г. Саратов |
Дело N А12-2570/2011 |
"08" сентября 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена "01" сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "08" сентября 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Борисовой Т.С.,
судей Веряскиной С.Г., Жевак И.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кутилина Н.А.,
при участии в заседании представителя администрации городского округа - город Волжский Морозовой Е.О. по доверенности от 17.12.2010 N 129-Д, представителя закрытого акционерного общества "ЮгПаркПроект" Белой Ю.И. по доверенности от 09.03.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа - город Волжский (г. Волжский Волгоградской области)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20 апреля 2011 года по делу N А12-2570/2011 (судья Наумова М.Ю.)
по заявлению закрытого акционерного общества "ЮгПаркПроект" (г. Волжский Волгоградской области)
к администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (г. Волжский Волгоградской области)
о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "ЮгПаркПроект" (далее - ЗАО "ЮгПаркПроект", Общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - администрация г. Волжский) о признании недействительными решения администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, изложенного в письме от 21.12.2010 N 07-04/11574, об отказе в предоставлении ЗАО "ЮгПаркПроект" в аренду земельного участка с предварительным согласованием места размещения объектов ориентировочной площадью 402 313 кв. м., расположенного по адресу: Волгоградская область, город Волжский, проспект Ленина, 90 (Парк культуры и отдыха имени 60-летия Октября), в целях строительства, обустройства и развития парка, размещения аттракционов, спортивно - развлекательных сооружений.
В порядке восстановления нарушенного права Общество просило суд обязать администрацию г. Волжский принять постановление о предварительном согласовании ЗАО "ЮгПаркПроект" места размещения парка, аттракционов, спортивно - развлекательных сооружений на земельном участке площадью 402 313 кв. м., расположенному по адресу: Волгоградская область, город Волжский, проспект Ленина, 90 (Парк культуры и отдыха имени 60-летия Октября) (с учетом изменения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 20 апреля 2011 года заявленные ЗАО "ЮгПаркПроект" требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, администрация г. Волжский обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ЗАО "ЮгПаркПроект". Администрация г. Волжский настаивает на том, что работы по формированию спорного земельного участка для последующего предоставления его на торгах начаты администрацией до обращения Общества с заявлением о предварительном согласовании места размещения парка. На дату принятия администрацией г. Волжского обжалуемого решения об отказе в предоставлении ЗАО "ЮгПаркПроект" в аренду земельного участка спорный земельный был сформирован. По мнению администрации г. Волжский, в силу части 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации спорный земельный участок может быть предоставлен исключительно на торгах.
ЗАО "ЮгПаркПроект" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором Общество возражает против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители администрации г. Волжский, ЗАО "ЮгПаркПроект" поддержали доводы, изложенные соответственно в апелляционной жалобе и отзыве на неё, дали пояснения, аналогичные изложенным в них.
В судебном заседании, открытом 25 августа 2011 года, в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 01 сентября 2011 года до 16 час. 00 мин., объявление о перерыве размещено в соответствии с рекомендациями, данными в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 сентября 2006 года N 113 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".
После перерыва судебное заседание продолжено с участием представителей сторон.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав представителей сторон, изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 23 ноября 2010 года ЗАО "ЮгПаркПроект" обратилось в администрацию г. Волжский с заявлением о предоставлении в аренду с предварительным согласованием места размещения объектов земельного участка ориентировочной площадью 402 313 кв.м., расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, пр. Ленина, 90 (Парк культуры и отдыха имени 60-летия Октября), в целях строительства, обустройства и развития парка, размещения аттракционов, спортивно-развлекательных сооружений.
Письмом администрации г. Волжский от 21.12.2010 N 07-04/11574 Обществу в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка отказано и сообщено о возможности предоставления земельного участка на торгах.
Отказ мотивирован тем, что испрашиваемый земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет.
Не согласившись с решением администрации г. Волжский, выраженным в письме от 21.12.2010 N 07-04/11574, ЗАО "ЮгПаркПроект" в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспорило отказ органа местного самоуправления в предоставлении земельного участка в арбитражный суд.
Дело арбитражным судом первой инстанции рассмотрено по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно пункту 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации вправе обратиться арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемый акт ненормативного характера, по мнению Общества, нарушает его права в сфере осуществления предпринимательской деятельности путем лишения права на предоставление ЗАО "ЮгПаркПроект" с предварительным согласованием места размещения объекта на земельном участке 402 313 кв. м., расположенном по адресу: Волгоградская область, город Волжский, проспект Ленина, 90, Парк культуры и отдыха имени 60-летия Октября.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции установил, что на дату обращения ЗАО "ЮгПаркПроект" в администрацию г. Волжский с заявлением о предоставлении земельного участка испрашиваемый земельный участок не был сформирован и сделал выводы о том, что действия по формированию земельного участка предприняты администрацией г. Волжский после обращения ЗАО "ЮгПаркПроект" с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка. В целях устранения нарушенного права, суд первой инстанции, исходя из того, что сведения о земельном участке с кадастровым номером N 34:35:030119:207 носят временный характер и не являются кадастровыми сведениями, обязал орган местного самоуправления в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять постановление о предварительном согласовании ЗАО "ЮгПаркПроект" места размещения парка, аттракционов, спортивно - развлекательных сооружений на спорном земельном участке.
Суд апелляционной инстанции считает ошибочными выводы суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляется распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
По смыслу положений Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ), земельный участок считается сформированным, если в его отношении проведен государственный кадастровый учет.
Статья 7 Федерального закона N 221-ФЗ предусматривает определенный перечень уникальных характеристик земельного участка, которые в обязательном порядке должны отражаться в государственном кадастре недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ требований. Данные характеристики позволяют идентифицировать конкретный земельный участок. Если вышеуказанные характеристики земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, земельный участок следует считать сформированным.
Материалами дела подтверждается, что в октябре 2010 года, то есть более чем за месяц до даты обращения (23 ноября 2010 года) ЗАО "ЮгПаркПроект" с заявлением о предоставлении в аренду с предварительным согласованием места размещения объектов на спорном земельном участке, органом местного самоуправления начаты работы по формированию спорного земельного участка.
12 октября 2010 года между комитетом земельных ресурсов администрации г. Волжский (заказчик) и МУП "Бюро технической инвентаризации" (исполнитель) заключен договор по подготовке межевых планов земельных участков для получения кадастровых паспортов земельных участков в границах городского округа - г. Волжский Волгоградской области (т. 1, л.д. 54-56).
Источником финансирования услуг определен бюджет городского округа - г. Волжский, стоимость работ составляет 90 000 рублей.
Названный выше договор исполнен, сторонами подписан без замечаний акт N 00001589 от 15.12.2010 (т. 1, л.д. 57).
Постановлением администрации г. Волжский N 8860 от 26.11.2010 (т. 1, л.д. 58) утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровых планах (картах), расположенных в границах городского округа - г. Волжский Волгоградской области, в кадастровом квартале 34:35:03 01 19, по следующим адресам:
- проспект им. Ленина, 90, г. Волжский Волгоградской области, площадью 402313,0 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - земли городских парков (парк им. 60-летия Октября);
- проспект им. Ленина, 90и, г. Волжский Волгоградской области, площадью 7690,0 кв.м, под строительство объекта торговли, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - земли под объектами физической культуры и спорта (автодром).
03.12.2010 земельный участок, расположенный по адресу: проспект им. Ленина, 90, г. Волжский Волгоградской области, площадью 402313,0 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - земли городских парков (парк им. 60-летия Октября) поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый номер 34:35:030119:207 (т. 1, л.д. 61).
Таким образом, на дату рассмотрения органом местного самоуправления заявления ЗАО "ЮгПаркПроект" о предоставлении в аренду с предварительным согласованием места размещения объектов земельного участка ориентировочной площадью 402 313 кв.м., расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, пр. Ленина, 90 (парк культуры и отдыха имени 60-летия Октября), в целях строительства, обустройства и развития парка, размещения аттракционов, спортивно-развлекательных сооружений, и принятия администрацией г. Волжского оспариваемого решения испрашиваемый земельный участок прошел государственный кадастровый учет в соответствии с правилами, предусмотренными в статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации, индивидуализирован и был сформирован как объект земельных отношений применительно к статьям 6 Земельного кодекса Российской Федерации и 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре".
В соответствии с пунктом 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется посредством проведения торгов (аукциона).
Основываясь на требованиях Земельного кодекса Российской Федерации, администрацией г. Волжский принято законное и обоснованное решение об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка и сообщено о возможности предоставления земельного участка на торгах.
Правовых оснований для принятия иного решения у администрации г. Волжский не имелось.
Сам по себе факт поступления заявления ЗАО "ЮгПаркПроект" в администрацию г. Волжский 23 ноября 2010 года до даты постановки земельного участка на кадастровый учет не является основанием для признания недействительным оспариваемого решения администрации г. Волжский об отказе в предоставлении земельного участка, а равно для квалификации действий администрации г. Волжский как злоупотребление правом.
Земельный кодекс Российской Федерации не ставит в зависимость и не ограничивает права органа местного самоуправления по формированию земельных участков в зависимость от заявлений, поступающих от физических и юридических лиц, с просьбой о предоставлении земельных участков.
В силу пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
В рассматриваемом случае договор между комитетом земельных ресурсов администрации г. Волжский и МУП "Бюро технической инвентаризации" по подготовке межевых планов земельных участков для получения кадастровых паспортов земельных участков был заключен до подачи Обществом в уполномоченный орган заявления о реализации им права на приобретение земельного участка, соответственно действия администрации г. Волжский по формированию земельного участка начаты до поступления заявления ЗАО "ЮгПаркПроект" и предусмотренных законом оснований для их прекращения, а равно приостановления не имелось.
Следовательно, действия администрации г. Волжский по постановке на кадастровый учет спорного земельного участка не свидетельствуют о воспрепятствовании ЗАО "ЮгПаркПроект" в реализации права на предоставление земельного участка, о злоупотреблении правом и не противоречат требованиям Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции, определяя способ устранения нарушенного права и обязывая администрацию г. Волжский в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять постановление о предварительном согласовании ЗАО "ЮгПаркПроект" места размещения парка, аттракционов, спортивно - развлекательных сооружений на земельном участке площадью 402 313 кв. м., расположенному по адресу: Волгоградская область, город Волжский, проспект Ленина, 90 (парк культуры и отдыха имени 60-летия Октября), не учел следующее.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков предоставляется владеющими этой информацией лицами по запросу органа местного самоуправления бесплатно в установленный Кодексом срок (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации исходит из того, что разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения, несмотря на то что они содержатся в неопубликованных для всеобщего сведения документах.
Помимо того, после определения участка, подходящего для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
Однако в данном случае суд первой инстанции обязал администрацию г. Волжский предоставить земельный участок без соблюдения установленных Земельным кодексом Российской Федерации публичных процедур и без учета того, что испрашиваемый земельный участок является сформированным и поставленным на кадастровый учет.
Устранение нарушения интересов Общества таким путем влечет за собой предоставление ЗАО "ЮгПаркПроект" не предусмотренных законодательством преимуществ и ущемляет интересы иных лиц, что является не допустимым.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, что в силу положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20 апреля 2011 года по делу N А12-2570/2011 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении требований закрытого акционерного общества "ЮгПаркПроект" о признании незаконным решения администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, изложенного в письме от 21.12.2010 N 07-04/11574, об отказе в предоставлении ЗАО "ЮгПаркПроект" в аренду земельного участка с предварительным согласованием места размещения объектов ориентировочной площадью 402 313 кв. м., расположенного по адресу: Волгоградская область, город Волжский, проспект Ленина, 90 (Парк культуры и отдыха имени 60-летия Октября), в целях строительства, обустройства и развития парка, размещения аттракционов, спортивно - развлекательных сооружений, а также устранении нарушенного права путем обязания администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области принять постановление о предварительном согласовании ЗАО "ЮгПаркПроект" места размещения парка, аттракционов, спортивно - развлекательных сооружений на земельном участке площадью 402 313 кв. м., расположенном по адресу: Волгоградская область, город Волжский, проспект Ленина, 90 (Парк культуры и отдыха имени 60-летия Октября), отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Волгоградской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
Т.С. Борисова |
Судьи |
С.Г. Веряскина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-2570/2011
Истец: ЗАО "ЮгПаркПроект"
Ответчик: Администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области
Третье лицо: СПИ Волжского ГО ССП Захаров А. М.
Хронология рассмотрения дела:
08.02.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-12149/12
24.05.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N 604/12
24.05.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N ВАС-604/12
21.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-604/12
16.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11312/11
15.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11312/11
08.09.2011 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5602/11
20.04.2011 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-2570/11