"Законная легкость валютного бремени"
(интервью с В. Белый, заместителем руководителя Федеральной службы
финансово-бюджетного надзора)
С 2007 года у российских компаний началась новая эра - эра валютной либерализации. Дата 1 января 2007 года, как и обещали законодатели, стала переломной для сферы валютного регулирования. За разъяснениями эволюции валютного законодательства "Консультант" обратился к заместителю руководителя Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Владимиру Белому.
- Владимир Викторович, в период становления отечественного финансового рынка государство старалось осуществлять жесткий контроль за перемещением валюты из России и ее поступлениями в страну. В последнее же время валютное законодательство было значительно либерализовано. С чем это связано?
- Для либерализации валютного законодательства были объективные предпосылки. Прежде чем система валютного контроля оформилась в том виде, который имеет сейчас, в своем развитии она прошла ряд этапов. Первый, самый непродолжительный по времени, относится еще к периоду существования СССР. В 1991 году государством была предпринята первая попытка отойти от десятилетиями существовавшей валютной монополии. В основу такой трансформации был положен принятый 1 марта 1991 года Закон СССР N 1982-1 "О валютном регулировании", которым впервые в финансовую практику были введены такие понятия, как "валюта СССР", "иностранная валюта", "резиденты", "нерезиденты", "валютные операции". А в целях обеспечения соблюдения установленных законом ограничений в качестве основного инструмента был введен валютный контроль. Затем последовало принятие указа Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. N 213 "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР", разрешившего всем предприятиям осуществлять ВЭД без специальной регистрации и фактически открывшего свободный доступ любой отечественной организации на внешний рынок.
С конца 1991 года начался второй этап, характеризующийся преобладанием еще более либеральных подходов к определению как сущности валютного законодательства, так и механизмов контроля за валютными операциями. Вступивший в силу Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле в РФ" установил принципы осуществления валютных операций, полномочия и функции органов валютного регулирования и контроля, права и обязанности резидентов и нерезидентов, а также ответственность за нарушение актов валютного законодательства.
Третий этап ознаменовался принятием 10 декабря 2003 года Федерального закона N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ. - Прим. В.П.), заложившего новые, отвечающие динамичному развитию российской экономики принципы и механизм валютного контроля. Изначально жесткие требования этого документа были направлены на то, чтобы предотвратить сокращение золотовалютных резервов, резкие колебания рубля, а также поддержать устойчивость платежного баланса страны.
При этом Закон N 173-ФЗ содержит прямое указание на то, что ограничения на осуществление валютных операций, открытие и ведение счетов органы валютного регулирования будут отменять по мере устранения обстоятельств, вызвавших их введение. За период с момента принятия этого документа в российской экономике произошли существенные позитивные изменения, которые привели к стабилизации курса национальной валюты и росту золотовалютных резервов, что, в свою очередь, стало предпосылкой к снятию валютных ограничений с 1 января 2007 года. Среди прочего либерализация валютного законодательства способствовала решению поставленной Президентом РФ задачи по обеспечению полной конвертируемости рубля. Поэтому дату 1 января 2007 года действительно можно считать переломной.
- Между тем отдельные требования были отменены досрочно...
- Действительно, часть ограничений на совершение валютных операций была снята еще в 2006 году. Например, с 7 мая прошлого года размер обязательной продажи валютной выручки стал составлять 0 процентов. Отмена данного требования сыграла свою не только экономическую, но и важную политическую роль. Так, в странах "Большой семерки" продажа валютной выручки давно уже необязательна. Впрочем, этот норматив был едва ли не самым серьезным бременем для Центробанка РФ.
В свою очередь, нормы резервирования были вдвое снижены еще раньше - с 1 мая 2006 года. Чуть позже это требование и вовсе отменили. Кроме того, с 1 июля прошлого года "иностранцы" получили право осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории РФ с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством и законодательством о рынке ценных бумаг. Отмечу, что досрочная отмена этих ограничений не повлияла на изменение системы валютного контроля в целом.
- А что привнес с собой переломный момент? И какое значение произошедшие изменения имеют для бизнеса?
- С первого дня нового года ушли в прошлое: понятие "специальный счет" и все ограничения, связанные с его использованием, механизмы регулирования Правительством РФ и Банком России капитальных валютных операций, нормы, дающие ЦБ право устанавливать порядок купли-продажи иностранной валюты отечественными организациями, и т.д.
Изменения в валютном регулировании коснулись нескольких отраслей, и важность их для участников рынка определяется сферой деятельности, в которой они работают. Так, для компаний, активно трудящихся на фондовом рынке, наиболее важной является отмена ограничений на торговлю ценными бумагами. Ранее этот вид операций требовал резервирования средств, что порой отпугивало иностранных инвесторов. Для организаций, занимающихся экспортно-импортными операциями, наиболее существенными были два ограничения: обязательные открытие специального счета и резервирование. С отменой данных условий у экспортеров и импортеров станет больше возможностей для ведения бизнеса, компании смогут активнее привлекать средства от нерезидентов. Раньше предоставление российскими компаниями зарубежным партнерам коммерческих кредитов на срок более 180 календарных дней требовало резервирования, а это не совсем удобно для российских предприятий, особенно небольших.
Кроме того, с 1 января 2007 года отечественные организации могут открывать без ограничений счета (делать вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территории зарубежных государств, как являющихся членами ФАТФ и ОЭСР, так и не состоящих в этих международных организациях.
Все произошедшие в законодательстве изменения так или иначе направлены на упрощение порядка осуществления валютных операций, открытия и ведения счетов, снижение избыточного административного давления на участников рынка и стимулирование законного движения капитала.
- Можно ли уже подводить первые итоги?
- Результатом перестройки системы валютного регулирования и контроля стал переход от неправовых, разрешительных принципов к совершенно объективным, действующим во всем цивилизованном мире механизмам регулирования валютных операций, когда разрешено все, что прямо не запрещено законом.
Современная система российского валютного законодательства максимально упрощена, она не требует от участников ВЭД трудовых, финансовых и временных затрат на изучение емкой и перегруженной нормативной базы в области валютного контроля, наделяя их при этом широким кругом прав при осуществлении валютных операций, открытии и ведении счетов.
При этом, поскольку все изменения осуществлялись постепенно, с учетом тенденций развития экономики, перестройка валютного законодательства проходила эволюционно, поступательно и являет собой один из наиболее удачных примеров реформирования.
- Теперь отечественные предприятия смогут открывать счета в иностранных банках. Не будет ли это способствовать утечке капитала за рубеж?
- Отток капитала из страны обусловлен факторами экономического характера: отсутствие объектов для вложения капитала и гарантий его сохранности толкает собственников денежных средств на поиски более благоприятной экономической конъюнктуры.
Снятие ограничений валютного законодательства, в том числе на открытие счетов, как было уже сказано выше, осуществлялось с учетом экономической обстановки, и решение о возможности предоставления права российским предпринимателям свободно открывать счета за рубежом явилось объективным следствием благоприятного развития экономики страны. Но с 1 января 2007 года отечественные предприятия должны информировать налоговые органы по месту своего учета об открытии счетов в течение одного месяца со дня заключения с зарубежным банком соответствующего договора.
- Владимир Викторович, не приведет ли упрощение порядка проведения валютных операций к смягчению ответственности за несоблюдение установленных требований?
- Упрощение порядка осуществления валютных операций, открытия и ведения счетов отнюдь не означает смягчения мер административного воздействия за несоблюдение норм валютного законодательства. А снятие отдельных ограничений не предполагает отмену валютного контроля. В частности, по-прежнему будут существовать требования по репатриации иностранной валюты и рубля, оформлению паспортов сделок по внешнеторговым операциям и по предоставлению кредитов и займов. Наказание за их несоблюдение осталось достаточно жестким, а штрафы внушительными - от трех четвертых до одного размера денежных средств, не возвращенных на счета в уполномоченных банках.
Транспарентность, однозначность и необременительность норм действующего валютного законодательства и актов органов валютного регулирования не снимают с компаний обязанности по их соблюдению, а нарушение законодательства повлечет административное наказание. Являясь единственным уполномоченным Правительством РФ органом валютного контроля, Росфиннадзор помимо проведения проверок соблюдения валютного законодательства также наделен правом привлекать к ответственности за его нарушения.
- Как на нормы защитного характера реагируют иностранные инвесторы, и вообще, есть ли у них желание иметь дело с деньгами из России?
- Действующая система отечественного валютного законодательства практически полностью соответствует требованиям Международного валютного фонда и направлена как на упрощение порядка осуществления валютных операций резидентами, так и на предоставление возможности доступа иностранного капитала на российский рынок.
Снятие в отношении нерезидентов ограничений по резервированию и использованию специальных счетов обусловлено не только произошедшими качественными изменениями в развитии российской экономики, но и необходимостью упростить порядок осуществления нерезидентами валютных операций с внутренними ценными бумагами и национальной валютой. Это наглядно демонстрирует интерес иностранных инвесторов к рублю и внутренним ценным бумагам.
- Всего за три года Росфиннадзор в качестве органа валютного контроля провел 13 тысяч проверок соблюдения валютного законодательства. В результате возбуждено 18 тысяч дел об административных правонарушениях, вынесено порядка 14 тысяч постановлений о назначении административного наказания. С чем связано такое количество нарушений?
- Росфиннадзор располагает широкой сетью территориальных органов, расположенных практически во всех субъектах РФ, что позволяет осуществлять контроль за проведением валютных операций независимо от местонахождения участника ВЭД. Цифры, которые Вы перечислили, отражают результаты проверок соблюдения требований валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, проведенных на всей территории страны, и по сравнению с общим числом зарегистрированных участников внешнеэкономических отношений их вряд ли можно считать внушительными. Необходимо отметить, что, работая в тесной взаимосвязи с ЦБ и агентами валютного контроля, Росфиннадзор получает информацию о нарушениях валютного законодательства как при совершении внешнеторговых и кредитных операций, так и при проведении операций с ценными бумагами, а также открытии и ведении счетов. Все нарушители рано или поздно попадают в поле зрения нашей службы.
- Каковы основные нарушения в сфере валютного законодательства?
- Большая часть нарушений валютного законодательства связана с несоблюдением порядка и сроков предоставления отчетных документов по валютным операциям и невозвратом экспортной выручки. Обязанность по заполнению форм учета и отчетности по валютным операциям возлагается на резидентов актами органов валютного регулирования. Что касается нарушений требования о репатриации валютной выручки, то они, как правило, обусловлены недобросовестностью иностранных контрагентов и непринятием российскими партнерами необходимых мер по привлечению к ответственности за нарушения нерезидентом условий контракта.
- Каких изменений в сфере валютного законодательства ждать бизнесу в ближайшее время?
- Оценивая результаты формирования системы валютного контроля, можно с уверенностью сказать, что благодаря постепенному, поэтапному переходу от разрешительного порядка осуществления валютных операций к уведомительному перестройка системы валютного регулирования и контроля является примером наиболее удачного проведения реформ в России. Система валютного законодательства РФ ориентирована на подготовку вступления России в ВТО. В этой связи развитие отечественной системы валютного законодательства в ближайшее время будет идти в направлении, не противоречащем статьям Соглашения Международного валютного фонда.
Беседовала В. Плеханова,
ведущий эксперт "Консультанта"
"Консультант", N 9, май 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.