г. Санкт-Петербург
01 сентября 2011 г. |
Дело N А26-10979/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 сентября 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Я.В. Баркановой,
судей В.И. Желтянникова, И.А. Сериковой,
при ведении протокола судебного заседания: Я.Ю. Олехнович,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10222/2011) ООО "Медвежьегорский леспромхоз"
на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.04.2011 г.. по делу N А26-10979/2010 (судья Н.А. Кришталь), принятое
по иску Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия
к ООО "Медвежьегорский леспромхоз"
о взыскании 115 944 руб. 00 коп.,
при участии:
от истца: представитель не явился, уведомлен,
от ответчика: представитель не явился, уведомлен,
установил:
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (185035, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24; ОГРН 1071001000828) (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Медвежьегорский леспромхоз" (186300, Республика Карелия, Медвежьегорский р-н, Медвежьегорск, Заводская ул., д. 3; ОГРН 1021001010029) (далее - Общество) о взыскании 115 944 руб. неустойки, начисленной в соответствии с подпунктами "г", "д" пункта 5.4 договора аренды лесного участка N 87-з от 25.12.2008.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 18.04.2011 иск удовлетворён.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда от 18.04.2011 отменить, в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на то, что Государственное учреждение Республики Карелия "Медвежьегорское центральное лесничество" не является стороной по договору аренды лесного участка, а потому не вправе осуществлять приёмку лесосеки. Кроме того, Общество указывает на необоснованность начисления неустойки за оставление невывезенными порубочных остатков. Также Общество ссылается на отсутствие в актах приемки лесосек сведений об измерительных приборах и их сертификации.
В судебное заседание апелляционного суда представители сторон не явились, дело слушалось в их отсутствие в соответствии со ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд установил следующее.
25.12.2008 между Министерством лесного комплекса Республики Карелия (на основании постановления Правительства Республики Карелии от 04.09.2010 N 177-П преобразовано в Министерство) (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 87-з (далее - Договор), в соответствии с которым Министерство предоставило Обществу во временное владение и пользование для заготовки древесины лесной участок площадью 414632 га, являющийся частью земельного участка с кадастровым номером 10:00:00 00 00:045, расположенный в Медвежьегорском и Онежском кадастровых районах на территории ГУ РК "Медвежьегорское центральное лесничество" (далее - лесной участок).
Пунктами 3.1, 3.4 Договора установлено, что пользование лесным участком осуществляется на основании лесной декларации и в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Карелия, действующими нормативно-техническими документами, утвержденными органами государственной власти в области лесных отношений.
Общество согласно п. 4.4.2 Договора обязалось не допускать нарушений установленных требований, норм и правил в области состояния, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
Лесная декларация об использовании леса с целью заготовки древесины на предоставленном в аренду лесном участке подана Обществом 16.12.2008.
При приемке лесосек 18.05.2010, 24.05.2010, 31.05.2010, 07.06.2010, 09.06.2010 было выявлено нарушение лесохозяйственных требований, предъявляемых к осуществлению использования лесов, а именно оставление не вывезенной в установленный срок древесины; оставление недорубов в виде компактных участков леса и крутин, о чем составлен соответствующий акт приемки лесосек (освидетельствования мест рубок).
В соответствии с пп. "г" п. 5.4 Договора за оставление недорубов (за исключением компактных участков лесных насаждений, не начатых рубкой, площадью не менее 10 процентов от площади лесосеки) Общество выплачивает Министерству неустойку в размере 2-кратной стоимости оставленной на корню древесины, исчисленной по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов.
Согласно пп. "д" п. 5.4 Договора за оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставленные отсрочки) древесины на лесосеках, в местах производства работ при расчистке площадей под лесные склады, трассы лесовозных дорог, постройки, сооружения и установки, а также аварийной древесины вдоль лесовозных дорог на срок более 1 месяца Общество выплачивает Министерству неустойку в размере 3-кратной стоимости не вывезенной в срок или оставленной аварийной древесины, исчисленной по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов. Древесина считается вывезенной с мест рубок, если она подвезена к складам, расположенным около сплавных путей, железных и автомобильных дорог, к местам переработки, установкам и приспособлениям, к складам, расположенным около лесных дорог и иным пунктам временного хранения, оформленным в установленном порядке.
Претензионными письмами от 29.07.2010, 03.08.2010 Министерство предложило Обществу уплатить начисленную неустойку в общей сумме 115 944 руб.
На основании постановления Правительства Республики Карелия от 04.09.10г. N 177-П Министерство лесного комплекса Республики Карелия преобразовано в Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия.
Ссылаясь на то, что Обществом при заготовке и вывозке древесины было допущено нарушение лесохозяйственных требований, за совершение которого Договором установлена ответственность в виде неустойки, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании начисленных пеней.
Апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции об удовлетворении иска законным и обоснованным ввиду следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Лесного кодекса РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом РФ, если иное не установлено Лесным кодексом РФ, другими федеральными законами.
Частью 8 ст. 29 Лесного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 04.12.06г. N 200-ФЗ) также установлено, что граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
Согласно ч. 3 ст. 71 Лесного кодекса РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, если иное не установлено Лесным кодексом РФ.
В соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса РФ стороны свободны в заключении договора.
При этом, исходя из положения п. 1 ст. 330 Гражданского кодекса РФ, неустойка (штраф, пеня) может устанавливаться как законом, так и договором.
При таких обстоятельствах согласование сторонами в Договоре условия о применении мер ответственности в случае нарушения стороной договорных обязательств соответствует требованиям ст. 422 Гражданского кодекса РФ.
Общество в обоснование апелляционной жалобы ссылается на необоснованность начисления договорной неустойки ввиду недоказанности факта нарушения лесного законодательства.
Апелляционный суд считает указанные доводы Общества необоснованными ввиду следующего.
Факт ненадлежащего исполнения Обществом обязательств по Договору и нарушения установленных правил использования лесов подтверждается материалами дела, в том числе, названными актами приемки лесосек. Требования Министерства подтверждены расчетом.
При этом Общество вопреки положениям ст. 65 АПК РФ не представило суду доказательств в обоснование доводов апелляционной жалобы. Обоснованность начисления Министерством неустойки проверена арбитражным судом первой инстанции и Обществом не опровергнута.
Вопреки заявленным Обществом возражениям относительно представленного Министерством расчёта, Общество не представило суду контррасчёта, не обосновало заявленные возражения.
Апелляционным судом также отклоняется довод Общества о составлении актов приемки лесосек неуполномоченным лицом, так как из содержания названных актов следует, что они составлены Министерством в лице представителя начальника ГУ РК "Медвежьегорское центральное лесничество", действующего на основании доверенности, полномочия которого действовать от имени Министерства последним не оспариваются.
Не обоснован и довод Общества об отсутствии в акте приемки лесосек сведений об измерительных приборах, которые использовались для осуществления замеров при определении объема выявленных нарушений, а также на отсутствие сведений о сертификации данных инструментов, так как Договором и действующим законодательством указание в актах приемки лесосек таких сведений не предусмотрено.
Исходя из изложенного, апелляционный суд считает правомерным взыскание с Общества штрафов, предусмотренных пунктом 5.4. заключённого сторонами Договора.
На основании изложенного решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.04.2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Я.В. Барканова |
Судьи |
В.И. Желтянников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-10979/2010
Истец: ГУ Республики Карелия "Медвежьегорское центральное лесничество", Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия
Ответчик: ООО "Медвежьегорский леспромхоз"