Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 17 августа 2007 г. N КА-А41/8244-07
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2007 г.
Открытым акционерным обществом "ПКП "Респиратор" (ОАО "ПКП "Респиратор") в 2003 г. был уплачен земельный налог в сумме 1712492 руб. 32 коп, в 2004 г. - 1917839 руб., в 2005 г. - 1975546 руб. (л.д. 18 т. 3).
25 октября 2006 г. ОАО "ПКП "Респиратор" представило в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 10 по Московской области (МИ ФНС России N 10 по МО) уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2003-2005 г.г. (л.д. 77-83, 96-100, 101-107 т. 1), в которых пересчитало сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, по ставке налога без увеличения ее на повышающие коэффициенты за земли в курортных зонах и за счет статуса города.
24 октября 2006 г. ОАО "ПКП "Респиратор" направило в адрес МИ ФНС России N 10 по МО письмо N 36/195 о возврате излишне уплаченного налога за 2003-2005 г.г. путем зачета (л.д. 35 т. 3).
По результатам проверки уточненных налоговых деклараций 27 декабря 2006 г. налоговым органом вынесены решения N 59, 60, 61 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предложено в сроки, указанные в требованиях, уплатить суммы земельного налога (л.д. 56-64 т. 2).
29 декабря 2006 г. налогоплательщику выставлены требования N 92, 93, 94 об уплате налога (л.д. 65-68 т. 2).
ОАО "ПКП "Респиратор" обратилось в арбитражный суд к МИ ФНС России N 10 по МО о признании вышеуказанных решений и требований недействительными как не соответствующих закону, а также об обязании налогового органа произвести зачет излишне уплаченного земельного налога в 2003-2005 г.г. в сумме 2849096 руб. в счет предстоящих платежей по земельному налогу.
Решением Арбитражного суда Московской области от 6 апреля 2007 г. требования ОАО "ПКП "Респиратор" удовлетворены по заявленным основаниям.
В кассационной жалобе МИ ФНС России N 10 по МО просит об отмене решения суда, считая, что налоговый орган правомерно применил повышающие коэффициенты.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "ПКП "Респиратор" считает принятый по делу судебный акт законным, просит кассационную жалобу отклонить.
В заседании кассационной инстанции представитель МИ ФНС России N 10 по МО поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ОАО "ПКП "Респиратор" возражал против ее удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований к отмене принятого по делу решения.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что заявитель в 2003-2005 г.г. при исчислении и уплате земельного налога применил повышающие коэффициенты за земли в курортных зонах и за счет статуса города, которые не подлежали применению, в связи с чем излишне уплаченные суммы налога подлежат возврату.
Данный вывод суда основан на следующем.
В соответствии с Законом РФ "О плате за землю" использование земли в РФ является платным.
ОАО "ПКП "Респиратор", как собственник земельных участков, обязан уплачивать земельный налог.
В соответствии со статьей 8 Закона РФ "О плате за землю" налог на городские (поселковые) земли устанавливается на основании средних ставок согласно Приложению 2 (таблицы 1, 2 и 3) к Закону.
Согласно статье 83 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений, отделенные их чертой от земель других категорий.
Земельные участки заявителя расположены в г. Орехово-Зуево и относятся к вышеуказанной категории земель.
В силу статьи 2 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области" средние ставки земельного налога на земли всех категорий (кроме земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также расположенных вне населенного пункта земель промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью), транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения) на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением 2 (таблица 2) к Закону РФ "О плате за землю": за земли городов - 2,5; за земли других категорий - согласно коэффициентам увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области.
Согласно Приложению 2 (таблица 2) к Закону Московской области "О плате за землю в Московской области" коэффициент увеличения средних ставок земельного налога в курортных зонах (курортные районы, зоны отдыха) для Московской области установлен 2,5.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду приложение 2 (таблица 2) Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю"
В Законе РФ "О плате за землю" отсутствуют определения "курортного района" и "зоны отдыха". В силу статьи 11 НК РФ эти термины применяются в том значении, в каком они используются в других отраслях законодательства.
В соответствии со статьей 94 ЗК курортные зоны - зоны отдыха и курортные районы являются землями рекреационного значения и относятся к землям особо охраняемых территорий.
В силу статьи 96 ЗК РФ земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан.
Согласно статье 85 ЗК РФ земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
Земли поселений в состав земель рекреационного назначения не входят, а также не входят в состав земель пригородных зеленых зон, поскольку не выполняют назначения и функций таких земель.
Суды правильно указали, что земельные участки, занимаемые заявителем, не отнесены к курортным зонам или зонам отдыха каким-либо специальным правовым актом.
Налоговым органом не представлено доказательств отнесения земель заявителя к курортным районам или зонам отдыха, поэтому применение коэффициента 2,5 при исчислении суммы налога неправомерно.
Утверждение налогового органа о необходимости применения коэффициента увеличения ставки земельного налога 2,2 за счет статуса города, его социально-культурного потенциала, также признано судом необоснованным.
Правильно применив ст. 8 Закона РФ "О плате за землю", оценив имеющиеся в деле доказательства, суд пришел к правильному выводу о том, что в спорный период у заявителя отсутствовала обязанность применять повышающие ставки земельного налога, установленные органами местного самоуправления.
При разрешении спора суд обоснованно исходил из согласованной сторонами в ходе рассмотрения дела суммы земельного налога, подлежащей уплате в 2003-2005 г.г. (л.д. 16-17, 22-23 т. 3).
В соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном этой статьей.
Суд признал подтвержденным факт непринятия Инспекцией решения по заявлению ОАО "ПКП "Респиратор" о возврате излишне уплаченного земельного налога. Суд проверил расчет суммы налога, подлежащей возврату заявителю.
Доводы кассационной жалобы сводятся к повторению утверждений налогового органа, исследованных судом, и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 6 апреля 2007 г. по делу N А41-К2-24616/06 оставить без изменения, кассационную жалобу МИ ФНС России N 10 по Московской области - без удовлетворения.
Взыскать с МИ ФНС России N 10 по Московской области в доход федерального бюджета госпошлину в размере 1000 руб. (одной тысячи рублей).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 17 августа 2007 г. N КА-А41/8244-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании