г. Томск |
Дело N 07АП-6396/11 |
06 сентября 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2011 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Колупаевой Л.А., Кривошеиной С.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мавлюкеевой А.М. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Сальникова А.С. по доверенности от 28.12.2010 N 206,
от заинтересованных лиц:
от Западно-Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору: Черновой О.В. по доверенности от 20.12.2010 года,
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Томской области: Веркеева З.Н. по доверенности от 13.12.2010 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Норд Империал"
на решение Арбитражного суда Томской области
от 16.06.2011 года по делу N А67-412/2011 (судья Черская Ю.М.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Норд Империал" (ИНН 7017103818, ОГРН 1047000256984)
к Западно-Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 5406352299, ОГРН 1065406145221), Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Томской области
о признании незаконными действий, ненормативных правовых актов,
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью "Норд Империал" (далее по тексту - ООО "Норд Империал", Общество, заявитель, апеллянт) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), о признании незаконным действия Западно-Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее по тексту - Западно-Сибирское управление Ростехнадзора) по нарушению сроков утверждения проектов нормативов ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу для Фестивального нефтяного месторождения, Киев-Еганского нефтяного месторождения, Снежного месторождения, ПСП Завьялово, ПСП на Лугинецком месторождении; обязании Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Томской области (далее по тексту - Управление Росприроднадзора по Томской области) утвердить нормативы ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу следующими датами: - нормативы ПДВ для Фестивального нефтяного месторождения Томской области утвердить с 08.05.2010 года; - нормативы ПДВ для Киев-Еганского месторождения Томской области утвердить с 08.05.2010 года; - нормативы ПДВ для Снежного месторождения Томской области утвердить с 08.05.2010 года; - нормативы ПДВ для ПСП Завьялово Томской области утвердить с 12.05.2010 года; - нормативы ПДВ для ПСП на Лугинецком месторождении Томской области утвердить с 08.05.2010 года; признании недействительными следующих разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: - разрешение N 0222-10 от 30.08.2010 года по осуществлению выбросов на Фестивальном месторождении Томской области в части установления периода действия разрешения, а также в части установления нормативов ПДВ для факелов из расчета сжигания на них 5% от добываемого попутного нефтяного газа; - разрешение N 0230-10 от 01.09.2010 года по осуществлению выбросов на Киев-Еганском месторождении Томской области в части установления периода действия разрешения, а также в части установления нормативов ПДВ для факелов из расчета сжигания на них 5% от добываемого попутного нефтяного газа; - разрешение N 0202-10 от 12.08.2010 года по осуществлению выбросов на Снежном нефтяном месторождении Томской области в части установления периода действия разрешения; - разрешение N 0201-10 от 12.08.2010 года по осуществлению выбросов на ПСП Завьялово Томской области в части установления периода действия разрешения; - разрешение N 0200-10 от 12.08.2010 года по осуществлению выбросов на ПСП на Лугинецком месторождении Томской области в части установления периода действия разрешения; обязании Управления Росприроднадзора по Томской области установить следующие периоды действий выданных разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: - для разрешения N 0222-10 от 30.08.2010 года установить период действия с 08.05.2010 года по 31.12.2014 года; - для разрешения N 0230-10 от 01.09.2010 года установить период действия с 08.05.2010 года по 31.12.2014 года; - для разрешения N 0202-10 от 12.08.2010 года установить период действия с 08.05.2010 года по 31.12.2010 года; - для разрешения N 0201-10 от 12.08.2010 года установить период действия с 12.05.2010 года по 31.12.2010 года; - для разрешения N 0200-10 от 12.08.2010 года установить период действия с 08.05.2010 года по 07.07.2015 года; обязании Управления Росприроднадзора по Томской области установить нормативы ПДВ для факелов, указанные в разрешении N 0222-10 от 30.08.2010 года, разрешении N 0230-10 от 01.09.2010 года, в полном объеме согласно величин, установленных в проектах нормативов ПДВ.
Решением Арбитражного суда Томской области от 16.06.2011 года в удовлетворении заявленных ООО "Норд Империал" требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит состоявшийся судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления Общества.
Подробно доводы ООО "Норд Империал" изложены в апелляционной жалобе.
В представленном до начала судебного заседания отзыве Управление Росприроднадзора по Томской области просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения.
Западно-Сибирским управлением Ростехнадзора письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Представители апеллянта и Управления Росприроднадзора по Томской области в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердили позиции по делу, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве к ней, представитель Западно-Сибирского управления Ростехнадзора доводы апелляционной жалобы не признала.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Томской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ООО "Норд Империал" обратилось в Западно-Сибирское управление Ростехнадзора с заявлениями о рассмотрении и установлении предельно допустимых выбросов (далее - ПДВ) для стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух: - письмо от 06.04.2010 N 651 (вх. 08.04.2010 года) для Фестивального нефтяного месторождения; - письмо от 06.04.2010 N 650 (вх. 08.04.2010 года) для Киев-Еганского нефтяного месторождения; - 06.04.2010 N 652 (вх. 08.04.2010 года) для Снежного нефтяного месторождения; - 06.04.2010 N 649 (вх. 12.04.2010 года) для ПСП "Завьялово"; - 06.04.2010 N 648 (вх. 08.04.2010 года) для ПСП на Лугинецком нефтяном месторождении.
Западно-Сибирским управлением Ростехнадзора рассмотрены и утверждены проекты нормативов ПДВ, в связи с чем заявителю направлены следующие письма: - по Фестивальному нефтяному месторождению от 14.07.2010 N т-23/3119 (вх. заявителя N 2075 от 20.07.2010 года); - по Киев-Еганскому нефтяному месторождению от 16.07.2010 N т-23/3149 (вх. заявителя N 2128 от 27.07.2010 года); - по Снежному нефтяному месторождению от 09.07.2010 N т-23/3039; - по ПСП "Завьялово" от 08.07.2010 N т-23/3016 (вх. заявителя N 2039 от 15.07.2010 года); - по ПСП на Лугинецком нефтяном месторождении от 08.07.2010 N т-23/3013 (вх. заявителя N 2040 от 15.07.2010 года).
ООО "Норд Империал" обратилось в Западно-Сибирское управление Ростехнадзора с заявлениями о выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду: - письмо от 22.07.2010 N 1244 (вх. 22.07.2010 года) для Фестивального нефтяного месторождения с 13.07.2010 года; - письмо от 28.07.2010 N 1262 (вх. 28.07.2010 года) для Киев-Еганского нефтяного месторождения с 14.07.2010 года; - письмо от 12.07.2010 N 1201 (вх. 12.07.2010 года) для Снежного нефтяного месторождения с 08.07.2010 года; - письмо 12.07.2010 N 1200 (вх. 12.07.2010 года) для ПСП "Завьялово" с 07.07.2010 года; - письмо 12.07.2010 N 1199 (вх. 12.07.2010 года) для ПСП на Лугинецком нефтяном месторождении с 07.07.2010 года.
Западно-Сибирским управлением Ростехнадзора ООО "Норд Империал" выданы следующие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: - разрешение N 0222-10 от 30.08.2010 года по осуществлению выбросов на Фестивальном месторождении Томской области сроком действия с 30.08.2010 года по 31.12.2014 года, а также установлен норматив ПДВ для факелов из расчета сжигания на них 5% от добываемого попутного нефтяного газа (направлено письмом от 14.09.2010 N Т-23/3945 вх. N 2559 от 14.09.2010 года); - разрешение N 0230-10 от 01.09.2010 года по осуществлению выбросов на Киев-Еганском месторождении Томской области сроком действия с 01.09.2010 года по 31.12.2014 года, а также установлен норматив ПДВ для факелов из расчета сжигания на них 5% от добываемого попутного нефтяного газа (направлено письмом от 10.09.2010 N Т-23/3908 вх. N 2608 от 10.09.2010 года); - разрешение N 0202-10 от 12.08.2010 года по осуществлению выбросов на Снежном нефтяном месторождении Томской области сроком действия с 12.08.2010 года по 31.12.2010 года (направлено письмом от 24.08.2010 N Т-23/3620 вх. N 2407 от 30.08.2010 года); - разрешение N 0201-10 от 12.08.2010 года по осуществлению выбросов на ПСП Завьялово Томской области сроком действия с 12.08.2010 года по 31.12.2010 года (направлено письмом от 24.08.2010 N Т-23/3619 вх. N 2406 от 30.08.2010 года); - разрешение N 0200-10 от 12.08.2010 года по осуществлению выбросов на ПСП на Лугинецком месторождении Томской области сроком действия с 12.08.2010 года по 07.07.2015 года (направлено письмом от 24.09.2010 N Т-23/3618 вх. N 2405 от 30.08.2010 года).
Считая, что действиями Западно-Сибирского управления Ростехнадзора нарушены сроки утверждения проектов нормативов ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу для Фестивального нефтяного месторождения, Киев-Еганского нефтяного месторождения, Снежного месторождения, ПСП Завьялово, ПСП на Лугинецком месторождении; разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух являются недействительными, в том числе: - разрешение N 0222-10 от 30.08.2010 года по осуществлению выбросов на Фестивальном месторождении Томской области в части установления периода действия разрешения, а также в части установления нормативов ПДВ для факелов из расчета сжигания на них 5% от добываемого попутного нефтяного газа; - разрешение N 0230-10 от 01.09.2010 года по осуществлению выбросов на Киев-Еганском месторождении Томской области в части установления периода действия разрешения, а также в части установления нормативов ПДВ для факелов из расчета сжигания на них 5% от добываемого попутного нефтяного газа; - разрешение N 0202-10 от 12.08.2010 года по осуществлению выбросов на Снежном нефтяном месторождении Томской области в части установления периода действия разрешения; - разрешение N 0201-10 от 12.08.2010 года по осуществлению выбросов на ПСП Завьялово Томской области в части установления периода действия разрешения; - разрешение N 0200-10 от 12.08.2010 года по осуществлению выбросов на ПСП на Лугинецком месторождении Томской области в части установления периода действия разрешения, ООО "Норд Империал" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции соответствующими действующему законодательству и обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что оспариваемые действия по утверждению сроков нормативов ПДВ совершены Западно-Сибирским управлением Ростехнадзора: - по Фестивальному нефтяному месторождению от 14.07.2010 N т-23/3119 (вх. заявителя N 2075 от 20.07.2010 года); - по Киев-Еганскому нефтяному месторождению от 16.07.2010 N т-23/3149 (вх. заявителя N 2128 от 27.07.2010 года); - по Снежному нефтяному месторождению от 09.07.2010 N т-23/3039; - по ПСП "Завьялово" от 08.07.2010 N т-23/3016 (вх. заявителя N 2039 от 15.07.2010 года); - по ПСП на Лугинецком нефтяном месторождении от 08.07.2010 N т-23/3013 (вх. заявителя N 2040 от 15.07.2010 года).
Частично оспариваемые разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух получены заявителем: - разрешение N 0222-10 от 30.08.2010 года по осуществлению выбросов на Фестивальном месторождении Томской области сроком действия с 30.08.2010 года по 31.12.2014 года, направлено письмом от 14.09.2010 N Т-23/3945 вх. N 2559 от 14.09.2010 года; - разрешение N 0230-10 от 01.09.2010 года по осуществлению выбросов на Киев-Еганском месторождении Томской области сроком действия с 01.09.2010 года по 31.12.2014 года направлено письмом от 10.09.2010 N Т-23/3908 вх. N 2608 от 10.09.2010 года; - разрешение N 0202-10 от 12.08.2010 года по осуществлению выбросов на Снежном нефтяном месторождении Томской области сроком действия с 12.08.2010 года по 31.12.2010 года направлено письмом от 24.08.2010 N Т-23/3620 вх. N 2407 от 30.08.2010 года; - разрешение N 0201-10 от 12.08.2010 года по осуществлению выбросов на ПСП Завьялово Томской области сроком действия с 12.08.2010 года по 31.12.2010 года (направлено письмом от 24.08.2010 N Т-23/3619 вх. N 2406 от 30.08.2010 года); - разрешение N 0200-10 от 12.08.2010 года по осуществлению выбросов на ПСП на Лугинецком месторождении Томской области сроком действия с 12.08.2010 года по 07.07.2015 года направлено письмом от 24.09.2010 N Т-23/3618 вх. N 2405 от 30.08.2010 года.
Однако с заявлением о признании незаконным действия и недействительными указанных ненормативных правовых актов Общество обратилось в Арбитражный суд Томской области 17 января 2011 года, то есть с нарушением срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ.
При этом заявитель не представил суду надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что срок для обращения с заявлением о признании незаконным действия и недействительными ненормативных правовых актов пропущен по уважительным причинам.
В связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении ходатайства заявителя о восстановлении пропущенного срока.
Кроме того, по существу спора необходимо отметить следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" в целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него.
Согласно пунктам 1, 2, 3, 7 статьи 12 вышеуказанного Федерального закона в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов; предельно допустимые выбросы.
Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него" (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 229) определено, что Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору утверждает предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, за исключением предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий, оказывающих отрицательное влияние на здоровье людей, методы определения этих нормативов и виды источников, для которых они устанавливаются.
В соответствии с пунктом 11.5 Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2005 N 30, федеральный орган исполнительной власти в пределах своей компетенции обеспечивает рассмотрение обращений граждан и организаций, поступивших непосредственно в его адрес, принятых при личном приеме или направленных ему в соответствии со сферой ведения Администрацией Президента Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, федеральными органами государственной власти, депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации. По результатам рассмотрения обращения федеральный орган исполнительной власти принимает необходимые меры и направляет ответ в течение 30 дней с даты регистрации обращения, а также по просьбе направивших обращение государственных органо в уведомляет их о принятом решении. При необходимости срок рассмотрения может продлеваться, но не более чем на 30 дней, о каждом продлении сообщается заявителю с указанием причин.
В соответствии с пунктом 8.7 Регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 24.07.2006 N 724, обращения, поступившие в Ростехнадзор по вопросам, относящимся к компетенции территориального органа, начальники управлений направляют в соответствующий территориальный орган для рассмотрения и ответа заявителю с указанием даты регистрации обращения в Ростехнадзоре. Ответ заявителю направляется руководителем территориального органа или его заместителем в течение 30 дней с даты регистрации обращения в Ростехнадзоре.
При необходимости срок рассмотрения обращения может быть продлен руководителем территориального органа, но не более чем на 30 дней с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления. Начальники управлений могут запрашивать для информации копии ответов территориальных органов заявителям.
Как следует из пунктов 4.1, 4.4 Инструкции по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу и в водные объекты, утвержденной Госкомприроды СССР 11.09.1989 года, нормативы ПДВ и ПДС утверждаются местными (республиканскими или областными) органами системы Госкомприроды СССР с учетом заключений местных органов системы Минздрава СССР. Обеспечение согласования и утверждения ПДВ и ПДС входит в обязанности предприятия-природопользователя.
Представляемые на согласование проекты норм ПДВ (ПДС) должны быть рассмотрены в двухнедельный срок, а по особо крупным объектам (в отдельных случаях) он может быть продлен до 30 дней. В случае отказа органов государственного санитарного надзора от рассмотрения (или необоснованного отклонения) представленных материалов местные подразделения по охране природы вправе принять самостоятельное решение по вопросу утверждения ПДВ и ПДС. Проекты ПДВ и ПДС, представленные после доработки на согласование, рассматриваются в те же сроки.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Верховного совета РФ от 12.12.1991 N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств" в целях создания условий, необходимых для реализации статьи 11 названного Соглашения, установлено, что на территории РСФСР до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР и настоящему Соглашению.
Как следует из преамбулы Инструкции по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу и в водные объекты, утвержденной Госкомприроды СССР 11.09.1989 года, инструкция предназначена для работников исполнительных органов Советов народных депутатов, органов по охране природы системы Госкомприроды СССР, предприятий, организаций и учреждений, принимающих участие в разработке и установлении нормативов ПДВ и ПДС, обеспечении их достижения и контроля. При этом, как следует из текста вышеуказанной Инструкции, установление нормативов ПДВ и утверждение нормативов ПДВ представляют собой различные процедуры (раздел 2 и раздел 4 вышеуказанной Инструкции от 11.09.1989 года), тогда как, как следует из материалов дела, предметом требований заявителя является признание незаконным действия Западно-Сибирского управления Ростехнадзора по нарушению сроков утверждения проектов нормативов ПДВ.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что законодательством Российской Федерации, иными нормативно-правовыми актами не были установлены сроки утверждения нормативов ПДВ (в том числе, применительно к указанной деятельности, осуществляемой органами Ростехнадзора РФ).
Как следует из пункта 4.1 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного Приказом Минприроды РФ от 31.10.2008 N 288 (далее по тексту - Административный регламент от 31.10.2008 N 288) разрешениями на выбросы загрязняющих веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в атмосферный воздух устанавливаются количества вредных (загрязняющих) веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов), допускаемых к выбросу в атмосферный воздух по каждой отдельной производственной территории (для территориально обособленного подразделения) индивидуального предпринимателя и юридического лица, подлежащего федеральному государственному экологическому контролю (далее - хозяйствующие субъекты): в пределах установленных нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в атмосферный воздух (далее - нормативы ПДВ); в пределах установленных лимитов на выбросы (временно согласованных выбросов (далее - ВСВ) вредных (загрязняющих) веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в атмосферный воздух (далее - лимиты на выбросы).
При наличии утвержденных нормативов ПДВ и при условии, что достижение нормативов ПДВ обеспечивается, разрешение на выбросы выдается на срок действия нормативов ПДВ, если лимиты на выбросы не устанавливались. Если нормативы ПДВ не обеспечиваются и при наличии установленных лимитов на выбросы срок действия разрешения на выбросы составляет один год с даты выдачи разрешения на выбросы.
Для хозяйствующих субъектов, которые осуществляют ввод в эксплуатацию новых или реконструированных объектов со стационарными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в атмосферный воздух, при наличии нормативов ПДВ, установленных, в том числе на период ведения строительных работ, в составе утвержденной в установленном порядке проектной документации строительства (реконструкции) зданий, сооружений и иных объектов, разрешение на выбросы выдается на срок ведения строительных работ в соответствии с утвержденной проектной документацией или на срок достижения проектных показателей (но не более 2 лет) (для вводимых в эксплуатацию новых или реконструированных объектов).
В соответствии с пунктом 5 Административного регламента от 31.10.2008 N 288 конечным результатом исполнения государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду является выдача разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в атмосферный воздух, разрешений на сбросы загрязняющих веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в окружающую среду (водные объекты) хозяйствующим субъектам, осуществляющим любые виды хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, которая приводит: - к выбросам вредных (загрязняющих) веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в атмосферный воздух - разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух или разрешения на выбросы радиоактивных веществ (радионуклидов) в атмосферный воздух, соответственно (далее - разрешения на выбросы); - к сбросам загрязняющих веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в окружающую среду (водные объекты) - разрешения на сбросы загрязняющих веществ или разрешения на сбросы радиоактивных веществ (радионуклидов) в окружающую среду (водные объекты), соответственно (далее - разрешения на сбросы), либо предоставление мотивированного отказа в выдаче указанных разрешений.
Как следует из пунктов 8, 8.1 Административного регламента от 31.10.2008 N 288 основанием для начала исполнения государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы является представление в территориальный орган Ростехнадзора хозяйствующим субъектом (далее - Заявитель) заявления, оформленного в соответствии с Приложением 1 к настоящему Регламенту, и следующих документов для получения разрешения на выбросы: - утвержденных в установленном порядке нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) и лимитов на выбросы для каждого конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в атмосферный воздух хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям; - согласованного в установленном порядке плана снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в атмосферный воздух и утвержденных органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации сроков поэтапного достижения нормативов ПДВ (в случае если при утверждении нормативов ПДВ установлено, что их достижение Заявителем не обеспечивается), а также отчета о выполнении завершенных этапов указанного плана, оформленных согласно Приложению 4 к Регламенту; - документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.
Согласно пункту 9 Административного регламента от 31.10.2008 N 288 конечным результатом исполнения государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, разрешений на сбросы загрязняющих веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в окружающую среду является выдача разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по форме, представленной в Приложении 18 к Регламенту, разрешения на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду по форме, представленной в Приложении 5 к Регламенту, разрешения на выбросы радиоактивных веществ (радионуклидов) в атмосферный воздух по форме, представленной в Приложении 19 к Регламенту, разрешения на сбросы радиоактивных веществ (радионуклидов) в окружающую среду либо представление мотивированного отказа в выдаче разрешений в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема указанных в пункте 8 настоящего Регламента заявления и документов (далее - материалы Заявителя).
Административная процедура "Выдача разрешения на выбросы, разрешения на сбросы" урегулирована пунктами 19.1 - 19.3 Административного регламента от 31.10.2008 N 288. Так, согласно пункту 19.1 Административного регламента от 31.10.2008 N 288 административная процедура "Выдача разрешения на выбросы, разрешения на сбросы" включает следующие административные действия: прием материалов Заявителя; назначение ответственного должностного лица; рассмотрение материалов Заявителя, подготовку проекта и последующее издание приказа о выдаче разрешения на выбросы, разрешения на сбросы или об отказе в выдаче разрешения на выбросы, разрешения на сбросы; оформление разрешения на выбросы, разрешения на сбросы; внесение информации о выдаче разрешения на выбросы, сбросы в соответствующий информационный ресурс (журнал, банк данных).
Основанием для начала административного действия является поступление в территориальный орган Ростехнадзора Заявления и прилагающихся материалов в соответствии с пунктом 8 настоящего Регламента. Сотрудник канцелярии либо соответствующего структурного подразделения территориального органа Ростехнадзора осуществляет регистрацию материалов Заявителя в течение 1 рабочего дня. Критерием приема документов Заявителя и их регистрации является соответствие состава документов представленной описи и перечню документов, указанных в пункте 8 настоящего Регламента. Результатом действия являются зарегистрированные в установленном порядке входящие материалы Заявителя.
Один экземпляр заявления и описи, подготовленной Заявителем, прилагающихся материалов с отметкой о дате приема направляется (вручается, возвращается) Заявителю. Зарегистрированные материалы Заявителя передаются начальнику структурного подразделения (отдела) территориального органа Ростехнадзора для назначения ответственного исполнителя для их рассмотрения.
Должностным лицом, ответственным за выполнение административного действия, является начальник соответствующего структурного подразделения (отдела) территориального органа Ростехнадзора. Начальник структурного подразделения (отдела) территориального органа Ростехнадзора в течение 1 рабочего дня принимает решение о назначении ответственного должностного лица с учетом его должностных обязанностей и ставит резолюцию о назначении ответственного исполнителя на материалах Заявителя.
Ответственное должностное лицо в течение 5 рабочих дней рассматривает материалы Заявителя на соответствие перечню документов, указанных в пункте 5 Регламента, и в случае выявления некомплектности материалов Заявителя готовит проект письма Заявителю о приостановлении рассмотрения материалов по причине их некомплектности, которое передается на визирование начальнику соответствующего структурного подразделения (отдела) территориального органа Ростехнадзора и на подпись заместителю руководителя территориального органа Ростехнадзора, курирующему вопросы в области охраны окружающей среды и имеющему право подписи в соответствии с должностным регламентом.
При установлении комплектности материалов Заявителя должностное лицо территориального органа Ростехнадзора, ответственное за выполнение административного действия, в течение не более 17 рабочих дней рассматривает материалы Заявителя и готовит решение о выдаче разрешения на выбросы (разрешения на сбросы) (проект приказа территориального органа Ростехнадзора, проект разрешения на выбросы или разрешения на сбросы) либо об отказе в выдаче разрешения на выбросы (разрешения на сбросы) в соответствии с пунктом 10 настоящего Регламента. Подготовленный проект приказа территориального органа Ростехнадзора оформляется в соответствии с инструкцией по делопроизводству, визируется в установленном порядке и направляется на подпись руководителю территориального органа Ростехнадзора.
Фиксацией результата исполнения административного действия является подготовка проекта приказа и последующее издание приказа территориального органа Ростехнадзора о выдаче разрешения на выбросы (разрешения на сбросы), проекта разрешения на выбросы (разрешения на сбросы) либо мотивированный отказ в выдаче разрешения.
Основанием для оформления разрешения на выбросы, разрешения на сбросы является подписанный в установленном порядке приказ территориального органа Ростехнадзора о выдаче разрешения на выбросы (разрешения на сбросы).
Должностное лицо территориального органа Ростехнадзора, ответственное за выполнение административного действия, в течение не более 5 рабочих дней с даты регистрации приказа территориального органа Ростехнадзора о выдаче разрешения на выбросы оформляет разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух согласно Приложению N 18 к Регламенту, для выбросов радиоактивных веществ (радионуклидов) в атмосферный воздух согласно Приложению N 19 к Регламенту или разрешения на сбросы в соответствии с формой, указанной в Приложении 5 к Регламенту, осуществляет визирование разрешения в порядке, определенном пунктом 12 Регламента. Разрешение подписывается руководителем территориального органа Ростехнадзора либо лицом, его замещающим, и заверяется оттиском гербовой печати.
Подписанное разрешение на выбросы (разрешение на сбросы) направляется в канцелярию либо соответствующее структурное подразделение территориального органа, сотрудник которого в базе данных входящих документов вносит информацию о подписи разрешения на выбросы (разрешения на сбросы) и информирует по телефон у Заявителя о времени выдачи разрешения на выбросы (разрешения на сбросы) в день поступления подписанного разрешения. Выдача оформленного разрешения на выбросы, разрешения на сбросы осуществляется Заявителю либо его представителю по доверенности сотрудником канцелярии либо соответствующего структурного подразделения территориального органа Ростехнадзора, осуществляющего регистрацию входящей (исходящей) документации.
Должностное лицо территориального органа Ростехнадзора, ответственное за выполнение административного действия, прилагает копию выданного разрешения на выбросы, разрешения на сбросы (либо копии письма об отказе в выдаче) к материалам Заявителя (дело Заявителя), которые передаются на хранение в архив территориального органа Ростехнадзора.
Должностное лицо территориального органа Ростехнадзора, ответственное за выполнение административного действия, в течение 1 рабочего дня с даты подписания разрешения на выбросы (разрешения на сбросы) вносит в базу данных информацию о выданном разрешении на выбросы, разрешении на сбросы, а также в перечень выданных разрешений на выбросы (разрешений на сбросы), который формируется и ежемесячно направляется территориальным органом Ростехнадзора в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий функции по федеральному государственному экологическому контролю (Федеральная служба по надзору в сфере природопользования).
В соответствии с пунктами 19.2, 19.3 Административного регламента от 31.10.2008 N 288 описание последовательности и состава административных действий уполномоченных территориальных органов Ростехнадзора при осуществлении административной процедуры по выдаче разрешения на выбросы, разрешения на сбросы с указанием юридических фактов, являющихся основанием для начала действия, должностных лиц, ответственных за выполнение действия, максимальных сроков выполнения административного действия, прав и обязанностей должностных лиц, критериев выбора вариантов решения, способов фиксации результатов выполнения действия, результатов действия и порядка передачи результата приводится в Приложении 13 к настоящему Регламенту. Срок осуществления территориальным органом Ростехнадзора административной процедуры по выдаче разрешения на выбросы, разрешения на сбросы - 30 рабочих дней со дня регистрации материалов Заявителя.
Согласно пунктам 6, 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 183, предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам.
Предельно допустимые и временно согласованные выбросы устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору информируют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, о предельно допустимых и временно согласованных выбросах, установленных для стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, за исключением установленных для стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
Из содержания приведенных норм следует, что административная процедура по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ начинается с момента обращения заявителя в соответствующие органы Ростехнадзора с предоставлением необходимого пакета документов, а именно: - утвержденных в установленном порядке нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) и лимитов на выбросы для каждого конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в атмосферный воздух хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям; - согласованного в установленном порядке плана снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в атмосферный воздух и утвержденных органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации сроков поэтапного достижения нормативов ПДВ (в случае если при утверждении нормативов ПДВ установлено, что их достижение Заявителем не обеспечивается), а также отчета о выполнении завершенных этапов указанного плана, оформленных согласно Приложению 4 к Регламенту; - документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.
Кроме этого, как следует из вышеуказанных норм права, решение о выдаче (либо не выдаче) разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ принимается соответствующим государственным органом в установленный срок после проверки и анализа представленных заявителем документов.
Как было указано выше, фиксацией результата исполнения административного действия является подготовка проекта приказа и последующее издание приказа территориального органа Ростехнадзора о выдаче разрешения на выбросы (разрешения на сбросы), проекта разрешения на выбросы (разрешения на сбросы) либо мотивированный отказ в выдаче разрешения. Основанием для оформления разрешения на выбросы, разрешения на сбросы является подписанный в установленном порядке приказ территориального органа Ростехнадзора о выдаче разрешения на выбросы (разрешения на сбросы). При этом, ни положениями Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного Приказом Минприроды РФ от 31.10.2008 N 288, ни иных нормативно-правовых актов не предусмотрена выдача разрешений на выбросы, разрешения на сбросы ранее срока издания приказа территориального органа Ростехнадзора о выдаче разрешения на выбросы, а также указания в разрешениях на выбросы начала действия, ранее срока его издания.
Суд первой инстанции правомерно не принял довод заявителя о том, что разрешения выдаются на период действия ПДВ (применительно к доводу о начале действия ПДВ), так как указанное положение в совокупности с пунктами 4.1, 8, 8.1, 19 Административного регламента от 31.10.2008 N 288 не свидетельствует об обязанности государственного органа выдавать вышеуказанные разрешения на выбросы с даты начала действия ПДВ, а также указания в разрешениях на выбросы с началом действия, ранее срока его издания.
Как следует из пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 08.01.2009 N 7 "О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках" в целях предотвращения загрязнения атмосферного воздуха выбросами вредных (загрязняющих) веществ и сокращения эмиссии парниковых газов, образующихся при сжигании попутного нефтяного газа, Правительство Российской Федерации постановляет установить целевой показатель сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках на 2012 год и последующие годы в размере не более 5 процентов от объема добытого попутного нефтяного газа.
Между тем, как следует из Протокола заседания ТО ЦКР Роснедра по ХМАО-Югре N 962 от 09.11.2006 года на Фестивальном нефтяном месторождении на период с 2010 года по 2015 год установлен уровень утилизации попутного нефтяного газа в размере 95%. Согласно заседания ТО ЦКР Роснедра по ХМАО-Югре N 998 от 08.11.2008 года на Киев-Еганском нефтяном месторождении на период с 2008 года по 2017 год установлен уровень утилизации попутного нефтяного газа также в размере 95%.
Как следует из статьи 22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" пользователь недр имеет право использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии или в соглашении о разделе продукции; пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.
Кроме этого, разрешениями на выбросы загрязняющих веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в атмосферный воздух устанавливаются количества вредных (загрязняющих) веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов), допускаемых к выбросу в атмосферный воздух по каждой отдельной производственной территории (для территориально обособленного подразделения) индивидуального предпринимателя и юридического лица, подлежащего федеральному государственному экологическому контролю (далее - хозяйствующие субъекты): в пределах установленных нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в атмосферный воздух (далее - нормативы ПДВ) (пункт 4.1 Административного регламента от 31.10.2008 N 288).
При этом, указанной нормой права установлено, что количества вредных (загрязняющих) веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов), допускаемых к выбросу в атмосферный воздух по каждой отдельной производственной территории устанавливается не равной показателям, установленным ПДВ, а в пределах, установленных нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в атмосферный воздух.
Как следует из материалов дела, в выданных разрешениях на Фестивальном нефтяном месторождении, на Киев-Еганском нефтяном месторождении установлено, что допустимо сжигать на факелах 5% со ссылкой на протоколы ЦКР N 962 от 09.11.2007 года, N 998 от 08.02.2008 года.
Кроме этого, как установлено судом первой инстанции, при утверждении нормативов ПДВ на Фестивальном нефтяном месторождении, на Киев-Еганском нефтяном месторождении Западно-Сибирским управлением Ростехнадзора заявителю в соответствующих письмах было указано, что нормативы выбросов загрязняющих веществ для факелов устанавливаются с учетом требований лицензионных документов, протоколов ЦКР, проекта разработки месторождения. Нормативы ПДВ по всем остальным источникам предложено установить на уровне фактических выбросов.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что установление в разрешениях на выброс загрязняющих веществ на Фестивальном и Киев-Еганском нефтяном месторождениях уровня выбросов загрязняющих веществ для факелов в размере 5%, а именно в пределах, установленных нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в атмосферный воздух, а также в размере, установленными Протоколами заседаний ТО ЦКР Роснедра по ХМАО-Югре, произведено в соответствии с нормами действующего законодательства.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя. ООО "Норд Империал" при обращении в арбитражный суд с апелляционной жалобой перечислено 2000 рублей. Между тем, согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", размер подлежащей уплате государственной пошлины по настоящей апелляционной жалобе составляет 1000 рублей. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная апеллянтом государственная пошлина подлежит возврату в размере 1000 рублей.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Томской области от 16.06.2011 года по делу N А67-412/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Норд Империал" - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Норд Империал" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по платежному поручению N 4872 от 14.07.2011 года в размере 1000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-412/2011
Истец: ООО "Норд Империал"
Ответчик: Западно-Сибирское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Томской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Томской области (Росприроднадзор)
Хронология рассмотрения дела:
23.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5363/12
05.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5363/12
25.01.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6853/11
06.09.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6396/11