г. Чита |
Дело N А19-3689/2011 |
30 августа 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2011 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ячменёва Г.Г.,
судей Рылова Д.Н., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сюхунбин Е.С., рассмотрел в открытом судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, дело N А19-3689/2011 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Слюдянский центр недвижимости и инвестиций" (ОГРН 1053848016375, ИНН 3837002880) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области о признании незаконным решения от 7 февраля 2011 года N 986А о государственной регистрации ликвидации юридического лица,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Абрамян Мариам Петросовны (ликвидатора)
(суд первой инстанции: Позднякова Н.Г.)
при участии в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле:
от ООО "Слюдянский ЦНИ": Клименко Ю.Л., директор;
от МРИ ФНС России N 17: не было (извещена);
от Абрамян М.П.: не было (извещено)
и установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Слюдянский центр недвижимости и инвестиций" (далее - ООО "Слюдянский ЦНИ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 1, л.д. 119-120), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области (далее - регистрирующий орган, инспекция) о признании незаконным решения от 7 февраля 2011 года N 986А о государственной регистрации ликвидации юридического лица - Открытого акционерного общества "Строитель" (далее - ОАО "Строитель").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 21 апреля 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции признал оспариваемое решение регистрирующего органа законным, соответствующим положениям Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации юридических лиц).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Слюдянский ЦНИ" обжаловало его в апелляционном порядке.
В отзыве от 7 июня 2011 года N 0025655 на апелляционную жалобу инспекция выразила согласие с решением суда первой инстанции, просила оставить его без изменения.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 июня 2011 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ликвидатор ОАО "Строитель" Абрамян Мариам Петросовна. На основании части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции.
Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица Абрамян М.П. в своем отзыве просила в удовлетворении заявленного Обществом требования отказать.
О месте и времени судебного заседания регистрирующий орган и Абрамян М.П. извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается, в том числе, ходатайством Абрамян М.П. о получении копии апелляционной жалобы и приложенных к ней документов от 28 июля 2011 года и отчетом о публикации 27 июля 2011 года на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" определения об отложении судебного разбирательства, однако своих представителей для участия в судебном заседании не направили, заявив ходатайства о рассмотрении дела без участия их представителей.
В соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, проанализировав доводы лиц, участвующих в деле, выслушав представителя ООО "Слюдянский ЦНИ", изучив материалы дела, в том числе дополнительно представленные в суд апелляционной инстанции доказательства, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ОАО "Строитель" зарегистрировано в качестве юридического лица Администрацией Слюдянского района 29 июля 1993 года.
28 октября 2002 года Инспекцией МНС России по Слюдянскому району Иркутской области в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесена запись об юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 16 марта 2011 года (т. 1, л.д. 87-92).
24 апреля 2010 года внеочередным общим собранием акционеров ОАО "Строитель" принято решение о ликвидации данного юридического лица в соответствии с действующим законодательством; избрана ликвидационная комиссия; избрано лицо, уполномоченное на подписание уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица по форме N Р15002 - Юрин В.И. (т. 1, л.д. 97-100).
Уведомлениями от 12 июля 2010 года ОАО "Строитель" сообщило регистрирующему органу о принятии решения о ликвидации юридического лица (т. 1, л.д. 93), о формировании ликвидационной комиссии и о назначении ликвидатора - Абрамян М.П. (т. 1, л.д. 94-96).
ОАО "Строитель" опубликовало сообщение о принятом решении о ликвидации юридического лица и праве кредиторов предъявить ему требования о погашении долгов в течение двух месяцев со дня публикации в журнале "Вестник государственной регистрации" от 21 июля 2010 года N 28 (т. 1, л.д. 109).
Согласно протоколу внеочередного общего собрания акционеров ОАО "Строитель" от 17 октября 2010 года N 2 принято решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса Общества и избрании Юрина В.И. уполномоченным на подписание уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица по форме N Р15003.
19 октября 2010 года в регистрирующий орган Юриным В.И. представлено уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица с приложением указанного баланса (т. 1, л.д. 102-105).
Инспекция 26 октября 2010 внесла в ЕГРЮЛ запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица за N 2103850550890.
Протоколом внеочередного общего собрания акционеров ОАО "Строитель" от 28 ноября 2010 года N 3 оформлено решение об утверждении окончательного ликвидационного баланса общества и избрании Абрамян М.П. уполномоченной на подписание заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме N Р16001 для подачи в регистрирующий орган (т. 1, л.д. 78-79).
Для регистрации ликвидации юридического лица в регистрирующий орган 31 января 2011 года ликвидатором представлен следующий пакет документов:
- заявление по форме N Р16001 о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (т. 1, л.д. 73-74);
- ликвидационный баланс (т. 1, л.д. 76-77);
- документ, подтверждающий представление необходимых сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации (т. 1, л.д. 75);
- документ об уплате государственной пошлины;
- протокол внеочередного собрания акционеров ОАО "Строитель" N 3;
- доверенность.
Инспекцией выдана расписка в получении документов, представленных заявителем в регистрирующий орган от 31 января 2011 года вх. N 986А (т. 1, л.д. 72).
Регистрирующим органом 7 февраля 2011 года принято решение N 986А о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (т. 1, л.д. 70).
Суд апелляционной инстанции считает решение налогового органа от 7 февраля 2011 года N 986А несоответствующим требованиям Закона о государственной регистрации юридических лиц, исходя из следующего.
На основании пункта 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
В соответствии со статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица (пункт 1).
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (пункт 2).
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (пункт 5).
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (пункт 8).
Пунктом 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации юридических лиц предусмотрено, что для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме N Р16001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией". В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
- ликвидационный баланс;
- документ об уплате государственной пошлины;
- документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Указанные документы представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица (пункт 3 статьи 22 Закона о государственной регистрации юридических лиц).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" утверждена форма N 16001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией" (приложение N 5).
Как следует из материалов дела, ликвидационный бухгалтерский баланс по состоянию на 28 ноября 2010 года, поданный ОАО "Строитель" в регистрирующий орган, не содержит сведений о задолженности перед какими-либо кредиторами, в том числе перед бюджетом.
Между тем, определением Арбитражного суда Иркутской области от 22 ноября 2010 года с ОАО "Строитель" в пользу ООО "Слюдянский ЦНИ" были взысканы судебные расходы в сумме 20 000 рублей, понесенные в связи с рассмотрением дела N А19-9792/10-6 по иску ООО "Слюдянский ЦНИ" к ОАО "Строитель" о взыскании 129 872 рублей.
На основании указанного определения 27 января 2011 года Арбитражным судом Иркутской области выдан исполнительный лист серии АС N 002665325 о взыскании с ОАО "Строитель" судебных расходов в размере 20 000 рублей (т. 1, л.д. 27).
Письмом от 31 января 2011 года N 5 (т. 1, л.д. 20) ООО "Слюдянский ЦНИ" уведомило регистрирующий орган о наличии у ОАО "Строитель" задолженности, указав, что данное обстоятельство подтверждается выданным исполнительным листом, к письму была приложена копия исполнительного листа.
Названное письмо было направлено в инспекцию почтовым отправлением N 66590434518791, что подтверждается справкой Ангарского почтамта от 17 августа 2011 года, и получено регистрирующим органом в пятницу, 4 февраля 2011 года, что следует из информации, содержащейся на официальном сайте Почты России (www.russianpost.ru).
Кроме того, 1 февраля 2011 года руководителю инспекции Фесенко О.С. была вручена телеграмма, в которой Общество сообщало о направлении в адрес регистрирующего органа документов, подтверждающих, что Абрамян М.П. представила в инспекцию документы, содержащие недостоверные сведения (т. 1, л.д. 19).
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции критически относится к информации, направленной в адрес суда факсограммой от 24 августа 2011 года, о получении письма Общества от 31 января 2011 года N 5 только 8 февраля 2011 года.
Кроме того, из материалов дела следует, что ООО "Слюдянский ЦНИ" уведомляло Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области о факте представления ликвидатором ОАО "Строитель" недостоверных документов для регистрации ликвидации ОАО "Строитель", что подтверждается письмом от 30 ноября 2010 года N 78 (т. 1, л.д. 10-11) и телеграммой от 3 декабря 2010 года (т. 1, л.д. 16-17).
Таким образом, на дату принятия решения о государственной регистрации ликвидации ОАО "Строитель" инспекция была осведомлена о наличии задолженности ОАО "Строитель" перед ООО "Слюдянский ЦНИ", в связи с чем не имела оснований считать представленный ликвидатором ОАО "Строитель" Абрамян М.П. пакет документов соответствующим требованиям, установленным пунктом 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации юридических лиц.
По смыслу подпункта а) пункта 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации юридических лиц достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации юридического лица невозможно.
Осведомленность регистрирующего органа на момент государственной регистрации о недостоверности сведений, содержащихся в представленных заявителем документах, является основанием для отказа в государственной регистрации в соответствии с подпунктом а) пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации юридических лиц. При этом осведомленность регистрирующего органа означает наличие у него информации о недостоверности представленных заявителем сведений, которая не была получена в результате проведения регистрирующим органом соответствующих проверок (то есть как в рассматриваемом случае).
В связи с этим ошибочным является вывод суда первой инстанции о том, что у инспекции не было правовых оснований для отказа в регистрации ликвидации юридического лица, так как в соответствии с подпунктом а) пункта 1 статьи 23 данного Закона одним из таких оснований является непредставление необходимых для государственной регистрации документов.
Поскольку в ликвидационном балансе ОАО "Строитель", утвержденном 28 ноября 2011 года, содержались недостоверные сведения, он считается непредставленным.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение инспекции от 7 февраля 2011 года N 986А о государственной регистрации прекращения деятельности ОАО "Строитель" принято в нарушение требований подпункта а) пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации юридических лиц.
Изложенное соответствует правовой позиции, выраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2011 года N 12101/10, а также рекомендациям Научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Восточно-Сибирского округа от 16 декабря 2010 года (пункт 2).
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы Абрамян М.П. об отсутствии недостоверности сведений в ликвидационном балансе, утвержденном 28 ноября 2011 года, в связи со следующим.
Согласно пункту 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
То есть ликвидационный баланс может быть утвержден ликвидационной комиссией только после завершения расчетов со всеми кредиторами.
Как уже отмечалось, определением Арбитражного суда Иркутской области от 22 ноября 2010 года с ОАО "Строитель" в пользу ООО "Слюдянский ЦНИ" взысканы судебные расходы в сумме 20 000 рублей. Данное определение было вынесено до даты утверждения ликвидационного баланса (28 ноября 2010 года).
Таким образом, в нарушение процедуры ликвидации юридического лица, установленной статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, ликвидационный баланс был утвержден до окончания расчетов с кредитором ООО "Слюдянский ЦНИ", поскольку ОАО "Строитель" было достоверно известно о рассмотрении дела N А19-9792/10-6 в Арбитражном суде Иркутской области, что следует из содержания определения от 22 ноября 2010 года (определение от 26 октября 2010 года о назначении заявления к судебному разбирательства было получено ОАО "Строитель" 3 ноября 2010 года, заявление о взыскании судебных расходов получено 28 октября 2010 года, что подтверждается почтовым уведомлением N 665904314452982), 23 ноября 2010 года данное определение было размещено на официальном сайте Арбитражного суда Иркутской области. Следовательно, на момент утверждения ликвидационного баланса (28 ноября 2010 года) содержащиеся в нем сведения не являлись достоверными, то есть баланс не отвечал требованиям, предъявляемым к нему гражданским законодательством.
Применительно к обстоятельствам данного конкретного дела суд апелляционной инстанции также учитывает, что ликвидация ОАО "Строитель", произведенная на основании документов, содержащих заведомо недостоверные сведения, фактически приводит к невозможности исполнения вступившего в законную силу определения арбитражного суда от 22 ноября 2010 года, что является недопустимым.
В пункте 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" указано, что по результатам рассмотрения дела суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта (часть 4 статьи 270 Кодекса), и принимает новый судебный акт.
В рассматриваемом случае безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле (пункт 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Кроме того, выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, что также является основанием для отмены решения (пункт 3 части 1 статьи 270 названного Кодекса).
В соответствии с частью 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
На основании частей 1 и 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. По таким же правилам распределяются судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной жалобы.
Учитывая, что заявление ООО "Слюдянский ЦНИ" удовлетворено, понесенные им судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче заявления в суд первой инстанции (2000 рублей) и апелляционной жалобы (1000 рублей) подлежат взысканию с регистрирующего органа.
При подаче заявления об оспаривании решения регистрирующего органа Обществом по платежному поручению от 17 февраля 2011 года N 008 уплачена государственная пошлина в сумме 4 000 рублей (т. 1, л.д. 45), тогда как необходимо было уплатить 2 000 рублей, поэтому излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 2 000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 110, 167, 170, 201, 269, 270 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 апреля 2011 года по делу N А19-3689/2011 отменить.
Принять новый судебный акт.
Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области от 7 февраля 2011 года N 986А о государственной регистрации прекращения деятельности Открытого акционерного общества "Строитель" признать недействительным как несоответствующее Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Слюдянский центр недвижимости и инвестиций".
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Слюдянский центр недвижимости и инвестиций" судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей.
Арбитражному суду Иркутской области выдать исполнительный лист.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Слюдянский центр недвижимости и инвестиций" излишне уплаченную по платежному поручению от 17 февраля 2011 года N 008 государственную пошлину в сумме 2000 рублей, выдав справку.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Г.Г. Ячменёв |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-3689/2011
Истец: ООО "Слюдянский ЦНИ"-конкурсный кредитор ОАО "Строитель"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 17 по Иркутской области
Третье лицо: ликвидатор ОАО "Строитель" Абрамян Мариам Петросовна
Хронология рассмотрения дела:
11.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1978/12
15.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1978/12
15.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1978/2012
09.11.2011 Определение Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5079/11
30.08.2011 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2087/11