10 августа 2011 г. |
Дело N А49-1868/2011 |
г. Самара |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 августа 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Захаровой Е.И., Драгоценновой И.С., при ведении протокола судебного заседания Журавлевой Е.Ю., с участием:
от ОАО "Молочный комбинат "Пензенский" - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от государственного учреждения - Пензенское региональное отделение Фонда социального страхования РФ - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 08 августа 2011 года апелляционную жалобу государственного учреждения - Пензенское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 03 июня 2011 года по делу N А49-1868/2011, судья Петрова Н.Н., принятое по заявлению ОАО "Молочный комбинат "Пензенский", ИНН 5837006078, ОГРН 1025801441709, г.Пенза, к государственному учреждению - Пензенское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, г.Пенза,
о признании недействительным решения от 22 марта 2011 года N 580137001,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Молочный комбинат "Пензенский" (далее - ОАО "Молочный комбинат "Пензенский", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением, с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения государственного учреждения - Пензенское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее - ГУ - ПРО ФСС РФ) о привлечении к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах от 22 марта 2011 года N 580137001.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 03 июня 2011 года заявление ОАО "Молочный комбинат "Пензенский" удовлетворено, решение государственного учреждения - Пензенское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о привлечении к ответственности ОАО "Молочный комбинат "Пензенский" за нарушения законодательства о страховых взносах от 22 марта 2011 года N 580137001 признано недействительным, как не соответствующее нормам Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
В апелляционной жалобе ГУ - ПРО ФСС РФ просит решение суда отменить в части удовлетворенных требований заявителя, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ОАО "Молочный комбинат "Пензенский" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 20 ноября 2002 года, свидетельство серия 58 N 000896672.
С целью осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования должностным лицом ГУ-ПРО ФСС РФ проведена выездная проверка ОАО "Молочный комбинат "Пензенский" за период с 01 января 2010 года по 31 декабря 2010 года, которой установлена неуплата страховых взносов в ФСС РФ за 2010 год в размере 26853,96 руб. (акт проверки N 580137001 от 14 февраля 2011 года).
По результатам рассмотрения материалов проверки директором ГУ-ПРО ФСС РФ в лице филиала N 1 в присутствии уполномоченных представителей общества 22 марта 2011 года вынесено решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах N 580137001. Данным решением заявителю предложено добровольно уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС РФ в размере 26853,96 руб., пени в размере 17,45 руб., а также общество привлечено к ответственности по ч.1 ст.47 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) за неполную уплату страховых взносов в виде штрафа в размере 5370,79 руб.
Как видно из материалов дела, ОАО "Молочный комбинат "Пензенский" за счет прибыли в 2010 году приобретены санаторно-курортные путевки для 85 работников на общую сумму 1 440 675 руб. Частичная стоимость за путевки, удержанная из зарплаты работников, составила 419751,50 руб., сумма стоимости путевок для членов семей работников составила 94925 руб. На сумму разницы (1440675-419751,50-94925) 925998 руб. 50 коп. ГУ - ПРО ФСС ПФ начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС РФ в размере 26853,96 руб., соответствующие пени, а также общество привлечено к ответственности за неуплату страховых взносов (ч.1 ст.47 Федерального закона N 212-ФЗ) в виде штрафа в размере 5370,79 руб.
Согласно п.2 ст.3 Федерального закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляет Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, и в связи
с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам - организации.
В силу ч.1 ст.7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, в том числе организаций, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Довод ГУ-ПРО ФСС РФ о том, что перечень выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не облагаемых страховыми взносами, содержащийся в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание.
Вместе с тем статья 9 Федерального закона N 212-ФЗ содержит перечень выплат и вознаграждений, не подлежащих обложению страховыми взносами, вытекающих из трудовых либо гражданско-правовых отношений страхователя и физических лиц.
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что в рассматриваемом случае оплата стоимости путевки на санаторно-курортное лечение, приобретаемой организацией для физических лиц (своих работников, членов их семей, пенсионеров) не связана с трудовыми или гражданско-правовыми отношениями сторон.
Предоставление санаторно-курортных путевок не является вознаграждением работникам за исполнение ими трудовых обязанностей, не гарантировано ни трудовыми, ни коллективным договорами, заключенными ОАО "Молочный комбинат Пензенский" с работниками.
Согласно пункту 8.2 коллективного договора работодатель вправе, исходя из финансовых возможностей предприятия, выделять из средств социального страхования в рамках существующего норматива и за счет прибыли предприятия средства на приобретение путевок на оздоровление.
Таким образом, цель предоставления санаторно-курортной путевки - оздоровление, которое не зависит от трудовых успехов работника, не является средством вознаграждения его за труд. Следовательно, указанные суммы не включаются в базу для начисления страховых взносов.
При таких обстоятельствах начисление заявителю страховых взносов, пеней и привлечение его к ответственности, предусмотренной ч.1 ст.7 Федерального закона N 212-ФЗ, суд первой инстанции обоснованно признал неправомерным.
Кроме того, согласно ч.4 ст.8 Федерального закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются.
Из материалов дела следует, что ГУ-ПРО ФСС РФ в нарушение указанной нормы начислены страховые взносы на сумму стоимости путевки N 335272 с 12 июля 2010 года (11200 руб.), приобретенной для работницы общества Кобловой Л.М., тогда как ее совокупный доход с начала года по июль 2010 года превысил установленный размер (415000 руб.). Указанное обстоятельство подтверждается карточкой индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов, расчетом начисленных выплат, представителем ГУ-ПРО ФСС РФ было признано.
Довод общества о наличии переплаты по страховым взносам также подтверждается материалами дела, а именно: приложением к акту проверки.
Ссылка ГУ-ПРО ФСС РФ на письма Минздравсоцразвития РФ N 426-19 от 01 марта 2010 года, N 526-19 от 11 марта 2010 года, N 559-19 от 12 марта 2010 года судом первой инстанции обоснованно не приняты, поскольку названные письма не носят нормативного правового характера.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд выводы суда первой инстанции признает законными и обоснованными.
На основании изложенного решение суда от 03 июня 2011 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на государственное учреждение - Пензенское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 03 июня 2011 года по делу N А49-1868/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Пензенское региональное отделение Фонда социального страхования РФ - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
Е.И.Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-1868/2011
Истец: ОАО "Молочный комбинат "Пензенский"
Ответчик: ГУ Пензенское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N1