15 августа 2011 г. |
Дело N А55-3313/2011 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 августа 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Захаровой Е.И., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Журавлевой Е.Ю.,
с участием в судебном заседании:
представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Самары Герешко Ю.П. (доверенность от 22.11.2010 N 04-11/1469),
представителя ООО "Стилфорд" Протопопова И.В. (доверенность от 12.05.2010),
рассмотрев в открытом судебном заседании 08.08.2011 в помещении суда апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Самары на решение Арбитражного суда Самарской области от 07.06.2011 по делу N А55-3313/2011 (судья Гордеева С.Д.), принятое по заявлению ООО "Стилфорд" (ИНН 6311085255, ОГРН 1066311037671), г.Самара, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Самары, г.Самара,
об оспаривании решения и обязании произвести возмещение налога,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Стилфорд" (далее - ООО "Стилфорд", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Самары (далее - налоговый орган) от 26.11.2010 N 12-42/1184 от о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и N 12-42/1185 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС, налог) в сумме 5 710 998 руб., а также об обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем возмещения НДС.
Решением от 07.06.2011 по делу N А55-3313/2011 Арбитражный суд Самарской области заявленные требования общества удовлетворил.
Налоговый орган в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции.
Общество апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Представитель налогового органа в судебном заседании апелляционную жалобу поддержал, просил отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.
Представитель общества апелляционную жалобу отклонил.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, в выступлении представителей общества и налогового органа в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, 26.05.2010 ООО "Стилфорд" представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по НДС за май 2007 года (корректировка N 5) (далее - декларация N 5), в которой отразило НДС, исчисленный с налоговой базы, в сумме 7 070 119 руб., налоговые вычеты в сумме 12 781 117 руб., НДС к возмещению из бюджета в сумме 5 710 998 руб.
По результатам камеральной налоговой проверки указанной налоговой декларации налоговый орган принял решения от 26.11.2010 N N 12-42/1184 и 12-42/1185, которыми отказал обществу в налоговых вычетах в сумме 12 781 117 руб., начислил НДС в сумме 7 070 119 руб., пени в сумме 2 949 229 руб. и штрафные санкции по п.1 ст.122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме 1 414 024 руб. и по п.1 ст.126 НК РФ в сумме 4 200 руб.
Решением от 11.01.2011 N 03-15/00042 Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области изменило решение налогового органа от 26.11.2010 N 12-42/1184, уменьшив сумму штрафа по п.1 ст.126 НК РФ на 600 руб., решение от 26.11.2010 N 12-42/1185 утвердило.
Основанием для вынесения оспариваемых решений послужило следующее.
В ранее представленных налоговых декларациях за май 2007 года общество отразило НДС, исчисленный с налоговой базы, в сумме 7 070 119 руб., налоговые вычеты в сумме 7 033 825 руб., налог, подлежащий уплате в бюджет, в сумме 36 294 руб. Налоговым органом не оспаривается, что данная сумма своевременно уплачена в бюджет.
Налоговый орган трижды проверял достоверность сведений, содержащихся в первичной налоговой декларации по НДС за май 2007 года, в том числе правомерность применения налоговых вычетов в заявленной сумме (камеральная налоговая проверка данной декларации, выездная налоговая проверка и повторная выездная налоговая проверка, проведенная Управлением Федеральной налоговой службы по Самарской области (акт от 08.12.2009 N 11-69/07120).
В декларации N 5, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией по НДС за тот же период, сумма налога, исчисленная с налоговой базы, не изменилась (7070119 руб.), ранее заявленная сумма налоговых вычетов (7 033 825 руб.) увеличилась на сумму 5 747 292 руб. и составила 12 781 117 руб., налог к уплате в бюджет отсутствует.
Размер налоговых вычетов в декларации N 5 увеличился в связи с получением ООО "Стилфорд" счетов-фактур от своего контрагента - ООО "Интерпайп-М".
Таким образом, у ООО "Стилфорд" по декларации N 5 не возникло обязанности по уплате НДС в бюджет, а налоговый орган по результатам камеральной налоговой проверки мог принять решение о возмещении либо об отказе в возмещении налога.
У налогового органа не было оснований производить начисление НДС к уплате в бюджет и соответствующих сумм пени и штрафа по п.1 ст.122 НК РФ по результатам камеральной налоговой проверки декларации N 5.
ООО "Стилфорд" в обоснование дополнительно заявленных налоговых вычетов представило в налоговый орган счета-фактуры, товарные накладные и акты приемки услуг, полученные от ООО "Интерпайп-М", а также книгу покупок за май 2007 года.
В подтверждение факта принятия на бухгалтерский учет товара, приобретенного у ООО "Интерпайп-М", ООО "Стилфорд" представило в налоговый орган карточки счетов 44 "Расходы на продажу" и 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", оборотно-сальдовую ведомость по счету 41 "Товары".
Как следует из решения от 26.11.2010 N 12-42/1184, в целях проведения камеральной налоговой проверки декларации N 5 налоговый орган направил обществу требование от 02.06.2010 N 12-40/980 о предоставлении документов.
Поскольку затребованные налоговым органом и не представленные ООО "Стилфорд" журнал учета выставленных и полученных счетов-фактур, книги продаж с дополнительными листами, счета-фактуры и накладные по реализации товаров (работ, услуг) не являются документами, подтверждающими правомерность применения налоговых вычетов, налоговый орган не вправе был их запрашивать и, как следствие, привлекать общество к ответственности по п.1 ст.126 НК РФ.
Этот вывод суда подтверждается арбитражной судебной практикой.
Согласно п.8 ст.101 НК РФ в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пени, а также подлежащий уплате штраф.
В акте камеральной налоговой проверки декларации N 5 налоговый орган доначислил НДС к уплате в сумме 5 123 943 руб.
В тоже время, в нарушение п.8 ст.101 НК РФ, в оспариваемых решениях НДС к уплате отражен в большем размере - 7 070 119 руб.
Увеличение в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения суммы доначисленного налога по сравнению с суммой, указанной в акте проверки, является неправомерным.
Уведомлением от 22.11.2010 N 12-42/1171 налоговый орган внес изменения в акт камеральной налоговой проверки, указав доначисленный НДС в сумме 7 070 119 руб., однако нормы НК РФ не предоставляют налоговому органу права вносить изменения в акт проверки.
Кроме того, налоговый орган отказал обществу в применении налоговых вычетов в полном объеме, в том числе налоговых вычетов в сумме 7 033 825 руб., правомерность применения которых подтверждена тремя ранее проведенными налоговыми проверками.
Отказывать в применении налоговых вычетов в сумме 7 033 825 руб. у налогового органа не было оснований.
В оспариваемом решении налогового органа значатся пени в сумме 2 949 229 руб., однако расчет пени отсутствует. В акте камеральной налоговой проверки информация о начислении пени также не содержится.
В соответствии с п.10 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 отсутствие указания на характер и обстоятельства вменяемого налогоплательщику правонарушения, ссылок на документы и иные сведения, на которых основаны выводы налогового органа, лишает налогоплательщика возможности обеспечить надлежащую защиту своих прав и является основанием для признания решения налогового органа недействительным.
При вынесении решения налоговым органом не принят во внимание факт уплаты обществом НДС по ранее представленной декларации, а доначисление всей суммы налога, исчисленной с налоговой базы за май 2007 года, мотивировано непредставлением обществом документов, подтверждающих обоснованность применения налоговых вычетов в сумме 12 781 117 руб.
В соответствии с п.7 ст.88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено этой статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.
П.8 ст.88 НК РФ установлено, что при подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных этим пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с НК РФ. Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст.172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.
Таким образом, при проведении камеральной проверки декларации N 5 налоговый орган вправе истребовать у ООО "Стилфорд" лишь документы, подтверждающие в соответствии со ст.172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов, заявленных обществом по полученным от ООО "Интерпайп-М" счетам-фактурам.
Ссылку налогового органа на то, что счета-фактуры, выставленные ООО "Стилфорд", содержат недостоверные сведения, так как в них указан юридический адрес, по которому общество отсутствует, суд апелляционной инстанции считает несостоятельной, поскольку в ст.169 НК РФ не установлено, какой конкретно адрес (юридический или фактический) должен содержаться в счете-фактуре.
Аналогичные выводы содержатся в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 21.04.2011 по делу N А53-14613/2010 и др.
Налоговый орган также ссылается на то, что организации, указанные в счетах-фактурах в качестве грузоотправителей и грузополучателей, в ходе проведения встречных проверок не представили документы, подтверждающие хозяйственные взаимоотношения с ООО "Стилфорд".
Данное обстоятельство не имеет значения для рассмотрения настоящего дела, поскольку, как следует из акта камеральной налоговой проверки от 09.09.2010 N 12-43/5232ДСП, продавец товара - ООО "Интерпайп-М" факт поставки товара подтвердил.
В соответствии с п.2 ст.173 НК РФ если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст.166 НК РФ и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с п.3 ст.170 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп.1 и 2 п.1 ст.146 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст.ст.176 и 176.1 НК РФ, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
В соответствии с п.1 и 2 ст.176 НК РФ после представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном ст.88 НК РФ. По окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
Поскольку ООО "Стилфорд" не допустило нарушений законодательства о налогах и сборах, отказ налогового органа в возмещении заявленной в налоговой декларации суммы НДС является необоснованным и незаконным.
Как уже указано, общество представило документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых вычетов по счетам-фактурам, выставленным ООО "Интерпайп-М", в сумме 5 747 292 руб., а правомерность применения налоговых вычетов в сумме 7 033 825 руб. подтверждена ранее проведенными налоговыми проверками. Следовательно, подтверждена вся сумма налоговых вычетов, заявленных в декларации N 5. Исчисленный обществом с налоговой базы НДС налоговым органом не оспаривается.
Таким образом, материалами дела подтверждается вывод суда первой инстанции о том, что факт наличия превышения суммы налоговых вычетов над суммой исчисленного с налоговой базы НДС является доказанным и, как следствие, отказ в возмещении НДС является незаконным.
В п.1 резолютивной части решения от 26.11.2010 N 12-42/1185 об отказе в возмещении (частично) суммы НДС, заявленной к возмещению, налоговый орган неправомерно отказывает обществу в налоговых вычетах в сумме 12 781 117 руб., в то время как в подобном решении необходимо указывать на отказ в возмещении налога, заявленного к возмещению, а не на отказ в налоговых вычетах.
Кроме того, решением от 26.11.2010 N 12-42/1185 об отказе в возмещении (частично) суммы НДС, заявленной к возмещению, налоговый орган повторно возлагает на ООО "Стилфорд" обязанность по уплате сумм начисленных НДС, пени и штрафа, уже указанных в решении от 26.11.2010 N 12-42/1184 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, что недопустимо в силу НК РФ.
Налоговым органом также допущено нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.
Согласно п.1 ст.101 НК РФ материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. При этом п.7 ст.101 НК РФ установлено, что руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.
Как следует из материалов дела, 18.10.2010 заместитель начальника инспекции Бекедова С.И. в присутствии представителя ООО "Стилфорд" рассмотрела материалы проверки и возражения (объяснения) общества.
По результатам рассмотрения материалов проверки заместитель начальника инспекции Бекедова С.И. приняла решение от 29.10.2010 N 12-42/1153 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (провести обследование юридических адресов грузополучателей и грузоотправителей, направить поручения об истребовании документов у грузополучателей и грузоотправителей товаров) в срок до 26.11.2010.
26.11.2010 начальник инспекции Задыхин С.Г. вынес решение N 12-42/1184 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и N 12-42/1185 об отказе (частично) в возмещении налога, заявленного к возмещению.
Доказательств того, что материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля рассматривались Задыхиным С.Г., а также доказательств того, что об указанном рассмотрении общество было надлежащим образом извещено, налоговый орган в нарушение ч.1 ст.65 и ч.5 ст.200 АПК РФ не представил.
Более того, из вводной части оспариваемых решений следует, что рассмотрение материалов проверки проводилось только один раз (18.10.2010) в присутствии представителя общества, извещенного письмом от 10.09.2010 N 12-42/1074.
Таким образом, материалы проверки были рассмотрены одним должностным лицом налогового органа (Бекедовой С.И.), а оспариваемые решения подписаны другим должностным лицом (Задыхиным С.Г.).
Исходя из приведенных норм ст.101 НК РФ рассматривать материалы проверки и возражения налогоплательщика, а также выносить решения по проверки должно одно и то же должностное лицо налогового органа, которое непосредственно отвечает за правомерность принятого решения.
В соответствии с п.2 ст.101 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.
П.8 ст.101 НК РФ установлены требования к содержанию принимаемых налоговым органом решений, предусматривающие изложение, в том числе, доводов, приводимых лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов.
Положения указанных норм направлены на обеспечение прав налогоплательщика, предусмотренных пп.7 и 9 п.1 ст.21 НК РФ, представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по актам проведенных проверок.
Поскольку Задыхин С.Г. не рассматривал материалы проверки, ООО "Стилфорд" было лишено права представить свои возражения тому должностному лицу, которое вынесло решения по проверке.
Кроме того, налоговый орган не представил доказательств того, что ООО "Стилфорд" было ознакомлено с материалами, полученными в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.
Таким образом, указанные нарушения налоговым органом существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки, в соответствии с п.14 ст.101 НК РФ, являются основанием для отмены оспариваемых решений.
Выводы суда подтверждаются арбитражной судебной практикой (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 13.04.2011 по делу N А53-15563/2010, постановление ФАС Уральского округа от 25.04.2011 по делу N А76-14021/2010, постановление ФАС Центрального округа от 02.06.2011 по делу N А35-8630/2010, постановление ФАС Поволжского округа от 26.03.2010 по делу N А12-12757/2009 и др.).
Кроме того, как уже указано, налоговый орган уведомлением от 22.11.2010 N 12-42/1171 внес изменения в акт камеральной налоговой проверки, увеличив сумму доначисленного НДС.
Следовательно, у ООО "Стилфорд" возникло право, установленное п.6 ст.100 НК РФ, на представление возражений в течение 15 дней с даты получения данного уведомления.
Однако, уведомление, направленное в адрес ООО "Стилфорд" почтой, было получено обществом 27.11.2010, то есть на следующий день после вынесения налоговым органом оспариваемых решений (26.11.2010), и общество тем самым было лишено возможности воспользоваться правом на представление возражений.
На основании изложенного, оценив и исследовав в совокупности и взаимосвязи имеющиеся доказательства, с учетом положений ст.71 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно признал решения налогового органа недействительными.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции незаконно возложил на налоговый орган обязанность по возмещению ООО "Стилфорд" НДС, так как общество заявление на возврат налога не подавало, подлежит отклонению.
Как видно из резолютивной части обжалуемого судебного акта, суд первой инстанции обязал налоговый орган не возвратить, а возместить НДС. Способ возмещения налога избирается налогоплательщиком самостоятельно (зачет либо возврат).
Кроме того, в соответствии с п.1 ст.176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп.1-3 п.1 ст.146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями данной статьи.
Согласно п.2 ст.176 НК РФ по окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
Из п.6 Постановления Пленума ВАС РФ от 18.12.2007 N 65 "О некоторых процессуальных вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами заявлений налогоплательщиков, связанных с защитой права на возмещение налога на добавленную стоимость по операциям, облагаемым названным налогом по ставке 0 процентов" следует, что если при рассмотрении заявления налогоплательщика о признании незаконным решения налогового органа об отказе в возмещении НДС (бездействия налогового органа) суд установит, что мотивы отказа необоснованны, он признает оспариваемое решение (бездействие) незаконным и в резолютивной части судебного акта обязывает налоговый орган в установленный судом срок возместить соответствующую сумму НДС.
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного акта недействительным.
В соответствии с п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны содержаться указания на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо отказ в удовлетворении требования заявителя.
По смыслу приведенной нормы процессуального права, в случае удовлетворения заявленных требований в рамках административного судопроизводства такое указание должно содержаться в резолютивной части решения суда независимо от просьбы об этом заявителя.
Следовательно, суд обязан указать на порядок восстановления нарушенных прав заявителя, а также указать на способ исполнения данной обязанности.
При этом достаточно будет указание на незаконность оспариваемого акта и устранение допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя без указания, какие конкретно действия должны быть совершены государственным органом, если заявитель не указал на способ их устранения, а также за счет каких действий государственного органа они подлежат устранению.
ООО "Стилфорд" просило суд восстановить его нарушенные права путем обязания налогового органа произвести возмещение НДС.
Таким образом, избранный обществом способ устранения последствий допущенного нарушения прав и законных интересов суд апелляционной инстанции считает соответствующим закону.
Аналогичная правовая позиция изложена, в частности, в постановлениях ФАС Поволжского округа от 12.08.2010 по делу N А55-39776/2009 и от 25.01.2011 по делу N А55-10397/2010.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 07 июня 2011 года по делу N А55-3313/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
Е.И. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-3313/2011
Истец: ООО "Стилфорд"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Самары