Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 9 августа 2007 г. N КА-А40/7552-07
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 2 августа 2007 г.
Закрытое акционерное общество "Транс-Аммиак" (далее - ЗАО "Транс-Аммиак", общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управлений Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г. Москве (далее - ТУ Росфиннадзора в г. Москве, административный орган) от 17.01.07 N 452-06/1139М о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением названного арбитражного суда от 09.03.2007 заявленное требование удовлетворено.
Девятый арбитражный апелляционный суд постановлением от 30.05.2007 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Не согласившись с судебными актами двух инстанций, ТУ Росфиннадзора в г. Москве подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы. При этом сослалось на доказанность совершения обществом административного правонарушения и правомерное применение к нему административного наказания. Также указало на неправильную оценку судами дополнений NN 2 и 3 к контракту, которые отсутствовали в уполномоченном банке и не были представлены в ходе рассмотрения административного дела.
До рассмотрения жалобы по существу от общества поступило ходатайство об отложении ее рассмотрения в связи с отсутствием в Москве представителя общества и отсутствии возможности направить нового представителя.
Ходатайство обсуждено и признано подлежащим отклонению, поскольку правовая позиция общества по делу изложена в представленном в дело отзыве.
В судебном заседании представитель административного органа поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам. Общество уведомлено о времени и месте судебного разбирательства по жалобе в установленном порядке, его представитель на заседание суда кассационной инстанции не явился.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалованных судебного решения и постановления.
Как установлено судами двух инстанций, общество 14.09.2005 заключило с компанией-нерезидентом ООО "Технохимсервис" (Польша) экспортный контракт N 7 на поставку товара - аммиака жидкого безводного и оформило в ООО КБ "Русский Международный Банк" паспорт сделки от 26.09.05 N 05090009/3123/0000/1/0. 29.12.2005 стороны контракта подписали дополнение к нему N 1, согласно п. 6.1 которого платеж за фактически отгруженный товар производится переводом на счет резидента не позднее 90 банковских дней с даты поставки товара против факсовой копии коммерческого счета общества. По условиям п. 2.3 контракта датой поставки товара является дата пересечения границы Белоруссия-Польша (погранпереход Свилочь-Семенувка). Общество 17.02.2006 по ГТД N 10208040/070206/0001248 экспортировало товар на сумму 205224,50 долларов США. С учетом условий контракта товар подлежал оплате до 29.06.2006. Согласно ведомости банковского контроля, представленной банком паспорта сделки, по состоянию на 10.10.06 вышеуказанная денежная сумма за экспортированный товар на соответствующий счет в уполномоченном банке не зачислена.
По факту непоступления валютной выручки за переданные нерезиденту товары Московская северная таможня 11.12.2006 составила протокол об административном правонарушении, на основании которого ТУ Росфиннадзора в г. Москве 17.01.2007 вынесло постановление N 452-06/1139М о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 5384187 руб. 89 коп.
Общество оспорило это постановление в судебном порядке.
В соответствии с названной нормой Кодекса административным правонарушением признается, в частности, невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся за переданные нерезидентам товары.
Соответствующая обязанность резидента предусмотрена пунктом 1 части 1 статьи 19 Федерального закона от 10.12.03 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", согласно которому срок получения денежных средств предусматривается внешнеторговым контрактом.
Рассматривая заявленное по делу требование, суды первой и апелляционной инстанций установили, что условия оплаты покупателем поставленного товара трижды изменялись сторонами путем подписания дополнений к контракту от 29.12.2005 N 1, от 11.05.2006 N 2, от 03.07.2006 N 3, которыми срок оплаты был увеличен соответственно с 30 до 90, с 90 до 120 и со 120 до 350 банковских дней. Суды признали, что дополнения к контракту заключены сторонами до возникновения факта нарушения сроков поступления валютной выручки и указанная в постановлении о привлечении к административной ответственности дата 22.06.2006 не является определяющей при определении момента возникновения правонарушения.
Суды проанализировали представленную в дело переписку между ЗАО "Транс-Аммиак" и ООО "Технохимсервис" (Польша), в частности, письма ЗАО "Транс-Аммиак" от 20.03.2006 и от 12.04.2006 об имеющейся у покупателя задолженности по контракту, письма ООО "Технохимсервис" от 14.04.2006 и от 27.04.2006 в адрес поставщика о причинах задержки с оплатой товара, письмо ЗАО "Транс-Аммиак" от 30.05.2006 о подписании дополнения от 11.05.2006 N 2 к контракту и продлении срока платежа до 120 банковских дней, письмо ООО "Технохимсервис" (Польша) от 16.06.2006 с просьбой продлить срок оплаты до 350 дней, на основании которого было подписано дополнение к контракту от 03.07.2006 N 3 о продлении срока оплаты до 350 банковских дней, и указали, что она косвенно подтверждает факт заключения дополнений до возникновения правонарушения.
Оценив в совокупности представленные в дело доказательства, суды двух инстанций пришли к выводу о недоказанности бесспорными доказательствами факта совершения обществом административного правонарушения и правомерного применения к нему административного наказания. Также указали на соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности.
Ссылка в жалобе на то, что дополнения NN 2 и 3 к контракту, признанные судами двух инстанций в качестве доказательства изменения срока оплаты поставленного на экспорт товара, не были представлены в уполномоченный банк и при рассмотрении административного дела, т.е. объективно не существовали, не принимается во внимание. Суды оценили эти дополнения, признали их допустимыми доказательствами по делу. При этом отклонили как неосновательный довод административного органа о ничтожности этих дополнений. Вступать в переоценку представленных в дело доказательств суд кассационной инстанции не вправе.
Отсутствие этих дополнений в уполномоченном банке не доказывает факт правомерного применения административного наказания, поскольку административная ответственность по ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ применяется за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся за переданные нерезидентам товары, а не за непредставление в уполномоченный банк доказательств внесения изменений в контракт. Как установили суды двух инстанций, срок оплаты экспортированного товара был изменен сторонами сделки.
Другие доводы жалобы свидетельствуют об иной оценке доказательств по делу, в связи, с чем отклоняются, поскольку выходят за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
В связи с изложенным суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.03.2007 по делу N А40-3180/07-148-29, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2007 N 09АП-5241/2007-АК по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г. Москве - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 9 августа 2007 г. N КА-А40/7552-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании