"12" сентября 2011 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена "05" сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "12" сентября 2011 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Борисова Г.Н., Бычковой О.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сызранцевой И.А.,
при участии:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Аркада"): Мальцева А.С., представителя по доверенности от 22.08.2011;
от ответчика (Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска): Зайцевой Е.В., представителя по доверенности от 11.01.2011 N 04/01;
от ответчика (Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Красноярска): Новосельцевой Е.В., представителя по доверенности от 14.06.2011 N 2.4-03/07788,
рассмотрев апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "31" мая 2011 года по делу N А33-3824/2011, принятое судьей Смольниковой Е.Р.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Аркада" (далее - заявитель, общество, ООО СК "Аркада") (ИНН 2461012890, ОГРН 1022401949613) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Красноярска (далее - ответчик, налоговый орган, ИФНС по Октябрьскому району г. Красноярска) (ИНН 2463069250, ОГРН 1042442190207) об обязании возвратить 1 404 944 рубля 29 копеек незаконно взысканных налогов, пеней и штрафов.
Определением от 19.04.2011 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска (далее - ответчик, ИФНС по Советскому району г. Красноярска) (ИНН 2465087248, ОГРН 1042442640206).
Решением суда от 31 мая 2011 года заявленное требование удовлетворено в части; на ИФНС по Советскому району г. Красноярска возложена обязанность по возврату 1 404 944 рубля 29 копеек незаконно взысканных налогов, пеней и штрафов.
Не согласившись с данным судебным актом в части удовлетворенных требований, ИФНС по Советскому району г. Красноярска обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что отсутствуют основания для возврата спорной суммы, поскольку у общества перед бюджетом имелась задолженность по уплате налогов, пеней и штрафов, в счет исполнения которой ответчиком самостоятельно был проведен зачет сумм излишне взысканных налогов, пени и штрафов.
Представитель налогового органа в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором с доводами жалобы не согласилось, указало на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
ИФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором с доводами апелляционной жалобы согласилось, указав на соблюдение налоговым органом порядка принудительного взыскания спорных сумм налогов, пени и штрафов и отсутствие у него правовых оснований для обращения за взысканием оспариваемых сумм в судебном порядке.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Законность и обоснованность решения суда проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
ИФНС по Октябрьскому району г. Красноярска проведена выездная налоговая проверка в отношении ООО СК "Аркада" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов, сборов и других платежей за период с 01.01.2004 по 31.07.2007, по результатам вынесено решение от 27.12.2007 N 152 (с изменениями от 10.01.2008), которым общество привлечено к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 122, статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 197 669 рублей 80 копеек; начислены пени в сумме 243 141 рублей 73 копеек за неуплату налогов; начислена недоимка в размере 988 348 рублей 98 копеек, всего 1 429 160 рублей 51 копейка.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю от 19.02.2008 N 25-0108 общая сумма, подлежащая уплате, уменьшена до 1 413 521 рублей 75 копеек.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 18.04.2008 по делу N А33-476/2008 решение от 27.12.2007 N 152 признано недействительным в части доначисления 590 217 рублей 84 копеек налога на прибыль организаций, 128 979 рублей 90 копеек пеней и 118 043 рублей 56 копеек штрафа по данному налогу, 5 783 рублей 27 копеек налога на добавленную стоимость, соответствующей суммы пеней и 1 156 рублей 65 копеек штрафа по данному налогу.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 10.07.2008, оставленным без изменения судом кассационной инстанции, решение Арбитражного суда Красноярского края от 18.04.2008 отменено в части признания недействительным решения от 27.12.2007 N 152 инспекции части доначисления 590 217 рублей 84 копеек налога на прибыль организаций, 128 979 рублей 90 копеек пеней и 118 043 рублей 56 копеек штрафа; в отмененной части принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Требованием от 14.03.2008 N 1573 ИФНС по Октябрьскому району г. Красноярска предложила обществу добровольно уплатить задолженность по налогам, пени и штрафам в срок до 24.03.2008.
В связи с неисполнением в добровольном порядке указанного требования 25.03.2008 налоговым органом вынесено решение N 4250 о взыскании налогов в сумме 988 348 рублей 98 копеек, пени в размере 243 141 рублей 73 копеек и штрафов в размере 197 669 рублей 80 копеек за счет денежных средств на счетах налогоплательщика - организации в банках. К расчетному счету общества в Восточно-Сибирском банке Сбербанка Российской Федерации были выставлены инкассовые поручения от 25.03.2008 N 3241, 3242, 3243, 3244, 3245, 3246, 3247, 3248, 3249, 3250, 3251, 3252, 3253,3254, 3255 на списание денежных средств на общую сумму 1 429 160 рублей 51 копейка.
16.04.2008 ИФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска вынесла решение N 562 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов на общую сумму 1 412 270 рублей 76 копеек за счет имущества налогоплательщика.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 08.09.2008 по делу N А33-7145/2008, решения от 25.03.2008 N 4250 и от 16.04.2008 N 562 признаны недействительными в части взыскания штрафа в сумме 15 638 рублей 76 копеек, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 11.11.2008, оставленным без изменения судом кассационной инстанции, решение Арбитражного суда Красноярского края от 08.09.2008 в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменено и, с учетом удовлетворенной части, оспариваемые решения признаны недействительными.
21.10.2008 обществом в налоговой орган направлено заявление N 01/21-11 о возврате сумм излишне взысканных налоговых сборов, пеней, штрафов на общую сумму 1 429 160 рублей 41 копеек, на которое 02.12.2008 налоговым органом дан ответ о том, что переплата, возникшая в связи с принятием решения Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю от 19.02.2008 N 25-0108 и решения Арбитражного суда от 08.09.2008 А33-7145/2008, составляет 24 216 рублей 22 рублей; в отношении нее приняты решения о возврате от 02.12.2008 N 6343, 6344, 6345 на сумму 24 054 рублей 58 копеек и о зачете в счет погашения задолженности по другим налогам. Об указанных зачетах и возвратах налоговый орган уведомил общества извещениями от 02.12.2008 NN 14132, 14133.
ООО СК "Аркада", полагая, что ответчиком неправомерно отказано в возврате излишне взысканных налогов, пеней и штрафов в общей сумме 1 404 944 рублей 29 копеек, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с вышеуказанным требованием.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В подпункте 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) указано, что налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов. Налоговые органы в силу подпункта 5 пункта 1 статьи 32 Кодекса обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.
Порядок возврата излишне взысканных налогов и пеней установлен положениями статьи 79 Кодекса. В соответствии с пунктом 3 статьи 79 Кодекса заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда; исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога; в случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 указанной статьи, процентов на эту сумму.
Материалами дела подтверждается, что с заявлением в суд о возврате излишне взысканных сумм пеней и налоговых санкций заявитель обратился с соблюдением установленного пунктом 3 статьи 79 Кодекса срока (21.03.2011).
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 79 Кодекса возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьи 78 Кодекса.
В соответствии с пунктом 9 статьи 79 Кодекса правила, установленные указанной статьей, применяются также в отношении возврата сумм излишне взысканных пеней и штрафов.
Таким образом, для возврата налогоплательщику излишне взысканной суммы налога, пеней и штрафов необходимо наличие излишнего взыскания суммы налога и отсутствие недоимки по уплате налогов, сборов или пеней, причитающейся тому же бюджету (внебюджетному фонду).
Судебными актами по делу N А33-7145/2008 (постановлениями Третьего арбитражного апелляционного суда от 11.11.2008 и Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.02.2009) решения налогового органа от 25.03.2008 N 4250 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках и от 16.04.2008 N 562 о взыскании налогов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика признаны недействительными в связи с нарушением процедуры их принятия.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции по делу N А33-7145/2008, признавая недействительным решения налогового органа от 25.03.2008 N 4250 и от 16.04.2008 N 562 N 562, конкретный способ устранения нарушенного права не указал. Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции и полагает, что поскольку указанные решения налогового органа были вынесены с нарушением установленного порядка принудительного бесспорного взыскания, что ущемило права общества, способом устранения нарушенного права в данном случае является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, что соответствуют порядку возврата сумм излишне взысканного налога.
Ссылки ответчиков на устранение нарушенного права общества путем сторнирования списанных сумм в лицевых карточках общества, в результате которого образовалась переплата в размере 1 404 944 рублей 29 копеек, не принимаются судом во внимание, поскольку названные карточки являются документами внутреннего учета налогового органа, внесение в них изменений фактически нарушение прав общества в виде незаконного изъятия у него денежных средств не устраняют. При этом как следует из материалов дела, сразу же после восстановления списанных сумм налоговый орган осуществил взыскание той же суммы задолженности решениями о зачете от 02.12.2008 N 2705, 2706, 2707, 2708, 2709, 2710, 2711, 2712, 2713, 2714, 2715, 2716, 2717.
Суд апелляционной инстанции считает, что правовые основания для применения налоговым органом положений статьи 79 Кодекса о самостоятельном зачете сумм, подлежащих возврату, в счет погашения имеющейся у налогоплательщика недоимки (задолженности) отсутствуют, исходя из следующего.
Из буквального толкования статьи 79 Кодекса следует, что предусмотренный ею зачет является формой принудительного взыскания налога, следовательно, на него распространяются общие положения Кодекса, определяющие сроки реализации налоговыми органами права на принудительное взыскание.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 46 Кодекса в случае неуплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из положений статьи 46 Кодекса следует, что в случае пропуска налоговым органом срока вынесения решения о взыскании, в том числе путем зачета налога, пеней налоговый орган при отсутствии судебного решения о взыскании с налогоплательщика или налогового агента сумм налога, пеней не вправе принудительно взыскивать задолженность во внесудебном порядке, в том числе путем удержания (зачета) с этой целью излишне уплаченного ( взысканного) налога.
Данный вывод соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 09.12.2008 N 8689/08 по делу N А71-5953/2007-А24.
Таким образом, зачет излишне взысканного налога, пеней и штрафов не может быть произведен в счет погашения задолженности, срок принудительного взыскания которой истек.
Конституционный Суд Российской Федерации, разъясняя пределы полномочий налоговых органов на самостоятельное проведение зачета налогов, пени и штрафов, указал, что установление временных пределов осуществления мер государственного принуждения направлено на защиту таких конституционных ценностей, как стабильность и определенность публичных правоотношений, обеспечение стабильности условий хозяйствования, поддержание баланса публичных интересов государства и частных интересов субъектов гражданско-правовых отношений (Постановления от 27 апреля 2001 года N 7-П, от 10 апреля 2003 года N 5-П, от 14 июля 2005 года N 9-П; Определение от 21 апреля 2005 года N 191-О); положения пунктов 5 и 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации не предполагают, что налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, возможность принудительного взыскания которых утрачена в силу истечения сроков, определяемых на основе общих принципов взыскания недоимки, установленных в иных положениях Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, начало принудительного взыскания спорной суммы задолженности инициировано налоговым органом посредством выставления ООО СК "Аркада" требования от 14.03.2008 со сроком добровольной уплаты до 24.03.2008. Следовательно, на момент осуществления зачета (02.12.2008) срок вынесения решения о взыскании налога, пеней, штрафов в размере 60 дней, установленный статьей 46 Кодекса, налоговым органом пропущен.
Доводы ИФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска об отсутствии у налогового органа права на взыскание налогов, пени и штрафов в судебном порядке не имеют правового значения, поскольку шестимесячный срок, установленный пунктом 3 статьи 46 Кодекса, налоговым органом на дату проведения зачета пропущен; с иском в суд и ходатайством о восстановлении срока налоговый орган не обращался.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что положения статьи 79 Кодекса об обязательном зачете излишне взысканных сумм налога, пени и штрафа в счет погашения недоимки предполагает под собой распространение данного вида принудительного взыскания исключительно на случаи возврата излишне взысканного налога налоговым органом в административном порядке и не подлежат применению при исполнении судебных актов.
В рассматриваемом споре, как указано выше, возврат налогов, пени и штрафов должен быть произведен обществу на основании вступивших в законную силу судебных актов, обязательных для исполнения в соответствии со статьей 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах у налогового органа отсутствовали правовые основания для зачета 1 404 944 рублей 29 копеек решениями от 02.12.2008 N 2705, 2706, 2707, 2708, 2709, 2710, 2711, 2712, 2713, 2714, 2715, 2716, 2717.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование общества о взыскании с ИФНС по Советскому району г. Красноярска 1 404 860 рублей 74 копейки налогов, пеней и штрафов ( с учетом зачета 83 рублей 55 копеек в счет погашения недоимки по единому социальному налогу, что в суде апелляционной инстанции не оспаривается).
Следовательно, решение суда первой инстанции от 31 мая 2011 года является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 31 мая 2011 года по делу N А33-3824/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.А. Колесникова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-3824/2011
Истец: ООО Строительная компания Аркада
Ответчик: ИФНС по Октябрьскому району г. Красноярска, ИФНС по Советскому району г. Красноярска