г. Тула
16 августа 2011 г. |
Дело N А62-6195/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 августа 2011 года
Двадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Можеевой Е.И.,
судей Капустиной Л.А., Мордасова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лыжовой Е.Н.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 25 апреля 2011 года по делу N А62-6195/2010 (судья Ткаченко В.А.), принятое по иску Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (ОГРН 1026701437212, ИНН 6730012070) к индивидуальному предпринимателю Куштыновой Ирине Александровне (ОГРНИП 306673115900041, ИНН 673107884006) о взыскании 291 603 руб. 70 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Грешутиной Е.А., представителя по доверенности N 54 от 28.12.2010;
от ответчика: Машпанина А.Е., представителя по доверенности от 28.08.2008, Куштынова А.Е., представителя по доверенности от 05.06.2010;
установил:
Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области обратился с исковым заявлением в Арбитражный суд Смоленской области к индивидуальному предпринимателю Куштыновой Ирине Александровне о взыскании 140 495,78 рублей задолженности по договору аренды земельного участка с кадастровым номером N 67:27:001 39 25:0024 за период с 01.01.2009 по 30.09.2010 и 151107,92 рублей пени за нарушение сроков внесения арендной платы по договору аренды земельного участка, начисленных за период с 31.03.2009 по 30.09.2010.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 25.04.2011 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда от 25.04.2011 отменить.
По мнению заявителя жалобы, решение суда первой инстанции является необоснованным.
Заявитель жалобы считает, что суд первой инстанции неправомерно не принял во внимание представленные Департаментом доказательства размера кадастровой стоимости земельного участка, а именно сведения из кадастровой выписки о земельном участке от 22.10.2009 N 6727/213/09-52473, согласно которой удельный показатель кадастровой стоимости составляет 4125,59 руб. за 1 кв. м. По мнению заявителя жалобы, при расчете размера арендной платы суд не имел правовых оснований для неприменения сведений, содержащихся в указанной выше кадастровой выписке, поскольку документ выдан уполномоченным органом - Управлением Роснедвижимости по Смоленской области и указанный размер кадастровой стоимости не оспорен.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители ответчика пояснили, что с доводами апелляционной жалобы не согласны, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей истца и ответчика, апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела, 09 июня 2005 года между Муниципальным образованием город Смоленск (арендодатель) и индивидуальным предпринимателем Куштыновой И.А (арендатор) на основании постановления главы администрации города Смоленска был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером N 67: 27:001 39 25:0024, общей площадью 164 кв.м, расположенного по адресу: г. Смоленск, в районе пересечения улиц Генерала Лукина и Полевой, для реконструкции и установки торгового павильона под магазин из легкосборных конструкций.
В соответствии с областным законом N 1-з от 08.02.2007 распоряжение земельными участками, собственность на которые не разграничена в г. Смоленске, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области, определенным правовым актом Смоленской области.
Постановлением администрации Смоленской области N 86 от 20.02.2009 полномочия по распоряжению земельными участками возложены на Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области.
Пунктом 2.3 договора аренды земельного участка от 09.06.2005 предусмотрено внесение арендатором платы за пользование земельным участком на расчетный счет арендодателя ежеквартально равными частями, до 1-го числа следующего квартала, за четвертый квартал - не позднее 25 декабря текущего года.
Ссылаясь на то, что ответчик, в нарушение договора, арендную плату за пользование земельным участком за период с 31.03.2010 по 30.09.2010 вносил не в полном объеме, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Рассмотрев данный спор, суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Данный вывод суда первой инстанции является правильным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В силу пункта 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии с пунктом 2.1 договора размер арендной платы исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем издания постановления главы администрации города о предоставлении участка в аренду. В дальнейшем арендная плата устанавливается в соответствии с действующим законодательством на каждый календарный год без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений (дополнений) в настоящий договор и доводится до сведения арендатором путем опубликования в прессе.
Как усматривается из материалов дела, постановлением администрации Смоленской области от 10.03.2009 N 118 утверждено положение о порядке определения размера арендной платы, а также о порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Смоленской области.
В данном положении утвержден порядок расчета арендной платы по формуле: Ап = Скадастр x Sуч x Сап x m / 12 x К, где:
Ап - размер арендной платы (рублей);
Скадастр - удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка по соответствующему виду его функционального использования (рублей за 1 кв. метр);
Sуч - площадь земельного участка (или его части), являющегося предметом договора аренды (кв. метров);
Сап - ставка арендной платы, установленная нормативным правовым актом органа местного самоуправления муниципального района (городского округа) Смоленской области или нормативным правовым актом Администрации Смоленской области в соответствии с этим Положением (процентов от кадастровой стоимости земельного участка);
m - количество месяцев аренды.
К - понижающий коэффициент.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, применимой к спорным правоотношениям, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 названной статьи - при расчете кадастровой стоимости в процентах от рыночной стоимости земельного участка). Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правительство Российской Федерации постановлением от 08.04.2000 N316 (с последующими изменениями и дополнениями) утвердило Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Согласно пунктам 1 и 9 названных Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки.
Сведения об экономических характеристиках земельных участков в соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" подлежали внесению в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов.
Таким образом, по итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, постановлением администрации Смоленской области от 21.10.2008 N 584 утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по кадастровым кварталам населенных пунктов муниципальных образований Смоленской области в виде таблицы по 15 видам разрешенного использования.
Спорный земельный участок учтен в перечне земельных участков с удельным показателем кадастровой стоимости 1934,25 руб. за кв. м.
Данное постановление в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации было опубликовано 04 ноября 2008 года в "Смоленской газете" N 84 и вступило в силу 01 января 2009 года.
Таким образом, в соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", пунктами 7, 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании акта об утверждении кадастровой стоимости, с указанием реквизитов акта и даты утверждения кадастровой стоимости.
В данном случае таким актом является действующее постановление администрации Смоленской области от 21.10.2008 N 584.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны выполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств недопустим.
Учитывая вышеизложенное и то, что в материалы дела представлены доказательства внесения арендных платежей в спорный период в полном объеме с учетом удельного показателя кадастровой стоимости 1934,25 руб. за кв. м, требования Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области являются необоснованными и в их удовлетворении правомерно отказано судом первой инстанции.
Ссылка заявителя жалобы на то, что при расчете размера арендной платы суд не имел правовых оснований для неприменения сведений, содержащихся в кадастровой выписке от 22.10.2009 N 6727/213/09-52473, согласно которой удельный показатель кадастровой стоимости составляет 4125,59 руб. за 1 кв. м, поскольку документ выдан уполномоченным органом - Управлением Роснедвижимости по Смоленской области и указанный размер кадастровой стоимости не оспорен, подлежит отклонению.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 21.09.2010 N 7309/10, только утвержденные органами исполнительной власти субъектов РФ средние показатели кадастровой стоимости земельных участков представляют собой именно те результаты государственной кадастровой оценки земель, которые предусмотрены статьей 66 Земельного кодекса РФ и должны использоваться при расчете кадастровой стоимости конкретных земельных участков, равной произведению площади участка на утвержденный средний показатель.
Кадастровая выписка от 22.10.2009 N 6727/213/09-52473 актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Смоленской области не является.
Письмо Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области от 13.04.2011 N 5426/18исх также не может быть принято во внимание, поскольку конкретного исчисления кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 4125,59 руб. за 1 кв.м не содержит, как и не подтверждает правомерность такого расчета.
Таким образом, используя при расчете величины арендной платы средний показатель кадастровой стоимости земельных участков, утвержденный действующим постановлением администрации Смоленской области от 21.10.2008 N 584, ответчик действовал правильно.
Безусловных оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом вышеуказанных обстоятельств суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области и отмены принятого решения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В то же время судебная коллегия отмечает, что истец в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 25.04.2011 по делу N А62-6195/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Можеева |
Судьи |
Л.А. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-6195/2010
Истец: Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области
Ответчик: ИП Куштынова Ирина Александровна