя Канзафаровым Р. Р. 30.09.2010 г. Заявитель уведомлением N 2-58 от 29.10.2010 г. был приглашен на 29.10.2010 г. для рассмотрения материалов по дополнительным мероприятиям налогового контроля и принятию решения по акту выездной проверки открытого акционерного общества "Северо-западные магистральные нефтепроводы", г. Казань за период с 2007-2009 г.г.
29.10.2010 года представители Общества Канзафаров Р. Р., Исламов А. Ш., Сафиуллин Т. М. участвовали в рассмотрении акта налоговой проверки от 08.09.2010 г. N 2-14. Возражений против рассмотрения материалов налоговой проверки в этот день ими заявлено не было.
Судом сделан правильный вывод о том, что заявитель о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, в том числе по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля, был извещен, нарушений его прав налоговым органом допущено не было. Более того, дополнительные мероприятия налогового органа не затронули права налогоплательщика в отношении рассматриваемого вопроса по НДС. По результатам дополнительных мероприятий налогового контроля каких-либо новых обстоятельств в отношении НДС выявлено не было, новых документов получено налоговым органом не было.
Доводы, приведенные заявителем и налоговым органом в апелляционных жалобах, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции, указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции считает, что решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 мая 2011 года по делу N А65-1814/2011 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-1814/2011
Истец: ОАО "Северо-западные магистральные нефтепроводы", г. Казань
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан