г. Киров
26 августа 2011 г. |
Дело N А29-1472/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2011 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Буториной Г.Г., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каранкевич А.М.,
при участии в судебном заседании:
представителей заявителя: Шадриной Т.В., действующей на основании доверенности от 11.02.2011, Андреевой Н.О., действующей на основании доверенности от 12.04.2011,
представителя ответчика: Карепанова С.Н., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.05.2011 по делу N А29-1472/2011, принятое судом в составе судьи Махмутова Н.Ш.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЮТэйр-Экспресс" (ИНН: 1101061763, ОГРН: 1061101044949)
к Государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (ИНН: 1101471495, ОГРН: 1021100512685),
о признании незаконным решения от 29.12.2010 N 178,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЮТэйр-Экспресс" (далее - Общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Коми к Государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее - Фонд) о признании незаконным решения N 178 от 29.12.2010 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования, в части непринятия к зачету расходов в размере 107 495,58 руб. по выплате работнику Томову А.И. пособия по временной нетрудоспособности за период с 09.06.2007 по 03.06.2008.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 27.05.2011 требования Общества были удовлетворены.
Фонд с принятым решением суда не согласился и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, решение суда первой инстанции подлежит отмене, поскольку принято с нарушением норм материального права и без учета фактических обстоятельств рассматриваемого спора.
Фонд обращает внимание суда апелляционной инстанции на то, что фактически решение суда первой инстанции построено только на объяснении работника Томова А.И., по результатам рассмотрения которого комиссия по социальному страхованию, созданная в Обществе, признала уважительной неявку работника на врачебный осмотр во время нахождения на больничном листе.
Заявитель жалобы настаивает, что суду первой инстанции следовало принять во внимание, что Обществом кроме протокола комиссии от 27.07.2007 N 5 не было представлено никаких документов в подтверждение правомерности выплат Томову А.И. Фонд указывает также на неправильные действия Общества и в отношении выплаты Томову А.И. пособия по временной нетрудоспособности уже в июне 2007, хотя период нетрудоспособности составил с 11.05.2007 по 03.06.2008.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество против изложенных в ней доводов возражает, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит в удовлетворении жалобы Фонду отказать.
В судебном заседании 22.08.2011, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи через Арбитражный суд Республики Коми, представители сторон озвучили свои позиции, которые совпадают с изложенными в жалобе и отзыве на жалобу.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании апелляционного суда объявлялся перерыв до 08 часов 40 минут 26.08.2011.
После перерыва судебное заседание продолжено с использованием систем видеоконференц-связи через Арбитражный суд Республики Коми. Представители Фонда в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представители Общества настаивают на своей позиции.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Фондом в отношении Общества была проведена документальная выездная проверка по вопросам правильности отнесения расходов на цели обязательного социального страхования, произведенных Обществом в качестве плательщика единого социального налога, в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд, за период с 01.01.2007 по 31.12.2009, полноты начисления и своевременности уплаты страхователем взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходование этих средств, о чем составлен акт N 222 с/с от 01.12.2010, в котором в том числе было указано на допущенное Обществом неправомерное расходование средств, выплаченных при нарушении режима работником, находящимся на больничном листе.
По результатам проведенной проверки Фондом 29.12.2010 было вынесено решение N 178 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования, а именно: к зачету не были приняты расходы по выплате пособия по временной нетрудоспособности Томову А.И. в сумме 107 495, 58 руб. за период с 09.06.2007 до окончания временной нетрудоспособности.
Общество с позицией Фонда не согласилось и обратилось с заявлением в суд.
Арбитражный суд Республики Коми, руководствуясь положениями Федерального закона N 255-ФЗ от 29.12.2006 "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", пришел к выводу о необоснованности позиции Фонда и признал решение N 178 незаконным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения Решение суда исходя из нижеследующего.
Согласно статье 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели) и граждане Российской Федерации, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.
В статье 9 Закона N 165-ФЗ предусмотрено, что отношения по обязательному социальному страхованию возникают по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В соответствии со статьями 7, 41 Конституции Российской Федерации каждому гражданину Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья и медицинскую помощь, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.
Статьей 4 Закона N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" к основным принципам осуществления обязательного социального страхования относятся всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий; государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика.
Видами социальных страховых рисков являются:
1) необходимость получения медицинской помощи;
2) утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая (статья 7 Закона N 165-ФЗ).
Согласно статье 183 Трудового кодекса Российской Федерации при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.
Размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральными законами.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) основаниями для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности, в частности, являются: нарушение застрахованным лицом без уважительных причин в период временной нетрудоспособности режима, предписанного лечащим врачом; неявка застрахованного лица без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр или на проведение медико-социальной экспертизы.
При наличии одного или нескольких оснований для снижения пособия по временной нетрудоспособности пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - в размере, не превышающем минимальный размер оплаты труда с учетом этих коэффициентов: при наличии оснований, указанных в названной норме права, - со дня, когда было допущено нарушение.
Из содержания данной нормы усматривается, что неявка застрахованного лица на врачебный осмотр служит основанием для снижения размера пособия лишь в том случае, если причины такой неявки не являются уважительными.
Согласно пункту 60 приказа Минздравсоцразвития РФ от 01.08.2007 N 514 (ред. от 18.12.2008) "О Порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности" (действовавшего в проверяемом периоде) в строке "Отметки о нарушении режима" указывается дата нарушения, его вид (несоблюдение предписанного режима, несвоевременная явка на прием к врачу, выход на работу без выписки, самовольный уход из стационара, выезд на лечение в другой административный район без разрешения лечащего врача, отказ от направления или несвоевременная явка в учреждение МСЭ и другое) и ставится подпись лечащего врача. Если нарушений режима не было, данная графа не заполняется.
Нарушение больничного режима работником в период его временной нетрудоспособности в больничном листе может быть установлено только медицинским работником и, кроме того, является основанием не для отказа от выплаты пособия по временной нетрудоспособности в полном размере, а для его снижения в порядке, предусмотренном статьей 8 Закона N 255-ФЗ.
Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности трудовыми коллективами образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию.
Комиссии или уполномоченные по социальному страхованию решают вопросы о расходовании средств социального страхования, предусмотренных на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей, о распределении застрахованным путевок для санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания, приобретенных за счет средств Фонда, рассматривают спорные вопросы по обеспечению пособиями по социальному страхованию (пункт 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 (в редакции от 19.11.2008) "О Фонде социального страхования Российской Федерации").
Пунктом 2.2 "Типового положения о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию" (утверждено Фондом социального страхования Российской Федерации 15.07.1994) определено, что комиссия, в том числе:
- осуществляет контроль за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию администрацией предприятия;
- проверяет правильность определения администрацией предприятия права на пособие, обоснованность лишения или отказа в пособии;
- рассматривает спорные вопросы по обеспечению пособиями по социальному страхованию между работниками и администрацией предприятия.
Как следует из материалов дела, согласно больничному листку нетрудоспособности серии ВЖ 1917381 период нетрудоспособности по нему составил с 11.05.2007 по 08.06.2007, в нем имеется отметка лечащего врача о неявке на прием 25, 26, 28, 30 и 31 мая 2007 года (л.д.20). По указанному больничному листку авиатехнику Томову А.И. на основании протокола комиссии по социальному страхованию от 29.06.2007 N 12 назначено и выплачено пособие по временной нетрудоспособности в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда в сумме 5 835 рублей 38 копеек.
Данный факт представителем Фонда не оспаривается, поэтому довод заявителя жалобы о том, что оплата последующего больничного листка произведена уже в июне 2007, ранее принятия решения комиссией 27.07.2007, не принимается арбитражным апелляционным судом, как не соответствующий материалам дела.
Следующий больничный листок серии ВК 8585550 (л.д.21) за период с 09.06.2007 по 20.07.2007 был предоставлен вместе с объяснительной Томова А.И. о причинах неявки на прием к врачу (л.д.31). Данный больничный листок был рассмотрен на заседании комиссии по социальному страхованию 27.07.2007 (протокол N 5, л.д.32), причину неявки на прием к врачу комиссия признала уважительной, поэтому оплата по указанному листку нетрудоспособности с 09.06.2007 до окончания периода временной нетрудоспособности признана подлежащей оплате в размере среднего заработка. Нарушений режима при нахождении на больничном в дальнейшем с 09.06.2007 по 03.06.2008 Томов А.И. не допускал.
Поскольку причина неявки на прием указанного лица в листке нетрудоспособности не указана, Фондом при проверке выявлено, что в первичной медицинской документации (в медицинской карте амбулаторного больного) нет подробных сведений, объясняющих причину, по которой внесена запись о нарушении режима в листок нетрудоспособности (л.д.79), а комиссией по социальному страхованию Общества на основании объяснительной Томова А.И. причина неявки на прием признана уважительной, арбитражный апелляционный суд считает, что суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что факт неявки Томова А.И. на врачебный осмотр по уважительной причине документально подтвержден его объяснительной и решением комиссии от 27.07.2007, в связи с чем Общество за указанный период временной нетрудоспособности работника правомерно начислило и выплатило ему пособие в размере 107 495 рублей 58 копеек.
Довод фонда о том, что отметка в листке нетрудоспособности о нарушении Томовым А.И. режима сама по себе свидетельствует об отсутствии уважительных причин неявки на медицинский осмотр, апелляционным судом отклонен как нормативно не обоснованный.
При таких обстоятельствах Второй арбитражный апелляционный суд, с учетом положений статьи 71, пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает, что судом первой инстанции на основании исследования всех имеющихся в материалах дела доказательств, с учетом норм действующего законодательства правомерно были удовлетворены заявленные ООО "ЮТэйр-Экспресс" требования о признании незаконным решения от 29.12.2010 N 178, в связи с чем апелляционная жалоба Фонда по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Нормы материального права Арбитражным судом Республики Коми применены правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы, который в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.05.2011 по делу N А29-1472/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.В. Хорова |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-1472/2011
Истец: ООО "ЮТэйр-Экспресс"
Ответчик: ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми, ГУ РО Фонд социального страхования по РК