город Омск
17 августа 2011 г. |
Дело N А70-1851/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 августа 2011 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Киричёк Ю.Н., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5364/2011) Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 31.05.2011 по делу N А70-1851/2011 (судья Тихомиров В.В.), принятое по заявлению Государственного учреждения "Ишимская районная станция по борьбе с болезнями животных" (ОГРН 1047200035728, ИНН 7205012909)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (ОГРН 1027200812308)
об оспаривании решения от 02.02.2011 и предписания от 02.02.2011 по делу N К10/181,
судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
Государственное учреждение "Ишимская районная станция по борьбе с болезнями животных" (далее по тексту - ГУ "Ишимская райСББЖ", учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее по тексту - Тюменское УФАС России, антимонопольный орган, заинтересованное лицо) о признании недействительными решения от 02.02.2011 и предписания от 02.02.2011 по делу N К10/181, вынесенных Тюменским УФАС России.
Решением по делу арбитражный суд удовлетворил заявленные ГУ "Ишимская райСББЖ" требования в полном объеме. Решение от 02.02.2011 и предписание от 02.02.2011 по делу N К10/181, вынесенные Тюменским УФАС России в отношении заявителя, признаны арбитражным судом недействительными и несоответствующими Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Кроме того, арбитражный суд обязал Тюменское УФАС России принять меры в виде устранения неблагоприятных последствий для заявителя, связанных с обозначенными ненормативными актами.
В обоснование принятого судебного акта суд первой инстанции указал на то, что выдача ветеринарных сопроводительных документов осуществляется не в рамках государственного ветеринарного надзора, поскольку указанные документы выдавались исключительно на договорной основе, а соответствующие действия находятся за рамками функций контрольно-надзорного характера и носят гражданско-правовой характер.
Не согласившись с принятым решением, Тюменское УФАС России обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя апелляционной жалобы, вывод суда первой инстанции о том, что действия ГУ "Ишимская райСББЖ" носят гражданско-правовой характер и предусмотрены определенными нормами права необоснован, поскольку складывающиеся между сторонами договора на ветеринарное обслуживание имущественные отношения носят административно-правовой характер. В связи с чем Тюменское УФАС России полагает, что ГУ "Ишимская райСББЖ" в лице уполномоченных должностных лиц осуществляет государственный ветеринарный надзор поднадзорных объектов, при оформлении и выдаче ветеринарных сопроводительных документов на продукцию животного происхождения, в том числе, не подвергшуюся промышленной и тепловой обработке, что соответствует действующему ветеринарному законодательству.
Тюменское УФАС России также полагает, что судом первой инстанции необоснованно не применены нормы постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1009 "О порядке совместного осуществления Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации функций по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и по организации такого контроля".
Кроме того, указывает податель апелляционной жалобы, в резолютивной части решения Арбитражный суд Тюменской области установил обязанность антимонопольного органа принять меры в виде устранения неблагоприятных последствий, связанных с оспоренными ненормативными актами, относительно ГУ "Ишимская райСББЖ". Тюменское УФАС России считает, что установление указанной дополнительной обязанности для антимонопольного органа не мотивированно судом, что противоречит статье 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ГУ "Ишимская райСББЖ" в представленном до начала судебного заседания отзыве на апелляционную жалобу с ее доводами не согласилось, считает их необоснованными, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от ГУ "Ишимская райСББЖ" поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
Тюменское УФАС России, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайства об отложении слушания по делу не заявило, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Тюменским УФАС России в связи с поручением Федеральной антимонопольной службы проведена проверка государственных учреждений ветеринарии, подведомственных органам власти субъектов Российской Федерации, на предмет выявления нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в необоснованном препятствии осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами при осуществлении государственного ветеринарного надзора в отношении продукции животного происхождения, подвергшейся промышленной или тепловой обработке.
В целях исполнения указанного поручения антимонопольным органом была проведена проверка деятельности ГУ "Ишимская райСББЖ", по результатам которой в отношении Учреждения было возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
По результатам рассмотрения материалов дела N К10/181 Тюменским УФАС России было установлено, что учреждение входит в систему органов государственного ветеринарного надзора и осуществляет платное оформление и выдачу хозяйствующим субъектам обязательных ветеринарных сопроводительных документов, при этом выдача ветеринарных сопроводительных документов осуществляется ГУ "Ишимская райСББЖ" в рамках государственного ветеринарного надзора.
Кроме того, Тюменское УФАС России пришло к выводу о том, что за действия по оформлению и выдаче ветеринарных сопроводительных документов, выполняемые в рамках осуществления государственного ветеринарного надзора, с хозяйствующих субъектов не должна взиматься плата, так как налоговым законодательством не предусматривается оплата за осуществление государственной функции ветеринарного надзора.
Решением от 02.02.2011 по делу N К10/181 антимонопольный орган признал в действиях Учреждения наличие нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", которое выразилось:
1) в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами по перевозке, хранению и реализации продовольственного сырья животного происхождения, подвергшегося промышленной или тепловой обработке, на территории Ялуторовского района путем осуществления непредусмотренного законодательством Российской Федерации государственного ветеринарного надзора в отношении указанных товаров;
2) в необоснованном препятствовании осуществлению хозяйственной деятельности хозяйствующими субъектами по перевозке, хранению и реализации продуктов животного происхождения на территории Ялуторовского муниципального района путем взимания с хозяйствующих субъектов непредусмотренной законодательством Российской Федерации платы за оформление и выдачу ветеринарных сопроводительных документов.
ГУ "Ишимская райСББЖ" также было выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно:
1) осуществления государственного ветеринарного надзора и выдачу ветеринарных сопроводительных документов в отношении продовольственного сырья животного происхождения, подвергшегося промышленной или тепловой обработке;
2) взимания с хозяйствующих субъектов платы за оформление и выдачу ветеринарных сопроводительных документов при проведении государственного ветеринарного надзора.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, ГУ "Ишимская райСББЖ" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
31.05.2011 Арбитражным судом Тюменской области принято обжалуемое Тюменским УФАС России решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и(или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и(или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещается необоснованное препятствование деятельности хозяйствующими субъектами.
Из приведенной нормы следует, что любые действия (бездействие) перечисленных субъектов, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции, если только необходимость совершения таких действий (бездействия) прямо не предусмотрена федеральными законами, являются недопустимыми.
К необоснованному препятствованию деятельности ГУ "Ишимская райСББЖ", Тюменское УФАС России относит выдачу ветеринарных сопроводительных документов хозяйствующим субъектам, реализующим готовую продукцию животного происхождения (прошедшую промышленную или тепловую обработку).
В силу положений статьи 20 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов.
В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории. Предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований.
Порядок организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов установлен Правилами организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16.11.2006 N 422 (далее - Правила N 422)
В силу пункта 1.1 Правила N 422 являются обязательными для исполнения должностными лицами, уполномоченными осуществлять оформление и выдачу ветеринарных сопроводительных документов, юридическими лицами любой организационно-правовой формы и гражданами, занятыми содержанием, ловлей, добычей животных (в том числе птиц, рыб (других гидробионтов), пчел), а также производством, заготовкой, переработкой, перевозкой, хранением и реализацией продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок.
В соответствии с пунктом 1.2 Правил N 422 ветеринарные сопроводительные документы выдаются на все виды животных, продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок, подлежащих заготовке, перевозке, переработке, хранению и реализации.
В соответствии с пунктом 1.3 Правил N 422 все грузы, перечисленные в Приложении N 19 к Правилам N 422, в том числе мясные продукты, мясо птицы и продукты их переработки (пункты 2.1, 2.4) должны сопровождаться ветеринарным свидетельством формы N 2 в случаях перевозки грузов за пределы района (города) по территории Российской Федерации, либо ветеринарной справкой формы N 4, в случаях перевозки грузов в пределах района (города).
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оформление ветеринарных сопроводительных документов не может препятствовать и ущемлять интересы хозяйствующих субъектов, занимающихся реализацией пищевых продуктов промышленного изготовления.
Как следует из содержания апелляционной жалобы Тюменского УФАС России (аналогичные доводы высказывались заинтересованным лицом в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции), основанием для принятия антимонопольным органом оспариваемого решения послужило постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1009 "О порядке совместного осуществления Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Министерством сельского хозяйства РФ функций по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и по организации такого контроля" (далее - Постановление N 1009).
Указанное Постановление N 1009 разграничивает нормативно-правовое регулирование в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и организацию такого контроля между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, определив круг их вопросов в подпункте "а" пункта 1 данного постановления, и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, закрепив за ними ветеринарный надзор только за продовольственным сырьем животного происхождения, не подвергшимся промышленной или тепловой обработке (подпункт "б" пункта 1 Постановления N 1009).
Однако в связи с изданием Постановления N 1009 какие-либо изменения в порядок организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, в том числе в Правила N 422, до настоящего времени не внесены.
Кроме того, Постановлением N 1009 предписано Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору организовать деятельность, требующую совместного участия в осуществлении контроля в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, в соответствии с совместными нормативными правовыми и иными актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, изданными в рамках установленных полномочий.
Поскольку до настоящего времени приведенные положения перечисленными ведомствами не реализованы, Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации нормативные акты не приведены в соответствие с Постановлением N 1009, суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда о том, что ГУ "Ишимская райСББЖ" не препятствовало деятельности хозяйствующих субъектов на рынке продовольственного сырья (продукции) животного происхождения, действовало в соответствии с требованиями законодательства в области ветеринарии и об обороте пищевых продуктов, а потому не допускало нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе относительно приведенных нормативных правовых актов, фактически сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции, в связи с чем судом апелляционной инстанции отклоняются.
Ссылка Тюменского УФАС России в апелляционной жалобе на установление судом первой инстанции в резолютивной части решения дополнительной обязанности антимонопольного органа судом апелляционной инстанции отклоняется ввиду её несостоятельности.
Указание арбитражным судом в резолютивной части обжалуемого решения на принятие Тюменским УФАС России мер в виде устранения неблагоприятных последствий, связанных с обозначенными ненормативными актами, относительно ГУ "Ишимская районная станция по борьбе с болезнями животных", не может быть квалифицировано в качестве самостоятельного требования, нуждающегося, по мнению подателя апелляционной жалобы, в дополнительной мотивации.
Указание в решении суда на совершение данного действия антимонопольным органом обусловлено требованиями пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающего обязательное указание в резолютивной части решения на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, резолютивная часть решения суда первой инстанции в полной мере соответствует требованиям части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что удовлетворив заявленные ГУ "Ишимская райСББЖ" требования в полном объеме, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Соответственно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы Тюменского УФАС России в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате антимонопольным органом, но от уплаты которой он в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден, не подлежит распределению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 31.05.2011 по делу N А70-1851/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-1851/2011
Истец: ГУ "Ишимская районная станция по борьбе с болезнями животных"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области