г. Киров
16 августа 2011 г. |
Дело N А29-1949/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2011 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лысовой Т.В.,
судей Ившиной Г.Г., Немчаниновой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Горжилфонд"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.05.2011 по делу N А29-1949/2011, принятое судом в составе судьи Махмутова Н.Ш.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Горжилфонд" (ИНН: 1105019089; ОГРН: 1061105010581)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Коми (ИНН: 1101486117; ОГРН: 1041100418700)
о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Горжилфонд" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Коми (далее - Управление, ответчик) от 14.03.2011 N 0057 (далее - постановление N 57) по делу об административном правонарушении в области связи, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 13.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 27.05.2011 в удовлетворении заявления отказано.
Заявитель, не согласившись с принятым решением, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит указанный судебный акт и постановление N 57 отменить.
В жалобе Общество, основываясь на статьях 26.2, 28.2 КоАП РФ, пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 10), отмечает, что событие вмененного правонарушения ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении от 14.03.2011 не было указано в точном соответствии с Перечнем радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации (далее - Перечень), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2004 N 539 (далее - постановление N 539). Также должно быть единообразное применение закона, поскольку имеется судебная практика, в частности по делу N А29-5796/2007, согласно которой при установлении обстоятельства, аналогичного вышеуказанному, суд признал незаконным решение административного органа о привлечении к административной ответственности. За несоблюдение пункта 5 статьи 22 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ) ответственность по части 1 статьи 13.4 КоАП РФ не наступает. Кроме того, внеплановая проверка объекта Общества проведена с нарушением Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ). Протокол от 21.02.2011 N 11-03-11/0362 измерений параметров излучений радиоэлектронных средств (далее - протокол измерений от 21.02.2011) не содержит сведений о том, кем составлен и что явилось поводом для его составления, заявитель не был ознакомлен с данным протоколом.
Управление в отзыве с жалобой не согласно. При этом отмечено, что радиочастотная служба вправе осуществлять радиоконтроль без участия и уведомления владельцев радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств. Доводы о нарушениях при внеплановой проверке противоречат действующему законодательству. Дело об административном правонарушении в отношении заявителя было возбуждено обоснованно - по результатам проведенной проверки сообщения, полученного от ФГУП "Радиочастотный центр Северо-Западного федерального округа" (далее - Радиочастотный центр). Имеющиеся доказательства подтверждают факт совершения Обществом вмененного правонарушения, на основании заключения от 13.07.2009 N 09-СЗ11-000057 и в соответствии с пунктом 5 Перечня радиоэлектронные средства сухопутной подвижной службы подлежат обязательной регистрации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили. Ответчик ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание апелляционного суда проведено без участия представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 27.05.2011 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, 16.02.2011 в 10 час. 56 мин. по адресу: Республика Коми, г. Печора, Южный переулок, д. 7А, в рамках мероприятий по радиоконтролю, осуществленных филиалом Радиочастотного центра по Республике Коми, обнаружена работа принадлежащей Обществу базовой радиостанции типа "FTL-1011" с частотой излучения 43,8 МГц, что засвидетельствовано протоколом измерений от 21.02.2011, актом мероприятий по радиоконтролю от 21.02.2011 N 11-03/11-0443 (л.д. 46-48, 73).
Управлением данный факт выявлен в ходе внеплановой документарной проверки, проведенной в отношении Общества на основании приказа от 24.02.2011 N 065 в связи с необходимостью рассмотрения вышеназванной информации, поступившей от филиала Радиочастотного центра по Республике Коми (протокола измерений от 21.02.2011). Результаты проверки отражены в акте от 25.02.2011, направленном Обществу (л.д. 42-45, 49, 54-56).
Государственный инспектор Управления, учитывая указанный факт и выяснив, что Общество в нарушение пункта 5 статьи 22 Закона N 126-ФЗ эксплуатирует базовую радиостанцию типа "FTL-1011", установленную по адресу: Республика Коми, г. Печора, Южный переулок, д. 7А, без регистрации в органах Роскомнадзора, составил в отношении упомянутого юридического лица при участии его представителя, действующего по доверенности от 31.12.2010, протокол об административном правонарушении в области связи от 04.03.2011 N 050-Пр по части 1 статьи 13.4 КоАП РФ (далее - протокол N 50; л.д. 34-38).
14.03.2011 старший государственный инспектор Управления, рассмотрев данный протокол в отсутствие надлежаще извещенного законного представителя Общества, вынес постановление N 57, в соответствии с которым заявителю назначен административный штраф в размере 3000 рублей за совершение вышеуказанного правонарушения (л.д. 31-33, 52-53).
Общество, считая, что к административной ответственности привлечено незаконно, обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с требованием об отмене постановления N 57.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, руководствовался положениями статьи 210 АПК РФ, пунктом 5 статьи 22 Закона N 126-ФЗ, постановлением N 539. При этом суд факт совершения вмененного Обществу правонарушения счел подтвержденным материалами дела, доводы заявителя о проведении проверки с нарушением требований Закона N 294-ФЗ отклонил, нарушений процедуры привлечения к ответственности, в частности статей 26.2, 26.3, 28.1, 28.2, 28.4, не установил. В связи с этим суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления N 57.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции в силу следующего.
Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, закреплено в статье 30.1 КоАП РФ, и реализуется с учетом особенностей, предусмотренных статьями 189-190, 207-211 АПК РФ.
Бремя доказывания наличия обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган (часть 4 статьи 210 АПК РФ).
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6 статьи 210 АПК РФ).
Частью 1 статьи 13.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил проектирования, строительства, установки или регистрации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, в том числе для юридических лиц в виде предупреждения или административного штрафа от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой.
Исходя из статей 23.44, 28.3 КоАП РФ, приказа Минкомсвязи РФ от 04.05.2010 N 70 "Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях", поскольку протокол N 50 составлен государственным инспектором, а постановление N 57 вынесено старшим государственным инспектором, дело об административном правонарушении в отношении Общества возбуждено и рассмотрено уполномоченными должностными лицами.
В соответствии со статьей 2.1, 26.1 КоАП РФ для привлечения к административной ответственности необходимо наличие состава административного правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.
Данные обстоятельства подлежат установлению на основании доказательств, полученных административным органом и отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП РФ.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.4 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере связи, в частности, складывающиеся при проектировании, строительстве, установке или регистрации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, а объективная сторона заключается в нарушении требований законодательства, установленных в указанной сфере.
Юридическое лицо может быть субъектом ответственности по статье 13.4 КоАП РФ, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В силу статьи 4 Закона N 126-ФЗ деятельность в области связи регулируется названным законом, а также нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 22 Закона N 126-ФЗ регулирование использования радиочастотного спектра является исключительным правом государства.
Пунктами 4, 5 названной статьи установлено, что использование в Российской Федерации радиочастотного спектра осуществляется на основании разрешительного порядка доступа к нему пользователей. В связи с этим средства связи, иные радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства, являющиеся источниками электромагнитного излучения, подлежат регистрации. Использование без регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации, не допускается.
В соответствии со статьей 22 Закона N 126-ФЗ издано постановление N 539, определяющее Перечень и правила регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств.
По смыслу пунктов 2, 3, 4, 7, 8 упомянутых правил владелец радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, предусмотренных Перечнем, обязан до использования указанных средств обратиться в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций с заявлением об их регистрации.
Следовательно, Законом N 126-ФЗ запрещено использование без регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации, а соблюдение данного запрета, исходя из постановления N 539, осуществляется посредством выполнения заявительного порядка регистрации.
Нарушение запрета на использование без регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 13.4 КоАП РФ.
Управлением при рассмотрении административного дела выявлено и судом первой инстанции верно указано, что Общество в нарушение вышеназванных требований Закона N 126-ФЗ и постановления N 539 использовало радиоэлектронные средства без регистрации.
Доводы жалобы, что ответчик не отразил событие установленного правонарушения в точном соответствии с Перечнем, не представил доказательств соответствия словосочетания "базовая радиостанция типа "FTL-1011" с частотой излучения 43,8 МГц" какому-либо приведенному в Перечне понятию, а за нарушение Закона N 126-ФЗ не наступает ответственность по части 1 статьи 13.4 КоАП РФ, отклоняются.
Событие правонарушения устанавливается выявлением и описанием конкретных фактических действий (бездействия) привлекаемого к ответственности лица, имеющих противоправный характер. Противоправность деяния выясняется при его сопоставлении с требованиями действующего законодательства.
В протоколе N 50 и постановлении N 57 зафиксирован факт эксплуатации принадлежащей Обществу базовой радиостанции типа "FTL-1011" без регистрации. При этом отсутствие в упомянутых процессуальных документах выводов Управления о сопоставлении наименования "базовая радиостанция типа "FTL-1011" с Перечнем и ссылка на нарушение Обществом лишь пункта 5 статьи 22 Закона N 126-ФЗ не свидетельствует об отсутствии признака противоправности в деянии указанного лица. Собранные по делу доказательства показывают, что названный предмет относится к радиоэлектронным средствам сухопутной подвижной службы, и не позволяют признать его не подлежащим регистрации. Пункт 5 статьи 22 Закона N 126-ФЗ, по сути, в правилах регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств является общей нормой, имеющей по отношению к постановлению N 539 большую юридическую силу.
Соответственно, в рассматриваемом случае имеется и обоснованно установлено событие вмененного Обществу правонарушения.
Ссылки заявителя на пункт 17 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 и судебную практику, которой противоречат выводы обжалуемого решения в части наличия события правонарушения, несостоятельны. Исходя из вышеизложенного, из материалов дела не усматривается нарушений статьи 28.2 КоАП РФ при оформлении протокола N 50. Также не имеется правовых оснований руководствоваться в спорной ситуации судебным актом по делу N А29-5796/2007.
Общество до использования базовой радиостанции типа "FTL-1011" обязано было обеспечить соблюдение требований законодательства в области связи посредством выполнения заявительного порядка регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств.
Доказательства, свидетельствующие о принятии необходимых и достаточных мер по недопущению выявленных нарушений либо об объективных причинах, препятствующих регистрации базовой радиостанции типа "FTL-1011", не представлены.
Учитывая сказанное, следует признать, что Управлением доказано наличие вмененного Обществу состава административного правонарушения.
Аргументы жалобы о нарушении Закона N 294-ФЗ при внеплановой проверке объекта заявителя, об отсутствии в протоколе измерений от 21.02.2011 сведений о лице, его составившем, о поводе для его составления, и на то, что заявитель с этим протоколом не был ознакомлен, бездоказательны.
Положения Закона N 294-ФЗ, как следует из части 4 статьи 1 и части 5 статьи 27, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, не применяются при осуществлении контроля и государственного надзора в области связи.
Обществом не указано на фактические и правовые основания для применения Закона N 294-ФЗ в правоотношениях сторон спора, а материалы дела о наличии таковых не свидетельствуют.
Проведение Управлением внеплановой проверки, последующее возбуждение и рассмотрение административного дела, в том числе с использованием протокола измерений от 21.02.2011, не противоречит требованиям действующего законодательства, в частности, положениям статей 25, 27 Закона N 126-ФЗ, постановлениям Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 N 110 "Об утверждении Порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи", от 01.04.2005 N 175 "Об утверждении Правил осуществления радиоконтроля в Российской Федерации", приказу Россвязьохранкультуры от 04.12.2007 N 414 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по исполнению государственной функции по осуществлению государственного надзора за соблюдением пользователями радиочастотным спектром порядка, требований и условий, относящихся к использованию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств, включая надзор с учетом сообщений (данных), полученных в процессе проведения радиочастотной службой радиоконтроля".
Также не усматривается со стороны ответчика существенных нарушений предусмотренной нормами КоАП РФ процедуры привлечения к административной ответственности, не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть административное дело.
В связи с этим нельзя считать подтвержденным, что Управлением не соблюден порядок применения административного взыскания, состав вмененного Обществу правонарушения установлен с использованием недопостимых доказательств.
Обстоятельств, исключающих возможность применения к заявителю избранной ответчиком меры наказания по части 1 статьи 13.4 КоАП РФ в виде минимального размера административного штрафа, не имеется.
Принимая во внимание изложенное, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции правомерно, с учетом требований статьи 71 АПК РФ и при отсутствии названных в части 2 статьи 211 АПК РФ оснований для отмены постановления N 57, отказал в удовлетворении заявления Общества.
Таким образом, Арбитражный суд Республики Коми полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы решения соответствуют представленным доказательствам и сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Поэтому обжалуемый судебный акт не подлежит отмене или изменению.
В силу части 4 статьи 208 АПК РФ, части 5 статьи 30.2 КоАП РФ оснований для решения вопроса о распределении судебных расходов в части государственной пошлины у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.05.2011 по делу N А29-1949/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Горжилфонд" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.В. Лысова |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-1949/2011
Истец: ООО Горжилфонд
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Коми
Хронология рассмотрения дела:
16.08.2011 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4115/11