25 августа 2011 г. |
г. Вологда Дело N А44-2483/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 августа 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Потеевой А.В., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н. при ведении протокола секретарём судебного заседания Лущик Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Новгородской области на определение Арбитражного суда Новгородской области от 06 июня 2011 года по делу N А44-2483/2011 (судья Янчикова Н.В.),
установил
общество с ограниченной ответственностью "Старорусский мясной двор" (ОГРН 1025301189374; далее - ООО "Старорусский мясной двор", общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Новгородской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 31.03.2011 N 2.10-07/69/21 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части взыскания налога на добавленную стоимость в сумме 1 254 231 руб. 36 коп., соответствующих штрафа и пеней.
Одновременно ООО "Старорусский мясной двор" заявило ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде запрета инспекции совершать действия направленные на бесспорное взыскание спорных денежных сумм, доначисленных решением налогового органа, до вступления решения суда в законную силу.
Определением суда от 06 июня 2011 года ходатайство общества удовлетворено.
Налоговый орган, обжалуя определение в апелляционном порядке, ссылается на отсутствие оснований для принятия обеспечительных мер. По мнению подателя жалобы, доначисленная инспекцией денежная сумма не является существенной и обременительной ввиду наличия у общества основных средств, материальных активов в размере, значительно превышающем оспариваемую недоимку.
ООО "Старорусский мясной двор" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, поэтому дело рассмотрено без их участия на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав письменные доказательства, изучив изложенные в жалобе доводы, апелляционная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.
Арбитражные суды применяют обеспечительные меры в порядке, предусмотренном главой 8 АПК РФ. Как следует из содержания статьи 90 АПК РФ с учётом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 06.11.2003 N 390-О, целью обеспечительных мер в арбитражном процессе, применяемых арбитражным судом по заявлению лица, участвующего в деле, и являющихся срочными, временными мерами, направленными на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя, является недопущение затруднения или невозможности исполнения судебного акта, а также предотвращение причинения значительного ущерба заявителю.
Понятие "ущерб" охватывает как ущерб, определяемый по правилам статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), так и неблагоприятные последствия, связанные с ущемлением чести, достоинства и деловой репутации (пункт 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 83 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации").
Статьёй 15 ГК РФ установлено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 92 АПК РФ заявитель должен обосновать причины обращения с требованием о применении обеспечительных мер.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 10 постановления от 12.10.2006 N 55 "О применении судами обеспечительных мер" разъяснил, что при принятии решения о применении обеспечительных мер либо об отказе в их применении арбитражный суд должен оценить обоснованность доводов заявителя о необходимости принятия обеспечительных мер с учётом критериев разумности и обоснованности требования заявителя о применении обеспечительных мер; вероятности причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечения баланса интересов заинтересованных сторон; предотвращения нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.
Кроме того, рассматривая заявления о применении обеспечительных мер, суд оценивает, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему, и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 АПК РФ.
Следовательно, вопрос о принятии обеспечительных мер либо отклонении ходатайства об обеспечении поданного в суд заявления решается судом с учётом доводов заявителя, обосновывающих необходимость принятия обеспечительных мер исходя из выдвинутых в суде требований и конкретных обстоятельств дела.
В силу положений, установленных частью 3 статьи 199 АПК РФ, при предъявлении требований о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными арбитражный суд по ходатайству заявителя может приостановить действие оспариваемого акта, решения.
Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимся в абзаце третьем пункта 29 постановления Пленума от 12.10.2006 N 55 и в пункте 4 информационного письма Президиума от 13.08.2004 N 83, под приостановлением действия ненормативного правового акта понимается запрет исполнения предусмотренных им мероприятий.
Таким образом, в части 3 статьи 199 АПК РФ прямо названа обеспечительная мера, соразмерная требованию о признании ненормативных правовых актов налогового органа недействительными, а именно: запрещение ответчику совершать определённые действия, касающиеся предмета спора (пункт 2 части 1 статьи 91 АПК РФ).
Как видно из материалов дела, в обоснование заявленного ходатайства о принятии обеспечительных мер ООО "Старорусский мясной двор" ссылалось на то, что непринятие обеспечительных мер повлечёт списание спорных денежных сумм до рассмотрения дела по существу, чем затруднит реальное исполнение судебного акта в случае признания решения налогового органа недействительным.
Суд первой инстанции, приняв доводы общества, удовлетворил его заявление.
Апелляционная коллегия подтверждает правомерность вынесенного определения.
Взыскание инспекцией налога на основании статей 46-47 НК РФ в бесспорном порядке может затруднить немедленное восстановление нарушенных прав налогоплательщика в случае удовлетворения заявленных требований, как это требует часть 7 статьи 201 АПК РФ, и причинить ущерб его хозяйственной деятельности. В силу принципа адресности и целевого характера бюджетных средств, установленного статьёй 37 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), и иммунитета бюджета (статья 239 БК РФ), а также требования об исполнении бюджетов по расходам в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счёте бюджета с соблюдением обязательных, последовательно осуществлённых процедур санкционирования и финансирования (статья 219 БК РФ), возврат незаконно списанных сумм может быть осуществлён в течение длительного промежутка времени.
Из представленной налоговым органом бухгалтерской отчётности ООО "Старорусский мясной двор" за 1 квартал 2011 года (бухгалтерский баланс и отчёт о прибылях и убытках) видно, что у общества имеются основные средства стоимостью 31 369 000 руб., запасы - 28 838 000 руб., дебиторскую задолженность - 103 580 000 руб., выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов) составила 131 011 000 руб. Следовательно, налогоплательщик имеет реальную возможность исполнить оспариваемый акт налогового органа в случае вынесения судом решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку стоимость имеющихся на его балансе основных средств, дебиторской задолженности многократно превышает размер задолженности по оспариваемым налогам, пеням и штрафам. Данное обстоятельство налоговым органом не оспаривается.
Апелляционная коллегия также принимает во внимание тот факт, что ООО "Старорусский мясной двор" осуществляет свою деятельность в течение продолжительного периода времени и является стабильно действующим предприятием.
Таким образом, принятие судом обеспечительных мер направлено на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами, не нарушая при этом баланса частных и публичных интересов. Потери бюджета в связи с принятием этих мер в свою очередь невозможны, так как в случае отказа в удовлетворении требований заявителя налог может быть взыскан с учётом пени, возросшей за период неуплаты налога.
При этом срок, в течение которого действует определение суда о принятии обеспечительных мер, не включается в срок, установленный пунктом 3 статьи 46 НК РФ, для бесспорного взыскания недоимки, так как в этот период имеются юридические препятствия, обусловленные нормами статей 90 - 92 АПК РФ, для осуществления налоговым органом необходимых действий.
Учитывая, что арбитражный суд признаёт заявление стороны о применении обеспечительных мер обоснованным, если имеются доказательства, подтверждающие наличие хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 АПК РФ, оспариваемое определение является законным и обоснованным.
Судом первой инстанции не допущено нарушений в применении норм процессуального права. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
определение Арбитражного суда Новгородской области от 06 июня 2011 года по делу N А44-2483/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Потеева |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-2483/2011
Истец: ООО "Старорусский Мясной Двор"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 2 по Новгородской области
Третье лицо: Инвестиционный коммерческий банк развития "Яринвест" (ООО), Инвестиционный коммерческий банк развития "Яринтербанк" (ООО), Межрайонная инспекция ФНС N 5 по Ярославской области
Хронология рассмотрения дела:
13.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10256/11
06.02.2013 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-10345/12
30.01.2013 Определение Арбитражного суда Новгородской области N А44-2483/11
21.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12405/12
13.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12405/12
21.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10256/11
20.01.2012 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-8626/11
16.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10256/11
24.10.2011 Решение Арбитражного суда Новгородской области N А44-2483/11
25.08.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-5252/11