г. Киров
22 августа 2011 г. |
Дело N А29-10918/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 августа 2011 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кобелевой О.П.,
судей Бармина Д.Ю., Гуреевой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Красноперовой С.В.,
при участии в судебном заседании 15.08.2011:
представителя истца Сазоновой Е.В., действующей на основании доверенности от 31.12.2010,
представителя Фонда Лодыгина М.А., действующего на основании доверенности от 01.07.2011 (в заседании 18.08.11),
представителя Диспансера Липиной В.Л., действующей на основании доверенности от 14.01.2011,
рассмотрев апелляционные жалобы государственного унитарного предприятия Республики Коми "Государственные аптеки Республики Коми", государственного учреждения "Коми республиканский онкологический диспансер"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.05.2011 по делу N А29-10918/2010, принятое судом в составе судьи Шишкина В.В.,
по иску государственного унитарного предприятия Республики Коми "Государственные аптеки Республики Коми" (ИНН: 11014787569, ОГРН1061101040032, Республика Коми, г.Сыктывкар)
к Фонду обязательного медицинского страхования Республики Коми (ИНН: 1101471047, ОГРН: 1021100512355 Республика Коми, г.Сыктывкар), государственному учреждению "Коми республиканский онкологический диспансер" (ИНН: 1101487150, ОГРН 1021100517712 Республика Коми, г.Сыктывкар),
третье лицо: Министерство здравоохранения Республики Коми (ИНН: ОГРН Республика Коми, г.Сыктывкар),
о взыскании 360 909,88 руб. стоимости поставленного товара,
установил:
государственное унитарное предприятие Республики Коми "Государственные аптеки РК" (далее - ГУП, истец) обратилось с иском в Арбитражный суд Республики Коми к Фонду обязательного медицинского страхования Республики Коми (далее - ФОМС РФ), государственному учреждению "Коми республиканский онкологический диспансер" (далее - Диспансер) о взыскании 360 909 рублей 88 копеек стоимости поставленного товара.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 27.01.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Республики Коми (далее - Министерство, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 11.05.2011 исковые требования удовлетворены в части: с Диспансера в пользу ГУП взыскано 227 876 рублей 70 копеек неосновательного обогащения. В удовлетворении остальной части требований отказано.
ГУП с принятым решением Арбитражного суда Республики Коми от 11.05.2011 не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа во взыскании стоимости поставленного товара по товарной накладной N 41204.1 от 21.09.2007 на сумму 121781,38 руб. и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования ГУП в указанной части.
Диспансер с принятым решением Арбитражного суда Республики Коми от 11.05.2011 также не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и прекратить производство по делу в отношении Диспансера.
По мнению ГУП, вывод суда первой инстанции о том, что истцом пропущен срок исковой давности по товарной накладной N 41204.1 от 21.09.2007 на сумму 121781,38 руб. не соответствует обстоятельствам дела, сделан в нарушение п. 1,2 ст. 200 ГК РФ. ГУП указывает, что товар был принят Диспансером без представления каких-либо возражений относительно количества и ассортимента товара. ГУП полагает, что срок исковой давности по рассматриваемому требованию начинает течь с момента уведомления ФОМС РФ истца о превышении количества товара по сравнению со спецификацией к гос.контракту. Таким уведомлением, по мнению ГУП, являются акты проверок накладных. Акт проверки спорной накладной был получен 08.02.2008, следовательно, срок давности истекает 08.02.2011, исковое заявление подано в суд 30.12.2010, в пределах срока. Ссылается на судебную практику (дело N А29-10916/2010).
По мнению диспансера, решение суда первой инстанции несправедливо, незаконно и необоснованно, не доказано имеющее значение для дела обстоятельство, которое суд считал установленным, изложенные в решении суда выводы не соответствуют обстоятельствам дела, суд применил нормы, не подлежащие применению (о неосновательном обогащении). Диспансер считает, что ФОМС РК необоснованно отказал истцу в 2007 г.. в оплате товарной накладной N 43052 от 16.10.2007 на сумму 11 251 рубля 80 копеек препарата ультравист, т.к. в спецификации к госконтракту этот препарат указан, но под международным наименованием йопромид (позиция 81). Кроме того, Диспансер указывает, что приложения к гос.контрактам не содержат сведений, позволяющих достоверно установить наименование, количество и стоимость лекарственных средств и изделий медицинского назначения, подлежащих поставке каждому из получателей по разнарядке, в том числе и Диспансеру, сторонами гос.контрактов был установлен порядок поставки лекарственных препаратов Диспансеру без согласования ассортимента и количества. В отсутствие согласования сторонами гос.контрактов условия о количестве товара, отказ ФОМС РК от оплаты переданного Диспансеру товара со ссылкой на превышение суммы исполнения гос.контракта в отношении Диспансера является, по его мнению, необоснованным и неправомерным. В связи с этим Диспансер считает ничтожными акты проверок накладных на соответствие/несоответствие поставленного в Диспансер товара спецификациям договоров поставки и приложениям гос.контрактов., к тому же, они подписаны без участия Диспансера. Вопреки выводу суда, Диспансер утверждает, что ни одним документом из дела не доказано, что превышена поставка по гос.контрактам именно в отношении Диспансера. Документы, предоставленные ФОМС РК возможно доказывают лишь общее превышение по гос.контрактам, но не в отношении конкретных получателей. При такой оценке доказательств, как считает заявитель, можно предположить о недопоставке товара Диспансеру. Настаивает на прослушивании судом аудиозаписи заседаний суда первой инстанции, на которых истец признавал, что превышение конкретно в отношении Диспансера невозможно определить. Диспансер считает, что условиями гос.контрактов конкретный плательщик определен без каких-либо условий и исключительных случаев. Поставка по указанным контрактам не является разовой поставкой, поэтому ЛПУ не должно платить за товар, как покупатель, в таком случае не оправдывается цель такой процедуры получения лекарств больным (через гос.контракт). В рассматриваемых отношениях, как полагает Диспансер, отсутствуют основания для применения норм о неосновательном обогащении, т.к. Диспансер получает лекарственные средства на основании гос.контрактов, которые заключены в соответствии с законодательством о размещении заказов, а поставка осуществляется в соответствии с принимаемой ежегодно программой в целях оказания бесплатной медицинской помощи населению, т.е. лекарственные средства были приняты Диспансером на законных основаниях и не могут считаться неосновательным обогащением.
Диспансер в отзыве на апелляционную жалобу ГУП указал на несогласие с доводами истца в отношении сроков исковой давности, считает, что для обжалования действий ФОМС РК было достаточно времени; решение суда в части пропуска истцом срока исковой давности по заявленным исковым требованиям справедливо, законно и обоснованно.
ФОМС РК в отзыве на апелляционные жалобы сообщило о своем переименовании в государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми"; доводы заявителей отклонило, указав, что ГУП не может взыскать с Диспансера задолженность по контракту, поскольку Диспансер не является его стороной; отказ в оплате товарной накладной N 43052 от 16.10.2007 считает правомерным, т.к. в указанной товарной накладной содержатся сведения о лекарственном средстве "ультравист-300 50мл фл р-р д/ин. МНН Йопромид по цене 1022,89 руб. за флакон, а в спецификации к гос.контракту N ЕП от 005/024 по позиции 81 указано лекарственное средство "МНН Йопромид 300 50 мл. N 10" по цене 10819, 05 руб. на 1 упаковку (указанный в накладной товар не имеет параметров, значит, не соответствует условиям спецификации и не может быть сопоставлен с товаром, указанным в ней; отсутствие в спецификации цены любого вида "Йопромида", соответствующей цене в накладной, также подтверждает несоответствие поставленного товара условиям контракта). ФОМС РФ ссылается на пропуск истцом срока исковой давности по требованию о взыскании задолженности по данной товарной накладной. Также ФОМС РК была отклонена оплата товара по накладным N СК 100001723 от 29.12.2007, N СК10000758 от 21.09.2007, N СК 100000209 от 21.02.2008, указав в актах проверки накладных на невозможность оплаты в связи с полным исполнением контракта по данному наименованию (превышение количества поставленного товара). Истцом был признан факт исполнения Фондом обязательств по оплате товара в количестве, предусмотренном условиями гос.контрактов и подтвержден материалами дела (отчеты по медикаментам). ФОМС РК ссылается, что признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств. Возможность взыскания суммы товара поставленного вне рамок гос.контрактов, с Фонда не представляется возможным из-за того, что контрактные и договорные обязательства по отклоненным позициям на момент представления документов на оплату между Фондом и истцом были прекращены, а неосновательное обогащение в отношении Фонда не могло возникнуть ввиду того, что Фонд не является получателем такого товара. Также ФОМС РК ссылается на то, что Диспансер имеет правовые основания для самостоятельной закупки необходимого товара, т.к. в Генеральное тарифное соглашение в системе ОМС граждан РФ на территории РК на 2008 год в состав тарифа ЛПУ были включены расходы по статье 340 в размере 15% денежных средств, предусмотренных на эти цели Программой гос.гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на территории РК. По мнению ФОМС РК, срок исковой давности в спорных отношениях начинает течь с момента возникновения неосновательного обогащения, таким моментом является дата получения товара ответчиком и именно с этой даты истец мог требовать от Диспансера оплаты поставленного товара. Накладные счета-фактуры выписывались истцом, он имел возможность осуществлять учет прихода и отпуска товара на всей территории РК; неосуществление истцом должного контроля не может быть основанием для продления или приостановления течения срока исковой давности, а также изменения срока начала его исчисления. Непринятие работниками ГУП мер по контролю за отпуском товара и своевременном обращении в арбитражный суд за защитой прав не может являться основанием для признания того, что истец узнал о нарушении своих прав с момента подписания актов проверки накладных.
Министерство отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв до 18.08.2011, о чем на официальном сайте Второго арбитражного апелляционного суда размещено объявление.
После перерыва судебное заседание возобновлено 18.08.2011.
ГУП, Диспансер явку своих представителей в судебное заседание после перерыва не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей указанных сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 11.05.2011 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Министерством (заказчик) и ГУП (поставщик) заключены следующие государственные контракты:
- государственный контракт от 04.04.2007 N ТП 029/095 на поставку фармацевтических препаратов, изделий медицинского назначения, химических реактивов, расходных реагентов и материалов для обеспечения учреждений здравоохранения Республики Коми;
- государственный контракт от 26.02.2007 N ЕП 005/024 на поставку фармацевтических препаратов для учреждений здравоохранения Республики Коми.
В соответствии с условиями заключенных госконтрактов поставщик обязался осуществить поставку фармацевтических препаратов, изделий медицинского назначения, химических реактивов, расходных реагентов и материалов (гос.контракт от 04.04.2007 N ТП 029/095), фармацевтических препаратов (госконтракт от 26.02.2007 N ЕП 005/024) для обеспечения учреждений здравоохранения Республики Коми; наименование, количество и цена товара указаны в приложении N 1 к контракту, являющегося его неотъемлемой частью (п. 1.1 гос.контрактов).
Пунктом 1.3 гос.контрактов определено, что источником финансирования являются внебюджетные средства (средства Фонда ОМС Республики Коми). Непосредственным плательщиком за поставленный товар является ТФОМС (г.Сыктывкар, ул. Ленина, д. 49).
Согласно п. 1.4 гос.контрактов местом доставки товара являются: аптечные учреждения в населенных пунктах согласно приложению N 2 и учреждения здравоохранения Республики Коми согласно приложению N 3.
Порядок поставки товара предусмотрен разделом 3 гос.контрактов: доставка товара до места доставки производится поставщиком его транспортом или путем отгрузки авиа, железнодорожным, автомобильным транспортом за счет поставщика (п. 3.1). Днем исполнения поставщиком обязательства по поставке товара считается дата получения товара получателем от транспортной организации, а при сдаче на склад получателя - дата приемо-сдаточного акта или расписки о получении товара в накладной (п. 3.2). Срок поставки товара - 50% объема по каждому наименованию в течение 15 дней с момента заключения гос.контракта, 50% - в течение квартала, следующего за датой заключения гос.контракта (п. 3.3).
Общая цена гос.контракта от 04.04.2007 N ТП 029/095 составляет 186 431 241,9 руб., включая все налоги, пошлины и прочие сборы, расходы по доставке, оплате таможенных сборов (для товаров зарубежного производства), расходы, связанные с хранением, изготовлением, обеспечением и подтверждением качества предлагаемой продукции и др. Стоимость поставки товара, определенная конкурсной заявкой, остается неизменной в течение срока действия гос.контракта (п. 4.1 гос.контракта от 04.04.2007 N ТП 029/095).
Общая цена гос.контракта от 26.02.2007 N ЕП 005/024 составляет 71 493 902 рубля 49 копеек, включая все налоги, пошлины и прочие сборы, расходы по доставке, оплате таможенных сборов (для товаров зарубежного производства), расходы, связанные с хранением, изготовлением, обеспечением и подтверждением качества предлагаемой продукции и др. Стоимость поставки товара, определенная конкурсной заявкой, остается неизменной в течение срока действия гос.контракта (п. 4.1 гос.контракта от 02.02.2007 N ЕП 005/024).
В соответствии с п. 4.2 гос.контракта от 04.04.2007 N ТП 029/095 оплата товара производится плательщиком поэтапно: предоплата ежемесячно после заключения договора поставки во исполнение гос.контракта в размере 5000,00 тыс.руб. Последующая оплата ежемесячно до 5 числа следующего месяца после получения Фондом уведомления от фармацевтической организации о факте отпуска лечебно-профилактическим учреждениям системы ОМС, подтвержденное извещениями ЛПУ.
На основании п. 4.2 контракта от 26.02.2007 N ЕП 005/024 оплата товара производится плательщиком поэтапно: 30% согласно договору поставки перечисляется в течение 10 календарных дней со дня их подписания. Оставшиеся 70% перечисляются в течение 10 банковских дней после предоставления исполнителем пакета отчетных документов, подтверждающих факт обеспечения фармацевтическими препаратами учреждений здравоохранения Республики Коми и отдельных категорий граждан.
В п. 7.1 гос.контрактов сторонами согласовано, что гос.контракты вступают в силу с даты их подписания и действуют до полного выполнения сторонами всех своих обязательств.
Согласно п. 8.1 гос.контракта в течение 10 дней с момента его заключения, заключается договор между поставщиком и плательщиком.
В приложении N 1 к гос.контрактам содержатся перечни фармацевтических препаратов, изделий медицинского назначения, химических реактивов, расходных реагентов и материалов для обеспечения учреждений здравоохранений Республики Коми.
В приложении N 2 к гос.контракту от 04.04.2007 N ТП 029/095 указан перечень населенных пунктов Республики Коми, имеющих аптечные учреждения.
В приложении N 3 - перечни учреждений здравоохранения Республики Коми.
В Приложении N 4 к гос.контракту от 02.02.2007 N ЕП 005/024 содержится планируемый объем по изготовлению лекарственных средств в 2007 году.
На основании гос.контракта от 26.02.2007 N ЕП 005/024 09.03.2007 между ГУП (поставщик) и ФОМС РК (плательщик) заключен договор поставки для государственных нужд Республики Коми N 005-Ф с протоколом разногласий, в соответствии с которыми поставщик обязался осуществить поставку фармацевтических препаратов по ценам, в количестве, ассортименте и в сроки, согласно спецификации, являющейся неотъемлемой частью договора (Приложение N 1), а плательщик обязался оплатить поставленный по заявкам учреждений здравоохранения Республики Коми, участвующих в системе ОМС, товар в пределах лимитов денежных средств, указанных в "контрольном листе". Местом доставки товара являются учреждения здравоохранения Республики Коми, участвующие в системе ОМС - получатель (пункты 1.1, 1.2 договора).
По условиям п. 3.1 договора поставки от 09.03.2007 N 005-Ф оплата товара производится плательщиком поэтапно: 30% согласно настоящему договору перечисляется в течение 10 календарных дней со дня его подписания. Оставшиеся 70% перечисляются в течение 10 банковских дней после предоставления поставщиком пакета отчетных документов, подтверждающих факт обеспечения фармацевтическими препаратами получателя.
В приложении N 1 к договору N 005-Ф от 09.03.2007 содержится спецификация на поставку фармацевтических для учреждений здравоохранений Республики Коми согласно гос.контаркту от 26.02.2007 N ЕП 005/024.
На основании гос.контракта от 04.04.2007 N ТП 029/095 между ГУП (поставщик) и ФОМС РК (плательщик) 25.05.2007 заключен договор поставки N Ф-29, по условиям которого поставщик обязался осуществить поставку изделий медицинского назначения, фармацевтических препаратов, химических реактивов, расходных реагентов и материалов по ценам, в количестве, ассортименте согласно спецификации, являющейся неотъемлемой частью договора (Приложения N 1), а плательщик обязался оплатить поставленный по заявкам учреждений здравоохранения Республики Коми, участвующих в системе обязательного медицинского страхования (получателей), товар в пределах лимитов денежных средств, указанных в "контрольном листе". Местом доставки товара являются учреждения здравоохранения Республики Коми, участвующие в системе ОМС (пункты 1.1, 1.2 договоров).
По условиям п. 3.1 договора поставки от 25.05.2007 N Ф-29 оплата товара производится плательщиком поэтапно: предоплата ежемесячно после заключения договора поставки во исполнение государственного контракта в размере 5 000 рублей, последующая оплата - ежемесячно в течение 10 дней после предоставления поставщиком плательщику согласованных форм отчетности, подтверждающих факт получения товара лечебно-профилактическими учреждениями системы обязательного медицинского страхования.
В приложении N 1 к договору N Ф-29 содержится спецификация на поставку фармацевтических препаратов, изделий медицинского назначения, химических реактивов, расходных реагентов и материалов для обеспечения учреждений здравоохранений Республики Коми согласно гос.контаркту от 04.04.2007 N ТП 029/095.
Во исполнение условий договоров поставки для государственных нужд Республики Коми от 09.03.2007 N 004-Ф и N 005-Ф, от 25.05.2007 N Ф-29 между ФОМС РК, ГУП и Диспансером 28.05.2007 заключен договор о взаимодействии сторон по обеспечению лечебно-профилактических учреждений фармацевтическими препаратами, изделиями медицинского назначения, химическими реактивами, расходными реагентами и материалами N 1 ОМС 1/3 и дополнительные соглашения к нему от 05.06.2007, от 25.06.2007 N 2, от 03.09.2007 N 3, по условиям которых ГУП осуществляет отпуск Диспансеру товара в пределах установленного ему месячного лимита средств с отметкой о получении товара в "контрольном листе", выданном ФОМС РК для обеспечения стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи согласно утвержденному в установленном порядке лимиту потребления товара в расчете на месяц, а Диспансер производит приемку, хранение и использование товара в соответствии с действующим законодательством (пункты 2.1, 2.2, 2.4, 3.1 договора).
По условиям договора, при осуществлении отпуска-приемки товара предусмотрено оформление товарной накладной (по торговым наименованиям). В срок до 2 числа месяца, следующего за отчетным, Диспансер представляет "контрольный лист" за прошедший месяц и оригиналы товарных накладных, оформленные в отчетном периоде, в ФОМС РК, который осуществляет проверку на соответствие в них наименования полученного товара наименованию товара, подлежащего поставке согласно спецификациям к договорам поставки для государственных нужд, а также на соответствие его стоимости сумме выделенных в отчетном периоде средств по "контрольному листу". Для произведения расчетов по договорам поставки для государственных нужд ГУП направляет в ФОМС РК на оплату счет-фактуру и товарную накладную, подтверждающие факт обеспечения Диспансера товаром. Частичная оплата счетов производится ФОМС РК на основании акта, подписанного ФОМС РК и Учреждением с указанием причин, повлиявших на их неполную оплату (пункты 3.2, 3.3, 3.4, 3.5 договора).
По товарным накладным от 21.09.2007 N 41204.1, от 16.10.2007 N 43052, от 29.12.2007 N 40193, от 21.02.2008 N 40198 истцом в адрес Диспансера был поставлен товар на общую сумму 1 292 739 рублей 83 копейки. Данные товарные накладные содержат ссылки на гос.контракты N ТП 029/095 и N ЕП 005/024, а также договоры N 29-Ф и 005-Ф как на основание поставок.
Предъявленные к оплате счета были оплачены ФОМС РК частично, согласно представленным в материалы дела актам проверок указанных накладных на предмет их соответствия спецификациям договоров поставки сумма отклонений в оплате, по утверждениям истца, составила 360 909 рублей 88 копеек в связи с исполнением договора по данному наименованию и отсутствием наименования лекарственного средства, отпущенного по накладной в спецификации к гос.контракту.
При этом, акты проверки накладных подписаны как со стороны ФОМС РК, осуществлявшего проверки, так и со стороны истца (ГУП РК). Все акты проверки содержат ссылку на согласие ГУП РК с неполным акцептом счетов-фактур с указанием причин и конкретной суммы.
Отсутствие оплаты за поставленные фармацевтические препараты, изделия медицинского назначения, химические реактивы, расходные реагенты и материалы в полном объеме послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Республики Коми.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и отзыва на них, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Коми от 11.05.2011 исходя из нижеследующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений указанного Федерального закона.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота и иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
На основании статьи 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Поставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки (передачи) товаров покупателю, являющемуся стороной договора поставки, или лицу, указанному в договоре в качестве получателя (статья 509 ГК РФ).
В соответствии со статьей 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами ГК РФ.
В силу статьи 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Статья 531 ГК РФ предусматривает, что в случаях, когда в соответствии с условиями государственного или муниципального контракта поставка товаров осуществляется непосредственно государственному или муниципальному заказчику или по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу (получателю), отношения сторон по исполнению государственного или муниципального контракта регулируются правилами, предусмотренными статьями 506 - 522 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из материалов дела следует и сторонами не отрицается, что изменения в гос.контракты от 04.04.2007 N ТП 029/095, от 26.02.2007 N ЕП 005/024, а также в договоры поставки для государственных нужд Республики Коми N 005-Ф от 09.03.2007 и договор поставки от 25.06.2007 N Ф-29 относительно количества и цены поставляемых товаров не вносились. В данном случае гос.контракты не содержат условий о возможности поставки истцом товара в количестве, превышающем установленные контрактами объемы, как не предусматривает и возможность изменения поставщиком ассортимента поставляемого товара.
Материалами дела подтвержден факт поставок ГУП в адрес Диспансера лекарственных препаратов сверх установленных гос.контрактами количеств, а также с нарушением ассортимента. Акты проверок накладных содержат данные сведения, согласованные поставщиком и заказчиком.
Факт принятия товара Диспансером подтверждается материалами дела. Сумма поставленного товара получателем оспорена не была, доказательств погашения долга не представлено, поэтому исковые требования о взыскании задолженности с непосредственного получателя товара в качестве неосновательного обогащения обоснованно удовлетворены судом.
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно статье 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Кодекса).
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения, а истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (статья 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 26 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2001 N 15 и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.11.2001 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" также указано: если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования именно по этим мотивам, поскольку в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Оценив представленные в материалы дела документы, апелляционный суд полагает, что в данной ситуации ГУП, как поставщик лекарственных средств, должно было знать о неосновательности поставки товара в момент его отгрузки,
Поскольку материалы дела не содержат доказательств того, что товары по товарным накладным от 21.09.2007 N 41204.1 и от 16.10.2007 N 43052 были получены Диспансером не в день их отгрузки, а иск подан в арбитражный суд 30.12.2010 (согласно штампу суда), вывод суда об истечении срока исковой давности по указанным накладным соответствует обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам.
В связи с пропуском срока исковой давности, об истечении которого в процессе рассмотрения дела было заявлено Диспансером, арбитражный суд обоснованно отказал во взыскании стоимости лекарственных препаратов, поставленных по данным товарным накладным.
Доводы ГУП о том, что срок исковой давности следует исчислять с момента подписания актов проверок накладных, проводимых ФОМС РК, несостоятельны, поскольку ГУП являлось стороной гос.контрактов от 04.04.2007 N ТП 029/095 и от 26.02.2007 N ЕП 005/024 и ему были известны все условия, в том числе количество и перечень подлежащих поставке медицинских препаратов.
Возражения Диспансера о недоказанности превышения гос.контрактов конкретно в отношении него, как получателя товара, подлежат отклонению, т.к. факт превышения гос.контрактов по данным наименованиям товара на момент получения их Диспансером установлен, факт принятия товаров медицинского назначения Диспансером и их стоимость заявителем не оспорены.
Таким образом, дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для изменения или отмены принятого решения по указанным в жалобах основаниям.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в связи с принесением апелляционных жалоб относятся на заявителей.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.05.2011 по делу N А29-10918/2010 оставить без изменения, а апелляционные жалобы государственного унитарного предприятия Республики Коми "Государственные аптеки Республики Коми", государственного учреждения "Коми республиканский онкологический диспансер" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
О.П. Кобелева |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-10918/2010
Истец: ГУП Республики Коми "Государственные аптеки РК", ГУП РК Государственные аптеки РК
Ответчик: обязательного медицинского образования Республики Коми, ГУ Коми Республиканский онкологический диспансер, ФОМС РК
Третье лицо: Министерство здравоохранения Республики Коми, Министерство здравоохранения РК
Хронология рассмотрения дела:
04.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3671/12
05.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4539/11
26.10.2011 Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А29-10918/2010
22.08.2011 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3970/11