31 августа 2011 г. |
Дело N А65-914/2011 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 августа 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Захаровой Е.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алтаевой Я.В.,
с участием:
от ОАО "Набережночелнинский комбинат хлебопродуктов" - представитель Шакиров Р.С. (доверенность от 23 августа 2011 года N 498),
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
от ОАО "Бурундуковский элеватор" - представитель Абдреев И.Т. (доверенность от 01 мая 2011 года N 12),
от ОАО "Казаньзернопродукт" - представитель не явился, извещено,
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы открытого акционерного общества "Набережночелнинский комбинат хлебопродуктов" (ИНН 1639004000, ОГРН 1021601372935), открытого акционерного общества "Бурундуковский элеватор" (ИНН 1617000852, ОГРН 1021606555794)
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 мая 2011 года по делу N А65-914/2011 (судья Латыпов И.И.), по исковому заявлению открытого акционерного общества "Набережночелнинский комбинат хлебопродуктов", Республика Татарстан, Тукаевский район, с. Мелекес,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
о признании недействительными решения от 03.11.2010 по делу N 05-302/2010, предписания от 21.10.2010 N 2 по делу N 05-302/2010, о признании незаконным постановления от 25.01.2011 N А05-1065/2010 по делу об административном правонарушении,
по заявлению открытого акционерного общества "Бурундуковский элеватор", Республика Татарстан, Дрожжановский район, ст. Бурундуки,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
о признании недействительными решения от 03.11.2010 по делу N 05-302/2010, предписания от 21.10.2010 N 3 по делу N 05-302/2010, о признании незаконным постановления от 25.01.2011 N А05-1066/2010 по делу об административном правонарушении,
третьи лица:
открытое акционерное общество "Казаньзернопродукт" (ИНН 1658001372, ОГРН 1021603280918), Республика Татарстан, г. Казань,
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Набережночелнинский комбинат хлебопродуктов" (далее - ОАО "Набережночелнинский комбинат хлебопродуктов", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительными решения от 03.11.2010, предписания от 21.10.2010 N 2 по делу N 05-302/2010 Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - УФАС России по РТ, антимонопольный орган), об оспаривании постановления УФАС России по РТ от 25.01.2011 N А05-1065/2010 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 1 626 300 рублей. Арбитражному делу присвоен номер NА65-2328/2011.
Открытое акционерное общество "Бурундуковский элеватор" (далее - ОАО "Бурундуковский элеватор", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительными решения от 03.11.2010, предписания от 21.10.2010 N 3 по делу N 05-302/2010 УФАС России по РТ, об оспаривании постановления УФАС России по РТ от 25.01.2011 N А05-1066/2010 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 3 740 600 рублей. Арбитражному делу присвоен номер N А65-3077/2011.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.04.2011 вышеуказанные арбитражные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением арбитражному делу номера N А65-914/2011.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.05.2011 ОАО "Набережночелнинский комбинат хлебопродуктов", ОАО "Бурундуковский элеватор" отказано в удовлетворении заявленных требований.
ОАО "Набережночелнинский комбинат хлебопродуктов" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 12.05.2011, принять по делу новый судебный акт.
ОАО "Бурундуковский элеватор" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 12.05.2011, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представители указанных обществ поддержали доводы апелляционных жалоб, просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представители Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, ОАО "Казаньзернопродукт", в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле, которые были надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, антимонопольным органом в соответствии с протоколом совещания, проведенного Президентом Республики Татарстан 19.07.2010 г.. N 28-пр по проблеме необоснованного повышения оптово-отпускных цен на муку со стороны отдельных предприятий-производителей, а также в связи с поступившей информацией от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан о необоснованном повышении отпускных цен на муку со стороны ОАО "Бурундуковский элеватор", ОАО "Набережночелнинский КХП", антимонопольным органом в целях осуществления за ситуацией, сложившейся на рынке муки, были направлены соответствующие запросы в Татарстанстат, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РТ, а также республиканским предприятиям-производителям муки для получения информации, необходимой для выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства на рынке производства и реализации муки.
Согласно информации Минсельхозпрода РТ оптово-отпускная цена на муку пшеничную в/с, отпускаемую на хлебопечение, возросла с 6500-7500 руб./тонну в июне 2010 г.. до 9500-12000 руб./тонну в июле 2010 г., при этом коммерческие цены на муку доходят до 14000 руб./тонну. Особенно характерна данная ситуация для предприятий, являющихся одними из основных производителей муки в границах Республики Татарстан: ОАО "Казаньзернопродукт", ОАО "Небережночелнинский комбинат хлебопродуктов", ОАО "Бурундуковский элеватор".
По данным ОАО "Бурундуковский элеватор" по состоянию на 20.07.2010 г.. средние отпускные цены на пшеничную муку в/с составили 9800 руб./тонну. При этом пшеница 3 и 4 класса для выработки пшеничной муки на предприятии закончилась, заготовка зерна в республике не завершена, цены на ввозимое зерно установлены на уровне 6000 руб./тонну и выше.
Согласно информации ОАО "Казаньзернопродукт" в июле 2010 года рост отпускных цен на муку составил от 5,7% до 11% по отношению к началу года. При рентабельности производства муки 5% оптово-отпускные цены на муку пшеничную в/с должны составлять 9500-10000 руб./тонну.
По информации ОАО "Набережночелнинский КХП" рост цен на муку в течение 1 полугодия 2010 года был постепенным: в начале года - 7500руб/тонну, в июле 2010 года: 8000 руб./тонну - 10000 руб./тонну -12000 руб./тонну - в связи с закупкой зерна в июле месяце по высоким ценам.
Указанные обстоятельства явились основанием для возбуждения антимонопольным органом дела по признакам нарушения части 1 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - закон N 135-ФЗ) в части ведения согласованных действий, результатом которых явилось повышение оптово-отпускных цен на муку в июле-августе 2010 года.
В ходе рассмотрения дела антимонопольным органом было установлено, что в июле 2010 года, ОАО "Казаньзернопродукт", ОАО "Бурундуковский элеватор", ОАО "Набережночелнинский КХП" повысили оптово-отпускные цены на муку. При этом повышение цен началось с начала месяца и достигло максимальной величины по состоянию на 14.07.2010 г.., когда оптово-отпускные цены на муку пшеничную высшего сорта установились на уровне 12000 руб/тонну (ОАО "Набережночелнинский КХП"), 10650 руб/тонну (ОАО "Казаньзернопродукт"), 10600 руб/тонну (ОАО "Бурундуковский элеватор"); на муку пшеничную 1 сорта соответственно 11000 руб/тонну, 10060 руб/тонну и 10100 руб/тонну. Соответственно, в июле по отношению к июню 2010 года оптово-отпускные цены на муку пшеничную на основных предприятиях-производителях муки возросли: от 15% до 85% в ОАО "Набережночелнинский КХП", от 37% до 67% в ОАО "Казаньзернопродукт", от 35% до 135% в ОАО "Бурундуковский элеватор". В августе 2010 года указанные предприятия отпускали муку практически по одинаковым ценам (10650 руб/тонну и 10600 руб/тонну - мука пшеничная в/с; 10060 руб/тонну и 10100 руб/тонну - мука пшеничная 1 сорта). Приведенные данные свидетельствует о согласованности действий указанных предприятий, результатом которых явилось установление или поддержание оптово-отпускных цен на муку.
Антимонопольный орган пришел к выводу, что основными видами деятельности ОАО "Казаньзернопродукт", ОАО "Бурундуковский элеватор", ОАО "Набережно-Челнинский КХП" являются переработка зерна и производство муки, то есть указанные хозяйствующие субъекты осуществляют деятельность на одном товарном рынке. При этом согласно данным Татарстанстата на долю названных предприятий приходится около половины всей произведенной в Республике муки (в 2009 г.. - 120286 тонн из 261698,7 тонн, или 46%; в 1 полугодии 2010 года -60525 тонн из 126436,8 тонн или 48% - Приложение N 1, т.1, л.д.92). Учитывая, что данные хозяйствующие субъекты в границах Республики Татарстан являются наиболее крупными производителями муки, соответственно они определяют общие условия обращения товара на данном товарном рынке и влияют в целом на ситуацию на рынке оптовой реализации муки в границах республики, в том числе на уровень складывающихся оптово- отпускных цен и на состояние конкурентной среды.
По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства ответчиком было вынесено решение от 03.11.2010 г. по делу N 05-302/2010 о признании заявителей по настоящему делу нарушившими положения п.1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006 г., в части осуществления согласованных действий, выразившихся в повышении и поддержании оптово-отпускных цен на муку в июле-августе 2010 г.
Также по результатам рассмотрения дела N 05-302/2010 ответчиком 21.10.2010 г. были вынесены предписания N 2 и 3, в соответствии с которыми заявители обязаны были прекратить осуществление согласованных действий, выразившихся в повышении и поддержании на одном уровне оптово-отпускных цен на муку, а также не допускать действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства и ограничению, устранению конкуренции на рынке оптовой реализации муки в границах Республики Татарстан, для чего обеспечить проведение обществами самостоятельной ценовой политики, формируя оптово-отпускные цены на муку, исходя из суммы экономически обоснованных необходимых для реализации данного товара расходов и прибыли.
На основании решения о нарушении антимонопольного законодательства от 03.11.2010 г. по делу N 05-302/2010 ответчиком в отношении заявителей по настоящему делу были возбуждены дела об административных правонарушениях, 25.01.2011 г. в отношении ОАО "Набережночелнинский комбинат хлебопродуктов", ОАО "Бурундуковский элеватор" были вынесены постановления о наложении штрафов по ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ в размере 1 626 300 руб. по делу N А05-1065/2010 и в размере 3 740 600 руб. по делу А05-1066/2010.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО "Набережночелнинский комбинат хлебопродуктов" и ОАО "Бурундуковский элеватор" в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона N 135-ФЗ запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.
Понятие товарного рынка дано в пункте 4 статьи 4 Закона N 135-ФЗ, согласно которой под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Статьей 8 Закона N 135-ФЗ определено, что согласованными действиями хозяйствующих субъектов на товарном рынке являются действия, удовлетворяющие совокупности следующих условий: 1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них; 2) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год.
Таким образом, с учетом указанных норм права, для признания наличия в действиях хозяйствующих субъектов нарушений пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции необходимо установить, что согласованные действия совершены на одном товарном рынке, являлись относительно синхронными и единообразными, а также осуществлены хозяйствующими субъектами при отсутствии объективных причин.
В пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснено, что при анализе вопроса о том, являются ли действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке согласованными (статья 8 Закона о защите конкуренции), арбитражным судам следует учитывать: согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. Вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно: о совершении таких действий было заранее известно каждому из хозяйствующих субъектов, может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения. Например, о согласованности действий, в числе прочих обстоятельств, может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин.
Согласованные действия не имеют какого-либо документального оформления, являются моделью группового поведения и предполагают совершение хозяйствующими субъектами координированных, сознательных действий (не обусловленных внешними условиями функционирования конкретного товарного рынка), направленных в той или иной мере на ограничение конкуренции.
Для квалификации согласованных действий хозяйствующих субъектов, запрещенных частью 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г.. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", данные действия должны быть совершены на одном товарном рынке.
В ходе рассмотрения антимонопольного дела ответчиком было установлено, что основными видами деятельности ОАО "Казаньзернопродукт", ОАО "Бурундуковский элеватор", ОАО "Набережно-Челнинский КХП" являются переработка зерна и производство муки, то есть указанные хозяйствующие субъекты осуществляют деятельность на одном товарном рынке. При этом согласно данным Татарстанстата на долю названных предприятий приходится около половины всей произведенной в республике муки (в 2009 г.. - 120286 тонн из 261698,7 тонн, или 46%; в 1 полугодии 2010 года -60525 тонн из 126436,8 тонн или 48% ). Учитывая, что данные хозяйствующие субъекты в границах Республики Татарстан являются наиболее крупными производителями муки, соответственно они определяют общие условия обращения товара на данном товарном рынке и влияют в целом на ситуацию на рынке оптовой реализации муки в границах республики, в том числе на уровень складывающихся оптово- отпускных цен и на состояние конкурентной среды.
В ходе рассмотрения дела антимонопольным органом проведен сравнительный анализ представленной предприятиями информации о динамике изменения оптово-отпускных цен на муку в период с января по август 2010 года (исх.N 582 от 27.06.2010 г.., исх.N447 от 28.07.2010 г.., исх.N660 от 29.07.2010 г..), результаты которого в обобщенном виде представлены в Приложении N2(т.1, л.д.93).
Данная таблица составлена на основании представленных предприятиями спецификаций и протоколов согласования цен к договорам поставки (ОАО "Казаньзернопродукт"), прайс-листов на готовую продукцию (ОАО "Бурундуковский элеватор"), утвержденных приказов об утверждении отпускных цен на муку (ОАО "Набережно-Челнинский КХП") за период с 1.01.2010 г.. по июль 2010 года, в соответствии с которыми основными предприятиями-производителями муки устанавливались (изменялись) оптово-отпускные цены на муку.
По результатам анализа представленной заявителями информации об установление (изменения) оптово-отпускные цены на муку за период с 01.01.2010 г.. по июль 2010 года ответчиком было установлено, что в июле 2010 года, ОАО "Казаньзернопродукт", ОАО "Бурундуковский элеватор", ОАО "Набережно-Челнинский КХП" повысили оптово-отпускные цены на муку. При этом повышение цен началось с начала месяца и достигло максимальной величины по состоянию на 14.07.2010 г.., когда оптово-отпускные цены на муку пшеничную высшего сорта установились на уровне 12000 руб/тонну (ОАО "Набережно-Челнинский КХП"), 10650 руб/тонну (ОАО "Казаньзернопродукт"), 10600 руб/тонну (ОАО "Бурундуковский элеватор"); на муку пшеничную 1 сорта соответственно 11000 руб/тонну, 10060 руб/тонну и 10100 руб/тонну.
Соответственно, в июле по отношению к июню 2010 года оптово-отпускные цены на муку пшеничную на основных предприятиях-производителях муки возросли:
от 15% до 85%о в ОАО "Набережно-Челнинский КХП",
от 37% до 67% в ОАО "Казаньзернопродукт",
от 35% до 135% в ОАО "Бурундуковский элеватор".
В августе 2010 года указанные предприятия отпускали муку практически по одинаковым ценам (10650 руб/тонну и 10600 руб/тонну - мука пшеничная в/с; 10060 руб/тонну и 10100 руб/тонну - мука пшеничная 1 сорта).
Приведенные данные свидетельствует о согласованности действий указанных предприятий, результатом которых явилось установление или поддержание оптово-отпускных цен на муку.
Доводы заявителей о том, что причиной одновременного повышения оптово-отпускных цен на муку в июле 2010 года явилось удорожание зерна, повышение стоимости энергоресурсов, транспортных расходов и т.д., в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты, правомерно признаны судом несостоятельными.
Антимонопольным органом в ходе рассмотрения дела были запрошены документы и материалы, касающиеся экономических показателей деятельности заявителей в целях установления наличия (отсутствия) объективных обстоятельств, которые могли бы послужить основанием для самостоятельного установления хозяйствующими субъектами единых цен в условиях различных издержек и разных условий хозяйствования.
Проведенный анализ на основе представленных заявителями информаций о хозяйственной деятельности данных обществ выявил различные экономические факторы, влияющие на формирование оптово-отпускных цен на производимую ими продукцию, в том числе муку: различные поставщики зерна и разные закупочные цены на зерно, разные объемы закупки и переработки зерна и объемы производства муки, разные издержки на переработку 1 тонны зерна и загрузка производственных мощностей, разная себестоимость производства муки, в том числе на протяжении всего анализируемого периода (Приложение N 3).
Поставщиками зерна (пшеницы 3 кл. и 4 кл.) являлись:
- для ОАО "Бурундуковский элеватор" в январе-августе 2010 года - ООО "Золотой колос" и ООО "СХП им.Рахимова";
- для ОАО "Набереженочелнинский комбинат хлебопродуктов" - ГУП "РАЦИН", ООО "Камский бекон", ООО "Зерновая инвестиционная компания", КФХ Сулейманов и др.,
- для ОАО "Казаньзернопродукт" - ЗАО "ТПК "Агро-Трейд", ООО "Золотой колос", ООО "Союз Агро" и др.
Сравнительный анализ средневзвешенных цен приобретения зерна (пшеницы 3 кл. и 4 кл.) заявителями показал, что оптовые закупочные цены разнятся между собой (Приложение N 3, т.1, л.д. 94).
В июле 2010 года средневзвешенные закупочные цены на пшеницу 3 класса:
- у ОАО "Набережночелнинский комбинат хлебопродуктов" составили 5300 руб/тонну с НДС,
- у ОАО "Бурундуковский элеватор" - 5793 руб/тонну с НДС,
- у ОАО "Казаньзернопродукт" - 6488 руб/тонну с НДС.
Кроме того, как следует из представленной заявителями информаций, среднемесячная стоимость зерна, относимая на себестоимость муки с учетом переходящего остатка, в июле 2010 года по сравнению с июнем 2010 года существенно не повысилась:
в ОАО "Набережночелнинский комбинат хлебопродуктов" данные изменения составили по пшенице 3 кл. - с 4097 руб/тн до 4416 руб/тн (7,8%), по пшенице 4 кл. - осталась на уровне 4028 руб/тонну;
в ОАО "Бурундуковский элеватор" произошло снижение стоимости пшеницы 3 кл. на 2,1%, по пшенице 4 кл. - осталась на прежнем уровне.
Ежемесячные объемы переработки зерна у заявителей существенно различаются: в частности, за 1 полугодие 2010 года
- в ОАО "Набережночелнинский комбинат хлебопродуктов" среднемесячные объемы переработки зерна (пшеницы 3 кл.и 4 кл.) составили 2103 тонны,
- в ОАО "Бурундуковский элеватор" - 6557 тонн.
Учитывая, что основную долю (около 80%) в структуре цены муки составляют затраты на зерно, закупочные цены на которое, как показал анализ, у предприятий существенно различаются, а также принимая во внимание иные указанные выше факторы, влияющие на уровень себестоимости производства муки и различающиеся у разных производителей, на ОАО "Набережночелнинский комбинат хлебопродуктов", ОАО "Бурундуковский элеватор" складывается разная себестоимость производства муки, в том числе пшеничной муки в/с и 1 сорта (Приложение N 3,т.1, л.д. 94):
- в июне 2010 года в ОАО "Набережночелнинский комбинат хлебопродуктов" полная себестоимость производства муки пшеничной в/с составила 7576 руб/тн, муки пшеничной 1 сорта - 6888 руб/тн;
- в ОАО "Казаньзернопродукт" соответственно 8800 руб/тн и 7920 руб/тн;
- в ОАО "Бурундуковский элеватор" - соответственно 9520 руб/тн и 9019 руб/тн. Аналогичная ситуация имела место в июле 2010 года.
Кроме того, анализ информации, представленной предприятиями-производителями муки, показал следующее.
У ОАО "Набережночелнинский комбинат хлебопродуктов" отсутствовали основания для роста оптово-отпускных цен на муку пшеничную с начала июля 2010 года, поскольку средневзвешенные закупочные цены на зерно (пшеницу 3 кл.) в указанный период составили 5300 руб/тн (в феврале, к примеру, 5484 руб/тн), затраты на переработку 1 тонны зерна - 1146 руб. (в феврале - 2182 руб/тн). При этом в феврале средневзвешенные цены реализации муки пшеничной в/с составили 7550 руб/тн, а в июле - уже 8717 руб/тн. Кроме того, зерно пшеницы 3 кл. по цене 7350 руб/тн было закуплено только в середине июля 2010 года, а рост оптово-отпускных цен на муку на предприятии отмечен уже с начала июля 2010 года.
В ОАО "Бурундуковский элеватор" средневзвешенные закупочные цены на пшеницу 3 кл. в июле 2010 года составили 5793 руб/тн, в августе - 5902 руб/тн, то есть на уровне января и апреля 2010 года, то есть роста закупочных цен на зерно в июле-августе 2010 года не отмечено. Однако, в июне-июле 2010 года предприятие сократило объемы переработки зерна и производства муки, что привело к увеличению издержек производства и, соответственно, себестоимости производства муки, и повысило с 14.07.2010 года оптово-отпускные цены на муку пшеничную в/с и 1 сорта соответственно до 10600 руб/тн с НДС и 10100 руб/тн с НДС, то есть практически до такого же уровня, что и другие производители.
Учитывая изложенное, объективные причины для существенного повышения цен на муку всеми указанными предприятиями в один и тот же временной период (июль -август 2010 года) отсутствовали.
Вместе с тем, как показал анализ, в июле 2010 года средневзвешенные цены на муку пшеничную в/с и 1 сорта по сравнению с июнем 2010 года были повышены всеми указанными предприятиями: ОАО "Набережно-Челнинский КХП" - на 34,1% и 36,5% соответственно; ОАО "Бурундуковский элеватор" - на 11,5% и 16%, а в августе 2010 года установились практически на одном уровне (Приложение N 2, т.1, л.д.93).
При этом само по себе повышение цен хозяйствующими субъектами не свидетельствует о согласованных действиях, однако, ОАО "Набережно-Челнинский комбинат хлебопродуктов", ОАО "Бурундуковский элеватор" не просто повышали оптово-отпускные цены на муку, а установили их практически на одинаковом уровне в отсутствие на то экономических предпосылок.
Доводы заявителей относительно убыточности производства муки в период с 01.01.2010 года в связи со сложившейся на рынке ситуацией и вынужденной реализацией продукции по цене ниже себестоимости, не подтверждены материалами дела и, с учетом результатов анализа бухгалтерской отчетности заявителей, правомерно отклонены судом первой инстанции.
В рамках настоящего дела антимонопольным органом представлены достаточные доказательства, свидетельствующие о совершении заявителями согласованных действий, результатом которых явилось необоснованное повышение и поддержание оптово-отпускных цен на муку.
В ходе рассмотрения дела антимонопольным органом установлено и доказано, что действия заявителей:
- осуществлены на одном товарном рынке (рынке оптовой реализации муки) в пределах одного географического рынка (Республика Татарстан) в одном и том же временном интервале; - имеют одинаковую направленность - повышение и поддержание оптово-отпускных цен на муку в июле-августе 2010 года;
- ущемляют интересы других хозяйствующих субъектов, использующих муку в качества сырья для производства продукции, а также интересы граждан, приобретающих и использующих муку для собственных нужд;
- не обусловлены объективными экономическими факторами (изменение регулируемых тарифов, изменение цен на мировых рынках, изменение конъюнктуры рынка и т.п.) либо изменение оптово-отпускных цен на муку несоразмерно изменению данных факторов (в частности, закупочных цен на зерно);
- позволяют воздействовать на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке (оптовой реализации муки), в результате чего предприятия-потребители муки (в том числе хлебозаводы, выпускающие социально значимую продукцию - хлеб) поставлены перед фактом невозможности выбора продавца с иными (недискриминационными) ценовыми условиями.
Таким образом, сформированная и поддерживаемая заявителями модель позволяла каждому из них вне зависимости от обстоятельств устанавливать и поддерживать цены на одном необоснованном высоком уровне, не рискуя потерять покупателей.
Кроме того, как отмечено судом первой инстанции, заявление ОАО "Бурундуковский элеватор" о признании решения от 03.11.2010 г. и предписаний N 3 от 21.10.2010 г. УФАС по РТ по делу N 05-302/2010 недействительными в арбитражный суд было подано только 21 февраля 2011 г., по истечении срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока не заявлено.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод об отсутствии оснований для отмены оспариваемых решения и предписаний антимонопольного органа.
Суд апелляционной инстанции также соглашается с выводом суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя о признании незаконными постановлений о привлечении к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.
С учетом ранее изложенных обстоятельств, суд обоснованно признал доказанным факт совершения заявителями по делу вменяемого правонарушения, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности ОАО "Набережночелнинский комбинат хлебопродуктов" и ОАО "Бурундуковский элеватор" не установлено. Размер административного наказания определен антимонопольным органом в пределах санкции ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ и с учетом положений ст.4.1 КоАП РФ. Оснований для признания оспариваемого постановления от 25.01.2011 г. о наложении штрафа по делу N А05-1065/2010 об административном правонарушении, вынесенного в отношении ОАО "Набережночелнинский комбинат хлебопродуктов" и оспариваемого постановления от 25.01.2011 о наложении штрафа по делу N А05-1066/2010 об административном правонарушении, принятого в отношении ОАО "Бурундуковский элеватор", не имеется.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах ОАО "Набережночелнинский комбинат хлебопродуктов" и ОАО "Бурундуковский элеватор", были предметом судебного разбирательства, судом проверены и отклонены по мотиву несостоятельности. Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Судебный акт по делу принят при полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств и материалов дела и правильном применении норм материального и процессуального права.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Расходы по уплате госпошлины распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и относятся на подателей апелляционных жалоб.
Излишне уплаченная ОАО "Набережночелнинский комбинат хлебопродуктов" государственная пошлина в размере 1000 руб. подлежит возвращению плательщику. В связи с предоставленной ОАО "Бурундуковский элеватор" отсрочкой уплаты госпошлины, государственная пошлина в размере 1000 руб. подлежит взысканию с данного лица в доход федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 мая 2011 года по делу N А65-914/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Набережночелнинский комбинат хлебопродуктов" (ИНН 1639004000, ОГРН 1021601372935), Республика Татарстан, Тукаевский район, с. Мелекес, из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 (одна тысяча) рублей, уплаченную по платежному поручению от 06.06.2011 N 234.
Взыскать с открытого акционерного общества "Бурундуковский элеватор" (ИНН 1617000852, ОГРН 1021606555794), Республика Татарстан, Дрожжановский район, ст. Бурундуки, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 (одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Попова |
Судьи |
А.А.Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-914/2011
Истец: ОАО "Набережночелнинский комбинат хлебопродуктов", г. Набережные Челны, ОАО "Набережночелнинский комбинат хлебопродуктов", Тукаевский район, с. Мелекес
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: Минсельхоз продовольствия РТ, ОАО "Бурундуковский элеватор", Дрожжановский район, ст.Бурундуки, ОАО "Казаньзернопродукт", г. Казань
Хронология рассмотрения дела:
13.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16190/12
22.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16190/12
04.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7215/12
18.07.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7232/12
11.05.2012 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-914/11
01.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10978/11
31.08.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7089/11