г. Пермь |
|
25 января 2011 г. |
Дело N А50-15567/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 января 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Васевой Е.Е.
Судей Варакса Н.В., Ясиковой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляковой М.В.
при участии:
от истца - Общества с ограниченной ответственностью "Транспортная компания ЛАЙН БАС" (ОГРН 1075916000654, ИНН 5916018968): не явиись
от ответчика - Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации: не явились
от ответчика - Пермского края в лице Министерства финансов Пермского края (ОГРН 1035900070293, ИНН 5902290917): не явились
от третьего лица - Министерства градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края (ОГРН 1055900367434, ИНН 5902293210): не явились
от третьего лица - Пермского краевого государственного унитарного предприятия "Автовокзал" (ОГРН 1025900892270, ИНН 5904100150): не явились
от третьего лица - Администрации Краснокамского муниципального района Пермского края (ОГРН 1025901845661, ИНН 5916006578): не явились
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Пермского края в лице Министерства финансов Пермского края
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 13 ноября 2010 года
по делу N А50-15567/2010
принятое судьей Белокрыловой О.В.
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Транспортная компания ЛАЙН БАС"
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Пермскому краю в лице Министерства финансов Пермского края
третьи лица: Министерство градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края, Пермское краевое государственное унитарное предприятие "Автовокзал", Администрация Краснокамского муниципального района Пермского края
о взыскании убытков
установил,
Общество с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "ЛАЙН БАС" (далее - ООО "ТК ЛАЙН БАС", истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Пермскому краю за счет средств казны Российской Федерации в счет возмещения убытков, понесенных в связи с перевозкой льготных категорий пассажиров по федеральным специальным проездным документам на транспорте пригородного сообщения - 1 383 481,67 руб., с Министерства финансов Пермского края за счет средств казны Пермского края в счет возмещения убытков, понесенных в связи с перевозкой льготных категорий пассажиров по региональным специальным проездным документам на транспорте пригородного сообщения - 9 768 915,85 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края, Пермское краевое государственное унитарное предприятие "Автовокзал", Администрация Краснокамского муниципального района Пермского края.
Истцом заявлено ходатайство о замене ответчиков, просит взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 1 383 481,67 руб. за счет казны Российской Федерации, с Пермского края в лице Министерства финансов Пермского края 9 768 915,85 руб. за счет казны Пермского края (т.1 л.д.108).
Определением от 10.09.2010 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, Пермский край в лице Министерства финансов Пермского края.
В порядке ст.49 АПК РФ истец заявил об уменьшении размера исковых требований, просит взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 1 383 266,72 руб., с Пермского края в лице Министерства финансов Пермского края за счет казны Пермского края 9 767 699,40 (т.1 л.д.132). Уточненные требования приняты (т.1 л.д.191).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 13 ноября 2010 года по делу N А50-15567/2010, принятым судьей Белокрыловой О.В., требования удовлетворены. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу ООО "Транспортная компания ЛАЙН БАС" взыскано 1 383 266 руб. 72 коп. в счет возмещения убытков, понесенных в связи с перевозкой льготной категории пассажиров по федеральным социальным проездным документам на транспорте пригородного сообщения. С Пермского края в лице Министерства финансов Пермского края за счет средств казны Пермского края в пользу ООО "Транспортная компания ЛАЙН БАС" взыскано 9 767 699 руб. 40 коп. в счет возмещения убытков, понесенных в связи с перевозкой льготной категории пассажиров по региональным социальным проездным документам на транспорте пригородного сообщения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчики обратились с апелляционными жалобами, просят решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Пермский край в лице Министерства финансов Пермского края в обоснование апелляционной жалобы проводит следующие доводы. Суд первой инстанции неправильно применил ст.790 ГК РФ, данная норма гарантирует перевозчикам возмещение из бюджетов бюджетной системы РФ именно расходов, связанных с оказанием услуг льготной категории граждан, но не полного возмещения убытков. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что заявитель понес убытки, связанные с осуществлением перевозок льготной категории пассажиров. Судом не дана оценка доводам Министерства финансов Пермского края о порочности расчета истца. Суд неправильно применил ст.1071 ГК РФ, не применил п.10 ст.158 Бюджетного кодекса РФ, п.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ". Представитель ответчика в судебное заседание не явился.
Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации в апелляционной жалобе ссылается на то, что судом первой инстанции не учены ошибки, допущенные истцом в расчетах убытков. Требования истца о компенсации убытков за 2007 года не основаны на договоре. Истец основывает свои расчеты исключительно на своих данных о количестве перевезенных пассажиров, которые надлежащими доказательствами не подтверждены. Какие-либо независимые организации для исследования пассажиропотока истец не привлекал, поэтому расчеты истца нельзя признать достоверными и правильными. Истец не представил доказательств возникновения убытков из-за противоправных действий (бездействия) государственных органов (Минфина России). Представитель ответчика в судебное заседание не явился.
ООО "ТК ЛАЙН БАС", Министерство градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края, Пермское краевое государственное унитарное предприятие "Автовокзал", Администрация Краснокамского муниципального района Пермского края письменные отзывы не представили, представители в судебное заседание не явились.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между ПКГУП "Автовокзал" и ООО "ТК ЛАЙН БАС" (перевозчик) заключены договоры на организацию и осуществление пассажирских перевозок на пригородных и междугородных автобусных маршрутах от 08.10.2007, от 13.10.2008 (т.1 л.д.12-25).
Согласно п. 2.1.12 договоров Автовокзал обязался в целях реализации предоставления льготного проезда по социальным проездным документам лицам - получателям дополнительных социальных услуг, предоставлять бесплатный проезд на пригородном автомобильном транспорте при обращении в кассы принадлежащих ему автовокзалов, автостанций и кассовых пунктов.
Автовокзал обязался также вести учет пассажиров, перевезенных по социальным проездным документам, предоставлять перевозчику отчет о распределении денежных средств, поступающих от реализации СПД, до 20 числа месяца, следующего за отчетным (п. 2.1.13, 2.1.15 договора).
Перевозчик обязался предоставлять льготный проезд гражданам - получателям дополнительных социальных услуг в пути следования транспортного средства по маршруту (п. 2.2.7 договора).
На основании указанных договоров истец осуществлял в период с 2007 по 2009 года перевозку пассажиров, в том числе предъявляющих социальные проездные документы (СПД) на маршрутах "Краснокамск-Пермь, через Красавинский мост, Верхние мулы", "Краснокамск-Курья", "Пермь-Оверята", "Краснокамск-п. Майский, через Гознак", "Южная-Оверята", "Краскокамс-Пермь" и другим.
Услуги по бесплатной перевозке льготных категорий граждан истец предоставлял на основании Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закона Пермской области от 30.11.2004 N 1830-388 "О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области", Указа Губернатора Пермской области от 02.02.2005 N15 "О введении в обращение социальных проездных документов на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) в Пермской области".
Полагая, что в результате предоставления бесплатного проезда льготной категории граждан в спорный период истцу причинены убытки в виде выпадающих доходов, ООО "ТК ЛАЙН БАС" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования исходя из того, что рассматриваемая льгота, является расходным обязательством федерального и регионального бюджетов, расходы по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта должны быть возмещены перевозчику в полном объеме за счет казны Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. Невыполнение государством в полном объеме своих обязательств по компенсации затрат стало причиной убытков истца. При этом судом указано, что объемы перевозок пассажиров, суммы выпадающих доходов подтверждены материалами дела.
Согласно ч. 5 ст. 790 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов ""О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Губернатором Пермской области издан Указ "О введении в обращение социальных проездных документов на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) в Пермской области" от 02.02.2005 N 15, в соответствии с которым социальные проездные документы на территории Пермской области вводятся в целях реализации прав граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с федеральным и областным законодательством, а также на трудовую пенсию по старости, на проезд транспортом общего пользования городского и пригородного сообщения на территории Пермской области.
Указом N 15 от 02.02.2005 утверждено Положение о порядке приобретения социальных проездных документов и условия проезда по ним на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) в пределах территории Пермской области.
Постановлением Главы Краснокамского муниципального района от 28.07.2005 N 253 утверждено Положение о порядке предоставления и использования федеральных средств для перевозчиков на возмещение расходов на обеспечение равной доступности услуг транспортных средств для отдельных категорий граждан.
Постановлением Главы Краснокамского муниципального района от 30.03.2009 N 92 утверждено Положение о порядке предоставления федеральных и краевых средств перевозчикам, работающим на краевых, районных и межмуниципальных маршрутах и использования ими выделенных средств на возмещение расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки, которых относится к ведению Российской Федерации и Пермского края.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 16 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публичного образования компенсации в виде не полученной с потребителя платы.
В силу Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" финансирование льгот на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", ст. 4 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" расходы, связанные с реализацией названных законов, подлежат компенсации за счет казны Российской Федерации.
В силу ст. 44 и 63 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ меры социальной защиты инвалидов и социальной поддержки ветеранов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в силу прямого указания, содержащегося в ст.10 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и ст.4 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", расходы, связанные с реализацией данных законов, подлежат компенсации за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России.
С учетом приведенных норм компенсация за предоставление указанных льгот осуществляется за счет федерального бюджета.
С целью установления мер социальной поддержки для иных категорий граждан, отнесенных федеральным законодательством к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации Законодательным собранием Пермской области принят Закон от 30.11.2004 N 1830-388 "О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области", устанавливающий право отдельных категорий граждан на приобретение социального проездного документа для проезда на городском пассажирском транспорте (кроме такси), со скидкой 100% и 50% (порядок приобретения социального проездного документа и его стоимость устанавливаются нормативным правовым актом губернатора области).
Меры социальной поддержки, установленные указанным законом, являются расходными обязательствами Пермского края.
Согласно п. 1 ст. 7 Закон от 30.11.2004 N 1830-388 меры социальной поддержки, установленные указанным законом, являются расходными обязательствами Пермского края.
Следовательно, компенсация за предоставление иных льгот осуществляется за счет бюджета субъекта.
Факт предоставления льготным категориям граждан бесплатного проезда подтверждается имеющимися в материалах дела документами, в том числе данными автовокзала, следовательно, истец вправе рассчитывать на компенсацию расходов, понесенных в связи с предоставлением бесплатного проезда отдельным категориям граждан.
Доказательств возмещения истцу расходов от предоставления льгот в полном объеме материалы дела не содержат. Понесенные истцом расходы в связи с перевозкой льготных категорий пассажиров по федеральным и региональным социальным проездным документам в соответствии со ст. 15 ГК РФ являются убытками.
В соответствии с условиями договоров с ПКГУП "Автовокзал" учет льготных пассажиров, вел организатор перевозок (автовокзал). Истцом представлены в материалы дела акты сверки взаимных расчетов, подписанные ПКГУП "Автовокзал" и ООО "ТК ЛАЙН БАС", свидетельствующие о наличии задолженности образовавшейся в связи с осуществлением перевозки пассажиров, пользующихся льготами.
Расчет задолженности федерального и регионального бюджетов по компенсации убытков за оказанные в 2007, 2008, 2009 году услуги по перевозке пассажиров, пользующихся льготами, является правильным, составлен в соответствии с Методикой распределения денежных средств от реализации социальных проездных документов. При расчете истцом использованы данные, представленные ПКГУП "Автовокзал". Также истцом произведен расчет выпадающих доходов от перевозки льготных категорий граждан, с остановочных пунктов во время следования автобуса по маршруту. В расчете истца учтены полученные им доходы от продажи СПД и суммы субвенций.
Иных документов, устанавливающих порядок определения численности пассажиров, осуществляющих проезд с использованием СПД, ответчиками не представлено.
Доводы апелляционной жалобы Пермского края в лице Министерства финансов Пермского края о том, что акты сверки, справка о количестве перевезенных пассажиров и выпадающих доходов за 2007 год подписаны не директором автовокзала, судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку о фальсификации указанных документов ответчиком не заявлялось.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Пермского края от 13 ноября 2010 года по делу N А50-15567/2010 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Е.Е.Васева |
Судьи |
Н.В.Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-15567/2010
Истец: ООО "Транспортная компания ЛАЙН БАС"
Ответчик: Министерство финансов ПК, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Пермскому краю, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
Третье лицо: Администрация Краснокамского муниципального района Пермского края, Министерство градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края, Пермское краевое государственное унитарное предприятие "Автовокзал"