30 августа 2011 г. |
г. Вологда Дело N А66-4177/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой О.Н.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тверской области Черных Е.В. по доверенности от 12.05.2011; от общества с ограниченной ответственностью Торгово-производственная компания "Центроснаб" Романова А.И. по доверенности от 14.03.2010 N 1,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Тверской области апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 15 июня 2011 года по делу N А66-4177/2011 (судья Романова Е.В.),
установил
общество с ограниченной ответственностью Торгово-производственная компания "Центроснаб" (ОГРН 1026901661214; далее - ООО ТПК "Центроснаб", общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тверской области (далее - МИФНС N 4, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 31.12.2010 N 14-16/45 в части доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 489 173 рублей, начисления соответствующих пеней и привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) в виде штрафа в размере 7500 рублей.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 15 июня 2011 года по делу N А66-4177/2011 требования общества удовлетворены.
Инспекция с решением суда не согласилась и обратилась с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на правомерное применение абзаца второго пункта 3 статьи 161 НК РФ, так как право собственности на помещение перешло к обществу с момента его государственной регистрации (21.01.2009).
ООО ТПК "Центроснаб" в отзыве и его представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, считают решение суда законным и обоснованным.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, инспекция провела выездную налоговую проверку ООО ТПК "Центроснаб" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах (правильности исчисления, уплаты и перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджеты) за период с 01.01.2007 по 31.12.2009, по результатам которой составлен акт от 09.12.2010 N 14-16/45.
Рассмотрев акт выездной налоговой проверки от 09.12.2010 N 14-16/45, возражения налогоплательщика, начальник МИФНС N 4 принял решение от 31.12.2010 N 14-16/45 о привлечении общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в общей сумме 10 000 рублей, предложении уплатить недоимку по налогам в общей сумме 654 069 рублей 82 копеек, пени в общей сумме 127 607 рублей 86 копеек.
В порядке главы 19 НК РФ общество обратилось с жалобой в Управление ФНС по Тверской области, которое решением от 22.03.2011 N 11-12/35 утвердило решение инспекции от 31.12.2010 N 14-16/45.
В оспариваемом решении инспекция зафиксировала налоговое правонарушение, выразившееся в том, что общество, являясь налоговым агентом по НДС, не исчислило и не перечислило в бюджет в 1 квартале 2009 года данный налог в сумме 489 173 рублей по сделке по приобретению нежилого помещения.
Проверкой установлено, что на основании протокола проведения итогов открытого аукциона от 09.12.2008 Комитет по управлению имуществом г. Кимры заключил с ООО ТПК "Центроснаб" договор купли-продажи от 12.12.2008 N 14, согласно которому общество приобрело нежилое помещение N 2, площадью 74,4 кв. м, расположенное по адресу: г. Кимры, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 69, по цене 2 717 627 рублей.
Условиями договора от 12.12.2008 N 14 предусмотрено внесение задатка в сумме 900 000 рублей и уплата оставшейся суммы в течение 7 дней с момента подписания данного договора.
Общество 02.12.2008 внесло задаток в сумме 900 000 рублей, 17.12.2008 уплатило остаток в сумме 1 817 627 рублей, то есть расчеты по договору выполнены полностью в 2008 году.
Передача объекта произведена по акту приема-передачи имущественного комплекса от 19.12.2008.
Управление Федеральной регистрационной службы по Тверской области зарегистрировало право собственности ООО ТПК "Центроснаб" на данный объект 21.01.2009.
Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ с 01.01.2009 введен в действие абзац второй пункта 3 статьи 161 НК РФ, согласно которому при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В силу пункта 1 статьи 167 НК РФ в целях главы 21 данного Кодекса моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 3, 7 - 11, 13 - 15 названной статьи, является наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав или день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Пунктом 3 статьи 167 НК РФ установлено, что в случаях, если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на этот товар, такая передача права собственности в целях главы 21 НК РФ приравнивается к его отгрузке.
Таким образом, в случае реализации объекта недвижимого имущества, подлежащего государственной регистрации, объект налогообложения по НДС возникает на одну их наиболее ранних дат: день оплаты или дату передачи права собственности (пункты 1 и 3 статьи 167 НК РФ).
Учитывая, что права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него (пункт 2 статьи 8 ГК РФ), моментом определения налоговой базы по НДС является наиболее ранняя из двух дат: день оплаты или дата государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества.
Кроме того, налогообложение при приобретении в собственность государственного (муниципального) имущества имеет свою специфику.
Из системного толкования абзаца второго пункта 3 статьи 161 НК РФ следует, что при приобретении недвижимого имущества, находящегося в муниципальной казне, исчисление суммы НДС производится покупателем - налоговым агентом при оплате указанного имущества.
Данный вывод подтверждается письмами Министерства финансов Российской Федерации от 16.09.2009 N 03-07-11/228, от 19.03.2010 N 03-07-11/72.
В рассматриваемом случае полная оплата по договору купли-продажи от 12.12.2008 N 14 произведена в 2008 году, а абзац второй пункта 3 статьи 161 НК РФ введен в действие с 01.01.2009, следовательно, у ООО ТПК "Центроснаб" в 1 квартале 2009 года не имелось основания для исчисления и удержания НДС в качестве налогового агента.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования общества, оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина инспекцией в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 15 июня 2011 года по делу N А66-4177/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-4177/2011
Истец: ООО Торгово-производительная компания "ЦЕНТРОСНАБ", ООО Торгово-производственная компания "ЦЕНТРОСНАБ"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N4 по Тверской области, Межрайонная ИФНС России N 4 по Тверской области