06 сентября 2011 г. |
Дело N А55-2822/2011 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена: 05 сентября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 06 сентября 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова В.В.,
судей Марчик Н.Ю., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - Чистяков В.Н., представитель по доверенности от 25.01.2011 г...
от ответчика - Рассказчикова А. Ю., представитель по доверенности от 24.12.2010,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 7 дело по апелляционным жалобам Мэрии городского округа Тольятти и общества с ограниченной ответственностью "Сфера" на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 июня 2011 года по делу NА55-2822/2011 (судья Бойко С.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сфера" (ОГРН 1106320000104), г. Тольятти, Самарская область,
к Мэрии городского округа Тольятти, г. Тольятти, Самарская область,
о признании недействительным постановления N 3311-п/1 от 17.11.2010 г. и обязании устранить нарушения прав и законных интересов,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сфера" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании постановления Мэрии г.о. Тольятти (далее ответчик) N 3311-п/1 от 17.11.2010 г. недействительным и обязании устранить нарушения прав и законных интересов путем обеспечения выбора земельного участка, расположенного на пересечении проспекта Степана Разина и Ленинского проспекта (дорожное кольцо) Автозаводского района г. Тольятти и предварительного согласования места размещения объекта дорожного сервиса с инженерно-техническим обеспечением.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27 июня 2011 года по делу N А55-2822/2011 заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным постановление Мэрии городского округа Тольятти N 3311-п/1 от 17 ноября 2010 "Об отказе ООО "Сфера" в размещении объекта дорожного сервиса с инженерно-техническим обеспечением на пересечении проспекта Степана Разина и Ленинского проспекта (дорожное кольцо) Автозаводского района г. Тольятти". На ответчика возложена обязанность устранить нарушения прав и законных интересов заявителя. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Заявитель в апелляционной жалобе просит отменить решение в части отказа в удовлетворении заявленных требований и принять новый судебный акт, обязав ответчика устранить нарушения прав способом, указанным заявителем.
Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований, считает, что он не должен соблюдать процедуры выбора и согласования, поскольку земельный участок расположен на разделительной полосе автодороги, на которой запрещено движение и остановка транспортных средств.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью "Сфера" обратилось в Мэрию городского округа Тольятти с заявлением N l4 от 02.08.2010 г. о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта дорожного сервиса с инженерно-техническим обеспечением с расположением: г. Тольятти, Автозаводский район, пересечение проспекта Степана Разина и Московского проспекта.
Постановлением N 3311-п/1 от 17.11.2010 г. Мэрия городского округа Тольятти в размещении объекта дорожного сервиса с инженерно-техническим обеспечением на пересечении проспекта Степана Разина и Ленинского проспекта (дорожное кольцо) Автозаводского района г. Тольятти заявителю отказала.
Отказ мотивирован ст. 1, ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ч. 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ, постановлением мэрии г о. Тольятти от 22.04.2010 N 1027-п/1, Уставом г.о. Тольятти.
В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Согласно части 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации к акту о выборе земельного участка для строительства прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
При обращении в Мэрию г.о. Тольятти с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта дорожного сервиса требования указанной нормы были выполнены ООО "Сфера" полностью. Одновременно с поданным заявлением были предоставлены все необходимые документы, что ответчиком не отрицается.
В оспариваемом постановлении, указывается как обоснование принятого решения, то обстоятельство, что на испрашиваемом земельном участке находится автомобильная дорога, включенная в реестр муниципальной собственности, участок находится за красной линией, в границах территории общего пользования.
Из имеющегося в материалах дела технического паспорта на сооружение - кольцевая транспортная развязка по Ленинскому проспекту-проспекту Степана Разина следует, что в состав названного сооружения входят литеры С (проезжая часть), С1, С2 (тротуары).
Испрашиваемый земельный участок расположен между элементами вышеназванного сооружения литера С и С1.
Из вышеназванного технического паспорта усматривается, что такого элемента как разделительная полоса вышеназванное сооружение не имеет. С учетом изложенного доводы ответчика о том, что испрашиваемый земельный участок находится на разделительной полосе автомобильной дороги, являются необоснованными.
В оспариваемом постановлении делается ссылка на статью 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и нахождение земельного участка за красной линией.
В то же время в соответствии с картой градостроительного зонирования, утвержденной решением Думы городского округа Тольятти от 24.12.2008 N 1059, испрашиваемый земельный участок отнесен к территории магистральных улиц и дорог.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации автомобильная дорога - линейный объект.
Согласно пункту 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 3 Правил землепользования и застройки городского округа Тольятти действие градостроительных регламентов не распространяется на земельные участки, занятые линейными объектами.
Положение об использовании земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, утверждено постановлением мэрии городского округа Тольятти от 22.04.2010 N 1027-п/1.
Пунктом 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" прямо предусмотрено размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги, которое должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов.
Из представленных в материалы дела документов следует, что испрашиваемый земельный участок расположен в красных линиях проспекта Степана Разина г. Тольятти.
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
В данном случае красные линии, обозначают границы земельного участка, на котором расположена автомобильная дорога, и которые отделяют его от территориальных зон Ж-4 (зона застройки многоквартирными домами 5-35 этажей).
Таким образом, наличие красных линий не является препятствием для строительства объектов придорожного сервиса.
Содержащаяся в отзыве на заявление ссылка на несоответствие размещения АЗС на испрашиваемом земельном участке требованиям п. 1.2.1. Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций, утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 06.05.2002 N 33, является необоснованной, т.к. названные Правила в силу пункта 1.1.1. устанавливают требования по охране труда, обязательные для исполнения при эксплуатации нефтебаз, складов горюче-смазочных материалов (ГСМ), стационарных автозаправочных станций и передвижных автозаправочных станций (ПАЗС), их зданий, сооружений, основного и вспомогательного оборудования, и, следовательно, не применяются при проведении процедуры выбора земельного участка.
Ссылка на СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03, который предусматривает санитарно защитную зону 100 метров для автозаправочной станции для заправки грузового и легкового автотранспорта жидким и газовым топливом размером 100 м, также является необоснованной, поскольку ответчиком не представлены доказательства невозможности установления такой зоны.
Кроме того, ответчик в оспариваемом постановлении на нарушения требований Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций и СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 не ссылается.
В соответствии со статьями 198, 201 АПК РФ основанием для принятия судом решения о признании недействительным ненормативного акта, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие двух условий в совокупности: несоответствие обжалуемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим ненормативным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Оспариваемое постановление не соответствует требованиям статей 29, 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В качестве способа восстановления его прав, заявитель просит обязать Мэрию городского округа Тольятти обеспечить выбор земельного участка, расположенного на пересечении проспекта Степана Разина и Ленинского проспекта (дорожное кольцо) Автозаводского района г. Тольятти и предварительно согласовать место размещения объекта дорожного сервиса с инженерно-техническим обеспечением.
Указанный способ восстановления прав заявителя не может быть применен по следующим основаниям.
После определения участка(ков), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи Земельного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
В силу правила пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
По смыслу положений пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При этом, Кодекс не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Однако порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Земельным кодексом Российской Федерации не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Данная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10.
В то же время, из объяснений представителей сторон следует, что в рассматриваемом случае публичного информирования о возможном предоставлении земельного участка не производилось. Поскольку в силу статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации выбор земельного участка для размещения объекта строительства, оформление акта выбора земельного участка и принятие решение о предварительном согласовании места размещения АЗС на указанном земельном участке осуществляются после такого информирования, названные действия не могут быть осуществлены Мэрией.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 27 июня 2011 года по делу N А55-2822/2011 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Н.Ю. Марчик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-2822/2011
Истец: ООО "Сфера"
Ответчик: Мэрия городского округа Тольятти
Хронология рассмотрения дела:
06.09.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9110/11