Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 15 июня 2007 г. N КГ-А40/4478-07
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 5 июня 2007 г.
Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ООО "МежрегионНИИпроект", ГУП "Экспериментальное конструкторское Бюро РАСХН", Российской академии сельскохозяйственных наук о признании недействительным договора купли-продажи от 24.11.2005 г., заключенного между Россельхозакадемией и ООО "МежрегионНИИпроект" на здание, расположенное по адресу: г. Москва, Большой Харитоньевский переулок, д. 21/6, стр. 4 (номер регистрации 77-77-12/019/2005-337); истребовании указанного недвижимого имущества из чужого незаконного владения ООО "МежрегионНИИпроект" в собственность Российской Федерации.
Исковые требования мотивированы следующим: здание по Большому Харитоньевскому переулку, д. 21/6, стр. 4 является памятником истории и культуры государственного значения и в соответствии с п. 3 части 1 Приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. относится исключительно к федеральной собственности. В силу ст. 6 ФЗ "О науке и научно-технической политике" Российская академия наук, отраслевые академии наук, в то числе Россельхозакадемия, являются имеющими государственный статус некоммерческими организациями (учреждениями), которые наделяются правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения переданным им имуществом, находящимся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством РФ, названным законом и уставами академий. В то же время правом на отчуждения переданного им федерального имущества Российская академия наук и отраслевые академии не наделены.
Решением от 11 января 2007 г. Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-61549/06-53-475 в удовлетворении заявленных требований отказано на том основании, что с 30.01.1992 г. спорное здание, в силу Указа Президента РФ от 30.01.1992 г. N 84 "О Российской академии сельскохозяйственных наук" и постановлением Правительства РФ от 08.04.1992 г. N 229, являлось собственностью Россельхозакадемии и к федеральной собственности не относилось. Право собственности Россельхозакадемии в установленном порядке зарегистрировано. В реестр федеральной собственности здание по Б. Харитоньевскому пер., д. 21/6, стр. 4 не включено.
Постановлением от 4 апреля 2007 г. N 09АП-2838/07ГК Девятого арбитражного суда решение арбитражного суда г. Москвы от 11.01.2007 г. по делу N А40-61549/06-53-475 отменено. Принят новый судебный акт об удовлетворении исковых требований о признании недействительным договора купли-продажи от 24.11.2005 г. на здание, расположенное по адресу: г. Москва, Большой Харитоньевский переулок, д. 21/6, стр. 4 (номер регистрации 77-77-12/019/2005-337), заключенный между ООО МежрегионНИИпроект и ГУП "Экспериментальное конструкторское бюро Российской академии сельскохозяйственных наук", действовавшему по агентскому договору N 1 от 07.11.2005 г., заключенному им с Российской академией сельскохозяйственных наук и об истребовании здания, расположенного по адресу: г. Москва, Большой Харитоньевский переулок, д. 21/6, стр. 4 из чужого незаконного владения ООО "МежрегионНИИпроект" в собственность Российской Федерации.
В кассационной жалобе на постановление от 04.04.2007 г. N 09АП-2838/07-ГК Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-61549/06-53-475 ООО "МежрегионНИИпроект" просит указанный судебный акт отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции от 11 января 2007 г., ссылаясь на несоответствие выводов апелляционного суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права. Суд не учел, что органы исполнительной власти РФ распорядились спорным объектом, передав его из федеральной собственности в собственность Россельхозакадемии в 1992 году, что следует из Указа Президента РФ N 84 от 30.01.92 г. и постановления Правительства РФ N 229 от 08.04.1992 г. Право собственности Россельхозакадемии зарегистрировано в ЕГРП, что свидетельствует о признании этого права государством. Имущество выбыло из собственности Российской Федерации по воле собственника. ООО "МежрегионНИИпроект" является добросовестным приобретателем. Судом не применены подлежащие применению нормы права: ст. 2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", ст. 223 ГК РФ, неправильно применена ст. 6 Закона "О науке и государственной научно-технической политике" и другие.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ООО "МежрегионНИИпроект" доводы кассационной жалобы поддержал по указанным в ней основаниям.
Представители Россельхозакадемии, ГУП "ЭКБ РАСХН" полностью согласились с правовой позицией заявителя кассационной жалобы.
Представители Росимущества и Росохранкультуры просили кассационную жалобу отклонить, считая обжалуемое постановление законным и обоснованным.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и вынесении обжалуемого постановления, Федеральный арбитражный суд Московского пришел к выводу, что постановление подлежит отмене в части удовлетворения требований об истребовании спорного здания в пользу Российской Федерации и оставлению в силе в части признания договора недействительным.
Отменяя решение суда первой инстанции принимая новый судебный акт об удовлетворении исковых требований апелляционный суд исходил из следующего.
Строение 4 дома 21/6 по Большому Харитоньевскому переулку в городе Москве на основании постановления Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 г. N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" включено в список памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения.
В соответствии с п. 1 ст. 64 Федерального закона от 25.06.2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" указанный памятник отнесен к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 раздела 2 приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" исключительно к федеральной собственности были отнесены объекты историко-культурного наследия общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от того, на чьем балансе они находятся.
Согласно п. 3 разд. 1 гл. 2 Указа Президента РФ от 29.12.1991 г. N 341 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий" приватизация памятников истории и культуры в 1992 г. запрещена. Запрет на приватизацию памятников истории и культуры был законодательно закреплен также в ст. 44 Закона РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-1 "Основы законодательства о культуре".
Поскольку приватизация памятников истории и культуры в 1992 г. была запрещена, то в соответствии со ст.ст. 21 Закона РСФР "О собственности" объекты культурного наследия общероссийского значения могли находиться только в собственности государства.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176 "Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" установлено, что к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения относятся памятники истории и культуры, подлежащие охране как памятники государственного значения в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327, дополненным постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 N 624.
Вывод суда первой инстанции о том, что согласие федеральных органов исполнительной власти на продажу спорного имущества не требовалось, так как имущество являлось собственностью Россельхозакадемии, ошибочен.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 30.01.1992 N 84 "О Российской академии сельскохозяйственных наук" Россельхозакадемия является высшей самоуправляемой организацией, которая действует на основании законов Российской Федерации и устава.
Пунктом 3 названного Указа вновь созданной Россельхозакадемии переданы в собственность основные фонды, научные приборы, предприятия, оборудование Российской академии сельскохозяйственных наук и ее научных учреждений, а также собственное и государственное имущество ВАСХНИЛ и ее научных учреждений, находящееся на территории Российской Федерации. Кроме того, Россельхозакадемии переданы в бессрочное бесплатное пользование земли, ранее предоставленные Российской академии сельскохозяйственных наук, ВАСХНИЛ и их научным учреждениям.
Несмотря на то, что за Россельхозакадемией закреплены определенные правомочия собственника, переданное ей имущество остается государственной собственностью.
Законом "О науке и государственной научно-технической политике" Российской академии наук, отраслевым академиям наук не предоставлено права на отчуждение переданного им федерального имущества. Согласно статье 6 данного Закона Российская академия наук, отраслевые академии наук, в том числе Россельхозакадемия, являются имеющими государственный статус некоммерческими организациями (учреждениями), которые наделяются правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения переданным им имуществом, находящимся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, названным Законом и уставами академий.
По смыслу ст. 296, пункта 1 ст. 298 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение осуществляет в отношении закрепленного за ним имущества, в пределах установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться, закрепленным за ним имуществом.
Исходя из изложенного, имущество Россельхозакадемии находится в федеральной собственности и распоряжаться этим имуществом она может лишь в установленном законодательством пределах и порядке.
Спорный объект недвижимости должен был отчуждаться по договору купли-продажи при наличии согласия на то, как Россельхозакадемии, так и федерального органа исполнимой власти, уполномоченного на распоряжение объектами федеральной собственностью.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации и пунктом 15 Постановления Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 N 27.12.1991 года управление и распоряжение объектами федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, осуществляет Правительство Российской Федерации, которое может делегировать определенные полномочия в отношении объектов федеральной собственности федеральным органам исполнительной власти, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеративным договором и законами Российской Федерации.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации только собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам.
Поскольку решение о продаже недвижимого имущества - здания, находящегося по адресу: г. Москва, Большой Харитоньевский пер., д. 21/6, стр. 4 - памятника истории и культуры федерального значения "Палаты бояр Волковых (Дворец князей Юсуповых), принималось без согласования с Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом и в последующем этот федеральный орган исполнительной власти возражает против отчуждения спорного имущества, следует признать, что договор купли-продажи от 24.11.2005 года заключен с нарушением положений статьи 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации и такая сделка является недействительной (ничтожной) на основании статьи 168 Кодекса.
В материалы дела представлены судебные акты по арбитражным делам N А40-6694/04-84-49 и N А40-41222/05-84-316, из содержания которых следует, что на вышеуказанный объект недвижимости имеются притязания Российского государства, в лице его уполномоченных органов.
С учетом изложенного, вывод апелляционного суда о недействительности договора, заключенного между ООО "МежрегионНИИпроект" и ГУП "Экспериментальное конструкторское бюро РАСХН" является верным.
Вместе с тем, выводы суда об удовлетворении исковых требований в части об истребовании спорного здания из незаконного владения ООО "МежрегионНИИпроект" в собственность Российской Федерации нельзя признать обоснованным.
Рассматривая данное требование, апелляционный суд руководствовался положениями статьи 302 ГК РФ и разъяснениями Конституционного суда РФ, данными в Постановлении от 21.04.2003 г. N 6-П.
Между тем, в данном случае, ООО "МежрегионНИИпроект" не является стороной вторичной сделки. Выступающее в качестве продавца по оспариваемому договору ГУП "Экспериментальное конструкторское бюро РАСХН" действовало на основании агентского договора, заключенного с РАСХН. Таким образом, ООО "МежрегионНИИпроект" является первым покупателем федерального имущества, закрепленного за РАСХН.
Кроме того, истребование спорного здания в пользу Российской Федерации означает изъятие данного имущества и у Российской академии сельскохозяйственных наук. Между тем вопрос о правомерности таких действий, исходя из положений Постановления ВС РФ от 28.05.92 г. N 2861-1, Указа Президента РФ N 84 от 30.01.1992 г., и разъяснений Высшего Арбитражного Суда РФ, содержащихся в письме от 30.06.1993 г. N С-13/ОП-210,судом не исследовался.
С учетом изложенного, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда в указанной части подлежит отмене с передачей дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует, с учетом положений Указа Президента РФ от 30.01.1992 г. N 84, постановления Правительства РФ от 08.04.1992 г. N 229 и вышеуказанных разъяснений ВАС РФ, а также конкретных обстоятельств данного дела, определить нормы права, подлежащие применению при рассмотрении требования об истребовании имущества и в соответствии с законом разрешить спор.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
постановление от 4 апреля 2007 г. N 09 АП-2838/07-ГК Девятого арбитражного апелляционного суда по делу Арбитражного суда г. Москвы N А40-61549/06-53-475 в части истребования здания, расположенного по адресу: г. Москва, Большой Харитоньевский переулок, д. 21/6, стр. 4 из владения ООО "МежрегионНИИпроект в собственность РФ отменить.
Дело в этой части передать на новое рассмотрение в Девятый арбитражный апелляционный суд.
В остальной части постановление от 04.04.2007 г. N 09АП-2838/07-ГК Девятого арбитражного апелляционного суда оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В материалы дела представлены судебные акты по арбитражным делам N А40-6694/04-84-49 и N А40-41222/05-84-316, из содержания которых следует, что на вышеуказанный объект недвижимости имеются притязания Российского государства, в лице его уполномоченных органов.
С учетом изложенного, вывод апелляционного суда о недействительности договора, заключенного между ООО "МежрегионНИИпроект" и ГУП "Экспериментальное конструкторское бюро РАСХН" является верным.
Вместе с тем, выводы суда об удовлетворении исковых требований в части об истребовании спорного здания из незаконного владения ООО "МежрегионНИИпроект" в собственность Российской Федерации нельзя признать обоснованным.
Рассматривая данное требование, апелляционный суд руководствовался положениями статьи 302 ГК РФ и разъяснениями Конституционного суда РФ, данными в Постановлении от 21.04.2003 г. N 6-П.
Между тем, в данном случае, ООО "МежрегионНИИпроект" не является стороной вторичной сделки. Выступающее в качестве продавца по оспариваемому договору ГУП "Экспериментальное конструкторское бюро РАСХН" действовало на основании агентского договора, заключенного с РАСХН. Таким образом, ООО "МежрегионНИИпроект" является первым покупателем федерального имущества, закрепленного за РАСХН.
Кроме того, истребование спорного здания в пользу Российской Федерации означает изъятие данного имущества и у Российской академии сельскохозяйственных наук. Между тем вопрос о правомерности таких действий, исходя из положений Постановления ВС РФ от 28.05.92 г. N 2861-1, Указа Президента РФ N 84 от 30.01.1992 г., и разъяснений Высшего Арбитражного Суда РФ, содержащихся в письме от 30.06.1993 г. N С-13/ОП-210,судом не исследовался.
...
При новом рассмотрении суду следует, с учетом положений Указа Президента РФ от 30.01.1992 г. N 84, постановления Правительства РФ от 08.04.1992 г. N 229 и вышеуказанных разъяснений ВАС РФ, а также конкретных обстоятельств данного дела, определить нормы права, подлежащие применению при рассмотрении требования об истребовании имущества и в соответствии с законом разрешить спор."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 15 июня 2007 г. N КГ-А40/4478-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании