г. Киров |
|
26 августа 2011 г. |
Дело N А29-1570/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2011 года
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тетервака А.В.,
судей Поляковой С.Г., Поляшовой Т.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Родиной Ю.Н.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Агентства Республики Коми по социальному развитию
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.05.2011 по делу N А29-1570/2011, принятое судом в составе судьи Вакулинской М.В.,
по иску государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (ИНН: 1101471495, ОГРН: 1021100512685)
к Агентству Республики Коми по социальному развитию (ИНН: 1101486283, ОГРН: 1041100439302),
о взыскании долга,
установил
государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее - Фонд, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Агентству Республики Коми по социальному развитию (далее - Агентство, ответчик, заявитель).
Предметом иска явились требования истца о взыскании с ответчика 2 996 руб. 96 коп. долга по договору N 525 о финансовом обеспечении расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с Федеральным законом от 23.12.2008 "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", а также 200 руб. судебных издержек.
Ответчик в своем отзыве на исковое заявление исковые требования не признал.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 24.05.2011 исковые требования удовлетворены полностью.
При вынесении решения арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что факт необоснованной выплаты пособия подтверждается решением мирового судьи от 25.05.2010 по делу N 2-891/2010; доказательств возвращения денежных средств истцу ответчик не представил.
Не согласившись с названным решением Арбитражного суда Республики Коми, Агентство обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит упомянутое решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В своей апелляционной жалобе ее заявитель указывает, что денежные средства Фонда использовались Агентством по целевому назначению. Взыскание излишне взысканных сумм пособий с органа, назначившего государственное пособие гражданам, подлежит только при наличии его вины; в данном случае, по мнению заявителя, взыскание должно производиться за счет получателя пособий, а не за счет Агентства. Заявитель указывает, что исполнение данного судебного решения приведет к нецелевому использованию Агентством бюджетных средств республиканского бюджета Республики Коми.
Также заявитель просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Фонд в отзыве на апелляционную жалобу с доводами заявителя, изложенными в ней, не согласился, решение суда просил оставить в силе, апелляционную жалобу просил рассмотреть без участия его представителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 266, пунктом 1 статьи 123, пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба заявителя рассмотрена арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Коми от 24.05.2011 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность названного решения только в обжалуемой части.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, учитывая обстоятельства дела и представленные по нему доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующему выводу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 866 был утвержден действующий до 01.01.2010 Порядок финансового обеспечения расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Порядок).
Согласно указанному Порядку финансовое обеспечение расходов на выплату пособия осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на указанные цели, перечисляемых Фонду социального страхования Российской Федерации. Фонд после поступления средств из федерального бюджета распределяет их между региональными отделениями Фонда на основании заявок региональных отделений Фонда.
Региональные отделения Фонда перечисляют органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации средства на финансовое обеспечение расходов на выплату пособия в соответствии с договорами между региональными отделениями Фонда и органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.
Органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации перечисляют средства, полученные от региональных отделений Фонда на финансовое обеспечение расходов на выплату пособия, получателям и представляют в региональные отделения Фонда отчеты о расходовании средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов на выплату пособия.
23.12.2008 между Фондом и Агентством (орган социальной защиты) заключен договор N 525 о финансовом обеспечении расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Договор).
По условиям Договора Фонд осуществляет перечисление средств органу социальной защиты для выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", а также постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 866 "О порядке финансового обеспечения расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и Положением о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 865.
Подпунктом "б" пункта 2.3 Договора предусмотрено, что орган социальной защиты населения обязан обеспечить ежемесячно, в течение 5 рабочих дней с даты получения средств, а лицам, обратившимся впервые за пособием, - в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения о назначении пособия, выплату пособия получателям через территориальные органы органа социальной защиты населения - Управления (отделы) социальной защиты населения в городах и районах Республики Коми по месту жительства получателей пособия в размере и сроки, установленные статьями 14, 15 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", а также в порядке, установленном Положением о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 865, путем перечисления средств, полученных из фонда в организации федеральной почтовой связи либо в кредитные учреждения, указанные получателями пособий.
В результате проведенной истцом в декабре 2009 года проверки целевого расходования средств, направленных отделением фонда на выплату пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, выявлено нецелевое расходование средств в размере 2 996 руб. 96 коп. вследствие выплаты Управлением социальной защиты населения Агентства Республики Коми по социальному развитию по городу Воркута пособия Сотниковой Т.Г. за ноябрь 2009 года в период нахождения ребенка на полном государственном обеспечении и воспитании.
Статьей 1 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ предусмотрено, что действие закона не распространяется на граждан Российской Федерации (иностранных граждан и лиц без гражданства), дети которых находятся на полном государственном обеспечении.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров).
Решением мирового судьи Шахтерского судебного участка города Воркуты Республики Коми от 25.05.2010 по делу N 2-891/2010 с Сотниковой Т.Г. взыскано в пользу Государственного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты" 2 996 руб. 96 коп. необоснованно полученного пособия.
26.06.2010 на основании исполнительного листа ВС N 010082959 от 10.06.2010 возбуждено исполнительное производство N 87/2/63027/61/2010.
Подпунктами "д", "е" пункта 2.3 Договора установлено, что орган социальной защиты населения обязан осуществлять контроль за правомерностью назначения и выплаты пособий территориальными органами органа социальной защиты населения - Управлениями (отделами) социальной защиты населения в городах и районах Республики Коми; обеспечивать целевое использование средств, выделенных на выплату пособия.
В силу подпункта "ж" пункта 2.3 Договора ответчик обязан возвратить остаток неиспользованных средств на счет Фонда в срок до 25.12.2009.
Письмом от 09.11.2010 N 01-18/04-23945 истец просил ответчика возвратить необоснованно выплаченные денежные средства в размере 2 996 руб. 96 коп. в срок до 30.11.2010.
В ответе на письмо ответчик указал, что в ходе исполнительного производства денежные средства с должника не взысканы, поэтому их возврат истцу ответчиком не производится.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Решением от 25.05.2010 по делу N 2-891/2010 подтверждается факт необоснованной выплаты пособия. При этом установлено, что физическое лицо, получающее пособие на несовершеннолетнего ребенка, не известила Агентство о том, что ребенок находится на полном государственном обеспечении, в связи с чем ею получено пособие на которое она не имела право.
Следовательно, в необоснованном получении пособия имелась вина названного физического лица.
Однако на дату обращения Фонда с иском в арбитражный суд Агентство, узнав об этом факте, уже взыскало с Сотниковой Т.Г. сумму излишне полученного пособия.
Доказательств возвращения денежных средств истцу ответчик не представил.
Исходя из этого, апелляционный суд считает, что права Агентства не нарушены и суд первой инстанции правомерно взыскал с Агентства в пользу Фонда излишне выплаченную сумму пособий по уходу за ребенком в размере 2 996 рублей 96 копеек.
Взыскание излишне выплаченных сумм пособия с граждан не освобождает Агентство от их возврата Фонду.
В связи с изложенным, доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными в полном объеме и апелляционный суд считает, что оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Выводы суда первой инстанции о применении норм материального права соответствуют установленным этим судом по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, последним не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
МОТИВИРОВКИ
ВЫВОД
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 24 мая 2011 года по делу N А29-1570/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Агентства Республики Коми по социальному развитию - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий |
А.В. Тетервак |
Судьи |
С.Г. Полякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-1570/2011
Истец: ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми, ГУ Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми
Ответчик: Агентство Республики Коми по социальному развитию