г. Пермь
02 апреля 2010 г. |
Дело N А50-41331/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 апреля 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Скромовой Ю. В.,
судей Зелениной Т.Л., Усцова Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Исмагиловой Л.Р.,
при участии в судебном заседании:
от Прокуратуры Пермского края (далее - прокурор) - Корякина В.Г. (удостоверение от 27.11.2008);
от ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю (далее - территориальное управление) - Баев А.Н. (доверенность от 11.01.2010 N 5);
иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу территориального управления
на решение Арбитражного суда Пермского края от 21.01.2010
по делу N А50-41331/2009
принятое судьей Гусельниковой Н.В.,
по иску прокурора
к территориальному управлению
заинтересованные лица: общество с ограниченной ответственностью "НАШЕ ДЕЛО" (далее - общество), индивидуальный предприниматель Мосягин Александр Владимирович (далее - предприниматель),
о признании незаконным решения и обязании устранить нарушения,
установил:
Прокурор обратился в Арбитражный суд Пермского края в порядке ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с заявлением о признании незаконным решения территориального управления об отказе во внесении изменений в распоряжение от 04.02.2009 N 178-р в части установления цены выкупа земельного участка, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Лодыгина, 55, с кадастровым номером 59:01:4413625:26; обязании территориальное управление устранить допущенные нарушения путем принятия решения о предоставлении земельного участка обществу и предпринимателю в собственность по цене в размере 2,5% кадастровой стоимости земельного участка.
Заинтересованные лица - общество и предприниматель.
Решением арбитражного суда от 21.01.2010 заявленные требования удовлетворены. Решение от 05.11.2009 об отказе во внесении изменений в распоряжение территориального управления от 04.02.2009 N 178-р в части установления цены выкупа земельного участка по ул. Лодыгина, 55 в г. Перми с кадастровым номером 59:01:4413625:26 признано незаконным. На территориальное управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества и предпринимателя путем внесения в десятидневный срок с момента вступления в законную силу решения изменений в распоряжение от 04.02.2009 N 178-р в части установления цены выкупа вышеуказанного земельного участка в размере 2,5% кадастровой стоимости земельного участка.
Территориальное управление с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просит принятый судебный акт отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. Заявитель жалобы полагает, что невыполнение заявителями требований действующего законодательства в части предоставления ими доказательств наличия у их права приобретения земельного участка, являющегося федеральной собственностью, по цене, рассчитанной в 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, не может служить основанием для признания действий (решений) территориального управления по отказу в изменении выкупной цены незаконными в отсутствие вступившего в законную силу судебного акта о признании недействительным в указанной части распоряжения от 04.02.2009 N 178-р. Приняв решение по настоящему делу, суд фактически дал оценку указанному распоряжению, признав его незаконным в отсутствие на то материальных и процессуальных оснований. Неверным, как полагает территориальное управление, является вывод суда о том, что предметом настоящего спора является соответствие закону решения от 05.11.2009 об отказе во внесении изменений в распоряжение от 04.02.2009 N 178-р, поскольку фактический размер выкупной стоимости земельного участка был определен не 05.11.2009, а в момент издания распоряжения от 04.02.2009. Вопрос о соответствии закону отказа территориального управления внести изменения в распоряжение от 04.02.2009 N 178-р в отдельности от оспаривания названного распоряжения, по мнению заявителя, не мог быть рассмотрен, при этом, срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в данном случае пропущен. Истечение указанного срока является обязательным и для прокурора. Не основан на законе также вывод суда о возобновлении спорных публичных правоотношений по предоставлению в собственность земельного участка.
В судебном заседании апелляционного суда представитель территориального управления доводы, изложенные в жалобе, полностью поддержал.
В отзыве на апелляционную жалобу прокурор указывает на законность и обоснованность принятого судебного акта, и несостоятельность изложенных в жалобе доводов. В судебном заседании, возражая на доводы заявителя жалобы, представитель прокурора просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле отзывы на апелляционную жалобу не представили, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, за обществом зарегистрировано право собственности на часть 1-этажного кирпичного здания теплой мойки с антресольным этажом (литер Д), общей площадью 511,2 кв.м, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Лодыгина, 55 (свидетельство о государственной регистрации права от 01.04.2003, л.д. 9).
За предпринимателем зарегистрировано право собственности на часть 1-этажного кирпичного здания теплой мойки с антресольным этажом (литер Д), общей площадью 160 кв.м, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Лодыгина, 55 (свидетельство о государственной регистрации права от 22.06.2005, л.д. 10).
Земельный участок под вышеуказанным объектом недвижимости является федеральной собственностью, право на который зарегистрировано за Российской Федерацией (свидетельство о государственной регистрации права от 15.12.2008, л.д. 21).
Общество и предприниматель 20.01.2009 обратились в территориальное управление с заявлением о предоставлении им в собственность земельного участка площадью 2114,8 кв.м по адресу: г. Пермь ул. Лодыгина, 55, в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д. 16).
Распоряжением от 04.02.2009 N 178-р в общую долевую собственность общества и Мосягина А.В. предоставлен земельный участок с кадастровым номером 59:01:4413625:26 площадью 2115 кв.м, находящийся по адресу: г. Пермь, ул. Лодыгина, 55 (участок 4), под здание теплой мойки с антресольным этажом (литер Д) по цене выкупа согласно приложению (л.д. 20).
Расчет цены выкупа земельного участка произведен в размере 5 % кадастровой стоимости земельного участка, цена составила 1 804 412 руб. 25 коп. (л.д. 22).
19.06.2009 заявители обратились в территориальное управление с заявлением о перерасчете цены выкупа земельного, ссылаясь на то, что имущество (здание мойки) было отчуждено из государственной собственности, указывая при этом, что расчет цены выкупа земельного участка в соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона Пермского края от 02.04.2008 N 218-ПК "Об установлении цены земли при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков" в данном случае должен быть произведен в размере 2,5 % кадастровой стоимости участка. В обоснование чего к заявлению была приложена копия плана приватизации (л.д. 23).
Письмом от 21.10.2009 N 850 заявители повторно обратились в территориальное управление с вышеуказанным заявлением, приложив план приватизации Пермского производственного объединения грузового автотранспорта N 1, заверенный государственным краевым учреждением "Государственный архив Пермского края".
В письме от 05.11.2009 N 01-16-18449/05 территориальное управление сообщило заявителям об отказе в изменении выкупной стоимости земельного участка, поскольку распоряжение от 04.02.2009 N 178-р и расчет цены выкупа земельного участка с кадастровым номером 59:01:4413625:26 на момент его издания соответствовало действующему законодательству и принято на основании представленных документов (л.д. 42).
Не согласившись с данным отказом, общество 19.11.2009 обратилось в прокуратуру с заявлением о проверке законности действий территориального управления в соответствии с Законом Пермского края от 02.04.2008 N 218-ПК по вопросу предоставления в собственность заявителям испрашиваемого земельного участка (л.д. 45, 46).
Считая отказ территориального управления, изложенный в письме от 05.11.2009, незаконным и препятствующим реализации обществом и предпринимателем права на выкуп земельного участка по цене, определенной законом, прокурор обратился в арбитражный суд в порядке ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно ст. ст. 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными является одновременное наличие двух условий - несоответствие действий (ненормативного акта) закону и нарушение прав заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица - собственники зданий, строении, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию или приобретение права аренды этих земельных участков.
Согласно п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ, далее - Закон N 137-ФЗ) до 01.01.2010 в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Определяющими условиями для применения указанной нормы являются наличие зарегистрированного на праве собственности объекта недвижимости, расположенного на испрашиваемом земельном участке, а также то, что объект недвижимости был отчужден из государственной или муниципальной собственности.
При этом положения п. 1 ст. 2 Закона N 137-ФЗ не содержат исключения по субъектному составу лиц, которым может быть предоставлен земельный участок в собственность: лицо, непосредственно получившее объект недвижимости в собственность в результате приватизации либо иное лицо, в последующем приобретшее данное имущество на законных основаниях.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона Пермского края от 02.04.2008 N 218-ПК "Об установлении цены земли при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков" (далее - Закон N 218-ПК) до 01.01.2010 на территории Пермского края установлена цена земли в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка при продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
Цена земли при продаже определяется на дату подачи заявления на выкуп земельного участка (ч. 3 ст. 1 Закона N 218-ПК).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что принадлежащий обществу и предпринимателю объект недвижимости был отчужден из государственной собственности в порядке приватизации и затем приобретен заинтересованными лицами. Иного суду не доказано.
При обращении в территориальное управление с первоначальным заявлением о выкупе спорного участка, заинтересованные лица не представили документы, подтверждающие, что принадлежащий им объект недвижимости был ранее отчужден из государственной собственности.
В отсутствие таких документов, территориальное управление на момент издания распоряжения от 04.02.2009 N 178-р не могло определить цену выкупаемого участка в размере 2,5% от кадастровой стоимости.
Вместе с тем в последующем заинтересованные лица обращались в территориальное управление с заявлением о внесении изменений в ранее изданное распоряжение в части определения цены выкупаемого участка, установив её в размере 2,5% от кадастровой стоимости, при этом были приложены документы, подтверждающие отчуждение объекта недвижимости из государственной собственности.
На момент отказа во внесении изменений в распоряжение от 04.02.2009 N 178-р, имевшего место 05.11.2009, территориальное управление располагало такими доказательствами и знало, что общество и предприниматель имеют право на выкуп земельного участка по цене определенной исходя из 2,5% от кадастровой стоимости.
Действующее законодательство не содержит запрета на внесение изменений в ранее принятые уполномоченным органом ненормативные акты.
Территориальное управление не обосновало со ссылкой на норму права невозможность внесения изменений в ранее принятое им распоряжение от 04.02.2009 в части установления цены выкупаемого участка, соответствующей действующему законодательству.
Вместе с тем применение цены, установленной распоряжением, и заключение договора по такой цене, при том, что закон устанавливает иной размер, который является обязательным для сторон, нельзя признать законным. Установление иной цены, чем предусмотрено действующим законодательством, нарушает права и законные интересы заинтересованных лиц.
При таких обстоятельствах, следует согласиться с судом первой инстанции, признавшим незаконным решения территориального управления об отказе во внесении изменений в распоряжение от 04.02.2009 N 178-р в части установления цены выкупа испрашиваемого земельного участка, и обязавшим территориальное управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Довод заявителя жалобы о том, что к заявлению о предоставлении земельного участка в собственность заявителями не приложены документы, свидетельствующие об отчуждении здания, расположенного на испрашиваемом земельном участке, из государственной или муниципальной собственности, хотя представление таких документов предусмотрено письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.07.2008 N Д08-2162, апелляционным судом отклоняется в силу следующего.
Действительно, при подаче первоначально заинтересованными лицами соответствующего заявления, на основании которого территориальным управлением принято распоряжение от 04.02.2009 N 178-р, таких документов территориальному управлению представлено не было, ввиду чего названное распоряжение, формально, является законным, поскольку на момент его издания территориальное управление не располагало соответствующими доказательствами и не могло установить иную цену.
Однако в последствие территориальному управлению представлены соответствующие документы и оно могло устранить нарушения прав заявителей путем внесения изменений в соответствующее распоряжение, однако этого сделано не было. Именно отказ в совершении таких действий является предметом оспаривания в рамках настоящего дела. Запрета на оспаривание такого отказа действующее законодательство не содержит.
В силу изложенного выше отклоняется как несостоятельная ссылка заявителя жалобы на то, что отказ территориального управления не мог быть рассмотрен в отдельности от оспаривания распоряжения от 04.02.2009 N 178-р.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и отмене не подлежит, апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 21.01.2010 по делу N А50-41331/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Ю.В.Скромова |
Судьи |
Т.Л.Зеленина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-41331/2009
Истец: Прокуратура Пермского края, Прокуратура ПК
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, ТУ Федеральное агентство по управлению государственным имуществом по ПК
Третье лицо: Мосягин Александр Владимирович, ООО "НАШЕ ДЕЛО", ИП Мосягин А. В.
Хронология рассмотрения дела:
18.08.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10736/10
02.08.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10736/10
23.06.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4695/10-С6
02.04.2010 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2160/10