город Ростов-на-Дону |
дело N А53-22172/2010 |
15 августа 2011 г. |
15АП-5560/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 августа 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Винокур И.Г.
судей Д.В. Николаева, Н.В. Шимбаревой
при ведении протокола судебного заседания секретарем Батехиной Ю.П.
при участии:
от заявителя: Горенко Б.В., директор, паспорт N 6005045593, Ануфриев А.Д., представитель по доверенности от 07.06.2011 г.., Акулова Н.Я., представитель по доверенности от 20.06.2011.
от заинтересованного лица: Мусаев Н.М., представитель по доверенности от 25.07.2011 г..
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 16 по Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.03.2011 по делу N А53-22172/2010
по заявлению ГУП РО "Сальское ПАТП" ОГРН 1026102517231
к заинтересованному лицу Межрайонной ИФНС России N 16 по Ростовской области ОГРН 1096153000195
о признании незаконным решения от 25.08.10г. N 19
принятое в составе судьи Мезиновой Э.П.
УСТАНОВИЛ:
ГУП Ростовской области "Сальское ПАТП" ( далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 16 по Ростовской области о признании незаконным решения N 19 от 25.08.2010 в части доначисления налога на прибыль за 2007-2008 года в размере 780644.40 рублей, 5 951 631 рублей НДС за 2007-2009 года, соответствующие этим налогам пени и штраф по п.1 ст. 122 НК РФ в общем размере 315 043.90 рублей (уточненные требования).
Решением суда от 28.03.2011 г.. заявленные требования удовлетворены.
Межрайонная ИФНС России N 16 по Ростовской области обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просила отменить судебный акт, принять новый об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.
Представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка деятельности общества за период 2007 по 2009 год, по итогам которой составлен акт N 19 от 30.07.2010 года.
На основании акта проверки налоговым органом с учетом представленных возражений налогоплательщика вынесено решение N 19 от 25.08.2010 года о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Данным решением налогоплательщику было предложено, в частности, уплатить недоимку по налогу на прибыль в сумме 780 644 рублей и НДС в сумме 5 951631 рублей, а также соответствующие суммы пени.
УФНС России по Ростовской области, рассмотрев апелляционную жалобу общества на решение N 19 от 30.07. 2010 г., оставило указанное решение Межрайонной ИФНС России N 16 по Ростовской области без изменений.
В порядке статей 137 и 138 Кодекса общество обжаловало решение налоговой инспекции в арбитражный суд.
При рассмотрении дела суд правильно руководствовался положениями статьи 247 Кодекса, в силу которой объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, под которой для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
Согласно пункту 1 статьи 283 Кодекса налогоплательщики, понесшие убыток (убытки), исчисленный в соответствии с главой 25 Кодекса, в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее). При этом определение налоговой базы текущего налогового периода производится с учетом особенностей, предусмотренных статьями 264.1, 275.1, 280, 283 и 304 Кодекса.
Налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.
Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит запрета на подачу уточненных налоговых деклараций за соответствующий налоговый период в случае назначения, проведения или окончания выездной налоговой проверки данного периода. Отсутствует запрет на подачу уточненной налоговой декларации и после принятия решения по результатам указанной проверки. Соответственно, данному праву налогоплательщика на предоставление уточненной налоговой декларации должно корреспондировать и полномочие налогового органа на ее проверку.
Согласно пункту 8 статьи 274 Налогового кодекса Российской Федерации при превышении расходов, учитываемых в целях налогообложения, над доходами сумма убытка, полученная в текущем налоговом периоде, принимается в целях налогообложения и переносится на будущее путем уменьшения налоговой базы последующих налоговых периодов в порядке и на условиях, установленных статьей 283 Кодекса.
Таким образом, поскольку для налога на прибыль при определении размера обязанности по его уплате правовое значение имеет не только положительный финансовый результат - полученная прибыль, при наличии которой налог подлежит исчислению, но и отрицательный результат, у налоговой инспекции имеется право в силу абзаца шестого пункта 10 статьи 89 Кодекса провести повторную выездную проверку налогоплательщика с учетом уточненной декларации, в которой увеличена сумма первоначально заявленного убытка.
Судом первой инстанции правильно установлено, что до вынесения налоговым органом решения, обществом подана вторичная уточненная налоговая декларация, в которой заявлен за 2007 год убыток в размере 11 246 267 рублей (по первичной уточненной 1 709 919 рублей) и вторичная уточненная декларация за 2008 год - убыток составил 10 272 245 рублей (первичная уточненная декларация - убыток 1 709 919 рублей).
При предоставлении уточненной налоговой декларации после окончания выездной налоговой проверки, но до принятия решения по ней, налоговый орган с учетом объема и характера уточняемых сведений вправе также провести дополнительные мероприятия налогового контроля, руководствуясь пунктом 6 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом первой инстанции правильно отклонены доводы инспекции о том, что после составления справки об окончании выездной проверки поданные уточненные налоговые декларации проверке не подлежат, поскольку без осуществления проверочных мероприятий по ним не может быть сделан вывод о достоверности отраженных в налоговых декларациях сведений.
Судом первой инстанции правильно учтено, что на момент вынесения решения, в налоговый орган уже поступила вторая уточненная декларация, то есть у него имелись сведения, способные повлиять на расчет суммы налога, подлежащего доначислению, а также на установление факта наличия в действиях налогоплательщика состава налогового правонарушения, предусмотренного статьей 122 НК РФ, не принятые налоговым органом во внимание при принятии оспариваемого решения.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение налогового органа является недействительным.
Кроме того, налоговый орган в своем решении не ставит под сомнение ни экономическую обоснованность убытка, ни его документальное подтверждение. Единственным основанием отказа в праве на уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль на сумму убытков Инспекция сослалась на сведения, указанные в первичных декларациях. В материалах налоговой проверки, при обосновании совершения налогового правонарушения имеются ссылки МИФНС N 16 по Ростовской области на уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль организаций за 2007 год (N 9942569), 2008 год (N 9942481 ) представленные ГУП РО "Сальское ПАТП" в налоговый орган 27.04.2010 года (корректировка N 1), которые впоследствии 28.06.2010 года до подготовки Акта (30.06.2010 года) и вынесении решения по результатам налоговой проверки (25.08.2010 года) были аннулированы налогоплательщиком повторной подачей уточненных деклараций по налогу на прибыль организаций за 2007, 2008 годы. (корректировка N 2). Кроме того, в акте проверки N 19 от 30.07.2010 года и в оспариваемом решении N 19 от 25.08.2010 года отсутствуют ссылки на конкретные экономические операции и первичные документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах при определении размера убытков прошлых лет ГУП РО "Сальское ПАТП"; в Решении не дана оценка доводам предприятия, в связи с чем, выводы инспекции о занижении налоговой базы нельзя считать подтвержденными.
Инспекцией не была произведена проверка сопоставимости данных бухгалтерского (доходы и расходы учитываются непрерывно, с нарастающим итогом с начала года, остатки отражаются в балансе субъектов предпринимательской деятельности, переносятся на будущие периоды деятельности) и налогового учета ГУП РО "Сальское ПАТП" с налоговыми декларациями по налогу на прибыль за 2007, 2008 годы, 2002-2006 годы, иными документами, полученными в результате проведения мероприятий налогового контроля.
Судом первой инстанции правильно указано, что техническая ошибка, в отражении в Декларации по налогу на прибыль (приложение N 4 к листу 2) совокупного убытка до и после 2002 года (без разбивки по периодам) предприятия прошлых лет, и учет убытков прошлых лет при расчете налогооблагаемых баз налогами на прибыль за 2007, 2008 годы при наличии документального подтвержденного факта наличия убытков прошлых лет, не лишает предприятие права на перенос убытков для расчета налога на прибыль организаций.
Из материалов дела следует, что налоговым органом не приняты во внимание корректирующая декларация по налогу на прибыль за 2007 год , 2008 год (номер корректировки 2), представленная ГУП РО "Сальское ПАТП" в налоговый орган 28.06.2010 года, декларации по налогу на прибыль за период с 2002 по 2006 годы включительно, ввиду окончания налоговой проверки 24.06.2010 года.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что налоговым органом нарушены требования п. 3 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, решение налогового органа является недействительным.
Судом первой инстанции правильно установлено, что в декларации по налогу на прибыль за 2007, 2008 годы (номер корректировки 2) предприятием в Приложении N 4 к листу 02 декларации не изменен в абсолютной величине, а расшифрован убыток, полученный до и после 2002 года в сумме 11 537 413 руб. с разбивкой по годам: 2002 года в сумме 2045407 руб., 2003 год- 106375 руб., 2004 год - 18010776 руб. Данное обстоятельство принципиально не влияет на размер налоговой обязанности налогоплательщика.
Согласно Баланса (приложение N 1 по ОКУД) ГУП РО "Сальское ПАТП" на 01.01.2009 года по строке 470 числится непокрытый убыток в сумме 6 313 000 руб. (том 4 стр.55).
Кроме того, предприятие с возражениями по акту выездной налоговой проверки был представлен Акт выездной налоговой проверки N 149 от 05.08.2005 года, произведенной инспекцией, подтверждающий установленную проверкой достоверность налоговой отчетности ГУП РО "Сальское ПАТП" и факт наличия убытков прошлых лет.
Судебная коллегия не принимает доводы жалобы, о том, что 26.08.2010 г. и 30.08.2010 г.., после принятия решения инспекцией, налогоплательщиком представлены декларации по налогу на прибыль за 2007, 2008 годы (номер корректировки 3) в которой он признаёт доначисления, поскольку предприятие, корректируя свои обязательства в Приложении N 4 к листу 02 декларациям не изменило убыток в абсолютной величине, а расшифровало убыток, полученный до и после 2002 года в сумме 11 246 267 руб., в результате убыток за 2007 год - заявлен в сумме 446 551 руб., за 2008 г.. в сумме 2 870 634. Данное обстоятельство не влияет на размер налоговой обязанности налогоплательщика, налогоплательщиком правомерно уменьшена налоговая база спорного налогового периода на сумму полученного убытка.
Таким образом, налоговым органом незаконно налогооблагаемая база налогом на прибыль ГУП РО "Сальское ПАТП" увеличена на сумму убытков прошлых лет и доначислен налог на прибыль в спорной части, в том числе за налоговый период 2007 года в сумме 1709919 руб. и доначисление налога на прибыль в сумме 99468,24 рублей; за налоговый период 2008 года в сумме 9827494 рублей и доначислен налог на прибыль в сумме 681176,16 рублей. Соответственно необоснованно применение штрафных санкций и пени.
Из материалов дела следует, что основанием доначисления НДС за 2007 - 2009 год в сумме 5 191 704 рублей - за счет увеличения налогооблагаемой базы на стоимость услуг по перевозке пассажиров автобусами малой вместимости (АОМВ) послужила переквалификация налоговым органом услуг оказанных предприятием с услуг от оказания транспортных услуг населению автобусами малой вместимости городским транспортом общего пользования на деятельность по оказанию транспортных услуг населению маршрутными такси.
В основу доказательств совершения налогового правонарушения и переквалификации услуг в решении положены: ссылки на недействующую ведомственную отраслевую нормативно-правовую документацию; свидетельские показания (ст. 90 НК РФ) 12 водителей - работников ГУП РО "Сальское ПАТП" от 07.04.2010 г. и 24.06.2010 года, работающих на арендованных автобусах малой вместимости пояснившие, что "билеты им не выдаются и выручка сдается в кассу ГУП РО "Сальское ПАТП", по плану указанному в путевом листе ежедневно"; "льготники" в 2007-2009 г. бесплатно не перевозились; перевозка льготников в количестве не более 2-х человек на рейс начала производиться с января 2010 года, посадка и высадка пассажиров производится на остановках; заправку и ремонт АОМВ производят за свой счет"; свидетельские показания 9 - ти жителей Сальского района Ростовской области, имеющих право на льготный проезд в транспорте общего пользования 06.04.2010 года о том, что в 2007-2009 годах для них проезд в АОМВ был платный, остановки по пути следования производились по требованию в любом месте маршрута. Еще более противоречивы выводы налогового органа (стр. 39 Решения N 19) выручка от реализации услуг арендованными автобусами малой вместимости "сдавалась в конце месяца", "не возможно определить фактическую сумму выручки арендованных автобусов малой вместимости".
В соответствии с п.п. 7 п. 2 ст. 149 Кодекса не подлежит обложению НДС (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного). В целях настоящей статьи к услугам по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования относятся услуги по перевозке пассажиров по единым условиям перевозок пассажиров по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.
Из смысла и содержания приведенной нормы следует, что основным критерием для освобождения от обложения НДС является осуществление определенного вида деятельности, а именно услуг по перевозке пассажиров с соблюдением перевозчиком единых условий перевозки и использованием единого тарифа за проезд, утвержденного уполномоченным органом и с предоставлением всех льгот за проезд.
В соответствии с Областными законами от 22.10.2004 N 175-ЗС "О социальной поддержке ветеранов труда", от 22.10.2004 N 163-ЗС "О социальной поддержке тружеников тыла", от 22.10.2004 N 164-ЗС "О социальной поддержке граждан, пострадавших от политических репрессий", от 20.09.2007 N 763-ЗС "О ветеранах труда Ростовской области", ГУП РО "Сальское ПАТП" предоставляет бесплатный проезд льготным категориям граждан на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте внутрирайонных маршрутов.
Предприятием в 2007 г. заключены договоры N 6 и N 6-а на перевозку жителей Сальского района и г. Сальска; в 2008 г. заключены договоры N 7 и N7-а на перевозку жителей Сальского района и г. Сальска; в 2009 г. заключены договоры N 8 и N8-а на перевозку жителей Сальского района и г. Сальска.
Тарифы на услуги по перевозке пассажиров и багажа на внутригородских и пригородных маршрутах по Сальскому ПАТП, установлены Постановлением Главы Администрации г. Сальска и Сальского района N 2081 от 08.10.2004 г., N1004 от 02.05.2007 г., N1643 от 21.07.2008 г. с учетом освобождения от НДС.
Согласно заключенных в 2007-2009 г..г. договоров с администрацией Сальского района и г. Сальска весь подвижной состав предприятия, включая автобусы особо малой вместимости поименован в сводном маршрутном расписании движения автобусов по г. Сальску и Сальскому району. Все маршруты имеют установленное расписание (график) движения, тарификацию маршрута, схему маршрута с обязательными остановками в утвержденных пунктах. Весь указанный подвижной состав осуществляет перевозку всех категорий льготников согласно ФЗ "О ветеранах" и ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ". Достоверных и объективных доказательств обратного в материалах дела не имеется.
В соответствии с Постановлением Администрации Ростовской области от 31 декабря 2004 г. N 534 "О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам, в целях оказания социальной поддержки, субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их назначения", ГУП РО "Сальское ПАТП" предоставляет бесплатный проезд льготным категориям граждан на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте внутрирайонных маршрутов. На территории Сальского района и г. Сальска не имелось в спорный период иных организаций, осуществлявших перевозку всех категорий льготников.
Доводы инспекции направлены на доказывание факта не перевозки всех категорий льготников в спорном периоде предприятием и соответственно необоснованным получением из бюджета возмещения за предоставление бесплатного проезда льготным категориям граждан, в том числе на автобусах малой вместимости.
Инспекцией не доказаны, по правилам ст. 65 АПК РФ основания положенные в основу вынесенного решения.
Согласно п. 6.1.3. Постановления, льготный проезд в соответствии с Областными законами от 22.10.2004 N 175-ЗС, от 22.10.2004 N 163-ЗС, от 22.10.2004 N 164-ЗС и от 20.09.2007 N 763-ЗС осуществляется по единому проездному талону, выдача которого производится органами социальной защиты населения муниципальных образований области бесплатно и без ограничения срока действия.
Финансирование расходов за проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) внутрирайонных маршрутов осуществляется органами социальной защиты населения муниципальных образований или финансовыми органами муниципальных образований ежемесячно согласно заключенным органами социальной защиты населения договорам с транспортными предприятиями и отчетам на 1 число месяца, в котором осуществляется финансирование, в размере 250,0 руб. в месяц по количеству фактически перевезенных льготных категорий граждан, получивших единые проездные талоны, на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан, но не более общего количества выданных единых проездных талонов.
Для установления количества пассажиров льготной категории граждан проезжающих по маршрутам, проводилось обследование пассажиропотока в соответствии с руководящим документом Министерства транспорта РФ N 1/35-478 от 01.09.1996 г. "Методические указания по проведению обследования пассажирских перевозок и пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда по категориям льгот".
На основании распоряжения Главы Сальского района "Об исследовании пассажиропотока льготных категорий граждан для финансирования расходов транспортному предприятию за предоставленный проезд льготным категориям граждан" N 22 от 06.02.2007 г., N 53 от 21.03.2008 г., N 119 от 05.05.2009 г., проведено выборочное обследование на наиболее напряженных маршрутах городского и пригородного сообщений.
На основании данных обследования пассажиропотока определялась средневзвешенная численность перевезенных пассажиров льготных категорий на 1 км пробега по каждому маршруту. Произведение данной величины на протяженность маршрута и на фактическое количество рейсов, выполненных за месяц, дает количество пассажиров имеющих право на льготный проезд, перевезенных за месяц. Расчет количества пассажиров, воспользовавшихся правом льготного проезда на городских и внутрирайонных маршрутах в разрезе категорий льгот предоставляется в Управление социальной защиты населения ежемесячно.
На основании муниципального контракта N 51 от 01.01. 2007 г., N 134 от 01.01.2008 г., N228 от 31.12. 2008 г. "О предоставлении мер социальной поддержки гражданам в соответствии с Областными законами от 22.10.2004 N 175-ЗС "О социальной поддержке ветеранов труда", от 22.10.2004 N 163-ЗС "О социальной поддержке тружеников тыла", от 22.10.2004 N 164-ЗС "О социальной поддержке граждан, пострадавших от политических репрессий", от 20.09.2007 N 763-ЗС "О ветеранах труда Ростовской области", Управление социальной защиты населения Сальского района компенсировало расходы предприятия связанные с реализацией указанных нормативно-правовых актов по предоставлению услуг гражданам по бесплатному проезду на общественном внутригородском (внутрирайонном) пассажирском автотранспорте в соответствии с Областными законами.
Управление социальной защиты населения Сальского района представляло отчет о потребностях в льготах, где в разрезе законов на 1-е число каждого месяца указана численность граждан льготной категории, которым выданы единые проездные талоны.
ГУП РО "Сальское ПАТП" оформляло акты о сверке фактически предоставленных льгот гражданам и счета-фактуры на суммы возмещения за проезд каждой льготной категории граждан.
Акты сверки за предоставленные услуги по перевозке федеральных льготников на общественном транспорте городских и внутрирайонных маршрутах и счета-фактуры являются основанием для расчетов с предприятием.
На основании данных документов Управление социальной защиты населения Сальского района производило компенсацию за проезд согласно 03 "О социальной поддержке тружеников тыла", 03 "О социальной поддержке ветеранов труда", 03 "О социальной поддержке граждан пострадавших от политических репрессий". В платежных поручениях указано "НДС не облагается".
Применение налоговым органом в качестве доказательства совершения налогового правонарушения: остановку в местах требования пассажиров АОМВ в 2008-2009 годах не обоснован и противоречит действующему законодательству РФ, по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 259 -ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" изданы "Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом":
1. Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.
2.Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования.
3.Регулярные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:
1) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок;
2)перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок.
То есть указанный Закон дает право транспорту общего пользования, в том числе и автобусам, осуществлять посадку и высадку пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту движения.
Налоговый орган необоснованно в доказательство несоблюдения основных критериев дающих право транспортной организации (ГУП РО "Сальское ПАТП") на освобождение от обложения НДС, ссылается на протоколы допросов водителей и граждан, имеющих право бесплатного проезда согласно федеральным законам. Однако в протоколах допросов граждан льготной категории, налоговым органом не называется ни номер маршрута, ни дата непредставления льготы.
Доказательств того, что в государственные или правоохранительные органы поступали от граждан в спорный период жалобы на транспортную организацию, в связи с не предоставлением бесплатного проезда льготным категориям пассажиров, в том числе на автобусах малой вместимости в материалах дела не имеется.
Налоговый орган ссылается на результаты оперативной проверки проведенной в 2009 г. Однако налоговый орган не предоставляет доказательств законности указанной проверки, в частности не предоставлено нормативно обоснованное постановление о проведении проверки. Предприятием оспаривается законность вынесения решения налогового органа по результатам налоговой проверки отраженным в акте N 19 от 30.07.2010 г. в котором говорится, что "на основании решения заместителя начальника МРИ ФНС РФ N 16 по Ростовской области Лашиной А.В. от 09.02.2010 г.N 4 проведена выездная налоговая проверка ГУП РО "Сальское ПАТП" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах". Таким образом, ссылка на оперативную проверку проведенную в 2009 г. т.е. вне рамок выездной налоговой проверки, несостоятельна и незаконна.
В соответствии с приказом ФГУП "Сальское пассажирское автотранспортное предприятие" за N 42-к от 03.05.05 г. В этом приказе имеется пункт 4 следующего содержания "Всем вышеуказанным водителям автобусов особо малой вместимости, работающим на городских и пригородных маршрутах обеспечить беспрепятственный проезд по маршрутам всех категорий льготников, имеющих право бесплатного проезда на указанных маршрутах, в соответствии с Федеральным законом о ветеранах и Федеральным Законом "О социальной защите инвалидов в РФ". С приказом ознакомлены все водители автобусов особо малой вместимости, в том числе и те, у кого брали объяснения сотрудники налогового органа.
Руководителем предприятия были изданы приказы N 11 от 22.01.2007 года, N 22 от 06.02.2008 года, N 15 от 27.01.2009 года, в которых имеется пункт 4 следующего содержания:
Заместителю директора по эксплуатации Шкалдык Вячеславу Матвеевичу (2007 год) (Бобро Н.Н.-2008, 2009 г.г.) обеспечить контроль за беспрепятственным проездом по маршрутам всех категорий льготников, имеющих право бесплатного проезда, в соответствии с Законом о ветеранах и Федеральным Законом "О социальной защите инвалидов в РФ".
29.01.2009 года весь водительский состав был ознакомлен под роспись с напоминанием администрации следующего содержания: "Водители автобусов малой вместимости. Во исполнение приказа N 15 от 27.01.2009 года напоминаем, что в соответствии с ФЗ "О ветеранах" и ФЗ " О социальной защите инвалидов в РФ" проезд всех льготных категорий граждан бесплатно. К этому напоминанию прилагается список водителей с их личными подписями.
Приказы N 11 от 22.01.2007 года, N 22 от 06.02.2008 года, N 15 от 27.01.2009 года с приложениями были представлены проверяющим в ходе выездной налоговой проверки.
При этом в Решении N 19 от 25.08.2010 г. отсутствует ссылка налогового органа на не предоставление и недостоверность приказов N 11 от 22.01.2007 года, N 22 от 06.02.2008 года, N 15 от 27.01.2009 года.
В течение 2007-2009 годов, ни в "ГУП РО Сальское ПАТП", ни в Администрацию городского поселения, ни в Администрацию Сальского района, ни в Сальский горрайсовет ветеранов войны и труда, жалоб со стороны льготников, ветеранов войны и труда, на не предоставление им льготного по проезду в автобусах особо малой вместимости не поступало.
На протяжении указанного периода, правом льготного проезда пользовались работники Центра социального обслуживания г. Сальска (далее Центра), для оказания услуг ветеранам и инвалидам состоящим на обслуживании в Центре.
Налоговый орган ссылается на то, что не применялись единые тарифы за проезд. Указанные доводы инспекции подлежат отклонению по следующим основаниям.
Так в 2007 - 2008 г. действовал экономически обоснованный тариф на перевозку пассажиров и багажа автобусами на внутригородских и пригородных маршрутах по ГУП РО "Сальское ПАТП" в соответствии с Постановлением Главы Администрации Сальского района N 2081 от 08.10.2004 г. "Об установлении тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутригородским, внутрирайонным, пригородным сообщениям на территории Сальского района" тариф за одну поездку для населения в следующих размерах:
- на внутригородских маршрутах автобусами- 7 руб. Постановлением N 586 от 03.03.2005 г. о внесении изменений и дополнений в Постановление N 2081 от 08.10.2004 г. внесено изменение о стоимости проезда за одну поездку на 6 руб. Финансовому управлению Администрации г. Сальска и Сальского района поручено профинансировать часть выручки от реализации услуг, не покрываемой платежами населения
- внутригородских маршрутах автобусами особо малой вместимости - 7 руб.
03.03.2005 г. в соответствии с Постановлением N 586 снижена стоимость проезда за одну поездку 6 руб. по согласованию с Администрацией Сальского района с целью снижения социальной напряженности в связи с тем, что начинался дачный сезон, владельцы дач в основном пенсионеры и ветераны. Как пояснило предприятие, единственный транспорт которым данная категоря граждан могла добраться на дачу это автобус. На дачных маршрутах находились только большие автобусы. В связи с обращением в Администрацию указанной категории граждан и было принято согласованное с Администрацией Сальского района решение о снижении стоимости проезда до 6 руб. В связи с чем, ссылка налогового органа, что не применялись единые тарифы за проезд - несостоятельна.
Постановлением Главы Администрации Сальского района N 1043 от 21.07.2008 г. "Об установлении тарифов на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутри городским, районным пригородным, внутрирайонному междугородному сообщениям на территории Сальского района " - определено: 1.Установить экономически обоснованные тарифы на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Сальского района: - по внутригородским маршрутам автобусами особо малой вместимости - 8,0 руб. (с учетом освобождения от уплаты НДС) за 1 поездку с 1 человека; - по внутрирайонным пригородным маршрутам автобусами малой вместимости - 1,10 руб. (с учетом освобождения от уплаты от НДС) за один пассажиро - километр. 4. 3аместителю Главы Сальского района по финансам и экономике - начальнику финансового управления обеспечить перевозчикам компенсацию выпадающих доходов из-за разницы между тарифами на перевозку пассажиров и багажа для оплаты пассажирами и экономически обоснованными тарифами по внутрирайонным пригородным маршрутам.
Следовательно, в период 2007-2009 г.г. на территории Сальского района действовал единый экономически обоснованный тариф на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутригородским, районным, пригородным, внутрирайонному, междугородному сообщениям, установленный с учетом освобождения от уплаты НДС.
Таким образом, налогоплательщиком, ГУП РО "Сальское ПАТП", соблюдены все условия для применения льготы по НДС, предусмотренной пп.7 п.2 ст. 149 НК РФ, т.е. оказаны услуги по перевозке пассажиров:
городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного). В целях настоящей статьи к услугам по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования относятся услуги по перевозке пассажиров по единым условиям перевозок пассажиров по' единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке;
морским, речным, железнодорожным или автомобильным транспортом (за исключением такси, в том числе маршрутного) в пригородном сообщении при условии осуществления перевозок пассажиров по единым тарифам с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.
Также подлежат отклонению доводы инспекции о невозможности определить фактическую сумму выручки арендованных автомобилей и о том, что выручка от реализации услуг арендованными автобусами сдавалась в конце месяца, поскольку билетно-кассовый учет осуществлял арендодатель, т.е. предприятие не имело возможности производить учет пассажиропоток льготных пассажиров.
Оценив представленные в дело доказательства, суд критически оценивает показания ряда водителей, на которые ссылается инспекция, поскольку они противоречат доказанным обстоятельствам дела о фактическом предоставлении предприятием льгот на проезд соответствующим категориям пассажиров, в том числе на автобусах малой вместимости. Водители опрошены инспекцией не все. При этом, представители предприятия пояснили судебной коллегии, что между опрошенными водителями и предприятием имеется конфликт, связанный с возможным желанием данных лиц организовать самостоятельное транспортное предприятие по оказанию аналогичных услуг на территории г. Сальска и Сальского района, в связи с чем давая показания водители могли иметь желание навредить налогоплательщику.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ГУП РО "Сальское ПАТП" правомерно воспользовался налоговой льготой, предусмотренной п.п. 7 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу чего у налогового органа отсутствовали правовые основания для включения в налогооблагаемую базу выручки от оказания услуг по перевозке пассажиров АОМВ - транспортом общего пользования (том 1 л.д. 39, 62,75), соответственно необоснованно исчислен к дополнительной уплате в бюджет РФ НДС в 2007 году в сумме 1 497 467 рублей, в 2008 году в сумме 1 636 755 рублей и в 2009 году в сумме 2 054 482 рублей, соответствующий штраф и пени. Оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Из материалов дела следует, что основанием доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 14 820 рублей за 1 квартал 2007 года, по мнению налогового органа, послужил факт неправомерного предъявления в нарушение статей 171 -172 НК РФ вычетов по счету-фактуре N 6333 от 31.12.2006, т.е. иного налогового периода.
Как следует из решения налоговой инспекции, налоговый орган фактически не оспаривает факт оприходования товаров (работ, услуг), их использование в операциях, подлежащих обложению налогом на добавленную стоимость, право на применение налогового вычета. Не представила инспекция и доказательств, что налоговая выгода заявлена вне связи с реальным осуществлением деятельности, вычеты заявлены обществом за пределами трехлетнего срока, либо ранее были заявлены и приняты налоговым органом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Кодекса вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также основных средств, производятся после принятия их на учет и при наличии соответствующих первичных документов.
Иных условий для получения права на налоговые вычеты Кодекс не содержит.
Порядок применения налоговых вычетов, установленный статьями 171, 172 Кодекса, не ограничивает право налогоплательщика на применение налоговых вычетов, не запрещает применить налоговый вычет сумм налога на добавленную стоимость в налоговый период, следующий за налоговым периодом, в котором произошла фактическая оплата сумм НДС, заявленных к вычету.
Статья 172 Кодекса связывает возникновение права налогоплательщика на вычет сумм налога на добавленную стоимость при приобретении товаров (работ, услуг) с моментом принятия их на учет, однако из этой нормы не следует, что право на налоговый вычет в этом случае у налогоплательщика ограничено лишь периодом, в котором ему предъявлен к оплате счет-фактура продавцом.
Спорный счет-фактура был получен налогоплательщиком в 1 квартале 2007 г., что подтверждается материалами дела.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение налогового органа в части доначисления налога на добавленную стоимость, пени и штрафа в связи с непринятием вычета по счету-фактуре N 6333 от 31.12.2006, относящегося к иным налоговым периодам, является незаконным.
Из материалов дела следует, что налоговым органом произведен отказ в вычете НДС ГУП РО "Сальское ПАТП", рассчитанного математическим методом путем пропорционального выделения НДС, относимого к перевозкам льготных категорий граждан на пригородных межмуниципальных и междугородном внутриобластном сообщении в 2007 году в сумме 210349 руб., 2008 год в сумме 269 020 рублей, 2009 год в сумме 265738 рублей, рассчитанного исходя из доли предполагаемой реализации льготных перевозок в общей стоимости отгруженных за период услуг, в том числе облагаемых НДС.
Согласно п.п.1 п.1 ст. 146 Налогового кодекса РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ независимо от источника финансирования.
При этом ст. 149 НК РФ установлен перечень операций не подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость.
В соответствии с п. 4 ст. 149 НК РФ, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции не подлежащие налогообложению, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.
В соответствии с п.п.2. п.2 ст. 154 Налогового Кодекса РФ в данном случае действует специальный порядок определения налоговой базы: при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен реализации.
Поэтому при реализации населению транспортных услуг с учетом льгот, предоставляемым отдельным гражданам в соответствии с законодательством, согласно вышеуказанной норме Кодекса налоговая база определяется из фактической цены реализации.
То есть, оказание транспортных услуг на пригородных межмуниципальных и междугородном внутриобластном сообщении не становится необлагаемым оборотом в момент оказания этих услуг льготным категориям граждан и просто реализуются эти услуги по нулевой стоимости.
Предприятием определялась налогооблагаемая база по НДС с учетом реализации транспортных услуг отдельным категориям граждан по фактической цене реализации равной "О", а суммы субсидий, представленных областным бюджетом в связи с применением льгот, представляемых в соответствии с действующим законодательством, не включены в облагаемую базу согласно абз. 3 п.2 ст. 154 НК РФ.
Правомерность применения вычетов в полном объеме при реализации товаров с применением льгот отдельным категориям граждан, (с учетом получения субсидий на возмещение расходов для предоставления данных льгот), подтверждаются как письмами Министерства Финансов РФ (от 10.12.2009 г. N 03-03-06/1/800, от 01.11.2006 г. N 03-04-11/201, так Постановлением ФАС ЦО от 12.01.2009 г. по делу N А35-916/08-С-15.
В письме Министерства Финансов РФ от 27.03.2009 г. N 03-07-07/22 говорится:
Согласно п. 4 ст. 170 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщиком по товарам (работам, услугам, имущественным правам), используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и освобождаемых от налогообложения операций, принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.
Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг, имущественных прав), операции, по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг, имущественных прав), отгруженных за налоговый период.
В соответствии с п. 13 ст. 40 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения применяются указанные цены (тарифы).
В связи с этим денежные средства, полученные в виде компенсации убытков при оказании услуг по перевозке льготных категорий пассажиров транспортом общего пользования, при расчете вышеуказанной пропорции, не учитываются.
В письме Минфина РФ от 25.02.2009 г. N 03-07-11/45, разъясняется, что полученные по госконтракту из бюджета компенсационные средства за оказание услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования при расчете пропорции не учитываются.
В письмах от 27.03.2009 N 03-07-07/22 и 25.02.2009 г. N 03-07-1/45 Минфин рекомендовал не учитывать субсидии при расчете указанной пропорции. Такой вывод сделан на основании п. 13 ст. 40 НК РФ, гласящей, что при реализации услуг по тарифам, установленным в соответствии с законодательством РФ, для целей налогообложения применяются указанные тарифы.
Постановление Администрации Ростовской области от 31 декабря 2004 г. N 534 "О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам, в целях оказания социальной поддержки, субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их назначения", устанавливает порядок возмещения расходов транспортных организаций за льготный проезд железнодорожным и водным транспортом пригородного сообщения, автомобильным транспортом пригородного межмуниципального и междугородного внутриобластного сообщений в соответствии с Областными законами от 22.10.2004 N 175-ЗС "О социальной поддержке ветеранов труда", от 22.10.2004 N 163-ЗС "О социальной поддержке тружеников тыла", от 22.10.2004 N 164-ЗС "О социальной поддержке граждан, пострадавших от политических репрессий", от 20.09.2007 N 763-ЗС "О ветеранах труда Ростовской области".
Возмещение расходов транспортных организаций за льготный проезд производится за счет средств областного бюджета, предусмотренных на эти цели министерству труда и социального развития области областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год.
Министерство труда и социального развития области в соответствии с действующим законодательством заключает с транспортными организациями контракты (договоры) на возмещение расходов за льготный проезд.
ГУП РО "Сальское ПАТП" заключены контракты, на возмещение расходов за перевозку федеральных льготников, N 45 от 15.01.2007 г. (т.3 л.д. 49-50), N11 от 15.01.2008 г. (т.3 л.д. 51-52), N56 от 21.01.2008 г.(т.3 л.д. 53-54), N21 от 11.01.2009 г. ( т. 3 л.д. 41-42) N342 от 02.03.2009 г. (т.3 л.д. 43-44).
Возмещение расходов за проезд автомобильным транспортом пригородного межмуниципального и междугородного внутриобластного сообщений осуществляется министерством труда и социального развития области транспортным организациям в соответствии с заключенными между ними договорами за фактически произведенные перевозки льготных категорий граждан.
Реестры транспортными организациями, осуществляющими автомобильные перевозки по внутриобластным междугородным и пригородным маршрутам, представляются в министерство труда и социального развития области по формам и в сроки, установленные министерством труда и социального развития области.
ГУП РО "Сальское ПАТП" в 2007, 2008, 2009 г.г. ежемесячно, согласно заключенных государственных контрактов с Министерством труда и социального развития Ростовской области, направляло реестры о фактически предоставленных льготах по услугам автомобильного транспорта междугородного внутриобластного сообщения и счет-фактуры на оплату за льготный проезд федеральных льготников, без выделения НДС.
На основании представленных ГУП РО "Сальское ПАТП" документов, Министерство труда и социального развития Ростовской области, согласно платежных поручений, производило возмещение расходов по реестрам перевозок межгород за проезд федеральных льготников, без НДС.
В платежных поручениях Министерство труда и социального развития Ростовской области указывается, "возмещение расходов по перевозке а/м транспортом ветеранов труда по 03 N 1753С от 22.10.04 г., возмещение расходов по перевозке а/м транспортом тружеников тыла по 03 N 163 от 22.10.04 г., НДС не облагается".
Учитывая изложенное, денежные средства, полученные по государственным контрактам, за оказание услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования, освобождаемых от налогообложения налогом на добавленную стоимость, учету при расчете в порядке п.4 ст. 170 НК РФ пропорции, для распределения суммы НДС, предъявленных продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, которые осуществляют как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции, не подлежат.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае выделенные автотранспортному предприятию бюджетные средства на компенсацию расходов по перевозке льготных категорий граждан налоговым органом в спорных периодах незаконно учтены при определении вышеназванной пропорции, соответственно необоснованно произведен отказ в вычете по НДС в общем размере 745 107 рублей, а также применены штрафные санкции и пени.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в дело доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт, оснований для переоценки выводов не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 28 марта 2011 г.. по делу N А53-22172/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
И.Г. Винокур |
Судьи |
Д.В. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-22172/2010
Истец: ГУП РО "Сальское ПАТП", ГУП Ростовской области "Сальское ПАТП"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N16 по Ростовской области, Межрайонная ИФНС России N16 по Ростовской области
Третье лицо: Управление Федеральной Миграционной Службы РФ по Ростовской области
Хронология рассмотрения дела:
21.02.2013 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1181/13
29.11.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13086/12
24.08.2012 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-22172/10
22.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3023/12
15.08.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5560/11