г. Санкт-Петербург
29 августа 2011 г. |
Дело N А56-12069/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Есиповой О.И., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Михайлюк Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11757/2011) Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.05.2011 по делу N А56-12069/2011 (судья Королева Т.В.), принятое
по заявлению ООО "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района"
к 1) Территориальному отделу управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Невском и Красногвардейском районах,
2) Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: 1) не явился, извещен
2) Прокофьева А.А., дов. от 31.12.2010 N 69
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Красногвардейского района": 195176, Санкт-Петербург, ул. Большая Пороховская, д. 37, корп. 2, ОГРН 1089847180763 (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Невском и Красногвардейском районах: 192029, Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны, д. 123 (далее - ТО Роспотребнадзора, административный орган, управление) от 24.02.2011 N Ю78-03-03-167 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 19.05.2011 суд удовлетворил заявление общества в полном объеме.
Управление заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.05.2011 по делу N А56-12069/2011 и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, вывод суда о недоказанности административным органом состава и вины общества в совершении вменяемого административного правонарушения, являются ошибочным. Управление считает, что судом не дана оценка фактам завышения обществом нормативов потребления коммунальных услуг (обман); обман заключается в том, что потребителю неправомерно начислена корректировка размера платы за услугу отопление в размере 1 087,65 руб.; вина общества выражается в неприменении обязательных нормативов потребления при расчете платы за отопление, установленных уполномоченными органами, и, как следствие, - обман потребителей - взимании незаконного излишне начисленной платы за коммунальные услуги.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
С учетом отсутствия возражений со стороны управления апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей общества надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела видно, что 27.01.2011 на основании распоряжений от 02.02.2011 N 78-03-03-144/Д-11 должностными лицами ТО Роспотребнадзора проведена внеплановая документарная проверка ООО "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района", по заявлениям граждан: Федорова Г.И., проживающего по адресу: Санкт-Петербург, пр. Шаумяна, д. 57, кв. 3 и Котенковой И.М., проживающей по адресу: Санкт-Петербург, пр. Большеохтинский, д. 15, корп. 1, кВ. 83, по вопросу начисления корректировки размера платы по статье "отоплание" за отопительный сезон 2009-2010 г.г. в сумме 1 087,65 руб.
В ходе проверки административным органом выявлен обман потребителей, выразившийся в неправомерно начисленной суммы корректировки размера платы за "отопление" в сумме 1 087,65 руб., оплаченной потребителями (Федоровым Г.И. и Котенковой И.М.) в полном объеме, в отсутствие решения уполномоченного органа государственной власти Санкт-Петербурга об изменении норматива потребления по коммунальной слуге "отопление", что, по мнению административного органа, является нарушением статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и пункта 8.13 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - правила N 306).
По результатам проверки составлен акт от 14.02.2011 N 78-03-03-144/Д-11.
По признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ, составлен протокол об административном правонарушении от 17.02.2011 N 78-03-03-144/Д-11.
Постановлением от 24.02.2011 N Ю78-03-03-167 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 руб.
Не согласившись с постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Принимая обжалуемое решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения.
Изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы административного органа ввиду следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно статье 14.7 КоАП РФ обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Обмеривание и обвешивание представляют собой умышленные действия продавца, искажающего товарные свойства вещи, передаваемой покупателю по договору купли-продажи.
При обвешивании покупатель получает товар, не соответствующий его количеству, предусмотренному договором купли-продажи.
При обмеривании продавец нарушает условия договора, предусматривающие передачу покупателю товаров в ассортименте, согласованном сторонами (пункт 1 статьи 467 Гражданского кодекса Российской Федерации - далее ГК РФ).
При обсчете товар оплачивается потребителем по цене, завышающей денежную сумму, объявленную продавцом в момент заключения договора розничной купли-продажи.
При введении в заблуждение относительно потребительских свойств, товар не соответствует виду, модели, цвету или иным заранее обусловленным участниками договора признакам, в нарушение статьей 469 ГК РФ, предусматривающей, что продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору розничной купли-продажи.
Указание в диспозиции названной статьи на иной обман потребителей также предусматривает умышленные действия по введению потребителя в заблуждение.
Обман - это преднамеренное введение другого лица в заблуждение путем ложного заявления, обещания, а также умолчания о фактах, которые могли бы повлиять на совершение сделки.
Субъективная сторона рассматриваемых правонарушений состоит в прямом умысле.
Таким образом, при квалификации правонарушений по признаку состава правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ и иными нормативными правовыми актами, использующими такие понятия как обман, необходимо представление доказательств умышленного введения в заблуждение лицом, совершающим противоправное действие, предвидение им вредных последствий своих действий.
В силу требований статей 1.5, 1.6 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, при этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно части 4 статьи 1.5 КоАП РФ, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
По мнению апелляционной инстанции, факт наличия именно обмана обществом потребителя Котенковой Э.В., проживающей по адресу: Санкт-Петербург, Большеохтинский пр., д. 15, корп. 1, кв. 83, выразившийся, по мнению управления, в необоснованной корректировке размера платы по статье "отопление" за отопительный сезон 2009-2010 г.г. в сумме 1 087,65 руб., в отсутствие решений уполномоченных органов об изменении нормативов потребления по указанной статье, материалами дела не доказан ввиду следующего.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам утверждены Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Правилами установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги (пункты 19, 21, 23 и 25), в соответствии с которыми размер платы за коммунальные ресурсы периодически корректируется исполнителем.
Размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома один раз в год корректируется исполнителем в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам. При этом потребитель доплачивает или ему возвращается стоимость разности количества потребленной в многоквартирном доме в течение года тепловой энергии, приходящейся на жилое помещение, и общего размера платы за отопление за прошедший год по нормативам потребления тепловой энергии.
В соответствии с Жилищным кодексом РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 4 статьи 154); размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157); размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 названного Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157), наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления (часть 13 статьи 155).
Из приведенных положений Жилищного кодекса РФ следует, что наймодатель и управляющая организация вправе в одностороннем порядке изменить размер платы за жилое помещение и коммунальные услуги, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, по установленным тарифам.
Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона от 30 декабря 2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" плата за коммунальные услуги для граждан - нанимателей и собственников жилых помещений устанавливается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации с учетом надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, устанавливаемых в соответствии с указанным Федеральным законом.
Порядок определения конкретного размера платы граждан за коммунальные услуги установлен статьей 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации", согласно которой размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 ЖК РФ, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым по муниципальным образованиям на очередной финансовый год.
Предельные индексы согласно пункту 20 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 N 210-ФЗ (в ред. Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ) - это устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец текущего финансового года. Тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления, и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 данного Федерального закона (пункт 1 статьи 13 (в ред. от 18.10.2007). Период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса (пункт 3 статьи 13).
Федеральным законом от 14 апреля 1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" также установлено, что срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (части 1, 4 статьи 2).
Поскольку тарифы, являющиеся составной частью платы за коммунальные услуги, устанавливаются на очередной финансовый год, плата за коммунальные услуги также подлежит ежегодной корректировке или в сторону увеличения или в сторону уменьшения.
Кроме того, согласно Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 N 306, срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных данными Правилами (пункт 16). Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов (пункт 13).
Из отзыва общества следует, что в соответствии с частью 13 статьи 155 ЖК РФ и пункта 42 Правил о предстоящей корректировке платы за отопление население было проинформировано, путем вывешивания объявлений в общественных местах: - парадные жилых домов; - информационные доски. Обратного управлением не доказано.
Из представленного в материалы дела счета на оплату жилого помещения коммунальных и прочих услуг от 08.12.2010, выставленного гр. Котенковой И.М., следует, что корректировка произведена в соответствии с Правилами N 307. В качестве основания указано - "в связи с превышением объемов отпуска в отопительный период 2009-2010 г.г., связанных с пониженной температурой наружного воздуха в 1 квартале 2010 года", что не противоречит пункту 13 Правил N 306, который как указано выше содержит основания для изменения нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе в случае изменения климатических условий.
Таким образом, вменяемое обществу правонарушение - "неправомерное начисление суммы корректировки размера платы за отопление, в отсутствие решений уполномоченных органов Санкт-Петербурга об изменении норматива потребления по коммунальной услуге "отопление", не содержит признаков объективной стороны состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 14.7 КоАП РФ.
В материалах дела отсутствуют безусловные доказательства того, что общество вводит потребителя в заблуждение или иным образом обманывает потребителя относительно оказываемых услуг. Административный орган не проверял расчет платы за коммунальную услугу - отопление, следовательно, вывод управления о незаконном взимании излишне начисленной платы за коммунальные услуги не подтвержден надлежащими доказательствами.
Нарушение порядка определения размера платы за коммунальные услуги, в частности, при корректировке размера платы за отопление, не образует объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 14.7 КоАП РФ.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31 мая 2011 года по делу N А56-6682/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Жилкомсервис N 2 Василеостровского района" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Шульга |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-12069/2011
Истец: ООО "Жилкомсервис N1 Красногвардейского района"
Ответчик: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Невском и Красногвардейском районах