город Ростов-на-Дону |
дело N А32-659/2011 |
07 сентября 2011 г. |
15АП-8857/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 сентября 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ломидзе О.Г.
судей Авдониной О.Г., Галова В.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нарышкиной Н.В.
при участии:
от заявителя: представителя не направил, извещен;
от заинтересованного лица: Петросян Н.А., доверенность от 11.01.2011;
от третьего лица: представителя не направило, извещено
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.07.2011 по делу N А32-659/2011 (судья Нигоев Р.А.)
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
при участии третьего лица Департамента лесного хозяйства Краснодарского края
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - управление Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - Управление Росреестра) о:
признании незаконным отказа Управления Росреестра от 09.11.2010 N 687/10-196/48855 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок лесного фонда (кварталы 1А-20А, 1Б-15Б, 1В-11В, 1Г-7Г), площадью 16 970 000 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Динской район, Калининский район, Красноармейский район, Елизаветинское участковое лесничество Краснодарского края;
обязании Управления Росреестра зарегистрировать право собственности Российской Федерации на земельный участок лесного фонда (кварталы 1А-20А, 1Б-15Б, 1В-11В, 1Г-7Г), площадью 16 970 000 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Динской район, Калининский район, Красноармейский район, Елизаветинское участковое лесничество Краснодарского края.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета, привлечен Департамент лесного хозяйства Краснодарского края.
Заявление мотивировано тем, что отказ в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок лесного фонда - Елизаветинское участковое лесничество является неправомерным, поскольку заявителем были представлены все необходимые документы, содержащие данные о площади, границах и местонахождении лесных участков, из которых образованы участковые лесничества.
В отзыве на заявление Управление Росреестра указало на правомерность отказа в государственной регистрации ввиду того, что заявителем не были представлены документы, содержащие описание участков лесного фонда, а именно: план лесного участка, также не представлено решения об объединении Краснодарского, Марьянского, Динского и Калининского лесничеств.
Решением суда от 01 июля 2011 г.. в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд указал, что заявителем на регистрацию не представлены документы, содержащие описание участков лесного фонда, а именно: план лесного участка.
Управление Росимущества обжаловало принятый судебный акт в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. Управление Росимущества, ссылаясь на положения статьи 4.3 ФЗ от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", указывает на наличие у него правоустанавливающих документов на участок. Представленная на регистрацию схема границ Елизаветинского участкового лесничества Краснодарского края по своим техническим характеристикам содержит всю необходимую информацию, предусмотренную постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Управление Росимущества и Департамент лесного хозяйства Краснодарского края извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра пояснила, что решение суда является законным и обоснованным. Пояснила, что заявитель после вынесения оспариваемого решения вновь обратился в Росреестр в целях регистрации права, в настоящее время регистрация права приостановлена.
Изучив материалы дела, выслушав представителя заинтересованного лица, оценив доводы апелляционной жалобы, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Российская Федерация является собственником:
участка лесного фонда (кварталы с 1 по 20), площадь 8 160 000 кв.м по адресу: г.Краснодар (Краснодарское лесничество ФГУ "Краснодарский опытный лесхоз") - свидетельство о государственной регистрации права от 06.10.2005 серии 23-АА N 381008 - л.д. 9;
земельного участка категория земель: земли лесного фонда - лесные участки в составе земель лесного фонда, площадь 6 540 000 кв.м по адресу: Краснодарский край, Красноармейский район (Марьянское лесничество ФГУ "Краснодарский опытный лесхоз") - свидетельство о государственной регистрации права от 19.07.2008 серии 23-АЕ N 077945 - л.д. 10;
лесного участка в составе земель лесного фонда (кварталы N N 1-11), площадью 360 000 кв.м по адресу: Краснодарский край, Динской район (Динское лесничество ФГУ "Краснодарский опытный лесхоз") - свидетельство о государственной регистрации права от 08.09.2008 серии 23-АЕ N 152369 - л.д. 11;
лесного участка в составе земель лесного фонда площадью 2 370 000 кв.м по адресу: Краснодарский край, Калининский район (Калининское лесничество ФГУ "Краснодарский опытный лесхоз") свидетельство о государственной регистрации права от 04.07.2008 серии 23-АД N 438728 - л.д. 12.
В соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства Министерства сельского хозяйства РФ от 17.10.2008 года N 316 на территории Краснодарского края создано 15 лесничеств, разделенных на участковые лесничества - л.д. 13-18.
Так, согласно данному приказу в состав Елизаветинского участкового лесничества Краснодарского опытного лесхоза вошли: Краснодарское, Марьянское, Динское и Калининское лесничества.
В соответствии с приказом Департамента лесного хозяйства Краснодарского края от 07.04.2009 N 142, Елизаветинскому участковому лесничеству присвоен номер 01, вошедшим в него кварталам - Краснодарскому, Марьянскому, Динскому и Калининскому присвоены буквенные индексы - А, Б, В, Г, соответственно - л.д. 19, 22.
Управление Росимущества, обратившись в Управление Росреестра, имело цель прекращения регистрационных записей об объектах права: Краснодарское, Марьянское, Динское и Калининское лесничества, и о внесении регистрационной записи об объекте права - Елизаветинское участковое лесничество.
В этих целях заявителем в Управление Росреестра представлены следующие документы: приказ Министерства сельского хозяйства РФ N 316 от 17.10.2008, приказ Департамента лесного хозяйства Краснодарского края N 142 от 07.04.2009, заявление о предоставлении дополнительных документов, схема границ Елизаветинского лесничества, что подтверждается представленными в материалы дела расписками в получении документов на государственную регистрацию от 09.11.2009, от 22.12.2009, от 09.09.2010 (л.д. 25, 26, 27).
Управление Росреестра приостановило государственную регистрацию по причине не представления заявителем правоустанавливающих документов на земельный участок, а также документов, подтверждающих существование такого земельного участка, с характеристиками, соответствующими ч. 1 ст. 69 Лесного кодекса РФ, который в графической и текстовой форме воспроизводится в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра, в котором отражены границы земельного участка, определенные в соответствии с федеральными законами.
Письмом от 09.11.2010 N 687/10-196/48855 Управлением Росреестра отказано в государственной регистрации ввиду не представления документов, отсутствие которых послужило основанием для приостановления государственной регистрации - л.д. 29-31.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (ст. 93 Лесного кодекса РФ).
В соответствии частью 1 статьи 20 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Как следует из текста сообщения об отказе, Управлением Росреестра отказано во внесении регистрационной записи о новом объекте права - Елизаветинское участковое лесничество по двум основаниям:
- не предоставлен правоустанавливающий документ на земельный участок;
- не предоставлен документ, подтверждающий существование такого земельного участка, с характеристиками, соответствующими части 1 ст. 69 Лесного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 4.3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, ограничения (обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, признаются соответственно правом собственности Российской Федерации на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда, ограничениями (обременениями) этого права и сделками с ними (часть 1). Внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записей о праве собственности Российской Федерации на указанные в части 1 настоящей статьи лесные участки, об ограничениях (обременениях) этого права и о сделках с ними осуществляется на основании заявлений заинтересованных лиц и документов, ранее представленных для государственной регистрации этого права, этих ограничений (обременений) прав на участки лесного фонда и сделок с ними и помещенных в дела правоустанавливающих документов.
Согласно Федеральному закону от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (статья 3) и Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ земли лесного фонда (лесные участки в составе земель лесного фонда) отнесены к федеральному уровню собственности. В соответствии ч 2 ст. 8 Лесного кодекса РФ формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Статьей 81 Лесного кодекса РФ установлено, что государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно или через уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти.
Исходя из приведенных норм материального права, можно сделать вывод, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности в силу закона.
В связи с чем довод Управления Росреестра о том, что заявителем не представлен правоустанавливающий документ на участок не может быть признан правомерным.
Между тем верен довод Управления Ростреестра о том, что для целей государственной регистрации не предоставлен документ, подтверждающий существование такого земельного участка, с характеристиками, соответствующими части 1 ст. 69 Лесного кодекса РФ - план лесного участка.
Для осуществления регистрационных действий в отношении объекта права - лесного участка - данный земельный участок должен быть индивидуализирован в установленном порядке.
Понятие лесного участка определено статьей 7 Лесного кодекса РФ, согласно которой лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Кодекса местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Понятие государственного учета лесных участков в составе земель лесного фонда раскрывает статья 4.1. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
Согласно положениям указанной статьи, государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра. Порядок проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (ст. 92 Лесного кодекса РФ).
В соответствии со ст. 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" в случае, если до 1 января 2012 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
План участка лесного фонда рассматривается в качестве документа, подтверждающего существование ранее учтенного участка лесного фонда и ст. 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, для лесных участков регистрационное действие может быть осуществлено без кадастрового учета земельного участка, однако с обязательным представлением плана лесного участка.
Форма плана лесного участка утверждена в качестве приложения к Порядку проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 28.11.2007 N 310.
Представленная в материалы дела схема планом лесного участка не является, текстового описания не содержит.
При таких обстоятельствах заявителю правомерно было отказано в проведении государственной регистрации права собственности на земельный участок лесного фонда по причине не представления документа, подтверждающего существование такого земельного участка, с характеристиками, соответствующими части 1 ст. 69 Лесного кодекса РФ.
Выводы суда первой инстанции построены на относимых и допустимых доказательствах, соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01 июля 2011 года по делу N А32-659/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Г. Ломидзе |
Судьи |
О.Г. Авдонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-659/2011
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по КК
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Третье лицо: Департамент лесного хозяйства Краснодарского края, Управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю