г. Пермь
29 декабря 2010 г. |
Дело N А60-20799/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 декабря 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Гребенкиной Н.А.,
судей Дюкина В.Ю., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глушенковой С.А.,
при участии:
от заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Сысерть-лес": Ельцова А.В. по доверенности от 01.12.2010, Черепанов С.А., Элдарханов Р.Р.,
от заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов Свердловской области: Булгакова В.В. по доверенности от 05.08.2008 N 06-04-4315/8,
от заинтересованных лиц - Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, Правительства Свердловской области, Администрации Сысертского городского округа, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области: не явились,
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, Общества с ограниченной ответственностью "Сысерть-лес",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 13 октября 2010 года
по делу N А60-20799/2010,
принятое судьей Гаврюшиным О.В.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Сысерть-лес"
к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области,
заинтересованные лица: Правительство Свердловской области, Министерство природных ресурсов Свердловской области, Администрация Сысертского городского округа, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области,
о признании недействительным приказа,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО, общество) "Сысерть-лес" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным приказа Министерства строительства и архитектуры Свердловской области о включении земельных участков, расположенных на территории Сысертского городского округа, в границы города Сысерти и поселка Школьный от 04.06.2009 N 49-А.
Определениями Арбитражного суда Свердловской области от 05.07.2010 и от 13.08.2010 к участию в деле привлечены Правительство Свердловской области, Министерство природных ресурсов Свердловской области, Администрация Сысертского городского округа, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13.10.2010 в удовлетворении заявления отказано.
Заявитель с принятым решением не согласен, обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить, заявленное требование - удовлетворить. Оспаривается заявителем жалобы вывод арбитражного суда о недоказанности нарушения прав заявителя оспариваемым приказом. По мнению апеллятора, суд первой инстанции при принятии решения не мотивировал отклонение многочисленных доказательств и доводов заявителя, свидетельствующих о том, что оспариваемый ненормативный акт нарушает его права. Так, как считает общество "Сысерть-лес", оспариваемым приказом изменены категория и вид разрешенного использования арендуемого заявителем земельного участка, что препятствует его использованию согласно условиям договора, в частности, для заготовки древесины. Заявитель также ссылается на то, что изменив категорию и вид разрешенного использования применительно к части земельного участка, арендуемого заявителем, Министерство фактически в одностороннем порядке скорректировало условия договора аренды, что противоречит нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, регламентирующим порядок заключения и изменения соответствующего договора аренды. Кроме того, ООО "Сысерть-лес" указывает, что принятие оспариваемого приказа привело к тому, что Министерство природных ресурсов, от имени Правительства Российской Федерации осуществлявшее делегированные полномочия по передаче в аренду участков лесного фонда, утратило соответствующие полномочия в отношении спорных кварталов леса, что делает невозможным изменение заключенного договора аренды; использование заявителем спорных кварталов леса для заготовки древесины после изменения оспариваемым приказом вида разрешенного использования и категории земельного участка способно повлечь за собой применение к обществу различных видов юридической ответственности. ООО "Сысерть-лес" также считает, что судом первой инстанции неверно истолкованы нормы действующего законодательства Российской Федерации, определяющие судьбу прав землепользователей при включении земельного участка в границы населенного пункта.
Заинтересованное лицо - Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, направило в арбитражный суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить обжалуемое решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. В своем отзыве данная сторона делает суждение о том, что договор аренды от 22.09.2008 N 192 является недействительной сделкой. Кроме того, по мнению заинтересованного лица, этот договор является незаключенным.
В судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представители заявителя поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе; представитель заинтересованного лица против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 01.06.2004 лицо, в данном деле не участвующее (арендодатель) и ООО "Сысерть-лес" (арендатор) заключили договор аренды участка лесного фонда (т.1 л.д. 13-17), согласно условиям которого арендатору был предоставлен на праве аренды участок лесного фонда, расположенный в границах Кашинского лесничества - кв. 87,88,94,95,101,102, площадью 608 га, в том числе 1 группа лесов - лесохозяйственная часть зеленой зоны квартала 87, 88, 94, 95, 101, 102, площадью 465 га, квартала 87, 94, 95, 101, 102 - защитные полосы автомобильных дорог - 143 га; Сысертское лесничество - кв. 1-15, 18-21, 30-34, 42, 48-50, 148, 159-164, 172-177, 186-190, 196-200,204-209, площадью 6375 га, леса 1 группы - лесопарковая часть зеленой зоны; Верх-Сысертское лесничество - 1-7, 10-14, 19-23, 28-31, 37, 38, 45, 46, 53, 54, 61, общей площадью 6306 га, в том числе квартала 1-4, 10-13, 19-22, 28-31, 37-38, 45-46, 53-54, 61-эксплуатационные леса 2 группы, площадью 5155 га, квартала 5, 6, 7, 14, 23-938-леса 1 группы, запретные полосы рек - 938 га, квартала 5-7, 14, 23 - запретные полосы нерестилищ - 213 га. Общая площадь арендованного участка - 13 289 га.
Указанный договор аренды участка лесного фонда был зарегистрирован в установленном законом порядке (т. 1 оборот л.д. 17).
В связи с расторжением договора аренды от 01.06.2004 в сентябре 2008 года Министерство природных ресурсов Свердловской области (арендодатель) и ООО "Сысерть-лес" (арендатор) 22.09.2008 заключили договор аренды лесного участка (т. 1 л.д. 18-54), согласно условиям которого арендодатель обязался предоставить, а арендатор - принять во временное пользование лесной участок для заготовки древесины, находящийся в государственной собственности (пункт 1.1 договора аренды).
Лесной участок площадью 6811 га, предоставляемый в аренду по настоящему договору, имеет расположение: Свердловская область, ГУ СО "Сысертское лесничество" Сысертское участковое лесничество Сысертский участок, кварталы 26-29, 37, 38, 44-47, 52-56, 60, 61, 63-65, 69-72, 80, 91, 92, 107, 114, 124-127, 132-135, 154-158, 165-170, 178-182, 191-193, 201-203, площадью 4379 га; Верх-Сысертское участковое лесничество Никольский участок кварталы 21, 33, 37, 51, 53-55, 63, 68, 70-73, 75, 76, площадью 980 га; Верх-Сысертское участковое лесничество Щелкунский участок квартал 1, 43, 44, 50, 98, 100, 103, площадью 1452 га (пункт 2 договора аренды).
Пунктом 21 договора аренды предусмотрено, что настоящий договор вступает в силу с момента его государственной регистрации и действует 49 лет.
В установленном законом порядке договор аренды был зарегистрирован (т. 1 оборот л.д. 54).
04.06.2009 Министерство строительства и архитектуры Свердловской области издало приказ N 49-А "О включении земельных участков, расположенных на территории Сысертского городского округа, в границы города Сысерти и поселка Школьный". Согласно положениям указанного документа в границы населенных пунктов Сысертского городского округа подлежали включению земельные участки, расположенные на территории Сысертского городского округа и принадлежащие на праве собственности Российской Федерации, из состава земель категории "земли лесного фонда" с видом разрешенного использования "для ведения лесного хозяйства", в частности земельный участок площадью 3183227 кв.м с кадастровым номером 66:25:2702001:632 в границу города Сысерть; земельный участок площадью 66:25:2702001:633 в границу поселка Школьный. Указанные земельные участки, согласно приказу, переведены из категории "земли лесного фонда" в категорию "земли населенных пунктов" с установлением следующих видов их разрешенного использования: основной вид разрешенного использования - "для размещения домов индивидуальной жилой застройки", условно разрешенные виды использования - "для размещения: объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии, объектов коммунального хозяйства, улиц, проспектов, площадей, аллей, бульваров, переулков, проездов, тупиков".
Полагая, что приказ Министерства строительства и архитектуры от 04.06.2009 N 49-А не соответствует закону и нарушает гражданские права ООО "Сысерть-лес", последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
При принятии решения по настоящему делу суд первой инстанции, проанализировав положения статей 2, 3, 8 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 8, 84 Земельного кодекса Российской Федерации, а также положения Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 48 "О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий", Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", пришел к выводу о том, что заинтересованным лицом - Министерством строительства и архитектуры Свердловской области, не соблюден установленный указанными нормативными актами порядок перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов; органы государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, наделены только полномочиями по установлению или изменению границ населенных пунктов, а не по переводу земель из одной категории в другую.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении заявленного требования, арбитражный суд указал на отсутствие доказательств того, что оспариваемый приказ нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления им предпринимательской или иной экономической деятельности.
Изучив в материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав явившихся в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит ввиду следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла указанной нормы следует, что требование о признании незаконными действий может быть удовлетворено при наличии одновременно двух условий: если действие не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права лица, подавшего заявление о признании этого действия недействительным.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа, который принял оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании такого акта недействительным (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в частности, предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.
Согласно статье 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, Правительством Российской Федерации. Перевод земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" также предусмотрено, что установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Статьей 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2012 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов.
Законами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков с учетом требований настоящего Федерального закона.
При этом статьей 4.1 указанного Федерального закона установлены процедуры включения земельных участков в границы населенных пунктов или исключения земельных участков из границ населенных пунктов и установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков из состава земель лесного фонда, предусматривающие необходимость согласования соответствующих решений с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на распоряжение лесными участками.
В частности, в части 14 данной статьи установлено, что исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации необходимые документы направляются для согласования в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на распоряжение лесными участками (за исключением случаев, если указанные полномочия переданы в порядке, установленном лесным законодательством, органу государственной власти субъекта Российской Федерации), в случае, если предполагается включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов и установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков из состава земель лесного фонда.
Проведение дополнительного согласования, за исключением случаев, установленных частью 14 настоящей статьи, не допускается (часть 15 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ).
В случае непоступления в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации от предусмотренных частью 14 настоящей статьи органов информации в письменной форме о согласовании заявления о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка в установленный срок заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка считается согласованным с указанными органами (часть 17 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ).
В силу части 19 указанной статьи исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации отказывает в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта в случае, если федеральными законами установлены ограничения изменения целевого назначения и (или) разрешенного использования земельного участка или запреты на изменение целевого назначения и (или) вида разрешенного использования земельного участка; а также в случае, если в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступил в письменной форме мотивированный отказ в согласовании заявления о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка от органа, предусмотренного частью 14 настоящей статьи.
Согласно части 23 указанной статьи Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ, до 1 января 2008 года по инициативе заинтересованного лица допускается включение земельного участка в границы населенного пункта либо исключение земельного участка из границ населенного пункта на основании документов, предусмотренных Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Исходя из приведенных положений федерального законодательства, вывод суда первой инстанции о том, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, наделены только полномочиями по установлению или изменению границ населенных пунктов, а не по переводу земель из одной категории в другую, признается неверным, поскольку в период до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2012 года, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации такими полномочиями наделены.
С учетом того, что вид разрешенного использования земельного участка может быть изменен лишь в рамках одной категории земель, соответственно, органы государственной власти субъекта Федерации в связи с наделением их полномочиями по принятию решения об установлении или об изменении видов разрешенного использования могут принимать и решения о переводе земель из одной категории в другую в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29.12.2004 N 191-ФЗ.
В целях реализации вышеуказанных положений федерального законодательства порядок подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков на территории Свердловской области установлен областным Законом от 20.02.2009 N 5-ОЗ "О подготовке и принятии решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков на территории Свердловской области".
Согласно положениям указанного областного Закона подготовка решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков на территории Свердловской области осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере территориального планирования на основании мотивированных заявлений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков, подлежащих согласованию в случаях, указанных в части первой пункта 6 настоящей статьи, и с учетом заключений, указанных в части первой пункта 5 настоящей статьи.
Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере территориального планирования в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Свердловской области, принимаемыми Правительством Свердловской области, не позднее чем через пять дней со дня поступления документов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, направляет копии этих документов в иные областные исполнительные органы государственной власти Свердловской области для подготовки заключений, в которых должен содержаться вывод о возможности или невозможности принятия решения о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере территориального планирования в соответствии с федеральным законом в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, направляет эти документы для согласования:
1) в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в случае, если предполагается включение земельных участков в границу населенного пункта либо исключение земельных участков из границы населенного пункта и установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков, предоставленных воинским формированиям или органам, организациям, предприятиям, учреждениям, осуществляющим функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности;
2) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на распоряжение участками лесного фонда (за исключением случаев, если указанные полномочия переданы в порядке, установленном лесным законодательством, органу государственной власти Свердловской области), в случае, если предполагается включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов и установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков из состава земель лесного фонда.
Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере территориального планирования в срок не более чем тридцать дней с даты поступления документов, указанных в пункте 3 статьи 2 настоящего Закона, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, в срок не более чем семь рабочих дней по истечении тридцати дней с даты направления этих документов в органы, указанные в части первой пункта 6 статьи 2 настоящего Закона, отказывает в принятии решения о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или направляет эти документы для рассмотрения в Правительство Свердловской области либо принимает решение о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка (статьи 2, 3).
В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 11.08.2008 N 824-ПП "О Министерстве строительства и архитектуры Свердловской области" (в редакции от 16.03.2009, действовавшей на дату вынесения оспариваемого приказа (04.06.2009), уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим в соответствии с федеральным законодательством межотраслевое управление по вопросам государственной политики Свердловской области в сфере градостроительной деятельности, архитектуры, производства строительных материалов является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. При этом Министерство входит в единую систему исполнительной власти Российской Федерации в пределах ведения и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области регулирования градостроительной деятельности, архитектуры, производства строительных материалов.
Одними из основных полномочий Министерства являются, в частности, организация и осуществление работ по включению земельных участков в границы населенных пунктов на территории Свердловской области или исключения земельных участков из границ населенных пунктов на территории Свердловской области и по установлению или изменению видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов на территории Свердловской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области в сфере градостроительной деятельности.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительной признается деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства. При этом территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий.
Из изложенного следует, что вопросы территориального планирования являются частью градостроительной деятельности, в сфере которой Министерство являлось уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области, созданным еще до принятия и вступления в законную силу Закона Свердловской области от 20.02.2009 N 5-ОЗ и наделенным полномочиями по принятию решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков, непосредственно указанными нормами областного Закона.
На основании изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что на 04.06.2009 Министерство являлось уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере территориального планирования и градостроительной деятельности, соответственно, оспариваемый приказ издан Министерством в рамках полномочий, предоставленных Законом Свердловской области (статьи 2, 3).
Норма подпункта 47 пункта 10 главы 3 Постановления Правительства Свердловской области от 11.08.2008 N 824-ПП (в редакции от 16.03.2009) "О Министерстве строительства и архитектуры Свердловской области", согласно которой Министерство осуществляет подготовку проектов постановлений Правительства Свердловской области по вопросам включения (исключения) земельных участков в границы населенных пунктов и об установлении или об изменении вида разрешенного использования включаемых (исключаемых) земельных участков либо об отказе в этом, не подлежит применению, поскольку противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На сегодняшний день указанное Постановление прекратило свое действие в связи с принятием Постановления Правительства Свердловской области от 15.02.2010 N 193-ПП "Об утверждении Положения, структуры, предельного лимита штатной численности и фонда по должностным окладам в месяц Министерства строительства и архитектуры Свердловской области". Полномочия Министерства в настоящее время приведено в соответствие с областным Законом. Согласно указанному постановлению к полномочиями Министерства, в частности, относится организация и осуществление работ по подготовке принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов на территории Свердловской области или исключению земельных участков из границ населенных пунктов на территории Свердловской области и об установлении или изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов на территории Свердловской области в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере градостроительной деятельности, и об отказе в принятии решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов или об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков в случаях, предусмотренных Законом Свердловской области от 20.02.2009 N 5-ОЗ "О подготовке и принятии решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков на территории Свердловской области".
Как следует из материалов дела и отражено в преамбуле оспариваемого приказа, требуемые законом согласования уполномоченных органов власти получены (т. 1 л.д. 10-12, 189-193).
Таким образом, с учетом приведенных положений федерального законодательства, а также региональных нормативных правовых актов, действующих на дату издания приказа от 04.06.2009, суд апелляционной инстанции полагает, что оспариваемый приказ заинтересованного лица - Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, принят в пределах компетенции указанного органа.
В то же время суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии доказательств факта нарушения оспариваемым приказом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Указанное положение закрепляет гарантии неизменности прав на земельные участки, возникшие до изменения границ населенных пунктов, повлекшего включение данных участков в состав территории населенных пунктов. Данные гарантии распространяются на всех без исключения субъектов прав на землю (собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков).
Поскольку спорный объект недвижимости не принадлежит на вещном праве обществу "Сысерть-лес", собственник такого объекта недвижимости, реализуя свои полномочия через уполномоченный орган государственной власти, в принципе был вправе принять решение об изменении категории земельного участка и вида его разрешенного использования.
В данной ситуации следует также учитывать, что, как верно указал суд первой инстанции, переоформление правоустанавливающих документов на земельные участки, в отношении которых приняты акты о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, не требуется в силу пункта 4 статьи 5 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". Кроме того, согласно части 5 статьи 2 указанного Федерального закона в случаях перевода земельных участков из одной категории в другую в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов соответствующие процедуры осуществляются без согласия правообладателей земельных участков.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что правовые последствия издания оспариваемого приказа в виде предполагаемой заявителем невозможности использования земельного участка в соответствии с условиями договора, а также потенциальной возможности привлечения общества к юридической ответственности могут быть устранены путем внесения изменений в договор аренды лесного участка в установленном законом порядке, исключающем нарушение прав арендатора земельного участка.
С учетом изложенного обстоятельства, на которые ссылается заявитель апелляционной жалобы в обоснование позиции о необходимости признания факта нарушения его прав оспариваемым приказом, удовлетворение жалобы не влекут, на правомерные выводы арбитражного суда не влияют. Представленные заявителем в суд апелляционной инстанции дополнительные документы не могут быть признаны надлежащими доказательствами нарушения прав, так как юридически значимым обстоятельством арбитражный суд апелляционной инстанции признает то, что интересы заявителя как арендатора могут быть защищены в рамках договорных взаимоотношений с арендодателем на основе положений законодательства, устанавливающих гарантии неизменности прав на земельные участки применительно к включению земельных участков в границы населенных пунктов (часть 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы Министерства строительства и архитектуры Свердловской области о том, что договор аренды от 22.09.2008 N 192 является недействительной (ничтожной) сделкой, а также незаключенным договором, во внимание судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку к предмету заявленных требований не относятся и не подлежат оценке в рамках настоящего дела.
Правовые основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) судебного акта с учетом рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, отсутствуют.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В связи с тем, что при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 200 рублей для физических лиц и 2 000 рублей для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 100 рублей для физических лиц и 1 000 рублей для юридических лиц (пункт 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139 "О внесении изменений в информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" и от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации").
Поскольку при подаче апелляционной жалобы заявитель уплатил государственную пошлину в размере 2 000 руб. (платежное поручение от 20.10.2010 N 63), обществу "Сысерть-лес" из федерального бюджета следует возвратить 1 000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по апелляционной жалобе.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 104, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 октября 2010 года по делу N А60-20799/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Сысерть-лес" из федерального бюджета 1 000 (одну тысячу) руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Н.А. Гребенкина |
Судьи |
В.Ю. Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-20799/2010
Истец: Заместитель Прокурора Свердловской области, ООО "Сысерть - Лес", ООО "Сысерть-лес"
Ответчик: Министерство строительства и архитектуры Свердловской области
Третье лицо: Администрация Сысертского городского округа, Департамент лесного хозяйства Свердловской области, Министерство природных ресурсов Свердловской области, Правительство Российской Федерации, Правительство Свердловской области, ТО Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области, ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области
Хронология рассмотрения дела:
03.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3315/12
16.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3315/12
16.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1213/11
12.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1213/11
12.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1213/2011
18.10.2011 Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12477/10
29.12.2010 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12477/10