г. Санкт-Петербург
22 августа 2011 г. |
Дело N А42-1213/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 августа 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Алыбиной Ж.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11601/2011) Мурманской таможни на решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.05.2011 по делу N А42-1213/2011 (судья Алексина Н.Ю.), принятое
по заявлению ФГУ "Мурманское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов"
к Мурманской таможне
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: Сухотина Ю.А. по доверенности от 15.07.2011 N 169,
от ответчика: Есаулов В.Н. по доверенности от 18.05.2011 N 25-21/9307, Тропников А.А. по доверенности от 09.03.2011 N 25-21/4307, Мелещенко М.В. по доверенности от 09.03.2011 N 25-21/4306
установил:
Федеральное государственное учреждение "Мурманское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов" (г. Мурманск, ул. Коминтерна, д. 7, офис 302, ОГРН 1025100867703, ИНН 5191501318, далее - ФГУ "Мурманрыбвод", учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Мурманской таможни (183010, г. Мурманск, ул. Горького, д. 15, ОГРН 1025100864095, далее - таможня, ответчик) от 18.02.2011 по делу об административном правонарушении N 10207000-692/2010.
Решением суда от 24.05.2011 заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе таможня просит отменить решение суда, как принятое с нарушением норм материального права и неполным выяснением обстоятельств дела. По мнению подателя жалобы, судом не применены положения пунктов 2, 3 статьи 350 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС), которыми предусмотрены требования об указании в таможенной декларации на транспортное средство сведений о перемещаемом вместе с ним оборудовании. Кроме того, судом не учтено, что наличие спорного оборудования не предусмотрено конструкцией судна, а потому это оборудование не могло рассматриваться как неотъемлемая часть транспортного средства в соответствии с подпунктом 39 пункта 1 статьи 4 ТК ТС.
В судебном заседании представители таможни поддержали доводы апелляционной жалобы, а представитель учреждения их отклонил по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ФГУ "Мурманрыбвод", являющееся владельцем морского спасательного буксира "Мурманрыба", бортовой номер М-0631, 1979 года постройки, 22.12.2010 подана заявка на выход судна из порта Мурманск с целью несения аварийно-спасательной службы в районах промысла Баренцева моря.
23.12.2010 государственным таможенным инспектором ОТО и ТК ТС таможенного поста Морской порт Мурманск в ходе проведения таможенного досмотра судна М-0631 "Мурманрыба" было обнаружено незадекларированное имущество: три лодочных мотора, четыре надувных лодки и канистры общим объемом сто литров с жидкостью, имеющей запах бензина.
По данному факту составлен акт таможенного досмотра (осмотра) от 23.12.2010 N 10207050/231210/000529 с приложениями, вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 23.12.2010 N 10207000-692/2010, а также оформлены протокол об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей от 23.12.2010, протоколы опроса свидетелей Святова Д.А. и Богданова И.В.
В протоколе об административном правонарушении от 21.01.2011 таможней отражен факт нарушения учреждением требований статьи 179 ТК ТС, выразившееся в не декларировании находящегося на борту имущества - судового спасательного снаряжения при отходе судна М-0631 "Мурманрыба" 23.12.2010 из порта Мурманск.
По окончании административного расследования таможней вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 10207000-692/2010 от 18.02.2011, которым учреждение привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 18 865 руб.
Учреждение не согласилось с постановлением и обжаловало его в судебном порядке.
Суд первой инстанции признал оспариваемое учреждением постановление таможни незаконным и отменил его, посчитав, что находящееся на борту судна судовое снаряжение является спасательным оборудованием, обязанность по декларированию которого нормами действующего таможенного законодательства не предусмотрена.
Решение суда апелляционная инстанция находит подлежащим отмене в силу следующего.
Частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию.
В соответствии с подпунктом 39 пункта 1 статьи 4 ТК ТС транспортные средства - категория товаров, включающая любое водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство (железнодорожный подвижной состав, единица железнодорожного подвижного состава) или контейнер с предусмотренными для них техническими паспортами или техническими формулярами запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами.
Порядок перемещения транспортных средств международной перевозки при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа урегулирован положениями главы 48 ТК ТС, которые согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 340 применяются также в отношении временно вывозимых с таможенной территории таможенного союза и ввозимых обратно на такую территорию водных судов, в том числе используемых для поисковых, спасательных и буксирных операций, подъема затонувшего в море имущества.
В соответствии с пунктом 4 статьи 341 ТК ТС транспортные средства международной перевозки подлежат таможенному декларированию в соответствии со статьей 350 ТК ТС без помещения под таможенные процедуры.
Пунктом 1 статьи 350 ТК ТС предусмотрено, что таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется при временном вывозе с таможенной территории таможенного союза транспортных средств международной перевозки и ввозе таких временно вывезенных транспортных средств международной перевозки на такую территорию путем подачи таможенному органу таможенной декларации на транспортное средство.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 350 ТК ТС сведения о перемещаемых через таможенную границу одновременно с транспортным средством международной перевозки запасных частях и оборудовании заявляются в таможенной декларации на транспортное средство.
Нормы международного права и таможенные нормы различают понятия запасных частей и судового снаряжения.
Конвенцией по облегчению международного морского судоходства, заключенной 09.04.65 в Лондоне (далее - Конвенция), участницей которой является Российская Федерация, установлено, что судовыми запасными частями являются предметы, предназначенные для ремонта или замены частей оборудования судна, на котором они перевозятся; а судовым снаряжением - предметы, за исключением судовых запасных частей, находящиеся и предназначенные для использования на судне, которые являются движимыми, но не имеют потребительского характера, включая такие принадлежности судна, как спасательные шлюпки, спасательные средства, мебель и другие предметы судового снаряжения и обстановки.
Аналогичным образом определены понятия судового снаряжения и запасных частей в пункте 2 "Положения о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами", утвержденного приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 12.09.01 N 892 (далее - Приказ ГТК N 892).
При этом положения Конвенции и указанного приказа не содержат требований о представлении таможенной декларации на судовое снаряжение при перемещении судна через таможенную границу.
Применительно к обстоятельствам данного дела следует отметить, что спорное имущество не предусмотрено конструкцией судна, не отражено в спецификации, иных технических формулярах на судно.
Из материалов дела видно, что учреждением при отходе судна "Мурманрыба" 23.12.2010 таможне представлены генеральная (общая) декларация, декларация о грузе и декларация о судовых припасах. Выявленное при таможенном контроле имущество: три лодочных мотора, четыре надувных лодки и канистры общим объемом сто литров с жидкостью, имеющей запах бензина, не указано в декларации на транспортное средство, поскольку, по утверждению учреждения, это имущество является спасательным, и предназначено для несения судном аварийно-спасательной службы.
Признавая обоснованным этот довод учреждения, суд первой инстанции принял во внимание, что в соответствии со свидетельством о праве собственности на судно от 04.04.2008 судно "Мурманрыба" отнесено к типу морского спасательного буксира и целью выхода судна названо несение аварийно-спасательной службы в районах промысла Баренцева моря, что подтверждается заявкой на выход судна "Мурманрыба" из порта Мурманск 22.12.2010 и генеральной (общей) декларацией от 23.12.2010.
Кроме того, суд сослался на то, что выпиской из спецификации морского буксира-спасателя 1454-901-062 1977 года подтверждено, что на судне предусмотрен комплекс аварийно-спасательных средств с определенными местами их размещения (хранения).
В соответствии с пунктом 1.5 Устава ФГУ "Мурманрыбвод", утвержденного приказом Федерального агентства по рыболовству от 24.09.2008 N 204, учреждение создано, в том числе, в целях проведения аварийно-спасательных работ. Среди основных задач учреждения в подпунктах 3.2.19 и 3.2.20 Устава названы производство аварийно-спасательных работ и проведение мероприятий, обеспечивающих безопасность российских и иностранных судов, находящихся в открытом море, на морских путях, в районах базирования и добычи (вылова) водных биоресурсов аварийно-спасательными судами, находящимися в оперативном управлении учреждения по заданию Росрыболовства, а также осуществление дежурства спасательных и пожарных судов в установленной готовности к проведению спасательных операций в районах добычи (вы лова) водных биоресурсов, прибрежных и портовых водах по заданию Росрыболовства.
Таким образом, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что морской спасательный буксир М-063 "Мурманрыба" должен быть оснащен аварийно-спасательным оборудованием, являющимся судовым снаряжением и потому не подлежащим декларированию.
Вместе с тем, содержащийся в спецификации морского буксира-спасателя 1454-901-062 1977 года перечень аварийно-спасательных средств и места их размещения отличны от спасательных средств, обнаруженных на судне. Так, согласно пункту 9.4 спецификации предусмотрены два надувных плота, надувная платформа, надувная шлюпка с подвесным мотором. Для хранения указанного спасательного оборудования предусмотрен трюм аварийно-спасательного имущества и кладовая аварийно-спасательного имущества (пункт 9.5.1 спецификации). При таможенном досмотре обнаружены три лодочных мотора, четыре надувных лодки и канистры общим объемом сто литров с жидкостью, имеющей запах бензина, находящиеся в помещении "малярки", в помещении буксирной лебедки, в тамбуре правого борта в шкафу. Часть имущества, действительно, находилась в трюме аварийно-спасательного имущества.
Суд указал, что находящееся на судне имущество является судовым снаряжением, обязанность декларирования которого законодательством не предусмотрена.
В материалах предоставленного таможней административного дела имеются накладные на внутреннее перемещение объектов основных средств от 20.12.10, подтверждающие передачу на судно мотора для спасательной шлюпки (инвентарный номер 041400000042731) в количестве 1 штуки и надувной лодки "Фаворит-470" (инвентарный номер 051500000022797) в количестве 1 штуки, а также ведомость выдачи 60 литров бензина АИ-95 от 20.12.2010 г.. N 341.
Иных доказательств, подтверждающих необходимость нахождения на судне в качестве судового снаряжения обнаруженного при таможенном досмотре незадекларированного имущества, в материалах дела не имеется. А именно, не имеется доказательств, достоверно подтверждающих какое количество и в каком составе спасательных средств предусмотрено конструкцией судна, какие и в каком порядке, находящиеся на балансе учреждения спасательные средства переданы на судно для выполнения им заявленной цели выхода судна - несения аварийно-спасательной службы в районах промысла Баренцева моря. Пояснения о замещении аварийно-спасательных средств, указанных в спецификации 1977 года, имеющимися в настоящее время спасательными средствами к числу таких доказательств не относятся.
Таким образом, довод таможни о том, что спорный товар не является судовым спасательным снаряжением, учреждением не опровергнут доказательствами, соответствующими требованиям статей 67 и 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представленная учреждением справка от 12.01.211 N 09-01/10 не может быть признана доказательством закрепления за судном объектов аварийно-спасательного имущества. Этой справкой учреждение сообщило сведения об остаточной стоимости имущества.
К тому же, в означенной справке не указаны сведения о выявленных при таможенном досмотре подвесных лодочных моторах Jonson 29, Selva 30. Согласно акту таможенного досмотра обнаружена шлюпка надувная дежурная "Фаворит" F500 с инвентарным номером 21312 и датой изготовления 05.10.2001 г.. Согласно же справке от 12.01.2011 за этим инвентарным номером числится лодка "Орион-25С", 1998 года выпуска. Имеются и другие несоответствия сведений акта таможенного досмотра сведениям, указанным в справке. При таких обстоятельствах суд критически оценивает представленное учреждением доказательство.
Ввиду отсутствия доказательств, подтверждающих передачу спорного имущества морскому спасательному буксиру "Мурманрыба" для использования в качестве судового спасательного снаряжения, выводы таможенного органа об отнесении обнаруженного при таможенном досмотре имущества к товарам, подлежащим декларированию, следует признать обоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 25 мая 2011 года по делу N А42-1213/2011 отменить. Федеральному государственному бюджетному учреждению "Мурманское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов" (183672, г. Мурманск, ул. Коминтерна, 7, 302, ОГРН 1025100867703) в удовлетворении заявления отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-1213/2011
Истец: ФГУ "Мурманрыбвод", ФГУ "Мурманское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов", ФГУ "Мурманское бассейное управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов"
Ответчик: Мурманская таможня