г. Владивосток |
Дело |
02 сентября 2011 г. |
N А51-10060/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 01 сентября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 сентября 2011 года
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Г. М. Грачёва,
судей О.Ю. Еремеевой, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.С.Барановой,
при участии
от заявителя - Норкина А.Ю., представитель по доверенности от 21.03.2011 N 08-29,
от ответчика - Базылев Д.А., представитель по доверенности от 30.07.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Геос-Инфо"
апелляционное производство N 05АП-5454/2011
на решение от 26.07.2011
судьи Н.В.Колтуновой,
по делу N А51-10060/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю
к ООО "Геос-Инфо" (ИНН 2511055356, ОГРН 1072511004257)
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее - административный орган) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Геос-Инфо" (далее - ООО "Геос-Инфо", общество) к административной ответственности по ч.3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 26.07.2011 заявление административного органа удовлетворено, общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в виде предупреждения.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушением норм материального права.
В обоснование жалобы заявитель указал на ошибочность вывода суда о том, что геодезические работы, выраженные в определении координат точек границ земельных участков при межевании земли, подлежат лицензированию. По мнению заявителя жалобы, геодезические работы, входящие в состав межевания, в соответствии с п. 3.16 Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в РФ ГКИНП 17-002-93, утв. Роскартографией 15.10.1993 не подлежат регистрации. Полагает, что судом не учтено, что Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлен иной порядок получения исходных данных, в том числе и пунктов координат, необходимых для выполнения кадастровых работ, в соответствии с которым сведения из государственного земельного кадастра (каталоги и списки координат геодезических пунктов и географических объектов в местных системах координат (ГГС, ОМС, ПП) не относятся к информации ограниченного распространения и предоставляются при отсутствии лицензии на данные виды деятельности. Заявитель жалобы считает, что к административной ответственности должен был быть привлечен кадастровый инженер как выполнивший кадастровые работы, в связи с чем полагает неправомерным привлечение общества к административной ответственности.
В дополнениях к апелляционной жалобе заявитель указал на то, что в силу п. 3.16 абз. 1, 7 Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации ГКИНП-17-002-93, утв. Руководителем Роскартографии 15.10.1993 регистрация и выдача разрешений для работ, связанных с выносом в наружу границ землепользований не требуется.
Представитель ООО "Геос-Инфо" в заседании суда апелляционной инстанции доводы жалобы поддержало, просило решение отменить.
Представитель административного органа в судебном заседании и в представленном в материалы дела письменном отзыве на доводы апелляционной жалобы возразил, указал на законность принятого по делу решения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании лицензии от 08.04.2009 N ДВГ-00722Г ООО "Геос-Инфо" предоставлено право на осуществление геодезической деятельности.
06.06.2011 в ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Приморскому краю был сдан межевой план земельного участка (регистрационный номер: 2500/101/11-22039), расположенного по адресу: Приморский край, Хорольский район, с. Прилуки, ул.Центральная, д. 32, кв.1.
В ходе проверки межевого плана административным органом установлено, что исполнителем кадастровых работ являлся ООО "Геос-Инфо". В состав кадастровых работ по данному межевому плану входили геодезические работы, выраженные в определении координат характерных точек границ земельного участка. При подготовке межевых планов в качестве геодезической основы были использованы пункты и знаки государственной геодезической сети. Исходные геодезические данные указаны в пункте 2 листа 3 межевого плана. Координаты вышеуказанных пунктов и знаков государственной геодезической сети использованы для геодезических построений и определения координат точек границ земельного участка межевого плана.
Поскольку ООО "Геос-Инфо" за получением разрешения на использование координат государственных геодезических пунктов в органы госгеонадзора не обращалось, разрешение на использование координат не получало и оплату не производило, геодезические работы при межевании земель не были зарегистрированы в органе госгеонадзора, заявитель считает, что ООО "Геос-Инфо" нарушило требования и условия, предъявляемые к лицензиату при осуществлении геодезической деятельности.
Полагая, что обнаруженные нарушения являются достаточными данными, указывающими на наличие в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ специалистом-экспертом отдела геодезии и картографии - госинспектором по геонадзору 21.06.2011 в отношении ООО "Геос-Инфо" был составлен протокол N 24-13/71 об административном правонарушении, который вместе с заявлением и материалами дела об административном правонарушении на основании ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ направлен в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 того же Закона.
Удовлетворяя заявление административного органа о привлечении общества к административной ответственности, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы и дополнения к ней, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмене решения в силу следующих обстоятельств.
Согласно ч. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 3 ст. 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с пп. 42 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" геодезическая деятельность, за исключением геодезической деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, подлежит лицензированию.
В силу ст. 3 Федерального закона от 26.12.1995 N 209-ФЗ "О геодезии и картографии" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) к геодезическим работам специального (отраслевого) назначения, в том числе, относятся геодезические работы при межевании земель, ведении кадастров.
В соответствии с п.7 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при составлении межевого плана местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Таким образом, деятельность по определению координат характерных точек границ земельных участков является геодезической и подлежит лицензированию.
С учетом изложенного подлежит отклонению довод заявителя жалобы о том, что для выполнения работы по изготовлению межевых планов не требуется наличие специального разрешения (лицензии).
Лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении геодезической деятельности в силу пп. "а", "г" п. 3 постановления Правительства РФ от 21.11.2006 N 705 "О лицензировании деятельности в области геодезии и картографии" являются, в том числе, соблюдение порядка организации геодезических работ, технических требований к ним, норм и правил их выполнения в соответствии со статьей 6 Федерального закона "О геодезии и картографии"; соблюдение правил использования и обеспечения сохранности полученных во временное пользование геодезических материалов и данных государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации, а также их возвращения в установленные сроки в соответствии со статьей 9 Федерального закона "О геодезии и картографии".
Статья 9 Федерального закона N 209-ФЗ предусматривает, что геодезические, картографические, топографические, гидрографические, аэрокосмосъемочные, гравиметрические материалы и данные, в том числе в цифровой форме, полученные в результате осуществления геодезической и картографической деятельности и находящиеся на хранении в федеральных органах исполнительной власти, подведомственных этим федеральным органам организациях, образуют государственный картографо-геодезический фонд Российской Федерации (п. 1).
За пользование материалами и данными государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации для проведения работ в целях извлечения прибыли, за исключением работ, финансируемых соответственно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, взимается плата, включающая в себя затраты на создание, хранение и доставку указанных материалов и данных, а также на услуги по подбору указанных материалов и данных, по изготовлению их копий (п. 4 ст. 9 Федерального закона N 209-ФЗ).
Согласно п. 2.3 Инструкции о порядке предоставления в пользование и использования материалов и данных федерального картографо-геодезического фонда, утвержденной приказом Роскартографии от 05.08.2002 N 114-пр, предоставление в пользование материалов и данных фонда осуществляется на основании разрешений, выдаваемых органами государственного геодезического надзора, после внесения соответствующей платы.
Для получения разрешения на использование материалов и данных фонда пользователями предоставляются в органы государственного геодезического надзора, помимо прочих документов, заявка на предоставление в пользование материалов и данных фонда, составляемая по форме приложения N 1 (п. 2.6 Инструкции).
В силу п. 3.1 указанной Инструкции, топографо-геодезические и картографические работы могут производиться предприятиями только после рассмотрения и регистрации технических проектов или программ на каждый конкретный объект работ в инспекциях госгеонадзора или органах архитектуры и градостроительства.
Исходя из вышеуказанных норм права, следует, что получение и использование координат пунктов государственной геодезической сети при составлении межевого плана должно осуществляться в установленном указанными правовыми актами порядке на основании разрешения уполномоченного органа и проведение геодезической деятельности подлежит обязательной регистрации в уполномоченном органе.
Как установлено судом, ООО "Геос-Инфо" при составлении межевого плана N 2500/101/11-22039 использовало пункты и знаки государственной геодезической сети, что нашло отражение в пункте 2 на листе 3 межевых планов.
При этом за получением разрешения на использование координат государственных геодезических пунктов в органы госгеонадзора общество не обращалось, разрешение на использование координат не получало, оплату за пользование материалами и данными, а также регистрацию геодезических работ не производило. Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела административным протоколом N 2500/101/11-22039, пояснениями лиц, участвующими в деле, зафиксированными в протоколе судебного заседания суда первой инстанции.
Следовательно, ООО "Геос-Инфо" осуществляло геодезические работы с нарушением лицензионных требований.
В ходе рассмотрения дела судом не установлено обстоятельств, препятствующих правонарушителю соблюсти правила и нормы, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии вины ООО "Геос-Инфо".
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о нарушении обществом условий лицензирования и о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Довод заявителя жалобы о том, что геодезические работы, выполняемые при межевании, не подлежат регистрации, не принимается в силу следующих обстоятельств.
Пунктом 6 ст. 69 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что юридические лица или индивидуальные предприниматели могут проводить любые виды работ по землеустройству без специальных разрешений, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В соответствии с п. 3.2.1 Стандарта отрасли "Виды и процессы геодезической и картографической производственной деятельности. Термины и определения" ОСТ 68-14-99 - "Геодезические работы - категория полевых и камеральных работ, основным назначением которых является сбор данных для определения фигуры, размеров, гравитационного поля Земли, координат точек земной поверхности и их изменений во времени".
Статьей 17 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" установлено, что межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат.
Работы по определению координат точек земной поверхности при межевании и составляют геодезические работы, которые являются самостоятельной отраслью деятельности.
В силу п. 2 ст. 13 Федерального закона N 209-ФЗ и Положения о государственном геодезическом надзоре геодезической и картографической деятельностью от 21.11.2006 N 705 проведение геодезических работ подлежит обязательной регистрации в уполномоченном органе.
Необоснованным является утверждение ответчика о том, что работы, выполняемые им при межевании земель, являются выносом в натуру и попадают под действие п. 3.16 Инструкции ГКИНП-17-002-93, поскольку содержащиеся в данном пункте работы, для которых не требуется регистрация, установлены для инженерно - геодезических работ, связанных с усилением, ремонтом и реконструкцией существующих железных и автомобильных дорог и других существующих линейных сооружений в пределах отведенных для этих сооружений земель, работ, связанных с выносом в натуру границ землепользований.
Доводы заявителя жалобы о том, что Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" устанавливает иной порядок получения исходных данных, в том числе и пунктов координат, необходимых для выполнения кадастровых работ, учтены быть не могут, как не свидетельствующие об освобождении общества от получения разрешения на использование координат государственных геодезических пунктов, в органы госгеонадзора общество не обратилось, разрешение не получило и оплату за пользование материалами и данными фонда не производило. Данные обстоятельства зафиксированы в протоколе об административном правонарушении от 21.06.2011 N 24-13/71.
Учитывая, что материалами дела подтверждено наличие в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ, процедура привлечения к административной ответственности административным органом соблюдена, наказание назначено с учетом всех обстоятельств дела в пределах санкции статьи, по которой квалифицированно деяние юридического лица и поэтому у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для признания незаконным обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции.
Довод заявителя жалобы о неправомерности привлечения общества к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, поскольку межевые планы составлялись кадастровым инженером, которого и следовало было привлекать к административной ответственности, судебной коллегией не принимается, поскольку опровергается установленными по делу обстоятельствами о вине общества в совершенном административном правонарушении и, как основанный на неверном толковании норм права.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что всем доказательствам, представленным сторонами, материалам дела, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, не установлено.
Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 26 июля 2011 года по делу N А51-10060/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу с дополнениями к ней - без удовлетворения.
В соответствии с ч. 4.1 ст. 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Председательствующий |
Г. М. Грачёв |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-10060/2011
Истец: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю
Ответчик: ООО Геос-Инфо
Хронология рассмотрения дела:
02.09.2011 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-5454/11