г. Пермь
18 августа 2011 г. |
Дело N А50-8817/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 августа 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Варакса Н. В.
судей Осиповой С.П., Ясиковой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановой Ю.С.
при участии:
от заявителя ООО "Камушки" (ОГРН 1025900916898, ИНН 5904002610): Шилоносова О.В., паспорт, доверенность 01.12.2008,
от заинтересованного лица Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (ОГРН 1031624000320, ИНН 1655029010): Истомина У.Ю., паспорт, доверенность от 26.05.2011,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 15 июня 2011 года по делу N А50-8817/2011,
принятое судьей Дубовым А.В.
по заявлению ООО "Камушки"
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
ООО "Камушки" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (далее - административный орган) от 28.03.2011 N 11-11-126/пн о назначении административного наказания по ст. 15.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 15.06.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением, Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы административный орган ссылается на доказанность наличия в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения и отсутствие оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.
В судебном заседании представитель Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Общество по мотивам, изложенным в письменном отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Полагает, что совершенное правонарушение правомерно признано малозначительным, действия Общества не повлекли общественно-опасных последствий, не причинили экономического ущерба интересам государства, интересы акционеров ОАО "Сивинский леспромхоз" нарушены не были.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы отзыва, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании поручения от 06.12.2010 N 11-10-270/пч проведена камеральная проверка сведений, изложенных в письме ООО "Камушки" от 17.11.2010 N 188, на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах в связи с приобретением Обществом более 35% акций ОАО "Сивинский леспромхоз".
В ходе проверки установлено, что в нарушение требований ст. 84.2, ст. 84.9 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах), п. 2.1 Положения о требованиях к порядку совершения отдельных действий в связи с приобретением более 30 процентов акций открытых акционерных обществ, утвержденного приказом ФСФР России от 13.07.2006 N 06-76/пз-н (далее - Положение), Общество, вступив во владение 71,21% от общего количества обыкновенных акций ОАО "Сивинский леспромхоз", не представило в Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе и в ОАО "Сивинский леспромхоз" в срок до 19.11.2010 обязательное предложение о приобретении ценных бумаг ОАО "Сивинский леспромхоз", соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации вместе с необходимыми документами.
По факту выявленного нарушения 15.03.2011 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 11-11-112/пр-ап (л.д. 50-53), на основании которого 28.03.2011 вынесено постановление N 11-11-126/пн о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.28 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с названным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения, вместе с тем, признав совершенное правонарушение малозначительным, оспариваемое постановление признал незаконным и отменил.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно ст. 15.28 КоАП РФ нарушение лицом, которое приобрело более 30 процентов акций открытого акционерного общества, правил их приобретения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с п. 1 ст. 84.2 Закона об акционерных обществах лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций открытого общества, указанных в п. 1 ст. 84.1 настоящего Федерального закона, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций, обязано направить акционерам - владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг (обязательное предложение).
Обязательное предложение считается сделанным всем владельцам соответствующих ценных бумаг с момента его поступления в открытое общество.
В силу п. 2 ст. 84.9 Закона об акционерных обществах добровольное или обязательное предложение, касающееся приобретения ценных бумаг, не обращающихся на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг, представляется лицом, направившим добровольное или обязательное предложение, в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг не позднее даты направления соответствующего предложения в открытое общество.
В соответствии с п. 2.1 Положения о требованиях к порядку совершения отдельных действий в связи с приобретением более 30 центов акций открытых акционерных обществ, утвержденного Приказом ФСФР России от 13.07.2006 N 06-76/пз-н, добровольное обязательное предложение, касающееся приобретения эмиссионных ценных бумаг, не обращающихся на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг, представляется в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг не позднее даты его направления в общество.
Согласно п. 2.4 вышеуказанного Положения вместе с обязательным предложением в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг представляются:
а) нотариально удостоверенная копия банковской гарантии, соответствующей требованиям пункта 5 статьи 84.1 Федерального закона "Об акционерных обществах";
б) нотариально удостоверенная копия отчета (нотариально удостоверенная копия с копии отчета) независимого оценщика о рыночной стоимости приобретаемых эмиссионных ценных бумаг в случае, если рыночная стоимость приобретаемых эмиссионных ценных бумаг, в том числе в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 84.2 Федерального закона "Об акционерных обществах", определялась независимым оценщиком;
в) нотариально удостоверенные копии документов, подтверждающих денежную оценку ценных бумаг, которыми может осуществляться оплата приобретаемых эмиссионных ценных бумаг в случае, если указанная форма оплаты приобретаемых эмиссионных ценных бумаг предусматривается обязательным предложением:
г) заверенная в установленном порядке копия документа, содержащего средневзвешенную цену приобретаемых эмиссионных ценных бумаг, определенную по результатам торгов организатора торговли на рынке ценных бумаг за шесть месяцев, предшествующих дате направления обязательного предложения в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, если приобретаемые эмиссионные ценные бумаги обращаются на торгах организатора торговли на рынке ценных бумаг не менее чем шесть месяцев. Указанный документ должен быть подписан уполномоченным лицом и заверен печатью организатора торговли на рынке ценных бумаг. В случае, если приобретаемые эмиссионные ценные бумаги обращаются на торгах двух или более организаторов торговли на рынке ценных бумаг, представляются документы в отношении средневзвешенной цены приобретаемых эмиссионных ценных бумаг, определенной на торгах каждого из таких организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
д) документ, содержащий наибольшую цену и дату совершения последней сделки, по которой в течение шести месяцев, предшествующих дате направления обязательного предложения в общество, лицо, направляющее обязательное предложение, или его аффилированные лица приобрели либо приняли на себя обязанность приобрести приобретаемые на основании обязательного предложения эмиссионные ценные бумаги по такой цене, или указание на то, что упомянутые лица в течение указанного срока не приобретали и не принимали на себя обязанности приобрести соответствующие эмиссионные ценные бумаги. Указанный документ должен быть подписан лицом, направляющим обязательное предложение, а если таким лицом является юридическое лицо, - подписан уполномоченным лицом и заверен печатью указанного юридического лица;
е) опись представляемых документов.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что ООО "Камушки" 14.10.2010 приобрело у ООО "Пермский фанерный комбинат" 104 526 обыкновенных акций ОАО "Сивинский леспромхоз", что составляет 71,21% Уставного капитала ОАО "Сивинский леспромхоз". 26.01.2011 ООО "Камушки" приобрело 500 обыкновенных акций ОАО "Сивинский леспромхоз" и по состоянию на 04.02.2011 является владельцем 105 026 обыкновенных акций, что составляет 71,55% Уставного капитала ОАО "Сивинский леспромхоз".
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у ООО "Камушки" обязанности в срок до 19.11.2010 представить в ОАО "Сивинский леспромхоз" и в Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском обязательное предложение по форме, установленной Положением, и содержащее обязательные сведения, предусмотренные п. 2 ст. 84.2 Закона об акционерных обществах.
Как следует из материалов дела, Общество после приобретения 71,55% акций ОАО "Сивинский леспромхоз", не исполнило в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету, обязанность по направлению акционерам - владельцам остальных акций общества и по направлению в адрес Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе обязательного предложения о приобретении у них таких ценных бумаг, соответствующего требованиям законодательства.
При этом судом первой инстанции правомерно отклонены ссылки Общества на направление в адрес ОАО "Сивинский леспромхоз" обязательного предложения (письмо от 17.11.2010 N 188, л.д. 36-37), поскольку указанное письмо по форме не соответствует требованиям Положения и не содержит всех необходимых сведений, предусмотренных Законом об акционерных обществах, в частности, не содержит сведения о гаранте, предоставившем банковскую гарантию, и об условиях банковской гарантии, и к нему не приложены предусмотренные нормативными актами документы.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества события вменяемого административного правонарушения.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
О вине Общества в допущенном нарушении свидетельствует несовершение им предусмотренных нормами законодательства Российской Федерации об акционерных обществах действий, которые Общество должно было и имело возможность совершить в установленные законодательством сроки. Доказательств невозможности принятия всех исчерпывающих мер для своевременного исполнения своей обязанности Обществом не представлены.
Таким образом, в действиях Общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.28 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении от 15.03.2011 составлен в присутствии представителя Общества Шилоносовой О.В., действующей на основании доверенности от 10.03.2010 л.д. 43), при этом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении Общество извещено надлежащим образом (л.д. 39, 40, 41). Постановление по делу об административном правонарушении от 28.03.2011 составлено в отсутствие представителя Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (л.д. 54-55, 57, 58, 59).
Общество привлечено к административной ответственности в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Наказание за совершенное административное правонарушение назначено в пределах санкции ст. 15.28 КоАП РФ.
Вместе с тем ст. 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п. 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", установив при рассмотрении дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 2.9 Кодекса об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
В п. 18 названного Постановления разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Суд первой инстанции, признавая совершенное Обществом правонарушение малозначительным, исходил из того, что в материалах дела отсутствуют доказательства нарушения или ущемления прав каких-либо лиц в результате непредставления Обществом в установленный срок обязательного предложения по установленной форме, причинения ущерба государству или третьим лицам в результате совершения правонарушения. Судом учтено, что Общество привлекается к административной ответственности впервые; в пределах предусмотренного законом срока Обществом направлено в Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе и ОАО "Сивинский леспромхоз" письмо, содержащее основные условия по приобретению ценных бумаг; обязательное предложение по установленной форме представлено в Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском до составления протокола об административном правонарушении.
Таким образом, следует признать, что оценка наличия в действиях Общества признаков малозначительности административного правонарушения дана судом первой инстанции в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации и фактическими обстоятельствами дела, применение положений ст. 2.9 КоАП РФ в данном случае соответствует разъяснениям, содержащимся в п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10.
В связи с этим суд правомерно признал незаконным и отменил постановление административного органа о привлечении Общества к административной ответственности.
Доводы административного органа об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку данные доводы не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 15 июня 2011 года по делу N А50-8817/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Н.В.Варакса |
Судьи |
С.П.Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-8817/2011
Истец: ООО "Камушки"
Ответчик: Федеральная служба по финансовым рынкам Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе
Хронология рассмотрения дела:
18.08.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-6872/11