город Ростов-на-Дону |
дело N А01-1115/2009 |
01 марта 2010 г. |
15АП-10726/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 марта 2010 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Галова В.В., Малыхиной М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Решетниковым Р.А.
при участии:
от заявителя - Сиюхова Р.А. по доверенности от 11.01.2010
от Администрации МО "город Майкоп" - Чернышева И.В. по доверенности от 11.01.2010,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Город Майкоп"
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 29 сентября 2009 года по делу N А01-1115/2009
принятое в составе судьи Шебзухова З.М.
по заявлению открытого акционерного общества "Конзавод "Адыгейский"
к Администрация муниципального образования "Город Майкоп"
при участии третьего лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея
о признании ненормативных правовых актов недействительными
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Конзавод "Адыгейский" обратилось Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к Администрация муниципального образования "Город Майкоп" о признании постановлений главы муниципального образования "Город Майкоп" N 414 от 04.06.2009, N 425 от 09.06.2009, N566 от 06.08.2009, недействительными.
Заявление мотивировано тем, что оспариваемыми постановлениями администрация распорядилась земельным участком, находящимся в федеральной собственности и принадлежащим заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования, без его перевода из земель сельхозназначения в другую категорию.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 29.09.2009 г.. заявленные требования удовлетворены, постановления администрации муниципального образования "Город Майкоп" N 414 от 04.06.2009, N 425 от 09.06.2009 и N566 от 06.08.2009 признаны недействительными. Суд установил, что оспариваемыми постановлениями определено провести мероприятия по подготовке документации по планированию части территории х. Гавердовский, публичные слушания по проекту планировки и утвержден проект "Планировка части территории х. Гавердовский МО "Город Майкоп". Земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 936,74 га, расположенный в х.Гавердовский, был предоставлен ГУП по коневодству "Адыгейское", являющему правопредшественником заявителя, в бессрочное (постоянное) пользование, о чем выдан государственный акт. Суд пришел к выводу, что действия администрации по распоряжению спорным земельным участком, находящимся в пользования заявителя, являются незаконными. Кроме того, суд указал, что оспариваемые распоряжения приняты неуполномоченным лицом, после разграничения государственной собственности на спорный земельный участок. В силу ст.3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в ред. ФЗ от 17.04.2006 г.. N 53-ФЗ), спорный земельный участок, как предоставленный государственному унитарному предприятию, созданному федеральным органом государственной власти, является федеральной собственностью.
Администрация МО "Город Майкоп" обжаловала решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 29.09.2009 г.. в установленном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации порядке, просила его отменить. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов, документации по планировке территории в соответствии со ст.ст. 8, 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации относятся к полномочиям органов местного самоуправления городских округов. Оспариваемые акты нельзя расценивать в качестве распорядительного документа в отношении земельного участка. Планировка территории части территории х.Гавердовского не является распоряжением спорным земельным участком и другими объектами недвижимости, следовательно, не нарушает прав собственника. Документация по планировке подготовлена в соответствии со ст.46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, представители ОАО "Конезавод "Адыгейский" присутствовали на публичных слушаниях и возражали против проекта. Судом не отражено устное ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Управления архитектуры и градостроительства. Администрация не была извещена о перерыве, объявленном на 15.09.2009 г..
ОАО "Конзавод "Адыгейский" в отзыве апелляционную жалобу не признало, просило оставить решение суда без изменения. Указало, что постановления незаконны, ввиду того, что 30% спорного земельного участка является федеральной собственностью, органы местного самоуправления не имеют полномочий на распоряжение им. Администрацией изменено разрешенное использование земельного участка - для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (ст. 78 ЗК РФ) на использование в целях комплексной жилой застройки, индивидуальной застройки, торговли и обслуживания.
Территориальное управление Росимущества по Республике Адыгея в отзыве на апелляционную жалобу указало, что в соответствии со статьями 3.2.,8,9 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", на период с 01.05.2007 по 01.11.2008 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, независимо от оснований, предусмотренных статьей 45 ЗК РФ, в том числе, в случае включения в границы населенного пункта земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, которые находятся в федеральной собственности и предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование федеральным государственным унитарным предприятиям. Информация о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования ОАО "Конзавод "Адыгейский" на спорный земельный участок у третьего лица отсутствует. С учетом изложенного, рассмотрение настоящего дела Территориальное управление Росимущества по Республике Адыгея оставило на усмотрение суда.
В судебном заседании представитель администрации муниципального образования "Город Майкоп" апелляционную жалобу поддержал по изложенным в жалобе основаниям, просил отменить решение суда, в удовлетворении заявленных требований отказать. Пояснил, что земли конзавода всегда располагались в границах х.Гавердовский, который структурно включен в муниципальное образование город Майкоп.
Представитель ОАО "Конзавод "Адыгейский" апелляционную жалобу не признал по основаниям, изложенным в отзыве и письменных объяснениях, просил оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения. Пояснил, что права заявителя нарушены тем, что отнесение спорного земельного участка к землям, предназначенным для индивидуальной жилой застройки, изменяет категорию земель и его целевое использование, что впоследствии исключает возможность его использования по назначению для сельскохозяйственного производства, в том числе предоставление в аренду сельхозтоваропроизводителям.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 12.02.2010 по 19.02.2010.
Территориальное управление Росимущества по Республике Адыгея в судебное заседание не явилось.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ, дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившегося третьего лица, считающегося извещенным о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в силу статей 121-123, 163 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением администрации города Майкопа N 1032 от 20.09.1999 государственному унитарному предприятию по коневодству "Адыгейское" был в составе единого землепользования выделен в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок, площадью 936,74 га, расположенный в хуторе Гавердовский, что подтверждается государственным актом на право бессрочного (постоянного) пользования землей серии РА-2 N 000791.
Свидетельством о государственной регистрации права от 31.01.2001 серия РА N 015189 подтверждается государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком государственного унитарного предприятия по коневодству "Адыгейское" на земельный участок с кадастровым номером 01:08:0050110000:0022 общей площадью 3719918,00 кв.м.
Распоряжением Территориального управления имущественных отношений Российской Федерации по Республике Адыгея от 30 апреля 2004 года N 55, принятым во исполнение распоряжения Минимущества России от 02.10.2003 N 5064-р "О подготовке к приватизации государственного унитарного предприятия по коневодству "Адыгейское", решено приватизировать государственное унитарное предприятие по коневодству "Адыгейское" в открытое акционерное общество "Конзавод "Адыгейский" и утвержден перечень имущества подлежащего приватизации. Имущество, согласно данному перечню, было передано по передаточному акту от 30.06.2004 в уставный капитал открытого акционерного общества "Конзавод "Адыгейский".
Из материалов дела следует, что земельный участок, предоставленный государственному унитарному предприятию по коневодству "Адыгейское" в постоянное бессрочное пользование в соответствии с государственным актом РА-2 N 000791, включен в список подлежащего приватизации имущественного комплекса предприятия (т.1,л.д.67).
Распоряжением Территориального управления имущественных отношений Российской Федерации по Республике Адыгея от 14.12.2004 N 224 из реестра федерального имущества было исключено имущество государственного унитарного предприятия по коневодству "Адыгейское", в связи с реорганизацией в форме преобразования в открытое акционерное общество "Конзавод "Адыгейский". При этом, 100% акций открытого акционерного общества "Конзавод "Адыгейский" внесены в реестр федерального имущества (т.1,л.д.69).
Из представленной в материалы дела выписки из ЕГРП от 19.01.2010 N 02/001/2010-53 усматривается, что до настоящего времени право постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок с кадастровым номером 01:08:0050110000:0022, расположенный по адресу: Республика Адыгея, г.Майкоп, х.Гавердовский, не переоформлено в установленном порядке на ОАО "Конзавод "Адыгейский", как правопреемника государственного унитарного предприятия по коневодству "Адыгейское".
Согласно информации Управления Росреестра по Республике Адыгея от 05.02.2010 единое землепользование, предоставленное в постоянное бессрочное пользование государственному унитарному предприятию по коневодству "Адыгейское" по государственному акту РА-2 N 000791, разделено на четыре обособленных земельных участка с кадастровыми номерами 001:08:1109005:57, 01:08:1312002:110, 01:08:1313004:48, 01:08:1313004:49.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 15.02.2008 по делу N А01-2992/2007 открытое акционерное общество "Конзавод "Адыгейский" признано несостоятельным (банкротом).
Постановлением главы муниципального образования "Город Майкоп" от 04.06.2009 N 414 решено организовать мероприятия по подготовке документации по планированию части территории хутора Гавердовский, ограниченной с северо-востока ул.Шевченко, с юго-запада - ул.Садовой, с северо-запада - ул. Пятницкой, с юго-востока - землями сельскохозяйственного назначения.
Постановлением главы муниципального образования "Город Майкоп" от 09.06.2009 N 425 решено провести публичные слушания по проекту планировки части территории хутора Гавердовский, ограниченной с северо-востока ул. Шевченко, с юго-запада - ул. Садовой, с северо-запада - ул. Пятницкой, с юго-востока - землями сельскохозяйственного назначения в большом зале администрации муниципального образования "Город Майкоп" в 11. час. 00 мин., 15.07.2009 по адресу: г.Майкоп, ул.Краснооктябрьская, 21.
Постановлением главы муниципального образования "Город Майкоп" от 06.08.2009 N 566 утвержден проект "Планировка части территории х. Гавердовский МО "Город Майкоп", ограниченной с северо-востока ул. Шевченко, с юго-запада - ул.Садовой, с северо-запада - ул.Пятницкой, с юго-востока - землями сельскохозяйственного назначения".
Из представленного в материалы дела картографического материала и протокола N 2 от 15.07.2009 публичных слушаний по вопросу рассмотрения проекта планировки спорной территории х.Гавердовский усматривается, что в состав территории х. Гавердовский МО "Город Майкоп", ограниченной с северо-востока - ул. Шевченко, с юго-запада - ул.Садовой, с северо-запада - ул.Пятницкой, с юго-востока - землями сельскохозяйственного назначения, частично входят земли предоставленные государственному унитарному предприятию по коневодству "Адыгейское" по государственному акту РА-2 N 000791. Данное обстоятельство не оспаривается Администрацией МО "Город Майкоп".
Полагая, что оспариваемыми постановлениями администрация распорядилась земельным участком, находящимся в федеральной собственности и принадлежащим заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования, изменив его целевое использование, ОАО "Конзавод "Адыгейский" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания недействительными ненормативных правовых актов требуется одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействий) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или совершили действие (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решение, действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 269 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.
В силу пункта 3 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации за гражданами и юридическими лицами сохраняется право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, если оно возникло до введения в действие Кодекса.
В силу пункта 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Из представленного в материалы дела государственного акта серии РА-2 N 000791 следует, что государственному унитарному предприятию по коневодству "Адыгейское" был в составе единого землепользования выделен в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок, площадью 936,74 га, расположенный в хуторе Гавердовский. Согласно распоряжению от 14.12.2004 N 224 и распоряжению от 30.04.2004 N55 государственное унитарное предприятие по коневодству "Адыгейское" было приватизировано в порядке преобразования в ОАО "Конзавод "Адыгейский". Земельный участок, площадью 936,74 га, расположенный в хуторе Гавердовский, предоставленный в постоянное бессрочное пользование государственному унитарному предприятию по коневодству "Адыгейское" на основании государственного акта серии РА-2 N 000791, включен в состав имущества, подлежащего приватизации имущественного комплекса предприятия.
Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям в письме от 17.02.2010 N 01-588 сообщил, что каких-либо распорядительных действий в отношении земельных участков, предоставленных в постоянное пользование ГУП по коневодству "Адыгейское", в том числе расположенных в х.Гавердовский, не производилось. Из отзыва Территориального управления Росимущества по Республике Адыгея также усматривается, что право постоянного (бессрочного) пользования ГУП по коневодству "Адыгейское" и его правопреемника (ОАО "Конзавод "Адыгейский") в установленном порядке не прекращалось.
Таким образом, ОАО "Конзавод "Адыгейский", в силу пункта 3 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, является носителем права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком предоставленным его правопредшественнику на основании государственного акта серии РА-2 N 000791 до введения действие Кодекса, и которое может быть прекращено в соответствии с пунктом 1 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации лишь при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 Земельного кодекса Российской Федерации.
В обоснование своего заявления ОАО "Конзавод "Адыгейский" ссылается на нарушение процедуры утверждения проекта планировки спорной территории, которое привело к нарушению его права постоянного (бессрочного) пользования земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) определены особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или городского округа.
Частью 1 данной статьи предусмотрено, что инициатива принятия решения о подготовке документации по планировке территории может исходить либо от самих органов местного самоуправления, либо на основании предложений физических или юридических лиц.
Со дня опубликования данного решения физические и юридические лиц вправе представить в орган местного самоуправления свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании указанной документации (ч. 3 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ).
Частью 4 ст. 46 Градостроительного кодекса установлено, что орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным ч. 10 ст. 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы принимают соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.
Согласно ч. 5, 6 ст. 46 Градостроительного кодекса проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом требований Градостроительного кодекса.
Согласно статьями 57-59 решения Совета народных депутатов муниципального образования "Город Майкоп" от 23.05.2008 N 8-РС "О Правилах землепользования и застройки города Майкопа муниципального образования "Город Майкоп" публичные слушания по вопросам землепользования и застройки назначаются главой МО "Город Майкоп" и проводятся Комиссией в области организации и проведения публичных слушаний в соответствии с действующим законодательством и решением Совета народных депутатов МО "Город Майкоп". Результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер для органов местного самоуправления. Документами публичных слушаний являются протокол публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний. В постановлении администрации МО "Город Майкоп" о проведении публичных слушаний указываются: 1) наименование вопроса, выносимого на публичные слушания; 2) сроки и порядок проведения публичных слушаний; 3) место проведения публичных слушаний; 4) иная необходимая для проведения публичных слушаний информация.
Публичные слушания по проектам планировки территории и проектам межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории, на основании решения администрации МО "Город Майкоп" проводятся в течение одного месяца с момента официального опубликования информации о времени и месте их проведения (статья 59 решения Совета народных депутатов муниципального образования "Город Майкоп" от 23.05.2008 N 8-РС).
Из материалов дела следует, что на основании постановления главы муниципального образования "Город Майкоп" от 04.06.2009 N 414, опубликованного в издании "Майкоп официальный" 09.06.2009, Управлением архитектуры и градостроительства МО "Город Майкоп" был подготовлен проект планировки части территории хутора Гавердовский, ограниченной с северо-востока ул.Шевченко, с юго-запада - ул.Садовой, с северо-запада - ул. Пятницкой, с юго-востока - землями сельскохозяйственного назначения.
Постановлением главы муниципального образования "Город Майкоп" от 04.06.2009 N 414 от 09.06.2009 N 425, опубликованном в издании "Майкоп официальный" от 11.06.2009, решено провести публичные слушания по проекту планировки части территории хутора Гавердовский, ограниченной с северо-востока ул. Шевченко, с юго-запада - ул. Садовой, с северо-запада - ул. Пятницкой, с юго-востока - землями сельскохозяйственного назначения в большом зале администрации муниципального образования "Город Майкоп" в 11. час. 00 мин., 15.07.2009 по адресу: г.Майкоп, ул.Краснооктябрьская, 21.
Согласно протоколу публичных слушаний от 15.07.2009 и заключению о результатах публичных слушаний, проект планировки спорной территории был одобрен.
Постановлением главы муниципального образования "Город Майкоп" от 06.08.2009 N 566 утвержден проект "Планировка части территории х. Гавердовский МО "Город Майкоп", ограниченной с северо-востока ул. Шевченко, с юго-запада - ул.Садовой, с северо-запада - ул.Пятницкой, с юго-востока - землями сельскохозяйственного назначения".
Таким образом, процедура утверждения проекта планировки части х. Гавердовский МО "Город Майкоп", ограниченной с северо-востока - ул. Шевченко, с юго-запада - ул.Садовой, с северо-запада - ул.Пятницкой, с юго-востока - землями сельскохозяйственного назначения, установленная решением Совета народных депутатов муниципального образования "Город Майкоп" от 23.05.2008 N 8-РС, была соблюдена.
Из материалов дела следует, что представитель конкурсного управляющего ОАО "Конзавод "Адыгейский" Сиюхов Р.А. присутствовал на публичных слушаниях по вопросу рассмотрения проекта планировки территории х. Гавердовский МО "Город Майкоп", ограниченной с северо-востока - ул. Шевченко, с юго-запада - ул.Садовой, с северо-запада - ул.Пятницкой, с юго-востока - землями сельскохозяйственного назначения, что подтверждается протоколом публичных слушаний N 2 от 15.07.2009 и списком участников публичных слушаний от 15.07.2009, принимал участие в проведении публичных слушаний и высказывал возражения по вопросу утверждения проекта планировки спорной территории. Необходимость персонального уведомления всех заинтересованных лиц о проведении публичных слушаний по проектам планировки территорий решением Совета народных депутатов муниципального образования "Город Майкоп" от 23.05.2008 N 8-РС не предусмотрена.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что при проведении публичных слушаний по проекту планировки части территории хутора Гавердовский, ограниченной с северо-востока ул. Шевченко, с юго-запада - ул. Садовой, с северо-запада - ул.Пятницкой, с юго-востока - землями сельскохозяйственного назначения, нарушений процедуры утверждения проекта планировки, затрагивающих права ОАО "Конзавод "Адыгейский", допущено не было.
Утверждение проекта планировки спорной территории, включающей часть земельного участка, предоставленного ОАО "Конзавод "Адыгейский" в постоянное бессрочное пользование, в силу статей 45, 54 Земельного кодекса Российской Федерации не влечет за собой прекращение права постоянного бессрочного пользования заявителя на данный земельный участок и не ограничивает предоставленные ему статьями 20, 41 ЗК РФ права в отношении данного земельного участка.
Оспаривая постановления главы муниципального образования "Город Майкоп" N 414 от 04.06.2009, N 425 от 09.06.2009, N566 от 06.08.2009 ОАО "Конзавод "Адыгейский" указало, что его права нарушены тем, что в результате утверждения проекта планировки было изменено разрешенное использование земельного участка - для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (ст. 78 ЗК РФ) на использование в целях комплексной жилой застройки, индивидуальной застройки, торговли и обслуживания.
Частью 3 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установлено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в случае установления и изменения черты поселений.
Статьей 8 указанного Закона предусмотрено, что установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Согласно части 5 статьи 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
В силу статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Из государственного акта серии РА-2 N 000791 и представленных суду апелляционной инстанции кадастровых выписок о земельных участках, образованных из предоставленного правопредшественнику заявителя единого землепользования следует, что спорный земельный участок ОАО "Конзавод "Гавердовский" расположен в черте хутора Гавердовский. В силу части 5 статьи 3 устава МО "Город Майкоп" 2002 года и части 4 статьи 3 устава МО "Город Майкоп" 2009 года, территория муниципального образования "Город Майкоп" включает в себя территории города Майкопа и сельских населенных пунктов, в том числе хутора Гавердовский.
Таким образом, утверждение проекта планировки части территории хутора Гавердовский, ограниченной с северо-востока ул. Шевченко, с юго-запада - ул. Садовой, с северо-запада - ул.Пятницкой, с юго-востока - землями сельскохозяйственного назначения, не повлекло за собой изменения черты поселений, поскольку спорный участок, предоставленного заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования, уже был включен в состав территории муниципального образования "Город Майкоп". Следовательно, изменение категории спорного земельного участка в порядке статей 7,8 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", также произведено не было.
Вместе с тем статья 85 Земельного кодекса предусматривает, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к перечисленным в ней территориальным зонам, в том числе сельскохозяйственного использования.
При этом пунктом 11 статьи 85 ЗК РФ определено, что земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.
Согласно пунктам, 2,6 статьи 37 решения Совета народных депутатов муниципального образования "Город Майкоп" от 23.05.2008 N 8-РС территории сельскохозяйственной зоны МО "Город Майкоп", включающие земли сельскохозяйственного использования, могут быть использованы в целях ведения сельского хозяйства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральным планом населенного пункта и настоящими Правилами. Территории сельскохозяйственной зоны могут быть переведены в состав другой территориальной зоны, в порядке, установленном действующим законодательством, в соответствии с утвержденной градостроительной документацией, градостроительными регламентами, установленными настоящими Правилами.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов и осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (части 1, 2, 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, спорным проектом планировки, часть территории х.Гавердовский МО "Город Майкоп", ограниченная с северо-востока ул. Шевченко, с юго-запада - ул. Садовой, с северо-запада - ул.Пятницкой, с юго-востока - землями сельскохозяйственного назначения, была определена под индивидуальную застройку.
Однако, проект планировки подлежащих застройке территорий, является одним из этапов формирования территориальных зон в границах муниципальных образований.
Фактически, разрешенное использование предоставленного ОАО "Конзавод "Адыгейский" в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка для сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, частично вошедшего в спорную территорию, на использование в целях комплексной жилой застройки, индивидуальной застройки, торговли и обслуживания, в соответствии с положениями пункта 11 статьи 85 ЗК РФ, будет произведено только посредством установления на данной территории соответствующей территориальной зоны и утверждения в отношении указанной зоны градостроительного регламента.
Следовательно, само по себе утверждение проекта планировки спорной территории, включающей в себя земельный участок, предоставленный заявителю для сельскохозяйственной деятельности, не препятствует ОАО "Конезавод "Адыгейский" его использованию, согласно разрешенному использованию, до утверждения градостроительного регламента спорной территории, устанавливающего иное разрешенное использование данной территории, в том числе в целях комплексной жилой застройки, индивидуальной застройки, торговли и обслуживания, согласно утвержденному постановлением главы муниципального образования "Город Майкоп" N 566 от 06.08.2009, проекту планировки.
С учетом изложенного, не подтвержденные документально доводы ОАО "Конезавод "Адыгейский" о том, что утверждение проекта планировки спорной территории, исключает возможность предоставления земельного участка, принадлежащего заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования, в аренду сельхозтоваропроизводителям, носят предположительных характер и не свидетельствуют о нарушении прав ОАО "Конезавод "Адыгейский".
Согласно статье 8 Земельного кодекса Российской Федерации категория земель указывается: в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; документах государственного земельного кадастра; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Исходя из буквального толкования норм действующего законодательства: статей 77, 78, пункта 1 статьи 85, статьи 88 Земельного кодекса, пунктов 9, 10 статьи 35 Градостроительного кодекса, отнесение земель к категории земель сельскохозяйственного назначения зависит не от месторасположения земельного участка, а от фактического его использования.
Согласно государственному акту серии РА-2 N 000791 и представленным в материалы дела кадастровым выпискам, земельный участок предоставлен заявителю для сельскохозяйственных нужд.
В пункте 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
Согласно статье 1 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" сельскохозяйственный товаропроизводитель определяется как физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 177 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" для целей настоящего Федерального закона под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основными видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее чем пятьдесят процентов общей суммы выручки.
С учетом изложенного сельскохозяйственным предприятием является юридическое лицо, осуществляющее в качестве основного вида деятельности производство или производство и переработку сельскохозяйственной продукции.
Между тем, с тем, решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 15.02.2008 по делу N А01-2992/2007 открытое акционерное общество "Конзавод "Адыгейский" признано несостоятельным (банкротом).
Признание ОАО "Конзавод "Адыгейский" банкротом и открытие в отношении него конкурсного производства влечет за собой невозможность осуществления предпринимательской (экономической) деятельности.
Доказательства того, что ОАО "Конзавод "Адыгейский", на момент утверждения проекта планировки спорной территории хутора Гавердовский, осуществлялась деятельность по производству, переработке, реализации сельскохозяйственной продукции в материалах дела не имеется и в ходе рассмотрения спора в судах первой и апелляционной инстанции заявителем не представлены.
В соответствии с пунктом 4 статьи 177 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" при признании сельскохозяйственной организации банкротом земельные участки могут отчуждаться или переходить к другому лицу, Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию в той мере, в какой их оборот допускается земельным законодательством.
В силу статьи 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" целью конкурсного производства является поиск имущества должника и взыскание долгов с лиц, имеющих задолженность перед должником для соразмерного удовлетворения требований кредиторов и дальнейшее прекращение деятельности должника-банкрота.
Достижение цели конкурсного производства сельскохозяйственной организации в рассматриваемом случае может осуществляться только с учетом требований земельного законодательства.
С учетом изложенного, поскольку ОАО "Конзавод "Адыгейский" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него проводится процедура конкурсного производства, доказательства осуществления уставной деятельности отсутствуют, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что спорный земельный участок, предоставленный заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования и включенный в проект планировки части территории хутора Гавердовский, не может быть использован заявителем в целях сельскохозяйственного производства.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что утверждение проекта планировки части территории хутора Гавердовский, ограниченной с северо-востока ул. Шевченко, с юго-запада - ул. Садовой, с северо-запада - ул. Пятницкой, с юго-востока - землями сельскохозяйственного назначения, включающей часть земельного участка предоставленного заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования не нарушает прав и законных интересов ОАО "Конзавод "Адыгейский", поскольку целевое использование заявителем-банкротом земельных участков сельскохозяйственного назначения, то есть для осуществления сельскохозяйственной деятельности, в любом случае исключено.
Поскольку ОАО "Конзавод "Адыгейский" не доказало, что оспариваемыми постановлениями главы МО "Город Майкоп" были нарушены его права, в частности не доказало возможность использования предприятием-банкротом земель сельскохозяйственного назначения, в то время, как процедура утверждения проекта планировки спорной территории, установленная статьями 42,46 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьями 57-59 решения Совета народных депутатов муниципального образования "Город Майкоп" от 23.05.2008 N 8-РС была соблюдена органами местного самоуправления МО "Город Майкоп", в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
В силу п.4 ч.1 ст.270 АПК РФ решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 29.09.2009 подлежит отмене как принятое с неправильным применением норм материального права.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя в порядке и размерах, установленных ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст.333.22 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 29 сентября 2009 года по делу N А01-1115/2009 отменить. Принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Конзавод "Адыгейский" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-1115/2009
Истец: ОАО "Конзавод "Адыгейский"
Ответчик: Администрация Муниципального образования г. Майкоп
Третье лицо: ТУ ФАУГИ по Республике Адыгея, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, Администрация муниципального образования "город Майкоп", МИФНС России N1 по Республике Адыгея, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея