город Омск
17 августа 2011 г. |
Дело N А46-1950/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 августа 2011 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Киричёк Ю.Н., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5162/2011) общества с ограниченной ответственностью "Южно - Сибирская лизинговая компания" на решение Арбитражного суда Омской области от 27.05.2011 по делу N А46-1950/2011 (судья Яркова С.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Южно - Сибирская лизинговая компания" (ОГРН 1045504011134, ИНН 5503080185)
к Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата по Омской области",
при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области,
Министерства имущественных отношений Омской области,
о признании незаконными действий,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Южно - Сибирская лизинговая компания" - Моренко М.С. (паспорт, по доверенности от 15.02.2011 сроком действия 3 года);
от федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Омской области (правопреемник Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Омской области) - Соболев К.Ю. (удостоверение, по доверенности N 5241 от 15.07.2011 сроком действия 3 года);
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Министерства имущественных отношений Омской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Южно - Сибирская лизинговая компания" (далее по тексту - ООО "ЮСЛК", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконными действий, совершённых 22.12.2010 Федеральным государственным учреждением "Земельная кадастровая палата" по Омской области (далее по тексту - ФГУ "ЗКП" по Омской области, заинтересованное лицо), по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка площадью 4 242 кв.м. с кадастровым номером 55:19:090103:1, местоположение: Омская область, Оконешниковский район, рабочий поселок Оконешниково, улица Коммунистическая, дом 3, категория земель - земли населённых пунктов для хозяйственной деятельности, для размещения АЗС в размере 209 766 руб. 90 коп. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 49 руб. 45 коп. за кв.м., а также об обязании ФГУ "ЗКП" по Омской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка площадью 4 242 кв.м. с кадастровым номером 55:19:090103:1 в размере 209 766 руб. 90 коп.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области и Министерство имущественных отношений Омской области.
Решением по делу арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленных ООО "ЮСЛК" требований в полном объеме. В обоснование принятого решения суд указал, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:19:090103:1 в размере 209 766 руб. 90 коп. были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании приказа Министерства имущественных отношений Омской области от 18.11.2010 N 46-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Омской области". Указанный нормативный акт не был признан недействующим в установленном порядке по причине его несоответствия нормативным актам, регламентирующим порядок проведения государственной кадастровой оценки земель. Принимая во внимание данные обстоятельства, а также учитывая, что заявителем фактически оспаривается кадастровая стоимость, рассчитанная исходя из вида разрешённого использования, суд первой инстанции не нашёл оснований для удовлетворения требований заявителя.
Не согласившись с принятым решением, ООО "ЮСЛК" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. ООО "ЮСЛК" не согласно с выводом суда первой инстанции о том, что Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области обоснованно внесены в государственный кадастр недвижимости сведения о разрешенном использовании земельного участка с кадастровым номером 55:19:090103:1- "для хозяйственной деятельности, для размещения АЗС", поскольку последнее являлось целью предоставления земельного участка. В то же время, действующий в настоящее время Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" не предусматривает возможности замены вида разрешенного использования целью предоставления земельного участка.
В связи с чем, по мнению подателя апелляционной жалобы, в настоящее время разрешенное использование земельного участка заявителя не установлено в соответствии с требованиями законодательством Российской Федерации, в то время как действующим законодательством не предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка в отсутствие законодательно установленного вида его разрешенного использования. Таким образом, полагает ООО "ЮСЛК", земельный участок, принадлежащий обществу, должен был быть включен в перечень земельных участков, не вошедших в состав объектов оценки. Однако, вопреки изложенному, земельный участок ООО "ЮСЛК" был включен в перечень земельных участков, подлежащих оценке, была проведена его кадастровая оценка и утверждены ее результаты. ООО "ЮСЛК" также указывает, что в нарушение части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд не дал надлежащей правовой оценки приведенным доводам заявителя.
В представленном до начала судебного заседания отзыве федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Омской области (далее по тексту - ФБУ "КП" по Омской области) просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу ООО "ЮСЛК" - без удовлетворения.
Отзывы на апелляционную жалобу иными лицами, участвующими в деле, представлены не были.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "ЮСЛК" поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ФБУ "КП" по Омской области поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области и Министерство имущественных отношений Омской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле и присутствовавших в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ООО "ЮСЛК" зарегистрировано в качестве юридического лица 23.04.2004 инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Центральному административному округу г. Омска, о чём в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о присвоении обществу основного государственного регистрационного номера 1045504011134.
ООО "ЮСЛК" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 55:19:090103:1, площадью 4 242 кв.м. из категории земель: земли населённых пунктов - для хозяйственной деятельности, расположенный по адресу: Омская область, Оконешниковский район, рабочий посёлок Оконешниково, улица Коммунистическая, дом 3 (свидетельство о государственной регистрации права серии 55 АВ N 899070).
Письмом от 12.01.2011 N 3 Межрайонный отдел N 5 ФГУ "ЗКП" по Омской области сообщил, что сведения о виде разрешённого использования спорного земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости на основании свидетельства на право бессрочного (постоянного) пользования N 518 от 02.12.1998; на основании постановления главы Оконешниковского муниципального района Омской области от 28.10.2010 N 402-п "Об уточнении вида разрешённого использования земельных участков в составе земель населённых пунктов Оконешниковского муниципального района Омской области" произошло уточнение вида разрешённого использования данного земельного участка "для хозяйственной деятельности, для размещения АЗС".
Полагая, что содержание в государственном кадастре недвижимости недостоверной информации о виде разрешённого использования земельного участка, принадлежащем заявителю, повлекло к определению кадастровой стоимости в необоснованном размере, ООО "ЮСЛК" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
27.05.2011 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое ООО "ЮСЛК" в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Как следует из доводов ООО "ЮСЛК", содержащихся в заявлении, направленном в суд первой инстанции, а также в апелляционной жалобе, заявителем фактически оспаривается кадастровая стоимость, рассчитанная исходя из вида разрешённого использования, который общество полагает в отношении его земельного участка неуставленным в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Изложенная позиция ООО "ЮСЛК" расценивается судом апелляционной инстанции как несостоятельная и основанная на ошибочном толковании правых норм.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учёта на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Как было установлено в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции и подтверждается материалами дела, земельный участок с кадастровым номером 55:19:090103:1 предоставлен обществу для хозяйственной деятельности - для размещения автозаправочной станции на основании решения главы администрации Оконешниковского района от 22.09.1992 N 449-п (свидетельство на право бессрочного (постоянного) пользования землёй от 02.12.1998 N 518, л.д. 15).
Указом Губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области" в целях совершенствования системы платежей за землю, во исполнение пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений в городах и посёлках с численностью населения свыше 10 тысяч человек на территории Омской области; результаты государственной кадастровой оценки земель поселений в поселках и сельских поселениях с численностью менее 10 тысяч человек на территории Омской области.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:19:090103:1 в размере 41 529 руб. 18 коп. была внесена в государственный кадастр недвижимости 16.11.2005 согласно результатам государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области, утверждённым Указом губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области" (в настоящее время утратил силу ).
Кадастровая стоимость данного земельного участка в размере 209 766 руб. 90 коп. внесена в государственный кадастр недвижимости 22.12.2010 и действует с 01.01.2011 в связи с принятием межрайонным отделом N 5 ФГУ "ЗКП" по Омской области решения от 22.12.2010 N 19/10-1182 "О внесении кадастровых сведений в государственный кадастр недвижимости в соответствии с документами, поступающими в форме информационного взаимодействия" на основании приказа Министерства имущественных отношений Омской области от 18.11.2010 N 46-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Омской области".
По верному замечанию суда первой инстанции, содержание в государственном земельном кадастре такой характеристики земельного участка как разрешённое использование предусматривалось пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", действовавшего на момент постановки на государственный кадастровый учёт земельного участка с кадастровым номером 5.
В соответствии с положениями статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 37, 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации любой вид разрешённого использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" к основным документам государственного земельного кадастра относился, в том числе Порядок ведения Единого государственного реестра земель, утверждённый приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 15.06.2001 N П/119 "Об утверждении документов государственного земельного кадастра".
Пункт 6.2.17 указанного порядка устанавливает, что при ведении форм государственного реестра земель кадастрового района, в строку 9 "разрешённое использование" формы Ф1.1 государственного реестра земель кадастрового района (раздел "Земельные участки") орган, полномочный на осуществление государственного кадастрового учёта земельных участков, обязан заносить разрешённое использование (назначение) в соответствии с имеющим юридическую силу документом, которым устанавливается данное разрешённое использование. Если разрешённое использование не установлено, в строку записывается цель предоставления, указанная в акте органа власти о предоставлении земельного участка.
Таким образом, заинтересованным лицом в государственный земельный кадастр правомерно внесены сведения о разрешённом использовании земельного участка с кадастровым номером 55:19:090103:1 "для хозяйственной деятельности, для размещения АЗС" с учётом содержания постановления главы Оконешниковского муниципального района Омской области от 28.10.2010 N 402-н "Об уточнении вида разрешённого использования земельных участков в составе земель населённых пунктов Оконешниковского муниципального района Омской области".
Указанное разрешённое использование спорного земельного участка с момента постановки на государственный кадастровый учёт и по настоящее время не изменялось, что заявителем по существу не оспаривается.
На момент проведения работ по государственной кадастровой оценке земель в г. Омске действовал Федеральный закон от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", в соответствии с которым в полномочия заинтересованного лица области не входила обязанность учёта объектов недвижимости (в том числе фактическое и разрешённое использование таких объектов) либо учёт (уточнение, выяснение) видов экономической деятельности, которую ведёт на земельном участке хозяйствующий субъект.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что нарушений в установлении разрешённого использования земельного участка, принадлежащего ООО "ЮСЛК", не усматривается.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что действующий в настоящее время Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" не предусматривает возможности замены вида разрешенного использования целью предоставления земельного участка, не отменяет указанного вывода судов первой и апелляционной инстанций, основанного на нормах приведенных выше нормативных правовых актов.
Таким образом, разрешённое использование земельного участка, принадлежащего ООО "ЮСЛК", внесено в государственный кадастр недвижимости в полном соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, в связи с чем судом апелляционной инстанции расценивается как несостоятельный и довод ООО "ЮСЛК" о необоснованном проведении государственной кадастровой оценки земельного участка, базирующийся на утверждении о неустановлении разрешенного использования данного участка.
Неотклонение приведенного довода ООО "ЮСЛК" в обжалуемом решении не повлияло на его обоснованность.
Как правомерно констатировал суд первой инстанции в обжалуемом решении, законодательством установлено, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости на основании нормативно-правового акта, их утвердившего.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:19:090103:1 в размере 209 766 руб. 90 коп. были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании приказа Министерства имущественных отношений Омской области от 18.11.2010 N 46-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Омской области".
Указанный нормативный акт не был признан недействующим в установленном порядке по причине его несоответствия нормативным актам, регламентирующим порядок проведения государственной кадастровой оценки земель.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что, отказав в удовлетворении заявленных ООО "ЮСЛК" требований в полном объеме, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 27.05.2011 по делу N А46-1950/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-1950/2011
Истец: ООО "Южно - Сибирская лизинговая компания"
Ответчик: ФГУ " Кадастровая палата по Омской области", ФГУ "Земельная кадастровая палата по Омской области"
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Омской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области
Хронология рассмотрения дела:
17.08.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5162/11