г. Чита |
Дело N А78-1940/2009 |
"02" сентября 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 сентября 2009 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Е.О. Никифорюк, Г.Г. Ячменёва, при ведении протокола секретарем судебного заседания Будаевой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Читинской таможни, на решение арбитражного суда Читинской области от 29 мая 2009 года по делу N А78-1940/2009, принятое судьей Анисимовым М.И.,
при участии:
от заявителя: Игноватова П.М., представителя по доверенности от 04.05.2008 г..
от заинтересованного лица: Третьяковой Г.П., представителя по доверенности от 07.08.2009 г..
и установил:
Заявитель, ООО "Алании", обратился с требованием о признании незаконными действий Читинской таможни по отказу в возврате излишне уплаченных таможенных сборов за таможенное оформление полных периодических таможенных деклараций и обязании Читинской таможни возвратить излишне уплаченные таможенные сборы при подаче полных периодических таможенных деклараций в размере 315 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 29 мая 2009 года требования заявителя удовлетворены полностью.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Заявитель, в 2006-2008 годах вывозил в таможенном режиме экспорта товары с применением процедуры периодического временного декларирования, осуществляемого путем подачи временной таможенной декларации с последующей подачей полной таможенной декларации. При оформлении временных таможенных деклараций заявитель уплатил 269000 рублей, при подаче полных таможенных деклараций 315 000 рублей.
Полагая, что уплата таможенных сборов за полные таможенные декларации является излишней, он 20 марта 2009 года обратился в Читинскую таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных сборов, внесенных в кассу и на счет таможенного органа в размере 315 000 рублей.
Письмом от 30 марта 2009 года Читинская таможня отказала в удовлетворении заявления, в связи с чем, общество обратилось в арбитражный суд.
Проанализировав доводы сторон, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в
арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия), в том числе государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, в предмет доказывания по настоящему делу входят соответствие действия (бездействия) таможенного органа закону или иному нормативному правовому акту и нарушают ли они права и законные интересы заявителя.
В соответствии со статьей 357.1 Таможенного кодекса Российской Федерации к таможенным сборам относятся, в том числе, таможенные сборы за таможенное оформление.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 357.7 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные сборы уплачиваются при декларировании товаров.
Ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 357.10 ТК РФ).
Размер таможенных сборов за таможенное оформление в сумме 315 000 рублей был рассчитан заявителем исходя из данных, указанных и уплаченных при подаче полных таможенных деклараций за 2006-2008 годы. Излишне уплаченной суммой таможенных сборов за таможенное оформление является указанная сумма, исчисленная обществом с учетом уплаченных таможенных сборов при подаче временных таможенных деклараций.
Постановлением Правительства РФ от 28.12.2004 N 863 ставки таможенных сборов установлены в зависимости от таможенной стоимости товара.
Увеличение размера таможенных сборов при подаче полных таможенных деклараций обусловлено тем, что в разделе 47 грузовых таможенных деклараций общество изменило основу начисления (10), т.е. увеличило таможенную стоимость товара, что соответственно привело к увеличению размера таможенных сборов, исчисленных в соответствии с п.1. Постановлением Правительства РФ от 28.12.2004 N 863.
Согласно п. 4 ст. 138 ТК РФ во временной таможенной декларации допускается заявление сведений исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества российских товаров в течение определенного периода времени, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу количеству российских товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств российских товаров и порядка определения их цены на день подачи временной таможенной декларации.
Пунктом 6 ст. 138 ТК РФ предусмотрено, что вывозные таможенные пошлины уплачиваются одновременно с подачей временной таможенной декларации в таможенный орган. Если сумма подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин увеличивается в результате уточнения сведений, указанных в пункте 4 настоящей статьи, доплата суммы вывозных таможенных пошлин осуществляется одновременно с подачей полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации.
При подаче временных таможенных деклараций предприниматель воспользовался данным правом, заявив в них условную таможенную стоимость товара, уплатив, исходя из условной стоимости товара, таможенные сборы.
При подаче ППД индивидуальный предприниматель указал действительную стоимость экспортируемого товара, рассчитав по ней таможенные сборы в соответствии со ставками установленным п.1 Постановления Правительства РФ от 28.12.2004 N 863.
Таким образом, общество, при поставке в КНР лесоматериалов при подаче ППД оплатило таможенные сборы исходя из окончательно заявленной им таможенной стоимости товара, в 2006 году и в 2008 году. Вследствие чего, с учётом уплаченных при подаче ВПД таможенных сборов, произошла их переплата в 2006 году и в 2008 году в сумме 315000 рублей.
Следовательно, с учётом вышеприведенных норм закона, возврату подлежит указанная сумма, которая была достигнута сторонами в ходе проведения сторонами сверки уплаты таможенных сборов по ВПД и ППД и не оспаривалась ими в судебном заседании
Таким образом, суд пришёл к выводу о том, что действия таможни не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права и интересы заявителя в его предпринимательской деятельности, в силу чего, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Таможенный орган, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, заявителю в удовлетворении требований отказать полностью.
В судебном заседании представитель таможенного органа поддержал доводы апелляционной жалобы, указав следующее.
Таможенный орган считает, что при вынесении решения от 29.05.2009 года Арбитражным судом Читинской области неправильно применены нормы материального права по следующим основаниям:
В соответствии с п. 31 ст. 11 ТК РФ таможенный сбор - платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров.
Согласно п. 1 ст. 318 ТК РФ, таможенные сборы относятся к таможенным платежам.
Согласно ст. 63 ТК РФ, за таможенное оформление взимаются таможенные сборы в соответствии с ТК РФ.
Ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 357 10 ТК РФ).
Пунктом 1 ст. 357 и п. 1 ст. 357 ТК РФ установлено, что таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при декларировании до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.
Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным ТК РФ, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей (п. 1ст. 124ТКРФ).
Судом сделан неверный вывод о том, что представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру. В связи с этим, уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования и исключает повторную уплату таможенных сборов при предоставлении полной таможенной декларации.
В соответствии с процедурой периодического временного декларирования товаров, установленной ст. 138 ТК РФ, декларирование товаров производится дважды - при подаче временной таможенной декларации и при подаче полной таможенной декларации.
Подача временной и полной таможенных деклараций представляет собой не единый порядок декларирования, а единый порядок таможенного оформления, в рамках которых имеет место два самостоятельных факта декларирования.
Таким образом, следует вывод о том, что таможенные сборы уплачиваются при подаче каждой таможенной декларации: временной периодической и полной периодической декларацией.
Кроме того, в соответствии с п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров", в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.
Таким образом, данный пункт постановления Правительства РФ регламентирует ситуацию, когда для подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании применяются общие правила взимания таможенных сборов и ее подача не является повторной.
Пунктом 1 ст. 357 ТК РФ определен исчерпывающий перечень товаров, за таможенное оформление которых таможенные сборы не взимаются.
Из данных правовых норм следует, что в случае подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании таможенные сборы уплачиваются по общим ставкам, установленным п. 1 вышеназванного Постановления Правительства РФ.
Также, в соответствии с п. 1 ст. 357 ТК РФ, таможенные сборы исчисляются лицами, ответственными за уплату таможенных сборов, самостоятельно, а также таможенными органами при выставлении требований об уплате таможенных платежей в соответствии со ст. 350 ТК РФ.
Общество при подаче ВПД и ППД самостоятельно определяло и заявляло в декларациях суммы таможенных сборов, подлежащих уплате. Уплата таможенных сборов осуществлялась за счет авансовых платежей по распоряжению Общества путем подачи им таможенных деклараций, в соответствии с п. 3 ст. 330 ТК РФ.
В решении Арбитражного суда Читинской области от 29.05.2009 года не содержится правового основания, установленного законодательством РФ или таможенным законодательством РФ, для возврата (зачета) излишне уплаченных таможенных сборов.
Согласно п.1 ст.357.8 ТК РФ, взыскание и возврат таможенных сборов осуществляются в соответствии с порядком, предусмотренным ТК РФ для взыскания и возврата таможенных пошлин, налогов.
Возврат (зачет) излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов регулируется статьей 355 ТК РФ. П.1 данной статьи установлено, что излишне уплаченной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством РФ й ТК РФ.
При этом законодательство РФ включает в себя федеральные конституционные и федеральные законы, таможенное законодательство РФ включает в себя Таможенный кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы.
Таможенным кодексом РФ установлены следующие императивные нормы:
1) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при декларировании товаров (пп.1 п.1 ст. 357,7 ТК РФ). При этом под декларированием понимается заявление таможенному органу в таможенной декларации в письменной форме сведений о товарах (наименование, описание, классификационный код, количество, таможенная стоимость). Никаких исключений данные нормы права не содержат, в связи с чем таможенные сборы уплачиваются как при подаче временной, так и полной таможенной декларации;
2) таможенные сборы за таможенное оформление должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременной с подачей таможенной декларации (п.1 ст. 357.6 ТК РФ). Никаких исключений данные нормы права не содержат, в связи с чем, таможенные сборы уплачиваются как при подаче временной, так и полной таможенной декларации;
Статьей 357.9 ТК РФ предусмотрены случаи освобождения от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление. Данная норма права содержит исчерпывающий перечень оснований, предусматривающих освобождение от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление, который не подлежит расширительному толкованию. Так как такое основание, как подача полной таможенной декларации, не указано в данном перечне, декларант обязан уплатить таможенные сборы при подаче полной таможенной декларации.
Таким образом, толкование норм Таможенного кодекса РФ позволяет прийти к выводу о том, что при подаче полной таможенной декларации, декларант обязан уплатить таможенные сборы за таможенное оформление (пп.1 п.1 ст. 357.7, п.1 ст. 357.6 ТК РФ), так как Таможенным кодексом не предусмотрены какие-либо исключения из общих правил, касающиеся уплаты таможенных сборов при подаче полной таможенной декларации, в связи с чем при уплате таможенных сборов за таможенное оформление при подаче полной таможенной декларации не происходит факта их излишней уплаты ввиду установления такой обязанности нормами Таможенного кодекса РФ.
Учитывая вышеизложенное, оснований для возврата (зачета) уплаченных сборов за таможенное оформление полных периодических деклараций, предусмотренных Таможенным Кодексом РФ, не имеется. Отказ Читинской таможни в возврате (зачете) излишне уплаченных денежных средств Обществу произведен в соответствии с таможенным законодательством РФ.
Упрощенный порядок декларирования российских товаров применяется, если это не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных ТК РФ и иными правовыми актами РФ, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей.
Представитель заявителя в судебном заседании не согласился с доводами апелляционной жалобы и просил суд отказать в ее удовлетворении.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.
Согласно материалам дела (т.2, л/д.21) общество в период с декабря 2006 года по декабрь 2007 года осуществило оплату таможенных сборов по 59 периодическим временным декларациям в размере 269 000 руб. В указанный же период обществом при подаче в установленном порядке, по полным периодическим декларациям было уплачено 315 000 руб. таможенных сборов.
Посчитав, что 315 000 руб. таможенных сборов уплачено излишне, общество обратилось в таможенных орган с заявлением о возврате их в порядке ст. 357.8 ТК РФ.
Таможенный орган письмом от 30 марта 2009 года указал, что не считает указанную сумму излишне уплаченной, в связи с чем оставил заявление без рассмотрения.
Суд апелляционной инстанции считает, что таможенный орган в нарушение ст. 357.8 и ст. 355 ТК РФ оставил заявление без рассмотрения, в то время как обязан был, в силу названных норм либо удовлетворить данное заявление, либо отказать в его удовлетворении.
В связи с указанным, суд апелляционной инстанции считает, правомерным вывод суда первой инстанции о том, что указанное письмо является по своему существу отказом обществу в удовлетворении заявления о возврате излишне уплаченных таможенных сборов.
Согласно ст. 357.8 ТК РФ взыскание и возврат таможенных сборов осуществляются в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом для взыскания (глава 32) и возврата (глава 33) таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Если после принятия таможенной декларации в ходе ее проверки осуществлена корректировка содержащихся в ней сведений, влияющих на величину сборов за таможенное оформление, сумма таможенных сборов за таможенное оформление, заявленная при декларировании товаров, не пересчитывается, дополнительное взыскание и возврат сумм таможенных сборов за таможенное оформление не производятся.
Согласно ст. 355 ТК РФ излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Кодексом.
Согласно ст. 319 ТК РФ, при перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает:
1) при ввозе товаров - с момента пересечения таможенной границы;
2) при вывозе товаров - с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.
Статьей 357.10 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с названной статьей Таможенного кодекса Постановлением от 28.12.2004 N 863 определены ставки таможенных сборов.
Пункт 7 указанного Постановления содержит положение о том, что в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.
Как указывал Президиум ВАС РФ от 08.07.2008 Постановлении N 4574/ 08, по делу о признании недействующим пункта 7 Постановления от 28.12.2004 N 863 Верховный Суд Российской Федерации в решении от 24.05.2006 N ГКПИ06-495 и определении кассационной коллегии от 03.08.2006 N КАС06-267 отметил: подача полной таможенной декларации по своей природе не может быть приравнена к подаче повторной таможенной декларации - и указал на отсутствие оснований для вывода о том, что оспариваемым пунктом регулируются условия и размер оплаты таможенного сбора при подаче полной таможенной декларации.
С учетом данного вывода установленная пунктом 7 Постановления от 28.12.2004 N 863 обязанность по повторной уплате таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.
Кроме того, как следует из подпункта 31 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса, к таможенным сборам относится платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров.
Согласно статье 60 Таможенного кодекса при вывозе товара таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации и завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
Следовательно, представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру.
В связи с этим уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.
Согласно Определению Конституционного суда РФ от 7 ноября 2008 г. N 631-О-О, таможенный сбор за таможенное оформление является индивидуальным возмездным платежом, взимаемым за совершение таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением перемещаемых через таможенную границу товаров, в том числе при периодическом временном декларировании российских товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 138 Таможенного кодекса Российской Федерации).
Как указывает Конституционный суд РФ в названном определении, по смыслу статьи 60 Таможенного кодекса Российской Федерации в системной связи с подпунктом 21 пункта 1 его статьи 11, содержащим определение понятия "таможенная процедура", а также статей 123 и 138 данного Кодекса, периодическое временное декларирование как упрощенный порядок таможенного оформления вывозимых за рубеж российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, начинается, по общему правилу, в момент представления в таможенный орган временной таможенной декларации (в случаях, предусмотренных данным Кодексом, - в момент устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление), а завершается представлением в таможенный орган полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации; представление временной таможенной декларации, хотя и требует уплаты таможенного сбора за таможенное оформление, не может рассматриваться как оконченный процесс таможенного оформления.
Таким образом, представление декларантом в таможенный орган как временной, так и полной таможенной декларации производится в рамках единого комплекса отношений - процедуры периодического таможенного декларирования. Из этого же исходил и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, указывая в Постановлении от 8 июля 2008 года N 4574/08, принятом в порядке надзора, что уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.
Таким образом, представление декларантом в таможенный орган как временной, так и полной таможенной декларации производится в рамках единого комплекса отношений - процедуры периодического таможенного декларирования, а уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.
Согласно материалам дела, фактически общество уплатило при совершении указанной процедуры 584 000 руб. (315 000+269 000) (т.2, л/д.20-21), в то время как ему надлежало уплатить таможенных сборов 269 000 руб. на основании временных периодических деклараций.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя указав, что обществом излишне уплачено 315 000 руб. таможенных сборов, и которые на основании заявления общества ему надлежало возвратить в порядке ст. 357.8 ТК РФ.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со ст. 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований заявителя.
Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Читинской области от "29" мая 2009 года по делу N А78-1940/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Г.Г. Ячменёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-1940/2009
Истец: ООО "Алани"
Ответчик: Читинская таможня
Третье лицо: Управление Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю
Хронология рассмотрения дела:
10.08.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N А78-1940/2009
02.06.2010 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2538/09
21.01.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N А78-1940/2009
02.09.2009 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2538/09