09 сентября 2011 г. |
Дело N А14-1057-2011 |
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 30.08.2011.
Постановление в полном объеме изготовлено 09.09.2011.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Сергуткиной В.А.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щеголевой Е.В.,
при участии:
от администрации городского округа город Воронеж: Солтанова М.Ш., главного специалиста отдела правовой работы, доверенность N 822 от 30.12.2010,
от общества с ограниченной ответственностью "ЛАУРИС": Ефремовой Г.О., представителя по доверенности б/н от 11.01.2011,
от муниципального казенного предприятия городского округа город Воронеж "Управление главного архитектора": Панковой О.И., юрисконсульта, ведущего специалиста юридического отдела, доверенность N 31 от 17.01.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа город Воронеж на решение Арбитражного суда Воронежской области от 20.06.2011 по делу N А14-1057-2011 (судья И.В. Федосеева), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛАУРИС" (ОГРН 1033600031838) к администрации городского округа город Воронеж (ОГРН 1023601575733) о признании недействительным постановления N 1122 от 08.12.2010.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛАУРИС" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным постановления Администрации городского округа город Воронеж (далее - Администрация) N 1122 от 08.12.2010 "Об утверждении схемы расположения земельного участка, фактически занимаемого сооружением - тепловая сеть по ул. Пятницкого, 54д, на кадастровом плане территории 36:34:0607612" и просило обязать Администрацию городского округа город Воронеж сформировать и утвердить схему расположения земельного участка 54д по ул. Пятницкого г. Воронежа площадью 346 кв.м., занятого сооружением недвижимости - тепловой сетью, являющейся собственностью ООО "ЛАУРИС".
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 03.03.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное казенное предприятие городского округа город Воронеж "Управление Главного архитектора".
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 20.06.2011 по делу N А14-1057-2011 заявленные требования удовлетворены, постановление Администрации городского округа город Воронеж N 1122 от 08.12.2010 г. "Об утверждении схемы расположения земельного участка, фактически занимаемого сооружением - тепловая сеть по ул. Пятницкого, 54д, на кадастровом плане территории 36:34:0607612" признано недействительным. Суд обязал администрацию городского округа город Воронеж устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества путем отмены постановления Администрации городского округа город Воронеж N 1122 от 08.12.2010 "Об утверждении схемы расположения земельного участка, фактически занимаемого сооружением - тепловая сеть по ул. Пятницкого, 54д, на кадастровом плане территории 36:34:0607612".
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы полагает, что постановление Администрации от 08.12.2010 N 1122 было издано во исполнение решения Арбитражного суда Воронежской области от 27.10.2009 в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации.
В апелляционной жалобе Администрация указывает, что при формировании земельного участка по ул. Пятницкого 54д, занятого линейным объектом недвижимости, его площадь рассчитана в соответствии с пунктом 2.3 СНиП 3.05.03-85, регламентирующими проведение строительных работ при канальной прокладке труб.
Кроме того, Администрация ссылается на акт выполненных работ N 69270 от 30.09.2010, подписанный в рамках договора N 4684 от 14.05.2010 меду ООО "ЛАУРИС" и Муниципальным казенным предприятием "Управление главного архитектора" на выполнение работ по подготовке материала для формирования земельного участка по ул. Пятницкого, 54д.
Представитель Администрации городского округа город Воронеж в судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал.
Муниципального казенное предприятие городского округа город Воронеж "Управление главного архитектора" правовую позицию Администрации поддержало, считая, что для обслуживания линейного объекта в соответствии со статьей 274 Гражданского кодекса Российской Федерации существует возможность и целесообразно оформить право ограниченного пользования земельным участком (сервитут).
Представитель Общества против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в письменных возражениях, просил отказать Администрации в удовлетворении апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 36-АВ N 102524 от 06.03.2009 ООО "ЛАУРИС" на праве собственности принадлежит тепловая сеть, расположенная по адресу г. Воронеж, от проспекта Революции 29в до ТК-11 ул. Пятницкого, площадь - 180 м.п. Инвентарный номер: 10613, Литер: 1А, 1Б.
Земельный участок по адресу: г.Воронеж, ул.Пятницкого, 54-д, по которому проходит часть тепловой сети, принадлежащей Обществу, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, и на кадастровый учет не поставлен.
22.05.2009 ООО "Лаурис" обратилось к главе городского округа г.Воронеж с заявлением, которым просило сформировать и утвердить схему расположения земельного участка площадью 358 кв.м., расположенного по адресу: г.Воронеж, ул.Пятницкого, 54-д, занятого сооружением недвижимости - тепловой сетью, являющуюся собственностью ООО "Лаурис", подготовить проект решения об утверждении схемы расположения указанного земельного участка для последующего его выкупа на основании статьи 36 ЗК РФ.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Воронежской области от 27.10.2009 по делу N А14-9081/2009/247/30 действия администрации городского округа город Воронеж, выразившиеся в отказе ООО "ЛАУРИС" в формировании и утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Пятницкого 54д, площадью 358 кв.м., признаны незаконными как несоответствующие статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации. На администрацию городского округа город Воронеж возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "ЛАУРИС" путем совершения действий по формированию и утверждению схемы расположения земельного участка по адресу г. Воронеж, ул. Пятницкого, д.54д, занятого сооружением - тепловая сеть.
Во исполнение указанного решения суда, на основании заявления ООО "ЛАУРИС", свидетельства о государственной регистрации права собственности на тепловую сеть от 06.03.2009, кадастрового плана территории от 22.06.2010 N 34-123/10-1290, в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации Администрацией 08.12.2010 было издано постановление N 1122 "Об утверждении схемы расположения земельного участка, фактически занимаемого сооружением - тепловая сеть по ул. Пятницкого, 54д, на кадастровом плане территории 36:34:0607612", которым была утверждена схема расположения земельного участка площадью 66 кв.м.
ООО "ЛАУРИС", считая данное постановление недействительным, обратилось в арбитражный суд с рассмотренными требования.
Удовлетворяя требования Общества, суд области пришел к выводу, что постановление Администрации городского округа город Воронеж N 1122 от 08.12.2010 "Об утверждении схемы расположения земельного участка, фактически занимаемого сооружением - тепловая сеть по ул. Пятницкого, 54д, на кадастровом плане территории 36:34:0607612", утвердившее схему расположения земельного участка сформированного без учета положений действующего законодательства, не соответствует Земельному кодексу РФ и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда области соглашается исходя из следующего.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления суд осуществляет проверку оспариваемого акта и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у лица, который принял оспариваемый акт, а также нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемого постановления) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта (пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 настоящего Кодекса.
Предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (пункт 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 4 статьи 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Организация работ по землеустройству в соответствии со статьей 48 Устава городского округа город Воронеж, утвержденного постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 N 150-1, входит в сферу исполнительно-распорядительных полномочий администрации городского округа город Воронеж.
Исходя из анализа приведенных выше норм, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что формирование земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы земельного участка должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования.
Из оспариваемого постановления следует, что Администрация утвердила схему расположения земельного участка площадью 66 кв.м., фактически занимаемого сооружением - тепловая сеть.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что границы земельного участка, на котором находится принадлежащий Обществу линейный объект недвижимости - тепловая сеть, сформированы Муниципальным казенным предприятием городского округа город Воронеж "Управление главного архитектора" по фактическим размерам инженерных сетей, без учета площади земельного участка, необходимого для обслуживания и эксплуатации объекта недвижимости, что противоречит положениям статей 11.9, 33, 35, 36 Земельного кодекса РФ.
Указывая на законность постановления N N 1122 от 08.12.2010, Администрация ссылается на отсутствие в действующем градостроительном и земельном законодательстве норм отвода земель на рассматриваемый объект недвижимости - тепловую сеть, а также на отсутствие проектной документации и применение при расчете площади формируемого земельного участка пункта 2.3 "СНиП 3.03.03-85 Тепловые сети", предусматривающего, что наименьшая ширина дна траншеи при канальной прокладке тепловых сетей должна быть равной ширине канала с учетом опалубки (на монолитных участках), гидроизоляции, попутного дренажа и водоотливных устройств, конструкции крепления траншеи с добавлением 0,2 м, при этом ширина траншей должна быть не менее 1,0 м.
Однако определение площади формируемого земельного участка в соответствии с пунктом 2.3 "СНиП 3.03.03-85 Тепловые сети", утвержденных постановлением Госстроя СССР N 178 от 31.10.1985, и распространяющихся на строительство новых, расширение и реконструкцию действующих тепловых сетей, не исключает необходимости формирования земельного участка с учетом площади, необходимой для обслуживания и эксплуатации объекта недвижимости.
Кроме того, как следует из письменных возражений Общества, на место расположения теплотрассы сотрудники Администрации и МКП "Управление главного архитектора" не выходили, замеров не производили, в связи с чем, оснований полагать, что земельный участок сформирован на земельном участке, фактически занимаемом теплотрассой, не имеется.
Представитель третьего лица в судебном заседании (протокол судебного заседания от 03.05.2011) арбитражного суда области подтвердил, что на место расположения объекта недвижимости никто не выходил.
Доказательств обратного Администрацией не представлено.
Ссылка в апелляционной жалобе на акт выполненных работ N 69270 от 30.09.2010 по подготовке материалов для формирования земельного участка ул. Пятницкого, 54д. по договору N 4684 от 14.05.2010 не может быть принята во внимание, поскольку данный акт подписан неустановленным лицом, что следует из показаний директора ООО "ЛАУРИС", зафиксированных в протоколе судебного заседания от 31.05.2011-10.06.2011.
Таким образом, установив совокупность условий, предусмотренных статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, требующихся для признания ненормативного правового акта недействительным, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Общества.
Указанный судом первой инстанции способ устранения нарушенных прав заявителя апелляционная инстанции считает правильным.
Довод Общества о том, что апелляционная жалоба подана на вступившее в законную силу решение суда первой инстанции подлежит отклонению, поскольку опровергается материалами дела и основан на неверном толковании норм процессуального права.
Ссылка третьего лица на возможность оформления права ограниченного пользования земельным участком (сервитут) в данном случае не свидетельствует о законности постановления Администрации городского округа город Воронеж N 1122 от 08.12.2010 "Об утверждении схемы расположения земельного участка, фактически занимаемого сооружением - тепловая сеть по ул. Пятницкого, 54д, на кадастровом плане территории 36:34:0607612".
Суд первой инстанции с учетом установленных фактических обстоятельств по делу, принял правильное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с изложенным решение арбитражного суда области не подлежит отмене, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относятся на заявителя жалобы, однако, взысканию не подлежат, поскольку последний освобожден от ее уплаты в силу закона.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 20.06.2011 по делу N А14-1057-2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
В.А. Сергуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-1057/2011
Истец: ООО "Лаурис"
Ответчик: Администрация ГО г. Воронеж, Администрация городского округа г. Воронеж
Третье лицо: МКП "Управление главного архитектора", МКП ГО г. Воронеж "Управление главного архитектора"
Хронология рассмотрения дела:
09.09.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4061/11