г. Москва |
|
16.08.2011 г. |
N 09АП-17749/2011-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 августа 2011 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Кольцовой Н.Н.
судей: Лепихина Д.Е., Румянцева П.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Московским В.С. и
Торопченковым К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Межрайонной инспекции ФНС России N 46 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.05.2011 г. по делу N А40-11630/11-154-116, принятое судьей А.В. Полукаровым,
по заявлению Открытого акционерного общества "АРЕМЗ-1" (ОАО "АРЕМЗ-1") (ОГРН 1027700297459, 105187, г. Москва, ул. Вольная, д. 28)
к Межрайонной инспекции ФНС России N 46 по г. Москве (125373, г. Москва, Походный пр-д, домовладение 3, стр.2)
о признании незаконными решений об отказе в государственной регистрации изменений
при участии:
от заявителя: Мацуков В.Е. по доверенности от 08.02.2011 б/н;
от ответчика: Иванов Д.И. по доверенности от 11.01.2011 N 07-17/000618;
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ОАО "АРЕМЗ-1" к Межрайонной инспекции ФНС N 46 по г. Москве с заявлением о признании недействительными решения от 31.01.2011 г.. об отказе во внесении изменений в сведения об ОАО "АРЕМЗ - 1", содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанные с внесением изменений в учредительные документы на основании заявления от 24.01.2011 г.. вх. N 14607 А, а также решения от 31.01.2011 г.. об отказе во внесении изменений в сведения содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанные с внесением изменений в учредительные документы на основании заявления от 24.01.2011 г.. вх. 14603 А.
Решением суда от 13.05.2011 г. признаны незаконными решение Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве от 31.01.2011 г. об отказе в государственной регистрации внесения изменений в сведения о ОАО "АРЕМЗ-1", содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица на основании заявления от 24.01.2011 г. вх. N 14607А и решение Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве от 31.01..2011 г. об отказе в государственной регистрации внесения изменений в сведения о ОАО "АРЕМЗ-1", содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица на основании заявления от 24.01.2011 г. вх. N 14603А. Взысканы с Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве в пользу ОАО "АРЕМЗ-1" расходы по уплате государственной пошлины в размере 4000 руб. При этом суд исходил из того, что обществом в регистрирующий орган были поданы все необходимые документы, предусмотренные статьей 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в связи с чем суд считает, что налоговый орган не вправе возлагать на граждан обязанность по представлению дополнительных документов, не предусмотренных федеральным законом.
С решением суда не согласилась МИ ФНС России N 46 по г. Москве и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления в полном объеме. В обоснование с своих требований Инспекция ссылается на то, что решения об отказе в государственной регистрации являются законными и обоснованными, а вывод суда о незаконности сделан при неверном применении норм материального права.
Заявитель возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить в силе. При этом заявителем представлено решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2011 N 1765/11 по заявлению открытого акционерного общества "АРЕМЗ-1" о признании пункта 3.7 раздела IV приложения N 1 к Приказу Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@ "О Методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя" не соответствующим Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Постановлению Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Решение суда подлежит изменению в связи с неправильным применением норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 270 АПК РФ).
В судебном заседании объявлялся перерыв с 02.08.2011 г. по 09.08.2011 г.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 24.01.2011 г.. Открытое акционерное общество "АРЕМЗ-1" обратилось в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 46 по г. Москве с заявлением по форме Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Общества, в связи с утверждением Устава Общества в новой редакции, а также с заявлением по форме Р14001 о государственной регистрации изменений, вносимых в ЕГРЮЛ в отношении Общества, в связи с избранием нового генерального директора Общества.
В связи с чем Обществом в инспекцию были представлены следующие документы: заявления по формам с приложениями, новая редакция Устава Общества, решения о внесении изменений в учредительные документы и о выборах генерального директора Общества и документ об уплате государственной пошлины.
Инспекцией вынесены решения от 31.01.2011 г. согласно которым, Обществу отказано в государственной регистрации указанных изменений на основании подпункта а) пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Основанием для отказа в регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Общества, в связи с утверждением Устава Общества явилось то, что заявление по форме N Р13001 считается не представленным, поскольку в заявлении знаком "V" отмечен раздел 2.7 "Сведения об изменении иных положений учредительных документах". В нарушение требований пункт 3.7 Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@ (далее - Методические разъяснения), на отдельном листе не представлен перечень изменяемых сведений.
Основанием для отказа Инспекции в регистрации изменений, вносимых в сведения ЕГРЮЛ в отношении Общества, в связи с избранием нового генерального директора Общества явилось то, что в нарушение пункта 2 Требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей (утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439) в представленном заявлении и приложениях к нему в незаполненных графах отсутствуют прочерки.
Не согласившись с решениями, посчитав их не законными, Общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством РФ требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; г) документ об уплате государственной пошлины.
Установленный статьей 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" перечень оснований для отказа в государственной регистрации является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. На основании пункта 4 статьи 9 Закона о регистрации регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.
Из материалов дела следует, что заявителем не представлен перечень изменяемых сведений, предусмотренных пунктом 3.7. раздела IV Методический разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц.
Согласно ст. 9 указанного Федерального закона, требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства N 439 утверждена форма N Р13001 - "Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица" (далее - форма N Р13001).
В пункте 2.7 формы N Р13001 предусматривается необходимость проставления отметки (знаком V) в случае изменения иных положений учредительных документов, представляемых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Согласно пункту 3.7. Методических разъяснений предусмотрено, что при изменении иных сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица знаком "V" отмечается "Сведения об изменениях иных положений учредительных документов". При этом перечень изменяемых сведений указывается на отдельном листе, который подписывается заявителем и является составной частью Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Методические разъяснения утверждены Приказом Федеральной налоговой службы России от 1 ноября 2004 года N САЭ-3-09/16@ и зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации. Таким образом, данный документ обладает признаками нормативного документа, обязательного для исполнения как регистрирующими (налоговыми) органами, так и гражданами и юридическими лицами.
Решением Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2011 г. N 1765/11 в удовлетворении заявления открытого акционерного общества "АРЕМЗ-1" о признании пункта 3.7 раздела IV приложения N 1 к Приказу Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@ "О Методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя" не соответствующим Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Постановлению Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" отказано.
В Решении Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2011 г. N 1765/11 указано, что, содержащееся в оспариваемом пункте Приказа правило об указании сведений об изменении учредительных документов на отдельном листе разъясняет порядок заполнения установленных Правительством Российской Федерации форм и не влечет возложения на заявителя обязанности представления иных документов, кроме предусмотренных законом о регистрации, поскольку дополнительный лист не является таковым и рассматривается как часть заявления о государственной регистрации. Включаемые в данные лист сведения также не являются сведениями, не предусмотренными требованиями Закона о регистрации.
С учетом изложенного, решение Межрайонной ИФНС России N 46 по городу Москве от 31 января 2011 г. года об отказе в государственной регистрации внесения изменений в сведения о ОАО "АРЕМЗ-1", содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанные с внесением изменений в учредительные документы юридического лица на основании заявления от 24.01.2011 вх.N 14607А. принято при соблюдении требований действующего законодательства.
Таким образом, решение суда в части удовлетворения требования Открытого акционерного общества "АРЕМЗ-1" о признании незаконным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 46 по г. Москве от 31.01.2011 об отказе в государственной регистрации внесения изменений в сведения о ОАО "АРЕМЗ-1", содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанные с внесением изменений в учредительные документы юридического лица на основании заявления от 24.01.2011 вх.N14607А подлежит отмене. В удовлетворении требования ОАО "АРЕМЗ" в указанной части следует отказать.
Решение суда в части взыскания с Межрайонной инспекции ФНС России N 46 в пользу ОАО "АРЕМЗ-1" расходов уплате государственной пошлины в размере 2000 руб. подлежит отмене.
В остальной части решение суда является законным и обоснованным.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что отсутствие прочерков в незаполненных графах заявления о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документа, не является основанием для отказа в государственной регистрации в силу положений Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Согласно ч.2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, решение Межрайонной ИФНС России N 46 по городу Москве от 31.01.2011 г. об отказе в государственной регистрации внесения изменений в сведения о ОАО "АРЕМЗ-1", содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица на основании заявления от 24.01.2011 г. вх. N14603А противоречит Федеральному закону от 08.08.2001 N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" и подлежит признанию незаконным.
В соответствии со ст. ст. 110, 112 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по заявлению в размере 2000 руб. относятся на заявителя (ОАО "АРЕМЗ-1). С Открытого акционерного общества "АРЕМЗ-1" подлежит взысканию в доход Федерального бюджета государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 500 руб.
Руководствуясь ст.ст.110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.05.2011 г. по делу N А40-11630/11-154-116 изменить.
Отменить решение суда в части удовлетворения требования Открытого акционерного общества "АРЕМЗ-1" о признании незаконным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 46 по г. Москве от 31.01.2011 об отказе в государственной регистрации внесения изменений в сведения о ОАО "АРЕМЗ-1", содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанные с внесением изменений в учредительные документы юридического лица на основании заявления от 24.01.2011 вх.N14607А.
В удовлетворении требований Открытого акционерного общества "АРЕМЗ-1" в указанной части отказать.
Отменить решение суда в части взыскания с Межрайонной инспекции ФНС России N 46 в пользу ОАО "АРЕМЗ-1" расходов уплате государственной пошлины в размере 2000 (две тысячи) рублей.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Взыскать с Открытого акционерного общества "АРЕМЗ-1" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 500 (пятьсот) рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-11630/2011
Истец: ОАО "АРЕМЗ-1"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 46 по г. Москве, МИФНС N 46 по г. Москве