02 сентября 2011 г. |
Дело N А65-18399/2010 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 сентября 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от заявителя - Денисов Александр Валерьевич, доверенность от 11.01.2011 года, Далидан Оксана Анатольевна, доверенность от 11.01.2011 года,
от Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан - Хамидова Резеда Ильдусовна, доверенность от 26.10.2010 года N 2.2-0-13/013797, Аверина Анна Николаевна, доверенность от 02.12.2010 года N 2.2-0-13/015350,
от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - не явился, извещен,
от Межрайонной ИФНС России N 6 по Республике Татарстан - Фахрутдинов Данис Морзаханович, доверенность от 11.01.2011 года N2.4-0-11/000006,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Завод ЖБИ-3"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 июня 2011 года по делу N А65-18399/2010 (судья Сальманова Р.Р.)
по заявлению открытого акционерного общества "Завод ЖБИ-3" (ИНН 1660004290, ОГРН 1021603620610), город Казань,
к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан, город Казань,
Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, город Казань,
Межрайонной ИФНС России N 6 по Республике Татарстан, город Казань,
о признании недействительными решений, незаконным требования,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество 'Завод ЖБИ-3" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан, Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, (далее - ответчики, налоговые органы) с заявлением о признании решений: N. 135 юл/к от 15.06.2010 г., N 317 юл/к от 29.10.2010 г., N 751 от 21.10.2010 г. недействительными; о признании незаконным требования об уплате налога, пени, штрафа по состоянию на 21.07.2010 г. N 4029.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.06.2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что налогоплательщику в рамках камеральной налоговой проверки, направлены требования N 1067 от 25.01.2010, N 5/06 от 08.02.2010, N 8463 от 25.02.2010, N 8463 от 08.04.2010, N 9739 от 17.06.2010, N 10141 от 13.08.2010 (л.д. 135-141, 145-151 т. 2) о представлении документов и у налогоплательщика имелась возможность своевременного представления документов. Однако налогоплательщик представил часть документов лишь на стадии обжалования решения в вышестоящем налоговом органе.
Заявителем не соблюдены предусмотренные налоговым законодательством условия для применения налоговых вычетов, что является основанием для отказа в признании правомерности их применения. Непредставление налогоплательщиком документов, подтверждающих принятие товара на учет, не соответствует принципам достоверности обстоятельств, с которыми налоговое законодательство связывает право на вычет по налогу на добавленную стоимость.
Представленные заявителем документы - бухгалтерские справки, книги покупок, счета-фактуры и иные документы не подтверждают право на вычет, отраженный в налоговых декларациях.
Из представленных документов не усматривается, что сумма вычета, отраженная в декларации, соответствует суммам налога на добавленную стоимость, отраженным в счетах-фактурах, сумма налога, отраженная во всех представленных счетах-фактурах, существенно меньше, чем сумма налога, отраженная в вычетах налоговой декларации. Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что налогоплательщиком и в рамках судебного разбирательства представлены не все счета-фактуры и иные документы, подтверждающие право на налоговый вычет.
Заявителем не представлены объяснения, каким образом был организован раздельный учет входной суммы налога в части облагаемых и необлагаемых операций, каким образом происходило формирование расходной части налога - вычетов по НДС.
При рассмотрении спора судом установлено, что проверка первоначально поданной декларации была завершена 20.04.2010, тогда как уточненная декларация представлена 03.06.2010 года, поэтому доводы заявителя о том, что действия ответчика должны были быть прекращены, уточненная налоговая декларация подлежала проверке в полном объеме, а не в части расхождений, необоснованны.
Налогоплательщик в связи с подачей уточненной налоговой декларации обязан был представить документы, подтверждающие право на вычет как по требованиям N 1067 от 25.01.2010, N 8463 от 25.02.2010, так и по требованиям N 8463 от 08.04.2010, N 9739 от 17.06.2010, N 10141 от 13.08.2010.
Не согласившись с выводами суда, открытое акционерное общество "Завод ЖБИ-3" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что спорной оставалась лишь сумма налоговых вычетов в сумме 8 111 619 руб. (22 475 527 - (15 499 588 - 7 387 969) = 8111 619). В принятии данной суммы было отказано не по причине отсутствия документов, предусмотренных ст. 172 НК РФ в качестве основания для налоговых вычетов, а по причине наличия разницы между строками 010, 030 и 200 налоговой декларации.
По мнению подателя жалобы, суд, вопреки данным обстоятельствам, пришел к выводу об отсутствии документов, подтверждающих налоговые вычеты, в сумме 22 475 527 руб.
Решения Ответчиков принимались без учета уточненной налоговой декларации от 03.06.10г. за тот же период и с той же суммой налоговых вычетов, поданной до вынесения решения N 135 юл/к.
Податель жалобы указывает также, что, несмотря на фактическое отсутствие недоимки по НДС, подтвержденное имеющимися в деле доказательствами и признанное лицами, участвующими в деле, суд пришел к выводу о законности решений ответчиков и отказал в удовлетворении требований заявителя и что заявитель представил суду документы, являющиеся в соответствии со ст. 172 НК РФ основанием для предъявления НДС к вычету, в обоснование налоговых вычетов заявителем представлены в УФНС РФ по РТ и суд счета-фактуры, товарные накладные, акты о приемке работ, книги покупок, книги покупок по авансам за октябрь-декабрь 2009 г. по счетам 60/2, 62/5, 62/8, 86/2 и 86/5.
Авансовые счета-фактуры не истребовались ни УФНС по РТ, ни Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан в ходе проверки первоначальной декларации.
По мнению подателя жалобы, вопреки утверждению суда, заявитель в рамках настоящего дела не обязан доказывать уважительность причин непредставления документов в налоговый орган, обжалование решения в вышестоящий налоговой орган является частью внесудебной процедуры возмещения НДС, поэтому Заявителем выполнены положения Постановлении Пленума ВАС РФ N 65 от 18.12.07г. о необходимости соблюдения административного (внесудебного) порядка возмещения НДС.
Податель жалобы также считает, что вывод суда о том, что Заявитель одновременно с уточненной декларацией должен был представить документы по требованиям, выставленным при проверке первоначальной декларации, противоречит положениям ст.ст. 88, 176 НК РФ и мнению Пленума ВАС РФ.
Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан незаконно вынесено решение N 135 ЮЛ/К без учета уточненной налоговой декларации от 03.06.10г. Недоимка по НДС за 4 квартал 2009 г. у заявителя отсутствует. УФНС неправомерно оставлены без рассмотрения документы, подтверждающие правомерность налоговых вычетов. УФНС подтверждено право заявителя на налоговый вычет в сумме 7 387 969 руб., однако, решение Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан оставлено без изменения.
Налоговый кодекс РФ не предусматривает возможность проверки уточненной налоговой декларации только в части изменений, внесенных в первоначальную налоговую декларацию.
Сумма НДС в размере 30 556 руб. не относится к налоговым вычетам, в связи с чем Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан незаконно отказано в ее возмещении по мотиву непредставления документов.
Сведения, содержащиеся в оспариваемом требовании, не соответствуют действительной обязанности Заявителя по уплате налоговых платежей.
В судебном заседании представители ОАО "ЖБИ-3" доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представители Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан и Межрайонной ИФНС России N 6 по Республике Татарстан считают решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Представители Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителя.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Инспекцией, в целях проведения камеральной налоговой проверки, правомерности применения налоговых вычетов по НДС за 4 квартал 2009 г., в адрес ОАО "Завод ЖБИ - 3" было направлено требование о представлении документов от 25.01.2010 г. N 1067 за исходящим номером 2.7-0-38/000954 с перечнем документов (л.д. 129 - 130 т.2)
Указанное требование было получено представителем организации 05.02.2010 г., что подтверждается почтовым уведомлением о вручении заказного письма (л.д. 131 т.2).
ОАО "Завод ЖБИ-3" в ответ на вышеуказанное требование о представлении документов было направлено сопроводительное письмо за N 5/0б от 08.02.2010 года (входящий номер 003541 ОТ 15.02.2010 года), согласно которому налогоплательщиком были представлены следующие документы: книга регистрации счетов-фактур покупок за октябрь 2009 г., книга регистрации счетов-фактур покупок за ноябрь 2009 г., книга регистрации счетов-фактур покупок за декабрь 2009 г., книги покупок за 4 квартал 2009 г. (итоговые страницы), книга регистрации счетов-фактур по СМР для собственных нужд за 3 квартал 2009 г., копии документов по реализации 7 жилых помещений: свидетельство о праве собственности; договор купли-продажи с отметкой государственной регистрации; передаточный акт (л.д. 132-133 т. 2).
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан в адрес ОАО "Завод ЖБИ-3" было направлено повторное требование N 8463 от 25.02.2010 года за исходящим номером 2.7-0-38/003152 от 25.02.2010 года о представлении документов, подтверждающих правомерность предъявления налоговых вычетов по НДС за 4 квартал 2009 г. с перечнем документов (л.д. 135-141 т. 2).
Указанное требование было получено представителем организации 02.03.2010 г., что подтверждается почтовым уведомлением о вручении заказного письма (л.д. 142 т. 2).
В ответ на требование ОАО "Завод ЖБИ-3" в адрес Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по РТ 03.03.2010 г. направлено письмо (исх. N 5/10 от 03.03.2010 г.), согласно которого налогоплательщик отказывался представить истребованные инспекцией документы (л.д. 143 т. 2).
Документы обществом представлены не были.
По результатам камеральной налоговой проверки вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 135юл/к от 15.06.2010 г., которым общество привлечено к налоговой ответственности предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ и п. 1 ст. 126 НК РФ, а также предложено уплатить недоимку по НДС за 4 квартал 2009 г. в размере 14671343 рублей, пени в размере 442427 рублей.
Заявитель, не согласившись с вышеуказанным решением налогового органа, обратился с жалобой в Управление ФНС России по РТ.
Рассмотрев жалобу налогоплательщика, Управление приняло решение N 751 от 21.10.2010 г. об оставлении решения МРИ ФНС РФ по КН по РТ без изменения, а жалобу общества без удовлетворения.
На уплату штрафных санкций ответчику направлено требование N 4029 от 21.07.2010 г. со сроком исполнения до 06.08.2010 г.
03.06.2010 г. ОАО "Завод ЖБИ-3" представлена уточненная налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2009 года, в которой дополнительно заявлено право на возмещение налога из бюджета в сумме 30556 руб.
Согласно уточненной декларации ОАО "Завод ЖБИ-3" произвело сторнирование суммы НДС на 30556 руб. по строке ПО раздела 3 "суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с подпунктом 3 п. 3 ст. 170 НК РФ, тем самым увеличив сумму налога, заявленную к возмещению за 4 квартал 2009 г. на 30 556 руб.
В целях проведения камеральной налоговой проверки правомерности внесения изменений в декларацию по НДС за 4 квартал 2009 г. с заявленной суммой возмещения, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан в адрес ОАО "Завод ЖБИ-3" направлено требование N . 9739 от 17.06.2010 года за исходящим номером 2.7-0-38/9739 от 17.06.2010 года о представлении документов.
Согласно почтовому уведомлению о вручении, требование N 9739 от 17.06.2010 года вручено ОАО "Завод ЖБИ-3" - 22.06.2010 года.
Налогоплательщиком документы не были представлены.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан в адрес ОАО "Завод ЖБИ-3" направлено требование N 10141 от 13.08.2010 года за исходящим номером 2.7-0-38/10141 от 13.08.2010 года о представлении документов.
Согласно почтовому уведомлению о вручении, требование N 10141 от 13.08.2010 года было вручено ОАО "Завод ЖБИ-3" 17.08.2010 года.
Налогоплательщиком документы не были представлены.
По результатам камеральной налоговой проверки вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 317юл/к от 29.10.2010 г., которым общество привлечено к налоговой ответственности предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, а также уменьшен предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС за 4 квартал 2009 г. в сумме 30 556 руб.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных налогоплательщиком требований о принятии указанных ненормативных актов налоговых органов незаконными суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, установленные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. п. 3, 6 - 8 ст. 171 НК РФ.
Вычетам подлежат, если иное не установлено ст. 172 НК РФ, только суммы налога предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав и при наличии соответствующих первичных документов.
Из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 13.12.2005 г. N 10048/05 следует, что правомерность применения вычета по налогу на добавленную стоимость должен доказать налогоплательщик. При этом данные первичных документов, составляемых при совершении хозяйственной операции и представляемых плательщиком в налоговые органы, должны отвечать установленным законодательством требованиям и содержать достоверные сведения об обстоятельствах, с которыми законодательство связывает реализацию права на осуществление налоговых вычетов, а налоговый орган вправе отказать в возмещении налога на добавленную стоимость на сумму вычетов, если она не подтверждена надлежащими документами, содержащими достоверные сведения, сформировавшие вычеты хозяйственные операции нереальны либо совершены с контрагентами, не исполняющими налоговых обязанностей.
Судом учитано, что согласно правовой позиции ВАС РФ, изложенной в п. 29 Постановления Пленума от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", суд обязан принять и оценить документы и иные доказательства, представленные налогоплательщиком в обоснование своих возражений, независимо от того, представлялись ли эти документы налоговому органу в ходе выездной налоговой проверки или при рассмотрении разногласий по данной проверке.
Как указывается в Определении Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 N 267 - О, налогоплательщик в рамках судопроизводства в арбитражном суде во всяком случае не может быть лишен права представлять документы, которые являются основанием получения налогового вычета, независимо от того, были ли эти документы истребованы и исследованы налоговым органом при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и предоставлении налогового вычета, а суд обязан исследовать соответствующие документы.
Налогоплательщику в рамках камеральной налоговой проверки, направлены требования N 1067 от 25.01.2010, N 5/06 от 08.02.2010, N 8463 от 25.02.2010, N 8463 от 08.04.2010, N 9739 от 17.06.2010, N 10141 от 13.08.2010 (л.д. 135-141, 145-151 т. 2) о представлении документов и у налогоплательщика имелась возможность своевременного представления документов. Однако налогоплательщик представил часть документов лишь на стадии обжалования решения в вышестоящем налоговом органе.
Согласно пункту 8 статьи 88 НК РФ налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 Кодекса правомерность применения налоговых вычетов.
Ответчиком для реализации права на проверку налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2009 г. представленной 20.01.2010 года, направлены требования N 8463 от 25.02.2010 и N 8463 от 08.04.2010 о представлении документов.
Заявитель не представил налоговому органу необходимые для проверки документы.
Согласно пункту 3 статьи 93 НК документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования.
В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить документы в течение 10 дней, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить документы.
В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.
Судом верно учитано, что заявитель не представил суду письменных уведомлений, направленных ответчику о невозможности представить документы в срок установленный требованием.
Судом также правильно отмечено, что письменные и устные утверждения представителей заявителя о загруженности работников ОАО "ЖБИ-3" не подтвержденные доказательствами не могут быть признаны обоснованными.
С учетом изложенного суд пришел к правильному решению, что заявителем не соблюдены предусмотренные налоговым законодательством условия для применения налоговых вычетов, что является основанием для отказа в признании правомерности их применения. Непредставление налогоплательщиком документов, подтверждающих принятие товара на учет, не соответствует принципам достоверности обстоятельств, с которыми налоговое законодательство связывает право на вычет по налогу на добавленную стоимость.
Довод заявителя о том, что осуществление вычета по НДС производится вне зависимости от представления или непредставления документов, судом правомерно не принят, так как НК РФ не предусматривает представление одновременно с налоговой декларацией документов, подтверждающих налоговые вычеты.
Однако такая обязанность у налогоплательщика возникает, если налоговый орган предъявил к исполнению соответствующее требование о представлении документов. В силу правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 30.01.2007 N 10963/06 обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике, и именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, начисленных поставщиком.
Представленные заявителем документы - бухгалтерские справки, книги покупок, счета-фактуры и иные документы не подтверждают право на вычет, отраженный в налоговых декларациях.
Из представленных документов не усматривается, что сумма вычета, отраженная в декларации, соответствует суммам налога на добавленную стоимость, отраженным в счетах-фактурах, сумма налога, отраженная во всех представленных счетах-фактурах, существенно меньше, чем сумма налога, отраженная в вычетах налоговой декларации. Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что налогоплательщиком и в рамках судебного разбирательства представлены не все счета-фактуры и иные документы, подтверждающие право на налоговый вычет.
Заявителем не представлены объяснения, каким образом был организован раздельный учет входной суммы налога в части облагаемых и необлагаемых операций, каким образом происходило формирование расходной части налога - вычетов по НДС.
Судом также правильно указано в решении, что нормы НК РФ не препятствуют налоговому органу осуществлять проверку уточненной налоговой декларации на сумму расхождений.
Пунктом 9.1 статьи 88 НК РФ предусмотрено, что в случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 НК РФ, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета).
Из буквального содержания вышеуказанной нормы права следует, что камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается, только если уточненная налоговая декларация подана до окончания камеральной проверки.
В данном случае проверка первоначальной поданной декларации была завершена 20.04.2010, тогда как уточненная декларация представлена 03.06.2010 года.
Поэтому доводы заявителя о том, что действия ответчика должны были быть прекращены, уточненная налоговая декларация подлежала проверке в полном объеме, а не в части расхождений, необоснованны.
Судом правильно отмечено, что налогоплательщик в связи с подачей уточненной налоговой декларации обязан был представить документы, подтверждающие право на вычет как по требованиям N 1067 от 25.01.2010, N 8463 от 25.02.2010, так и по требованиям N 8463 от 08.04.2010, N 9739 от 17.06.2010, N 10141 от 13.08.2010.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о законности обжалуемых ненормативных актов налоговых органов.
Доводы подателя жалобы отклоняются апелляционным судом в связи со следующим.
С учетом подпункта 2 пункта 1 статьи 32, пункта 1 статьи 82, пункта 2 статьи 88 Налогового кодекса РФ в ходе проведения камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, заявленному к возмещению из бюджета, налоговый орган обязан проверить и установить соблюдение налогоплательщиком всех установленных статьями 171, 172 Налогового кодекса РФ условий для представления налогового вычета, а также правильность определения налоговой базы и исчисленной суммы налога, которая подлежит уменьшению на сумму налоговых вычетов, после чего в силу прямого действия статьи 173 Налогового кодекса РФ и определяется сумма налога, подлежащая возмещению.
Кроме того, в свою очередь, налогоплательщик для реализации предусмотренного пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ права на налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость должен представить по требованию налогового органа доказательства наличия совокупности вышеуказанных условий для применения вычета; при этом обязанность документального подтверждения права на налоговый вычел лежит не на налоговом органе, а на налогоплательщике, заявившем о применении вычета.
В соответствии с Определением Конституционного суда РФ N 93-0 от 15.02.2005 г. обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике - покупателе товаров (работ, услуг), поскольку именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, начисленных поставщиками.
Пленум Высшего Арбитражного суда РФ в Постановлении от 18.12.2007 г. N 65 указал: под несоблюдением налогоплательщиком установленной НК РФ административной (внесудебной) процедуры возмещения НДС следует понимать не только его непосредственное обращение в суд, минуя налоговый орган, но и представление в налоговый орган вместе с соответствующей налоговой декларацией неполного комплекта документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Кроме того, названная процедура не может считаться соблюденной налогоплательщиком, и им не выполнено требование налогового органа, предъявленное на основании пункта 8 статьи 88 НК РФ, о представлении документов, подтверждающих правомерность применения псовых вычетов.
В исключительных случаях суд может признать административную (внесудебную) процедуру возмещения НДС соблюденной, если установит, что правомерно истребованные у налогоплательщика налоговым органом документы представлены налогоплательщиком непосредственно в суд по уважительным причинам (например, по причине изъятия у налогоплательщика соответствующих документов полномочным государственным органом или должностным лицом).
В случае выявления факта несоблюдения налогоплательщиком упомянутой в пункте 2 настоящего постановления процедуры (в том числе признания неуважительными причин непредставления налогоплательщиком необходимых документов в налоговый орган) при рассмотрении его заявления о признании незаконным решения налогового органа об отказе в возмещении НДС (бездействия налогового органа) суд отказывает в удовлетворении такого заявления, имея в виду, что законность подобного решения (бездействия) оценивается судом исходя из обстоятельств, существовавших на момент принятия налоговым органом оспариваемого решения (в период бездействия).
У Общества отсутствовали уважительные причины для непредставления документов налоговому органу.
В ходе камеральной проверки уточненной налоговой декларации Инспекция дважды направляла Требования о представлении документов N 9734 от 17.06.2010 г., согласно почтовому уведомлению требование получено 22.06.2010 г. и N10141 от 13.08.2010 г., согласно почтовому уведомлению требование получено 17.08.2010 г.
Документы ОАО "Завод ЖБИ-3" не представлены.
Согласно пункту 2 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
Соответственно, по истечении трех месяцев с момента представления декларации камеральная налоговая проверка заканчивается.
Как следует из пункта 5 статьи 88 НК РФ, если налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения налогового законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 НК РФ.
Порядок оформления результатов налоговой проверки установлен в статье 100 НК РФ, в соответствии с которой по результатам налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налогового органа составляется акт выездной (камеральной) налоговой проверки; казанный акт вручается проверяемому лицу (налогоплательщику) под расписку или направляется по почте заказным письмом; данное лицо вправе в случае несогласия с фактами изложенными в акте проверки представить письменные возражения в течение 15 дней со дня получения акта (пункты 1. 5 и 6 статьи 100 НК РФ).
Акт налоговой проверки и другие материалы проверки, а также представленные проверяемым лицом письменные возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока указанного в пункте 6 статьи 100 НК РФ (пункт 1 статьи 101 НК РФ). При этом руководитель (заместитель руководителя) налогового органа обязан известить проверяемое лицо о времени и месте рассмотрения материалов проверки (пункт 2 статьи 101 НК РФ).
Пунктом 9.1 статьи 88 НК РФ предусмотрено, что в случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 НК РФ, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета).
Таким образом, из буквального содержания вышеуказанной нормы права следует, что камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается, если уточненная налоговая декларация подана до окончания камеральной проверки. Проверка первоначально поданной налоговой декларации завершена 20.04.2010 г., что зафиксировано в Акте N 42 юл/к от 04.05.2010 г., тогда как уточненная налоговая декларация представлена 03.06.2010 г.
Уточненная налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2009 года представлена налогоплательщиком 03.06.2010 г., то есть после обнаружения налоговым органом нарушения налогового законодательства, составления акта налоговой проверки, вручения ему 11.05.2010 г. акта камеральной налоговой проверки от 04.05.2010 г. N42 юл/к, в котором зафиксированы нарушения налогового законодательства. То есть налогоплательщик, получив акт проверки от 04.05.2010 г. N42 юл/к и ознакомившись с выводами контролирующего органа в отношении предъявленных на вычет сумм НДС по декларации от 20.01.2010 г., оформил вторую уточненную налоговую декларацию за 4 квартал 2009 года.
Следовательно, решение N 135 юл/к от 15.06.2010 г. Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по РТ вынесено с соблюдением норм Налогового кодекса РФ.
Требование об уплате налога может быть признано недействительным, только если оно не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по уплате налога или если нарушения требований, предъявляемых к его содержанию, являются существенными.
Поэтому требование N 4029 от 15.06.2010 г. выставлено в соответствии с действующим законодательством РФ.
Управлением дана оценка представленным Обществом документам, что нашло отражение в решении N 751 от 21.10.2010 г. Управление, проверив представленные с жалобой документы, пришло к выводу о не подтверждении правомерности предъявленной к вычету суммы налога.
В данном случае Управлением в решении N 751 от 21.10.2010 г. указаны все представленные с жалобой документы, они рассмотрены и им дана надлежащая оценка.
Документы, расшифровки, пояснения с указанием, в каком строке декларации по НДС отражены полученные по договорам о намерении суммы авансовых платежей, налогоплательщиком не представлены. Кроме того, из представленных документов не усматривается, в каком периоде эти суммы были включены по вновь оформленным договорам долевого строительства в реализацию по строке 070 раздела 3 налоговой декларации по НДС.
Податель жалобы указывает, что сумма НДС в размере 30 556 руб., является излишне восстановленной суммой налога, а не налоговым вычетом.
Согласно "Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость", утвержденных Постановлением правительства РФ от 02.12.2000 N 914 (ред. от 26.05.2009) "покупатели и продавцы оформляют счета-фактуры, ведут журналы учета полученных и выставленных счетов - фактур, книгу покупок и книгу продаж, а также оформляют дополнительные листы книги покупок и дополнительные листы книги продаж по установленным формам.
Пунктом 16 "Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур установлено, что "при восстановлении в порядке, установленном пунктом 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации, сумм налога на добавленную стоимость, принятых к вычету налогоплательщиком по сумме оплаты, частичной оплаты, перечисленной продавцу в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, счета-фактуры, на основании которых суммы налога приняты к вычету, подлежат регистрации в книге продаж на сумму налога, подлежащую восстановлению. При необходимости внесения изменений в книгу продаж регистрация счета-фактуры производится в исполнительном листе книги продаж за налоговый период, в котором был зарегистрирован счет-фактура до внесения в него исправлений. Дополнительные листы книги продаж являются ее неотъемлемой частью".
Документальное подтверждение (счета-фактуры, дополнительные листы к книге дополнительные листы к книге продаж, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов и увеличения суммы НДС, заявленной к возмещению, с учетом внесенных изменений) к вышеуказанным пояснениям налогоплательщиком не представлено.
С учетом позиции Конституционного суда РФ обязанность Общества представить истребуемые документы возникает с момента направления Требования о представлении документов. В нарушение норм налогового законодательства Общество не исполнило возложенную на него обязанность по представлению надлежаще заверенных копий документов.
В соответствии с пунктом 9 "Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской учетности в Российской Федерации", утвержденного Приказом Министерства финансов РФ N 34н от 29.07.1998 г. организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности) путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Рабочий план счетов бухгалтерского учета утверждается организацией основе Плана счетов бухгалтерского учета, утверждаемого Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно пункту 20 "Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.
Регистры бухгалтерского учета и их составные части являются учетными документами, которые в силу положений абзаца 2 пункта 1 статьи 172, пункта 8 статьи 88 Налогового кодекса РФ также могут быть истребованы налоговым органом для подтверждения права на вычет по налогу на добавленную стоимость.
В силу пункта 3 статьи 169 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж.
Согласно пункту 8 статьи 169 Налогового кодекса РФ порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливается правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 914 от 02.12.2000 г. "Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость" покупатели ведут книгу покупок, предназначенную для регистрации счетов-фактур, выставленных продавцами, в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету (возмещению) в порядке, установленном статьей 172 НК РФ. Счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежат регистрации в книге покупок по мере возникновения права на налоговые вычеты в порядке, установленном статьей 172 Налогового кодекса РФ.
Продавцы ведут книгу продаж, предназначенную для регистрации счетов-фактур (контрольных лент контрольно-кассовой техники, бланков строгой отчетности при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг населению).
В книге продаж регистрируются выписанные и (или) выставленные счета-фактуры во всех случаях, когда возникает обязанность по исчислению налога на добавленную стоимость (с учетом положений статей 2 и 3 Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 119-ФЗ "О бухгалтерском учете"), в том числе при отгрузке (передаче) товаров (выполнении работ, оказании услуг), имущественных прав, при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, при получении средств, увеличивающих налоговую базу, при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, при передаче товаров, выполнении работ, оказании услуг для собственных нужд, при возврате принятых на учет товаров, а также при исполнении обязанностей налоговых агентов и при осуществлении операций, не подлежащих налогообложению освобождаемых от налогообложения).
Копии товарно-транспортных накладных, железнодорожных накладных, актов приема-передачи, актов выполненных работ, услуг являются первичными документами, служащими основанием для принятия поставленного товара на учет, содержащими информацию о наименовании, количестве, цене товара.
Карточки счетов 01, 07, 08, 10, 19, 20, 41, 43, 51, 60, 62, 68, 90, 91 являются сводными регистрами бухгалтерского учета, отражающими фактические данные о хозяйственных операциях налогоплательщика, в том числе о состоянии сальдо на начало и окончание периода, поступлении (выбытии) товаров (работ, услуг), поступлении (перечислении) денежных средств; данные о сумме выручки, себестоимости, прочих доходах и расходах; данные о расчетах с дебиторами, кредиторами.
В рамках камеральной проверки для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств, связанных с заявлением вычета по налогу на добавленную стоимость, требуется оценка налоговым органом как отдельных первичных документов, документов налогового и бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности), так и проверка их достоверности, правильности, достоверности и полноты их отражения на основании анализа данных взаимосвязанных счетов бухгалтерского учета, а также других документов и доказательств, подтверждающих достоверность сведений, отраженных в первичных документах и документах налогового и бухгалтерского учета.
При таких условиях истребованные Инспекцией документы и сведения, имеют существенное значение для установления правильности отражения в налоговой декларации суммы налоговых вычетов, обоснованности их применения и получения налоговой выгоды, связанной с заявлением вычетов но налогу на добавленную стоимость.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 июня 2011 года по делу N А65-18399/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-18399/2010
Истец: ОАО "Завод ЖБИ-3", г. Казань
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N6 по Республике Татарстан,г.Казань, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан
Хронология рассмотрения дела:
12.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8107/12
18.07.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6871/12
23.04.2012 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-18399/10
14.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10342/11
02.09.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8981/11