город Ростов-на-Дону |
дело N А32-36694/2010 |
29 августа 2011 г. |
15АП-7897/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.
судей Т.Г. Гуденица, Л..А. Захаровой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральная служба по регулированию алкогольного рынкаФедеральной службы по регулированию алкогольного рынка
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 23.05.2011 по делу N А32-36694/2010
по заявлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка
к заинтересованному лицу обществу с ограниченной ответственностью "Кубанская винная компания"
о признании недействительным решения
принятое судьей Погореловым И.А.
УСТАНОВИЛ:
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (далее служба) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Кубанская винная компания" п.Сенной (далее общество) об аннулировании выданной обществу с ограниченной ответственностью "Кубанская винная компания" лицензии Б 068546 от 10.07.2008 г. на производство, хранение и поставки произведенных вин (столовых виноградных, плодовых с содержанием этилового спирта не более 15 процентов объема готовой продукции), выданную обществу с ограниченной ответственностью "Кубанская винная компания" (ИНН 2352040175) адрес места нахождения - Краснодарский край, Темрюкский район, п.Сенной, ул.Мира, 1/3, адрес места осуществления деятельности - Краснодарский край, Темрюкский район, п.Сенной, ул.Мира, 1/3.
Решением суда от 23.05.2011 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что выявленные нарушения, изложенные в акте плановой документарной проверки от 19.08.2010 года N 07/224 общество устранило, в связи с этим отсутствуют основания для аннулирования лицензии и удовлетворения требований заявителя.
Не согласившись с принятым решением, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что нарушение обществом условий, предусмотренных лицензией выразилось в обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о котором не была зафиксирована в единой государственной автоматизированной системе (ЕГАИС), общество перед осуществлением поставок алкогольной продукции должно было удостовериться в фиксации в базе данных ЕГАИС, корректирующие декларации представлены обществом только после обращения Управления в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Кубанская винная компания" просит решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель общества поддержал доводы отзыва.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя общества и заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
10.07.2008 г.. Федеральной налоговой службой обществу "Кубанская винная компания" выдана лицензия Б 068546 регистрационный номер N 2071 на осуществление производства, хранению и поставкам вин (столовых, виноградных, плодовых с содержанием этилового спирта не более 15 процентов объема готовой продукции) сроком действия до 10.07.2013 г.
Как видно из материалов дела, на основании Приказа МРУ Росалкорегулирования по Южному Федеральному округу от 31.12.2009 г.. N 121 проведена плановая проверка в отношении ООО "Кубанская винная компания" ИНН 2352040175). Проверка проведена с целью соблюдения требований ст.14 (Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", в ходе которой установлено несоответствие сведений, содержащихся в декларациях об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции во втором квартале 2010 года ООО "Кубанская винная компания" осуществляло закупку виноматериала (код вида продукции 320 - 30 020 литров) от ООО "Долина" по ТТН N 00001028 от 26.04.2010 г.., между тем сведения в ЕГАИС о соответствующей закупке зафиксированы не были; также согласно данным декларации об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции объем закупаемого материала у ЗАО КПП "Теучежский" по ТТН от 10.06.2010 от 10.06.2010 года составил 3 000 дал. (30 000 литров), однако в базе данных ЕГАИС объем закупки по вышеназванным ТТН зафиксирован в объеме 1 200 дал. (12 000 литров).
31.08.2010 г. в отношении ООО "Кубанская винная компания N составлен протокол N 07-13/73-1 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.19 КоАП РФ.
Постановлением заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу от 07.09.2010 N 07-13/73 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ. Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.
Решением заместителя руководителя Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 21.02.2011 года N 10/27-пр действие лицензии за регистрационным номером 2071 Б 068546 от 10.07.2008 приостановлено в связи с обращением в суд с заявлением об ее аннулировании.
Общество обратилось с встречным заявлением о признании решения от 21.02.2011 года N 10/27-пр недействительным.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных службой требований и удовлетворения встречного иска по следующим основаниям.
Согласно ст.2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензией является специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) под оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа такой продукции. Пунктом 2 статьи 14 Закона N 171-ФЗ установлено, что учет оборота (за исключением розничной продажи) алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям статьи 8 Закона N 171-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона N 171-ФЗ оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должно быть оснащено техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции ЕГАИС, включающими в себя средства защиты информации, предотвращающие искажение и подделку фиксируемой и передаваемой информации.
Порядок функционирования ЕГАИС определен Правилами функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Правила ЕГАИС), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 N 522.
В соответствии с пунктом 7 Правил ЕГАИС организация, осуществляющая производство и (или) оборот (за исключением импорта и розничной продажи) продукции, представляет по телекоммуникационным каналам связи заявку о фиксации в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.
В силу части 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ запрещен оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в ЕГАИС, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 Закона N 171-ФЗ.
Порядок фиксации сведений о хранении алкогольной продукции в ЕГАИС установлен Законом N 171-ФЗ, Правилами ЕГАИС, а также Требованиями к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции в ЕГАИС, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 873.
Согласно пункту 1 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ и подпункту "ч" Правил ЕГАИС к документам, разрешающим и сопровождающим оборот алкогольной продукции, относятся: товарно-транспортная накладная и справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной.
Организация, осуществляющая оборот алкогольной продукции, обязана фиксировать информацию о движении алкогольной продукции (о ее закупке, хранении или поставках) в ЕГАИС путем отражения сведений, содержащихся в товарно-транспортной накладной и справке, прилагаемой к товарно-транспортной накладной.
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляется организациями при наличии соответствующих лицензий.
В соответствии со статьей 18 Закона N 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции. Лицензии выдаются на осуществление производства, хранения и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата.
Пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 22.11.95г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа.
При этом, в качестве одного из оснований для аннулирования лицензии в судебном порядке указанная статья Закона N 171-ФЗ называет оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Согласно ст.23 Федерального закона N 171-ФЗ государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции предусматривает осуществление органами исполнительной власти и муниципальными органами различных видов контрольной деятельности, исчерпывающий перечень которых установлен указанной статьей.
Нарушение лицензиатом порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте рассматривается как нарушение условий лицензии и влечет за собой санкции в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования независимо от применения к нарушителю мер административной ответственности, предусмотренных ст.14.19 КоАП РФ.
С 19.10.2009 г.. Российской Федерацией перераспределены полномочия между государственными органами, в связи с чем, вопросы лицензирования деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции вошли в компетенцию вновь созданного на основании постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 г.. N 154 органа - Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.
В соответствии с п.1 ст.26 Федерального закона в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в едином государственной автоматизированной информационной системе.
Факт нарушения лицензиатом порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте подтвержден материалами дела.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд полагает, что исходя из конкретных обстоятельств дела, имеются достаточные правовые основания для аннулирования лицензии, выданной обществу.
При этом суд отмечает, что оборот алкогольной продукции находится под особым государственным контролем и совершенное заявителем правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере оборота этилового спирта и алкогольной продукции.
В силу п. 1 ст. 1 Закона государственное регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области. Алкогольная продукция является особым предметом государственного регулирования и контроля. Особенности правового регулирования любой деятельности, связанной с производством и оборотом алкогольной продукции, а также строгость государственного контроля направлены на исключение производства и оборота нелегальной алкогольной продукции, в том числе наносящей непоправимый вред здоровью населения, а, следовательно, процесс оборота алкогольной продукции носит разрешительный характер при строгом и неукоснительном соблюдении всех необходимых условий.
Согласно пояснениям общества, причиной ненадлежащего внесения данных в ЕГАИС за 2 квартал 2010 года послужила техническая ошибка.
Между тем, в нарушении статьи 65 АПК РФ, общество не представило доказательств того, что ненадлежащее внесение данных в ЕГАИС во втором квартале 2010 года - не цель общества, направленная на сокрытие этих сведений, а следствие технических сбоев и т.д.
Внесение обществом сведений в ЕГАИС за 2 квартал 2010 года об объемах закупки виноматериала была осуществлена только 25.08.2010 года, после проведения плановой документарной проверки общества.
Довод общества о том, что лишение ООО "Кубанская винная компания" лицензии, ограничит правоспособность предприятия и приведет к закрытию предприятия является необоснованным, поскольку у предприятия имеется лицензия Б 068546 от 10.07.2008 г.. на осуществление деятельности по производству, хранению и поставкам произведенных вин (столовых виноградных, плодовых с содержанием этилового спирта не более 15 процентов объема готовой продукции), а также лицензия Б 068547 на производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей пищевой продукции (виноградных, плодовых виноматериалов) сроком действия до 10.07.2013 года, при таких обстоятельствах, аннулирование лицензии Б 068546 не приведет к невозможности осуществлять обществом деятельность в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Апелляционный суд полагает, что встречные требования общества о признании решения от 21.02.2011 года N 10/27-пр недействительным подлежат отклонению по следующим основаниям.
Как следует материалов дела, 21.02.2011 года Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка было принято решение N 10/27-пр о приостановлении действия лицензии общества.
Статьей 20 Закона N 171-ФЗ предусмотрены основания приостановления, возобновления, прекращения действия и аннулирования лицензии.
В пункте 1 статьи 20 Закона N 171-ФЗ содержится перечень оснований, по которым лицензирующий орган может приостановить действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Пунктом 3 статьи 20 Закона N 171-ФЗ установлено, что лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда по заявлению лицензирующего органа. Одним из оснований аннулирования лицензии в названной статье закона N 171-ФЗ является в том числе, непредставление информации в единую государственную автоматизированную систему (ЕГАИС).
Этой же нормой Закона N 171-ФЗ предусмотрено право лицензирующего органа до вступления решения суда в законную силу приостановить действие лицензии.
Следовательно, в случае принятия лицензирующим органом решения об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии, он вправе приостановить действие лицензии до вступления в законную силу судебного акта. Указанная правовая позиция изложена в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.05.2009 N 1972/09.
Нарушений законодательства при принятии Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка оспариваемого обществом решения судом не установлено, обоснованность принятия решения от 21.02.2011 N 10/27-пр о приостановлении действия лицензии подтверждается материалами дела.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23 мая 2011 года отменить.
Аннулировать лицензию серии Б 068546 от 10.07.2008 на производство, хранение и поставки произведенных вин (столовых виноградных, плодовых с содержанием этилового спирта не более 15 процентов объема готовой продукции), выданную обществу с ограниченной ответственностью "Кубанская винная компания" (ИНН 2352040175 Краснодарский край, Темрюкский район, п.Сенной, ул.Мира, д.1/1, адрес места осуществления деятельности : Краснодарский край, Темрюкский район, п.Сенной, ул.Мира,1/3.
По встречному заявлению в удовлетворении требования о признании недействительным решения Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка N 10/27-пр 21.02.2010 года "О приостановлении действия лицензии" ООО "Кубанская винная компания" отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-36694/2010
Истец: Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка
Ответчик: ООО "Кубанская винная компания"
Третье лицо: ООО "Кубанская винная компания"
Хронология рассмотрения дела:
21.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2870/12
07.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2870/12
08.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6649/11
29.08.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7897/11
29.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5110/11
15.06.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4762/11
23.05.2011 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-36694/10