г. Томск |
Дело N 07АП-6158/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2011.
Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2011
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующей Т. А. Кулеш
судей: О. А. Скачковой
С. Н. Хайкиной,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Л.М. Ломиворотовым, с использованием средств аудиозаписи,
при участии:
от заявителя: Андреев П. В. - доверенность N 70 от 28.12.2010,
от заинтересованного лица: Федоренко М. А. - доверенность от 11.01.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рус Империал Груп", г. Томск (ИНН/КПП 7017145110/701701001)
на решение арбитражного суда Томской области от 14 июня 2011 года по делу N А67-2186/2011 (судья В. И. Гелбутовский)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рус Империал Груп", г. Томск к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску, г. Томск о признании недействительным решения N 12-39/8681 от 01.04.2011,
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью "Рус Империал Групп" (ОГРН 1067017151520) (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, Инспекция) о признании недействительным решения N 12-39/8681 "О привлечении к ответственности за налоговое правонарушение" от 01.04.2011.
Решением арбитражного суда от 14.06.2011 решение Инспекции от 01.04.2011 признано недействительным в части привлечения ООО "Рус Империал Групп" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ в размере 109 500 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении требований Общества и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы Общество указывает на отсутствие события налогового правонарушения; на неправомерность привлечения к налоговой ответственности за непредставление оборотно-сальдовых ведомостей и отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей.
В отзыве на апелляционную жалобу Инспекция не согласна с доводами Общества, а также с выводами суда первой инстанции о наличии смягчающих обстоятельств.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Инспекции возражал против удовлетворения жалобы.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
ООО "Рус Империал Групп" 19.01.2011 в адрес ИФНС России по г. Томску была направлена налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2010 года, в соответствии с которой сумма налоговых вычетов составила 62 876 423 рубля, в том числе: 40 917 099 рублей - сумма НДС, предъявленная налогоплательщику при приобретении товаров на территории РФ, 21 959 324 рубля - сумма НДС, уплаченная налогоплательщиком при ввозе товара на территорию РФ; 6 338 860 рублей - сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная к возмещению за 4 квартал 2010 года.
24.01.2011 ИФНС России по г. Томску в рамках камеральной налоговой проверки, проводимой на основании декларации по НДС за 4 квартал 2010 года, для подтверждения правильности исчисления суммы налога в адрес Общества направлено требование о представлении документов N 12-39/36713, согласно которому у ООО "Рус Империал Групп" были истребованы, в том числе: регистры бухгалтерского учета (оборотно-сальдовые ведомости) по счетам: 01, 08, 10, 19, 19.01, 19.03, 19.04, 19.05, 41, 60, 76, а также отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, за период с 01.10.2010 по 31.12.2010.
В указанный срок - 09.02.2011 запрашиваемые документы Обществом представлены не были, фактически документы были представлены 10.02.2011.
01.04.2011 заместитель руководителя ИФНС России по г. Томску, рассмотрев Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123) от 24.02.2011 N 12-39/11720, вынес в отношении Общества решение N 12-39/8681 от 01.04.2011.
Данным решением ООО "Рус Империал Групп" привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, в виде штрафа в размере 146 000 рублей.
ООО "Рус Империал Групп", считая решение Инспекции N 12-39/8681 от 01.04.2011 незаконным и нарушающим его законные права и интересы, обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, исходил из того, что факт совершения Обществом налогового правонарушения является установленным; имеются смягчающие вину Общества обстоятельства.
Апелляционная инстанция считает решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно статье 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
На основании пункта 8 статьи 88 НК РФ налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, которые в соответствии со статьей 172 НК РФ подтверждают правомерность применения налоговых вычетов.
Указанному праву налогового органа корреспондирует предусмотренная подпунктом 6 пункта 1 статьи 23 НК РФ обязанность налогоплательщика представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, с учетом этого налогоплательщики обязаны представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Отказ от представления запрашиваемых документов или непредставление их в установленные сроки в соответствии с пунктом 4 статьи 93 НК РФ признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 126 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый не представленный документ.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 24.01.2011 Инспекция в рамках камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2010 года в адрес ООО "Рус Империал Групп" направила требование о представлении документов N 12-39/36713.
Такое требование было получено Обществом 26.01.2011.
Данные обстоятельства Обществом не оспариваются.
Согласно пункту 3 статьи 93 НК РФ документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования.
Таким образом, Общество по требованию Инспекции от 24.01.2011 N 12-39/36713 должно было представить необходимые документы до 09.02.2011 включительно.
Однако затребованные Инспекцией документы Обществом были представлены 10.02.2011, т.е. с нарушением установленного срока.
Следовательно, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о наличии факта совершения Обществом налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 126 НК РФ.
В обоснование апелляционной жалобы Общество ссылается на то, что срок для представления затребованных документов начинает исчисляться по истечении шести дней с даты направления Инспекцией требования по почте.
Такой довод Общества судом апелляционной инстанции признается несостоятельным, поскольку пунктом 3 статьи 93 НК РФ прямо установлено, что десятидневный срок на представление документов начинает течь с даты получения налогоплательщиком требования налогового органа.
При этом ссылка Общества на пункт 1 статьи 93 НК РФ подлежит отклонению, поскольку данная норма устанавливает способы вручения требования налогоплательщику, а не порядок исчисления сроков на представление документов.
Суд апелляционной инстанции отмечает также, что положения пункта 1 статьи 93 НК РФ устанавливают правила определения даты получения налогоплательщиком требования в случае отсутствия у налогового органа сведений о получении налогоплательщиком такого требования.
В настоящем случае налоговый орган располагал сведениями о получении 26.01.2011 Обществом требования от 24.01.2011 N 12-39/36713, в связи с чем отсутствуют основания для определения даты получения Обществом такого требования по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Ссылка Общества на письмо Минфина России N 03-02-07/1-159 от 06.05.2011 подлежит отклонению, поскольку такое письмо не относится к нормативному акту, регулирующему порядок истребования документов.
В качестве довода апелляционной жалобы Общество указывает на неправомерное привлечение к налоговой ответственности за непредставление оборотно-сальдовых ведомостей и отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей.
Арбитражный апелляционный суд не соглашается с таким доводом Общества.
В соответствии со статьей 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Согласно представленной Обществом в Инспекцию налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2010 года сумма НДС, уплаченная как по приобретенным товарам (работам, услугам), так и по ввезенным на таможенную территорию РФ товарам, подлежащая вычету в указанном налоговом периоде, составила 62 876 423 рубля, а сумма НДС, исчисленная к возмещению за 4 квартал 2010 года, - 6 338 860 рублей.
В силу пунктов 1, 2 статьи 10 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.
Поскольку регистры бухгалтерского учета (оборотно-сальдовые ведомости) по счетам: 01 "Основные средства", 08 "Вложение во внеоборотные активы", 10 "Материалы ", 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", 19.01 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным основным средствам", 19.03 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам", 19.04 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным услугам", 19.05 "Налог на добавленную стоимость по ввозимым на территорию РФ товарам", 41 "Товары", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с различными дебиторами и кредиторами", содержат первичные записи о совершенных в проверяемом периоде хозяйственных операциях, т. е. фактически в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" подтверждают факт принятия на учет товаров (работ, услуг), Инспекция правомерно истребовала такие документы в рамках камеральной налоговой проверки.
Таким образом, с учетом Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденного Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н, налоговый орган запросил сведения, подтверждающие реальность осуществления Обществом хозяйственных операций. Документы, подтверждающие реальность осуществления хозяйственных операций, являются доказательствами правильности применения налоговых вычетов и прав на возмещение НДС из бюджета.
В соответствии с пунктом 3 статьи 330 Таможенного кодекса РФ, действовавшего в период ввоза Обществом товара на территорию РФ, денежные средства, перечисленные на счет Федерального казначейства в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока лицо, внесшее авансовые платежи, не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи в соответствии со статьей 353 Таможенного кодекса РФ.
В силу пункта 4 статьи 322 ТК РФ обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов считается исполненной с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов авансовых платежей или денежного залога, а если такой зачет производится по инициативе плательщика, - с момента получения таможенным органом распоряжения о зачете.
Следовательно, из анализа указанных положений Таможенного кодекса РФ следует, что документами, подтверждающими фактическую уплату сумм НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, являются как платежные поручения об уплате авансовых платежей на счет Федерального казначейства, грузовые таможенные декларации с отметкой таможенного органа "Выпуск разрешен", в графе 47 которых указана исчисленная сумма налога, уплаченного по конкретной ГТД, так и отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, за проверяемый период.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что отчеты о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, являются одним из документов, подтверждающих право налогоплательщика на применение налоговых вычетов, предусмотренных статьей 172 НК РФ, которые в силу пункта 8 статьи 88 НК РФ вправе истребовать налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о том, что запрошенные в требовании от 24.01.2011 N 12-39/36713 документы, являются необходимыми для установления правильности применения налогового вычета и подтверждения права на возмещения НДС, в связи с тем, что указанные документы либо подтверждают, либо опровергают реальность осуществления хозяйственных операций налогоплательщика, постановки товара на учет.
Таким образом, налоговый орган правомерно привлек Общество к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя требования Общества о признании недействительным решения Инспекции от 01.04.2011 N 12-39/8681, пришел к выводу о наличии смягчающих вину Общества обстоятельствах.
В соответствии с пунктом 4 статьи 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 НК РФ.
Пунктом 3 статьи 114 НК РФ предусмотрено, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 НК РФ за совершение налогового правонарушения.
Перечень смягчающих ответственность обстоятельств содержится в пункте 1 статьи 112 НК РФ.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 112 НК РФ судом в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, могут быть признаны иные обстоятельства, не указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи.
Таким образом, право относить те или иные фактические обстоятельства, не предусмотренные прямо статьей 112 НК РФ, к обстоятельствам, смягчающим ответственность налогоплательщика, предоставлено как налоговому органу при производстве по делу о налоговом правонарушении, так и суду при рассмотрении дела.
Обязанность налогового органа выявлять в ходе рассмотрения материалов проверки обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, закреплена в пункте 5 статьи 101 НК РФ. При этом данная обязанность не обусловлена подачей налогоплательщиком в налоговый орган заявления об уменьшении штрафных санкций.
Судом первой инстанции установлено наличие смягчающих вину обстоятельств, а именно: совершение правонарушения впервые; при имеющейся у Общества обязанности представить документы в количестве 730 штук, срок просрочки составил 1 день; отсутствие ущерба бюджету совершенным налоговым правонарушением.
При этом право отнесения таких обстоятельств к смягчающим принадлежит суду, в связи с чем подлежат отклонению доводы Инспекции о том, что указанные судом первой инстанции обстоятельства не могут быть признаны смягчающими вину Общества.
Суд первой инстанции, руководствуясь требованиями справедливости и соразмерности, которым должны отвечать санкции штрафного характера, установив наличие смягчающих ответственность Общества обстоятельств, пришел к правомерному выводу о возможности снижения размера штрафных санкций в четыре раза до 36 500 рублей.
В связи с этим, суд первой инстанции правомерно признал недействительным решение Инспекции от 01.04.2011 в части привлечения ООО "Рус Империал Групп" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ в размере 109 500 рублей.
Выводы суда первой инстанции соответствуют закону, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Размер государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы составляет 1 000 рублей, поэтому излишне уплаченная Обществом государственная пошлина подлежит возвращению из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Томской области от 14 июня 2011 года по делу N А67-2186/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Рус Империал Груп", г. Томск из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению N 2109 от 12.07.2011 государственную пошлину в размере 1 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Т. А. Кулеш |
Судьи |
О. А. Скачкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-2186/2011
Истец: ООО "Рус Империал Груп"
Ответчик: Инспекция ФНС России по г. Томску