г. Пермь
26 августа 2011 г. |
Дело N А60-8258/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 августа 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Гуляковой Г.Н.,
судей Борзенковой И.В., Сафоновой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новожиловой Е.Л.,
при участии:
от заявителя ООО Страховая компания "ББ-Здоровье" (ОГРН 1026605623550, ИНН 6608002690) - Рыбальченко В.А. (дов. от 22.07.2010);
от заинтересованного лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области (ОГРН 1026602332052, ИНН 6658014910) - Бессонова Л.О. (дов. от 22.12.2010),
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя ООО Страховая компания "ББ-Здоровье"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 09 июня 2011 года
по делу N А60-8258/2011,
принятое судьей Плюсниной С.В.,
по заявлению ООО Страховая компания "ББ-Здоровье"
к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Свердловской области
о признании недействительными акта проверки от 10 декабря 2010 года, предписания об устранении нарушений от 29 декабря 2010 года и решения о самостоятельном удержании суммы штрафа,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Страховая компания "ББ- Здоровье" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными акта проверки от 10.12.2011, предписания от 29.12.2010, а также о признании незаконным решения ТФОМС Свердловской области о самостоятельном удержании суммы штрафа в размере 198 718,75 руб. из ежемесячно направляемой в СМО суммы средств на ведение дела.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 09.06.2011 в удовлетворении заявленных требований в части признания оспариваемых предписания и решения ТФОМС Свердловской области отказано; в части требований относительно признания недействительным акта проверки производство по делу прекращено.
Заявитель не согласился с принятым судебным актом, в связи с чем, обратился с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования.
Податель жалобы считает, что в силу положений гражданского законодательства удержание штрафа не может быть отнесено к обязательствам, возникающим в рамках договора, тогда как взыскание штрафа возможно только в судебном порядке. Кроме того, суд сделал необоснованный вывод о том, что заявитель допустил нарушение, ответственность за которое влечет наложение санкций.
Представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель заинтересованного лица возразил против позиции заявителя по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу, в соответствии с которым оспариваемое решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, установленном в ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда подлежит частичной отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Свердловской области на основании приказа исполнительного директора ТФОМС Свердловской области N 305 от 30.11.2010 о проведении проверки ООО СК "ББ-Здоровье" в период с 01.12.2010 по 09.12.2010 проведена внеплановая проверка ООО СК "ББ-Здоровье", по результатам которой составлен акт от 10.12.2010 и вынесено предписание от 29.12.2010 об устранении нарушений в проведении обязательного медицинского страхования граждан, выявленных в ходе проверки.
Информацию о принятых мерах, по устранению выявленных в ходе проверки нарушений, указанных в акте от 10.12.2010, обществу предписывалось устранить до 31.01.2011.
Письмом N 21-06/85 от 07.02.2011 ТФОМС Свердловской области довел до сведения заявителя то, что на основании приказа N 111 от 14.04.2011 за ненадлежащее исполнение условий договора о финансировании обязательного медицинского страхования, установленное по результатам контрольной проверки ООО СК "ББ-Здоровье", в соответствии со статьями 34 и 38 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", разделом XIV Правил обязательного медицинского страхования, п. 20 договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования на 2011 год, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Свердловской области с ООО СК "ББ-Здоровье" было осуществлено удержание штрафа в размере 198 718,75 руб.
Не согласившись с актом проверки, предписанием и решением ТФОМС Свердловской области, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции признал наличие оснований для взыскания штрафных санкций. В отношении оспариваемого акта проверки производство по делу прекращено ввиду того, что акт не является ненормативным правовым актом.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно требованиям статьи 4 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в РФ" договор медицинского страхования является соглашением между страхователем и страховой медицинской организацией, в соответствии с которым последняя обязуется организовывать и финансировать предоставление застрахованному контингенту медицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг по программам обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования.
В силу статьи 12 Закона финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование.
Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования создаются Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.
Фонды обязательного медицинского страхования предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение.
Фонды обязательного медицинского страхования ведут базы данных и иные информационные ресурсы в сфере обязательного медицинского страхования граждан.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, определяет порядок формирования системы учета и отчетности, а также порядок и условия ведения баз данных и иных информационных ресурсов в системе обязательного медицинского страхования.
Взаимоотношения между Фондом и страховыми медицинскими организациями, осуществляющими ОМС, регулируются Типовыми Правилами ОМС, утвержденными ФФОМС 03.10.2003 N 3856/30-3/и (зарегистрированы в Минюсте РФ от 24.12.2003 N 5359, Правилами ОМС, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития от 28.02.2011 N 158н, Территориальными правилами ОМС граждан Российской Федерации, проживающих на территории Свердловской области, утвержденными Постановлением Правительства Свердловской области от 29.07.2005 N 585-ПП, иными нормативными актами, а также условиями договоров, заключенными со СМО.
Согласно пунктам 4.1, 4.2, 4.4 данных Правил ТФОМС финансирует страховую медицинскую организацию на основании договора ТФОМС со страховой медицинской организацией (СМО). Договор ТФОМС со страховой медицинской организацией заключается на основе Типового договора (приложение к настоящим Правилам) и регулирует взаимоотношения ТФОМС (далее Фонда) и страховой медицинской организации.
Таким образом, взаимоотношения Фонда со страховыми медицинскими организациями регулируются договором о финансировании.
Как следует из материалов дела, между ТФОМС Свердловской области и ООО СК "ББ-Здоровье" заключен договор о финансировании обязательного медицинского страхования от 02.02.2009 N 15.
Договор ТФОМС с СМО заключается на основе Типового договора (приложение к настоящим Правилам) и регулирует взаимоотношения ТФОМС и СМО. Страховые медицинские организации, их филиалы в пределах переданных им полномочий, осуществляющие ОМС на соответствующей территории, отвечают перед ТФОМС за соблюдение территориальных Правил обязательного медицинского страхования и обязательств по условиям договоров всеми средствами, полученными от ТФОМС, сформированными резервами, предусмотренными на цели ОМС, другими доходами, связанными с проведением ОМС, в том числе от инвестирования временно свободных средств резервов, и представляют необходимую информацию Фонду.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 4 Закона медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования (между страхователем и СМО), а форма типовых договоров обязательного и добровольного медицинского страхования, порядок и условия их заключения устанавливаются Советом Министров Российской Федерации.
Согласно заключенному договору N 15 от 02.02.2009 о финансировании обязательного медицинского страхования заявитель обязан организовать свою деятельность по ОМС в соответствии с действующим законодательством, Территориальными правилами и другими утвержденными в установленном порядке нормативными документами.
На основании Положения о территориальном фонде ОМС, утвержденному Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1, Фонд осуществляет контроль за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на ОМС, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых поверок.
Проверки проводятся Фондом на основании Методических рекомендаций по проведению территориальными фондами ОМС контрольных проверок деятельности СМО, осуществляющих ОМС, утвержденных ФФОМС 17.06.1997 N 2469/11.
Проверки осуществляются в соответствии с планом работы контрольно-ревизионного отдела, утвержденного руководителем территориального фонда ОМС, либо во внеплановом порядке на основании приказа исполнительного директора территориального фонда ОМС. В ходе проверки проводится анализ учетно-отчетной документации, анализируются материалы предыдущих проверок, проверяются оформление и выполнение договоров ОМС, в частности ведение регистрации договоров, наличие договоров ОМС со страхователями, наличие и ведение реестра застрахованных, соответствие его реестру, переданному в региональный регистр застрахованных, соответствие общего количества застрахованных граждан количеству выданных полисов и реестру учета страховых медицинских полисов, ведение учета страховых полисов в соответствии с установленным порядком учета бланков строгой отчетности. Также в ходе проверки осуществляется проверка соответствия финансирования СМО территориальным фондом заключенному договору, в том числе утвержденным дифференцированным подушевым нормативам финансирования ОМС и численности застрахованных, срокам договора о финансировании ОМС. По результатам проверки составляется Акт, в котором отражаются результаты и отмечается устранение замечаний предыдущей проверки.
Внеплановой проверкой установлено, что по состоянию на 01.12.2010 количество полисов ОМС без договоров со страхователями (форма Типового договора утверждена Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 11.10.1993 N 1018) в регистре ТФОМС составляет 19536, к проверке договоры представлены не были.
Обязанность заключать Типовые договоры со страхователями предусмотрена Законом РФ от 28.06.1991 N 1499-1.
Согласно п.8-2 Территориальных правил взаимоотношения страхователя и СМО при ОМС осуществляется на основании договора, таким образом, отсутствие Типовых договоров со страхователями является нарушением Территориальных правил.
Согласно ст. 12 Закона от 28.06.1991 N 1499-1 Фонд ведет базы данных и иные информационные ресурсы в сфере ОМС. Для актуализации данных в Регистре Фондом в адрес СМО регулярно направляются сведения о ликвидированных страхователях.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в адрес Общества направлены письма от 12.03.2010 N 32-10/1197, от 09.11.2010 N 21-10/407, в которых сообщались списки страхователей, чьи регистрационные номера ликвидированы по данным налоговых органов, в связи с прекращением деятельности, между тем, в период с марта по ноябрь 2010 года заявителем не были предприняты меры по исключению данных страхователей из базы данных Фонда.
Продолжение взаимоотношений с ликвидированными страхователями является нарушением пункта 8-2 Территориальных правил и необоснованным получением заявителем от Фонда финансирования в сумме 738 339,01 руб.
В соответствии с пунктом 13 Типового договора - договор ОМС прекращается в случае ликвидации страхователя.
Пунктом 15 Типового договора предусмотрено, что при утрате страхователем или страховщиком в период действия договора ООМС прав юридического лица вследствие реорганизации права и обязанности по настоящему договору переходят к соответствующим правопреемникам.
На основании пункта 19 Типового договора действие страховых полисов, выданных в соответствии с настоящим договором, прекращается либо одновременно с прекращением действия договора, либо при увольнении застрахованного лица с места работы, либо в случае его смерти.
В соответствии с пунктом 30 Территориальных правил страховой медицинский полис ОМС является документом, удостоверяющим заключение договора по ОМС граждан.
Проверкой установлено, что заявитель в нарушение ранее проведенной проверки (акт от 20.08.2010) не исключил из базы данных убывших работников, общее количество договоров со страхователями у заявителя на 01.12.2010 составляет 2780 и только по 226 страхователям загружены списки убывших, таким образом, выводы суда о том, что заявитель не ведет работу со страхователями по исполнению пункта 6 Типового договора и возврату полисов ОМС уволенными (убывшими) гражданами, являются верными.
Следовательно, суд верно признал, что несоблюдение заявителем условий договора ОМС привело к нарушению положений, изложенных в пунктах 8-2, 8-3 и 30 Территориальных правил.
Согласно п. 9-1 Территориальных правил заявитель обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В связи с вступлением в силу с 01.01.2010 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд ОМС и территориальные фонды ОМС" (пункт 15 часть 1 статья 9) не подлежат обложению страховыми взносами суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации.
С учетом изложенного, данная категория граждан не подлежит страхованию по ОМС.
В соответствии с пунктом 3 Территориальных правил субъектами ОМС выступает гражданин, страхователь, СМО, медицинское учреждение. В соответствии с пунктом 7 Территориальных правил страхователями для работающих граждан являются организации, физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, частные нотариусы, адвокаты, физические лица, заключившие трудовые договоры с работниками, а также выплачивающие по договорам гражданско-правового характера вознаграждения, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются налоги в части, подлежащей зачислению в фонды ОМС.
В нарушение данных правил Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Свердловской области установлено, что по состоянию на 01.12.2010 у ООО СК "ББ-Здоровье" имеются записи о работающих иностранных гражданах, застрахованных в период с 01.01.2010 временно находящихся в РФ, работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам, которые ОМС не подлежат.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о наличии оснований для наложения на Общество штрафных санкций, в связи с чем, отказал в признании недействительным предписания заинтересованного лица об устранении нарушений от 29.12.2010.
Также являются обоснованными выводы суда о том, что акт проверки не относится к ненормативным правовым актам, которые могут быть оспорены в арбитражном суде, что повлекло прекращение производства по делу в указанной части.
Между тем, оспариваемое решение о самостоятельном удержании суммы штрафа является незаконным, в силу следующего.
В силу вышеприведенных норм законодательства правоотношения между заявителем и ТФОМ носят публичный характер.
Нормативными правовыми актами, регулирующими спорные правоотношения, порядок взыскания штрафных санкций не предусмотрен. Не предусмотрен он также и Типовым, и заключенным между сторонами договором.
В соответствии с частью 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Конституционный Суд Российской Федерации Определением от 04.03.99 N 50-О разъяснил, что бесспорный порядок взыскания с юридических лиц сумм штрафа и иных санкций без их согласия, т.е. при возражениях против указанных взысканий, является неконституционным вне зависимости от органа, принявшего решение о производстве взыскания, и нормативного акта, предоставившего ему такое право. Данное разъяснение распространяется на все органы, в том числе государственной службы и фискальные органы, поскольку ими могут применяться аналогичные санкции, в том числе даже предусматривающие порядок их бесспорного взыскания.
В таком случае, взыскание штрафных санкций контролирующими органами осуществляется в судебном порядке, с учетом положений главы 26 АПК РФ. В рамках такого спора реализуются функции судебного контроля за законностью наложения санкций и соблюдением порядка досудебного урегулирования спора.
С учетом несоблюдения заинтересованным лицом названных положений, оспариваемое решение подлежит признанию недействительным.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене в указанной части.
В соответствии с требованиями ст. 110 АПК РФ судебные расходы в виде государственной пошлины по иску относятся на заинтересованное лицо. Излишне уплаченная заявителем государственная пошлина по апелляционной жалобе - возврату из бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 258, 266, 268, 269, ч. 2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 09 июня 2011 года по делу N А60-8258/2011 отменить в части.
Признать недействительным решение ТФОМС Свердловской области об удержании штрафа в сумме 198 718,75 руб. из ежемесячно направляемой в СМО суммы средств на ведение дела.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Взыскать с Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области (ОГРН 1026602332052, ИНН 6658014910) в пользу ООО "Страховая компания "ББ-Здоровье" (ОГРН 1026605623550, ИНН 6608002690) судебные расходы в виде госпошлины в сумме 3 000 (Три тысячи) руб.
Возвратить ООО "Страховая компания "ББ-Здоровье" (ОГРН 1026605623550, ИНН 6608002690) из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 07.07.2011 года N 1694 госпошлину в сумме 2 000 (Две тысячи) руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-8258/2011
Истец: ООО Страховая компания "ББ-Здоровье"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Свердловской области