г. Санкт-Петербург
06 сентября 2011 г. |
Дело N А26-1439/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 сентября 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Згурской М.Л., Несмияна С.И.
при ведении протокола судебного заседания: Криволаповым А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12767/2011) Конкурсного управляющего ПМУП "Тролейбусное управление" Белова И.Ю. на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.06.2011 по делу N А26-1439/2011 (судья Подкопаев А.В.), принятое
по заявлению Конкурсного управляющего ПМУП "Тролейбусное управление" Белова И.Ю.
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: не явились, извещены;
от ответчика: Цеханович А.А. по доверенности от 11.01.2011.
установил:
Петрозаводское муниципальное унитарное предприятие "Троллейбусное управление" (ОГРН 1031000007829, адрес местонахождения: 185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Московская, д. 14; далее - заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (далее - ответчик, Пенсионный фонд) о признании недействительным решения N 009 001 10 ВД 0007118 от 23.12.2010.
Решением от 07.06.2011 суд первой инстанции отказал предприятию в удовлетворении заявления.
Не согласившись с вынесенным решением, предприятие обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит обжалуемый акт отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Пенсионный фонд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Предприятие, извещенное о времени и месте судебного заседания в соответствии со статьей 123, абзацем 2 части 1 статьи 121 АПК РФ, с учетом пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", в судебное заседание не явилось.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя предприятия.
В судебном заседании представитель ответчика против удовлетворения жалобы возражал, считая решение суда законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, установленном главой 34 АПК РФ.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 17.03.2008, вынесенным по делу N А26-5602/2007, Петрозаводское муниципальное унитарное предприятие "Троллейбусное управление" признано банкротом и в отношении предприятия открыто конкурсное производство сроком до 17.03.2009, конкурсным управляющим утвержден Белов И.Ю. На основании ходатайств конкурсного управляющего срок конкурсного производства неоднократно продлевался. Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 09.03.2011 по делу N А26-5602/2007 срок конкурсного производства продлен до 07.09.2011.
Пенсионным фондом в адрес предприятия направлено требование от 30.11.2010 N 00900140025110, в соответствии с которым предприятию предложено уплатить задолженность по страховым взносам за 3 квартал 2010 года на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 3 415 руб.; в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 6 209 руб.; пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 199 руб. 85 коп.; на обязательное медицинское страхование в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 363 руб. 35 коп.
Срок для добровольного исполнения требования установлен до 21.12.2010. Факт наличия задолженности в указанных суммах предприятием не оспаривается.
Поскольку предприятием уплата страховых платежей в установленный в требовании срок не произведена, Пенсионным фондом вынесено решение от 23.12.2010 N 00900110ВД0007118 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках.
С решением от 23.12.2010 N 00900110ВД0007118 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках, предприятие не согласилось и обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции отказал предприятию в удовлетворении заявленных требований.
Оценив доказательства на основе всестороннего, полного и объективного исследования всех имеющихся в деле доказательств, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию, в том числе являются организации, производящие выплаты физическим лицам.
Предприятие зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1031000007829 и является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, в соответствии с Законом N 212-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Согласно пункту 4 статьи 15 Закона N 212-ФЗ в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.
В силу статьи 19 Закона N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.
До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.
Решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с иском о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Решение о взыскании доводится до сведения плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после дня вынесения указанного решения. В случае невозможности вручения решения о взыскании плательщику страховых взносов под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
Поручение органа контроля за уплатой страховых взносов на перечисление сумм страховых взносов в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов направляется в банк, в котором открыты счета плательщику страховых взносов - организации или индивидуальному предпринимателю, в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.
Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, а также штрафов, применяемых в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается наличие задолженности по страховым взносам и пени на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование. Порядок вынесения оспариваемого решения ответчиком соблюден, заявителем не оспаривается.
Предприятие, обжалуя решение суда, указало, что задолженность, взыскиваемая по решению N 009 001 10 ВД 0007118 от 23.12.2010, образовалась после открытия в отношении заявителя конкурсного производства, а потому должна удовлетворяться за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
С данными доводами предприятия суд апелляционной инстанции не может согласиться на основании следующего.
В силу статьи 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) в целях данного Закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Абзацем 3 пункта 1 статьи 126 Закона N 127-ФЗ установлено, что с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 29 Постановления Пленума от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", при решении вопроса о порядке исполнения текущих требований налоговых органов по обязательным платежам (за исключением возникших после признания должника банкротом) судам надлежит учитывать, что эти требования удовлетворяются вне рамок дела о банкротстве в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Осуществление принудительного исполнения указанных требований по обязательным платежам за счет денежных средств должника путем вынесения налоговым органом соответствующего решения и направления в банк инкассового поручения на перечисление налога (сбора) допускается в любой процедуре банкротства. Закон о банкротстве не содержит положений, исключающих возможность взыскания в бесспорном порядке текущей задолженности по налогам (сборам) в какой-либо процедуре банкротства или предписывающих приостановление данного исполнения (пункт 11).
Требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с пунктом 4 статьи 142 Закона N 127-ФЗ после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. В силу этой нормы налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию указанной задолженности. Названные требования не признаются внеочередными и устанавливаются судом, рассматривающим дело о банкротстве, в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона N 127-ФЗ, с последующим включением в реестр требований кредиторов в качестве требований, удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди. При рассмотрении этих требований уполномоченные органы пользуются правами и обязанностями лица, участвующего в деле о банкротстве (пункт 13).
При применении предусмотренной абзацем третьим пункта 1 статьи 126 Закона N 127-ФЗ нормы о прекращении начисления с даты открытия конкурсного производства неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника судам следует исходить из того, что это положение применяется как к требованиям, подлежащим включению в реестр требований кредиторов, так и к текущим требованиям, возникшим до открытия конкурсного производства (пункт 29).
При этом из разъяснений, приведенных в пункте 15 названного Постановления Пленума от 22.06.2006 N 25, следует, что при применении пункта 4 статьи 142 Закона N 127-ФЗ необходимо учитывать, что эта норма не подлежит применению к требованиям об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ввиду наличия специальной нормы, устанавливающей обязанность конкурсного управляющего производить возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом платежи при оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства (пункт 5 статьи 134 Закона N 127-ФЗ).
Таким образом, требования органов Пенсионного фонда в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, обязанность по уплате которых возникла после открытия конкурсного производства, подлежат исполнению должником в установленном статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации порядке.
Следует также отметить, что исходя из указанного выше особого характера страховых взносов и их назначения, они не являются задолженностью предприятия по смыслу абзаца третьего пункта 1 статьи 126 Закона N 127-ФЗ, а, следовательно, на них не распространяется ограничение, установленное названной нормой.
Указанный вывод подтверждается правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Информационном письме от 27.04.2010 N 138 "Об очередности требований об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в деле о банкротстве".
Требования в отношении пеней, начисленных в период конкурсного производства в отношении обязательных платежей, удовлетворяются в том же порядке, что и основное требование об уплате (абзац второй пункта 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25).
Таким образом, решение государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия N 009 001 10 ВД 0007118 от 23.12.2010 "О взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках" является законным и обоснованным, не нарушает прав и законных интересов Петрозаводского муниципального унитарного предприятия "Троллейбусное управление".
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, в связи с чем, не находит оснований для отмены обжалуемого решения и отказывает в удовлетворении апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.06.2011 по делу N А26-1439/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
И.А. Дмитриева |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-1439/2011
Истец: Конкурсному управляющему ПМУП "Тролейбусное управление" Белова И. Ю., Петрозаводское муниципальное унитарное предприятие "Троллейбусное управление"
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия
Хронология рассмотрения дела:
06.09.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12767/11