г. Санкт-Петербург
26 августа 2011 г. |
Дело N А21-719/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Есиповой О.И., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Михайлюк Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10856/2011) Министерства промышленности Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 03.05.2011 по делу N А21-719/2011 (судья Гурьева И.Л.), принятое
по заявлению ЗАО "Аэропорт Храброво"
к Министерству промышленности Калининградской области
о признании незаконным действий
при участии:
от заявителя: Бубновой Т.И., дов. от 13.06.2011 N 30
Гамзова С.Н., дов. от 01.07.2011 N 39
от ответчика: Нагорной Н.В., дов. от 03.03.2011 N 673
Глущенко А.В., дов. от 24.03.2011 N 456
установил:
закрытое акционерное общество "Аэропорт Храброво" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными действия Министерства промышленности Калининградской области, выразившиеся в отказе во включении Общества в реестр резидентов Особой экономической зоны Калининградской области и обязании Министерство включить ЗАО "Аэропорт Храброво" в реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области.
Определением суда от 04 апреля 2011 года в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) Министерство промышленности Калининградской области заменено на процессуального правопреемника - Министерство по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области (далее - Министерство).
Решением от 03 мая 2011 года суд удовлетворил заявление ЗАО "Аэропорт Храброво".
Министерство по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области, считая решение суда незаконным, необоснованным и принятым с нарушением норм материального права, заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Калининградской области от 03 мая 2011 года по делу N А21-719/2011 и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы Министерство заявило о не соответствии Общества требованиям, предъявляемым к резидентам Особой экономической зоны Калининградской области (далее - ОЭЗ). Министерство считает, что основные средства, первоначальная стоимость которых сформирована юридическим лицом до регистрации в реестре резидентов ОЭЗ, не могут быть учтены при определении стоимости инвестиционного проекта. В апелляционной жалобе Министерство сослалось на противоречие сведений, содержащихся в инвестиционной декларации, а также на то, что Общество не обладает земельным участком, позволяющим строительство аэропорта.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Общество, считая решение суда законным и обоснованным, возражало против апелляционной жалобы и просило оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Министерство с заявлением с приложением документов о включении Общества в единый реестр резидентов ОЭЗ в Калининградской области.
Министерство отказало во включении ЗАО "Аэропорт Храброво" в реестр резидентов ОЭЗ в Калининградской области, в связи с тем, что Обществом при определении стоимости инвестиционного проекта были учтены основные средства, сформированные до регистрации в реестре резидентов ОЭЗ.
Общество, считая отказ во включении в реестр резидентов незаконным, оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление Общества, пришел к выводу, что заявленные Министерством основания для отказа во включении Общества в реестр резидентов ОЭЗ, не соответствуют нормам Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 16-ФЗ) и нарушают права и законные интересы заявителя.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд апелляционной инстанции признал жалобу Министерства подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Закона N 16-ФЗ администрация Особой экономической зоны - структурное подразделение высшего исполнительного органа государственной власти Калининградской области, обеспечивающее организацию функционирования Особой экономической зоны в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
Пунктом 3 постановления Правительства Калининградской области от 04.02.2009 г.. N 64 (утратило силу 02 февраля 2011 года) функции администрации Особой экономической зоны в спорный период были возложены на Министерство промышленности Калининградской области.
Пунктом 2 постановления Правительства Калининградской области от 02.02.2011 N 57 функции администрации ОЭЗ в Калининградской области возложены на Министерство по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области. Пунктом 22 данного постановления Министерству предоставлены, среди прочих, полномочия администрации Особой экономической зоны в Калининградской области по ведению реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области в порядке и по форме, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами и обеспечивающим действие специального правового режима Особой экономической зоны в Калининградской области; рассмотрению представленных юридическими лицами заявлений о включении в реестр и принятие решений о включении юридических лиц в реестр или об исключении резидентов из реестра в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Резидентом Особой экономической зоны Калининградской области признается юридическое лицо, соответствующее требованиям указанного Закона и включенное в Единый реестр резидентов особой экономической (пункт 5 статьи 2 Федерального закона N 16-ФЗ).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 16-ФЗ юридическое лицо подлежит включению в Единый реестр резидентов ОЭЗ в случае соответствия следующим требованиям:
1) юридическое лицо создано в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) государственная регистрация юридического лица осуществлена в Калининградской области;
3) производство товаров осуществляется юридическим лицом исключительно на территории Калининградской области;
4) инвестиции осуществляются юридическим лицом на территории Калининградской области;
5) инвестиционный проект, представленный юридическим лицом, отвечает установленным настоящим Федеральным законом требованиям.
Резидентами не могут быть юридические лица, применяющие специальные налоговые режимы, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Резидентами не могут быть финансовые организации, в том числе кредитные и страховые организации и профессиональные участники рынка ценных бумаг.
Юридическое лицо представляет в письменной форме в администрацию заявление о включении юридического лица в реестр и одновременно следующие документы:
1) засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица;
2) засвидетельствованная в нотариальном порядке копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц;
3) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
4) инвестиционная декларация.
Администрация рассматривает заявление о включении заявителя в реестр в срок не более чем десять дней со дня представления этого заявления в администрацию, принимает решение о включении заявителя в реестр или об отказе во включении заявителя в реестр с указанием причин отказа и в день принятия соответствующего решения направляет уведомление в письменной форме заявителю.
Решение об отказе во включении заявителя в реестр принимается администрацией только в случае несоблюдения условий включения в реестр, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Как следует из материалов дела, ОАО "Аэропорт Храброво" является юридическим лицом, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территории Калининградской области, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации Общества и его учредительными документами. Свою деятельность Общество осуществляет на территории Калининградской области.
В части 11 статьи 4 Закона N 16-ФЗ установлены требования к инвестиционной декларации, а именно: инвестиционная декларация должна содержать следующие сведения:
1) цель инвестиционного проекта (виды товаров, услуг, производство или оказание которых планируется осуществить в соответствии с инвестиционным проектом);
2) общий объем финансирования инвестиционного проекта;
3) график осуществления ежегодного объема инвестиций в первые три года реализации инвестиционного проекта.
Согласно инвестиционной декларации, представленной Обществом, целью инвестиционного проекта является: деятельность воздушного транспорта, транспортная обработка грузов и хранение, прочая вспомогательная транспортная деятельность, деятельность ресторанов и кафе, сдача в наем собственного недвижимого имущества. Объем капитальных вложений составляет 2 107 100 000 рублей, из них в новое строительство - 1 716 100 000 рублей, в машины, оборудование, инвентарь - 391,03 рублей. Срок реализации проекта 12 лет и 2 месяца. График осуществления ежегодного объема инвестиций в первые три года реализации проекта составляет: 1 год - 383 977 655 рублей, 2 год -642 966 102 рублей, 3 год - 949 576 271 рублей.
Из материалов дела видно, что суд первой инстанции исследовал отказ во включении в реестр резидентов ОЭЗ, изложенный Министерством в письме от 22.12.2010 N 328 (л.д.45 т.1), в то время как в заявлении о признании действий органов государственной власти незаконными Общество ссылается на отказ во включении Общества в реестр резидентов ОЭЗ, изложенный в письме от 23.12.2010 N 329. Указанное письмо представлено в материалы дела в судебном заседании апелляционной инстанции и приобщено к материалам дела.
Отказывая обществу во включении в реестр резидентов ОЭЗ, Министерство в письме от 23.12.2010 N 329 сослалось на несоответствие инвестиционной декларации требованиям Закона N 16-ФЗ, указав, что основные средства, первоначальная стоимость которых сформирована юридическим лицом до регистрации в реестре резидентов ОЭЗ, не могут быть учтены при определении стоимости инвестиционного проекта и в представленном инвестиционном проекте показатели бизнес плана в части объема финансирования проекта не согласуются с показателями в инвестиционной декларации.
Согласно пункту 6 статьи 2 Закона N 16-ФЗ инвестиционная декларация это документ, содержащий сведения об условиях реализации инвестиционного проекта в особой экономической зоне резидентом в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 11 статьи 4 Закона N 16-ФЗ инвестиционная декларация должна содержать следующие сведения:
1) цель инвестиционного проекта (виды товаров, услуг, производство или оказание которых планируется осуществить в соответствии с инвестиционным проектом);
2) общий объем финансирования инвестиционного проекта;
3) график осуществления ежегодного объема инвестиций в первые три года реализации инвестиционного проекта.
Вывод суда первой инстанции о несоответствии закону суждения администрации о том, что стоимость основных средств, сформированных до включения в реестр резидентов ОЭЗ, не может быть включена в стоимость инвестиционного проекта, признан судом апелляционной инстанции обоснованным.
Согласно статье 4 Федерального закона N 16-ФЗ инвестиционный проект может предусматривать инвестиции в основной капитал (основные средства). Капитальными вложениями, учитываемыми при определении минимальной стоимости инвестиционного проекта, являются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на осуществление проектно-изыскательских работ, новое строительство, техническое перевооружение, модернизацию основных фондов, реконструкцию зданий, приобретение машин, оборудования, инструментов, инвентаря (за исключением затрат на приобретение легковых автомобилей, спортивных, туристских и прогулочных судов, а также затрат на строительство и реконструкцию жилых помещений, которые не учитываются в качестве капитальных вложений при определении стоимости инвестиционного проекта) (пункт 3).
Объем капитальных вложений в соответствии с представленным инвестиционным проектом должен составлять в сумме не менее чем сто пятьдесят миллионов рублей (пункт 4).
Объем капитальных вложений в сумме не менее чем сто пятьдесят миллионов рублей должен быть осуществлен в срок, не превышающий трех лет со дня принятия решения о включении юридического лица в реестр (пункт 5).
Из инвестиционной декларации видно, и подтверждается Обществом, что в инвестиционный проект включены основные средства в сумме 130 615 675 рублей, уже учтенные Обществом на 01 счете, т.е. приобретенные до включения Общества в реестр резидентов ОЭЗ.
В соответствии с пунктом 8 статьи 4 Закона N 16-ФЗ заявитель вправе осуществлять деятельность с применением специального правового режима Особой экономической зоны со дня принятия решения о включении заявителя в реестр.
Получение организацией статуса резидента Особой экономической зоны в Калининградской области дает право на применение в отношении созданного на территории Калининградской области и (или) приобретенного при реализации инвестиционного проекта имущества пониженных налоговых ставок, предусмотренных статьей 385.1 НК РФ. Резиденты исчисляют сумму налога на имущество организаций в отношении имущества, созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта в соответствии с федеральным законом об Особой экономической зоне в Калининградской области, отдельно (пункт 2 статьи 385.1 НК РФ).
Из изложенного следует, что в случае осуществления реализации инвестиционного проекта до включения юридического лица в реестр резидентов ОЭЗ, стоимость основных средств, приобретенных с целью реализации инвестиционного проекта, может быть учтена в инвестиционной декларации, представленной в соответствии со статьей 4 Закона N 16-ФЗ, следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что Министерством не доказано, что имущество, отраженное на балансе общества на момент подачи заявления о регистрации в качестве резидента ОЭЗ, реализующего инвестиционный проект "Техническое перевооружение и строительство здания аэровокзала ЗАО "Аэропорт Храброво", используется заявителем не для реализации инвестиционного проекта, является правильным.
Решением городского Совета депутатов Калининграда от 26.05.2004 N 162 утверждено Положение "О поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Калининграда", в п.п. "е" пункта 5 которого установлено, что бизнес-план должен быть разработан с учетом следующих требований:
- Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденных Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике 21 июня 1999 г. N ВК 477;
- Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов бюджета развития РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. N 1470;
Распоряжением администрации особой экономической зоны в Калининградской области от 10 марта 2006 года N 10-р утверждена форма инвестиционной декларации резидента Особой экономической зоны в Калининградской области, в которой установлено, что форма декларации заполняется на основе представленного бизнес-плана (ТЭО) инвестиционного проекта, разработанного в соответствии с требованиями Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденных Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике 21.06.1999 г. N ВК 477.
Как следует из материалов дела, Министерством установлено несоответствие в представленном инвестиционном проекте показателей бизнес-плана в части объема финансирования проекта с показателями в инвестиционной декларации. Так, на странице 52 проекта указано, что в лизинг приобретается оборудование на сумму 43 490 418 рублей (л.д.97 т.1), а на странице 53 (л.д.98 т.1) указано, что стоимость оборудования, приобретенного в лизинг (учтено на 01 счете) составляет 51 318 693 рубля, капиталовложения в основные средства, учтенные на 01 счете составляют 87 715 960 рублей, в то время как на стр. 54 (л.д.99 т.1) в таблице вложений в постоянные активы затраты в оборудование до включения заявителя в реестр составляют 87 125 257 рублей.
В суде апелляционной инстанции представитель Общества пояснил, что указанные выше расхождения связаны с отражением в проекте стоимости основных средств, не участвующих в инвестиционном проекте.
Отражение в инвестиционном проекте стоимости основных средств, не участвующих в инвестиционном проекте, не соответствует целям инвестиционного проекта в силу пункта 11 статьи 4 Закона N 16-ФЗ.
В пункте 3 инвестиционной декларации Общества заявлен объем финансирования проекта, в том числе в новое строительство в сумме 1716100000 рублей, а из содержания таблицы 28 инвестиционного проекта следует, что данные инвестиции предполагается вложить не в новое строительство, а в существующие здания и сооружения, принадлежащие Обществу и учтенные им на 01 счете.
Выявленные Министерством противоречия сведений, отраженных в инвестиционной декларации и инвестиционном проекте, свидетельствует о несоответствии представленных документов пункту 6 статьи 1 Закона N 16-ФЗ согласно которому инвестиционная декларация это документ, содержащий сведения об условиях реализации инвестиционного проекта в Особой экономической зоне резидентом в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Довод Общества о том, что Министерство при оценке объема инвестиций в рамках инвестиционной декларации вышло за пределы своих полномочий, поскольку все претензии по буквальному содержанию инвестиционного проекта или инвестиционной декларации могут быть предъявлены в рамках контроля за реализацией инвестиционного проекта, признан судом апелляционной инстанции необоснованным.
В соответствии со статьей 3 Закона N 16-ФЗ Администрация обеспечивает организацию функционирования особой экономической зоны, соответственно, Администрация обязана принимать решение не по формальным признакам, а с учетом надлежащей оценки всех условий реализации инвестиционного проекта, в том числе на предмет реально существующей возможности реализации инвестиционного проекта.
Согласно статьи 1 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" инвестиционный проект - обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план);
В связи с изложенным, обоснованными являются доводы Министерства об отсутствии у Общества прав на земельные участки, позволяющие в силу действующего законодательства строительство аэровокзала, а также отсутствие согласования такого строительства с Правительством Калининградской области, получение которого предусмотрено статьей 45 Воздушного кодекса РФ.
Таким образом, данное основание отказа Министерства в регистрации ЗАО "Аэропорт Храброво" в качестве резидента особой экономической зоны в Калининградской области соответствует изложенным выше правовым нормам.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а заявление Общества - оставлению без удовлетворения.
Расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции суд оставляет на ЗАО "Аэропорт Храброво".
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 03 мая 2011 года по делу N А21-719/2011 отменить.
В удовлетворении заявления закрытого акционерного общества "Аэропорт Храброво" (Калининградская обл., Гурьевский р-н, пос. Храброво, Аэропорт, ОГРН 1093925037931) о признании незаконными действия Министерства по промышленной политике, развитию и торговли Калининградской области (г. Калининград, ул. Донского, д.1) по отказу во включении ЗАО "Аэропорт Храброво" в Реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Л.А. Шульга |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-719/2011
Истец: ЗАО "Аэропорт Храброво"
Ответчик: Министерство промышленности К/О, Министерство промышленности Калининградской области
Хронология рассмотрения дела:
20.04.2012 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-7276/12
30.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3468/12
29.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9772/11
26.08.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10856/11