Проблемы регулирования российского рынка инновационных ресурсов
Увеличивающееся влияние знаний и информации в постиндустриальном мире вызвало новую глобальную технологическую революцию, затмевающую индустриальную революцию XIX столетия и научную революцию XX-го. Творческое знание, основанное на доступе к информации и поддержанное культурными и духовными ценностями, стало решающим фактором в экономическом, социальном, технологическом и культурном развитии в современном мире. Это знание играет роль, прежде исполняемую энергией и сырьем в индустриальной экономике.
Знания, информация и технологии, вовлеченные в производство, становятся неотъемлемыми его факторами в инновационной экономике, а сама экономика, основанная на знаниях, - необходимым условием экономического роста, увеличения доли продуктов, созданных новыми технологиями, в валовом внутреннем продукте*(1). Поэтому одним из ключевых вопросов для Российской Федерации является формирование экономики, основанной на знаниях, в которой приоритетным должен стать рынок инновационных ресурсов (РИР).
Современная модель рыночного хозяйствования, сложившаяся в странах с высоко- и среднеразвитой рыночной экономикой, характеризуется следующими общими закономерностями: максимальной приватизацией, открытостью РИР, высоким уровнем развития экономики, основанной на знаниях страны в целом и инфраструктуры РИР.
Формирование РИР в России, как и во всем мире, происходит при обстоятельствах, которые не свободно выбраны людьми, а даны им, перешли из прошлого. По мнению В. Андрианова, эти обстоятельства определяются присутствием в рыночном хозяйстве механизмов саморегуляции как функциональной экономической системы, деятельность всех структурных элементов которой направлена на поддержание экономического равновесия и создание благоприятных условий для устойчивого эволюционного развития экономики*(2). Эти механизмы осуществляются при непосредственном участии государства.
Государственное регулирование экономики России продолжает в нашей стране играть более существенную роль, чем во многих других странах*(3). Это обусловлено необходимостью дальнейшего совершенствования экономических и юридических механизмов для всех вовлеченных в развитие экономики, основанной на знаниях*(4). Развитие экономики Российской Федерации до инновационного уровня, создание основанной на знаниях экономики неизбежно требует увеличения государственного участия и воздействия на все экономические процессы в стране, а именно:
- создание законодательного и нормативно-юридического регулирования;
- обеспечение соответствующих условий на местном уровне для перехода к информационному обществу с учетом специфических особенностей социально-экономического и культурного развития в регионах;
- участие частного сектора, заинтересованного в развитии национального РИР;
- привлечение инвестиций для развития национальных секторов РИР;
- координирование действий социальных агентов, вовлеченных в процесс;
- сохранение политических, экономичных и юридических механизмов в руках правительства, определяющего "правила игры";
- продвижение РИР Российской Федерации в мировой РИР.
Государство должно активно влиять на институциональную среду путем целенаправленного процесса формирования и совершенствования РИР в национальной экономике*(5). Необходимо создать механизмы информационной поддержки и обмена знаниями и информацией и последующей интеграции российского РИР в мировой. При создании механизмов формирования и развития РИР, его государственном регулировании необходимо учитывать тенденции как в мировой экономике, так и в экономике нашей страны с учетом перспектив ее развития.
Важный шаг в создании механизма государственного регулирования РИР - выявление субъектов регулирования, вырабатывающих его стратегию и тактику, осуществляющих необходимые практические действия. В общем виде механизм государственного регулирования РИР можно определить как совокупность форм, методов и инструментов, посредством которых государственные и созданные при их участии органы осуществляют управленческое воздействие на процессы функционирования и развития социально-экономической системы инновационного общества*(6).
Данное воздействие основано на последовательном решении следующих задач:
1) поиск и использование национальных резервов и возможностей для формирования и развития экономики, основанной на знаниях;
2) формирование РИР и его инфраструктуры, установление хозяйственных связей рыночного типа и становление новых мотивационных механизмов развития информационной экономики;
3) демонополизация экономики и устранение организационных структур, сложившихся в рамках административно-командной системы и препятствующих развитию РИР.
Следует выделить некоторые особенности воздействия механизма государственного регулирования на РИР.
Во-первых, оно является избирательным с точки зрения использования инновационных ресурсов и направления их влияния на определенные параметры хозяйственной жизни. Это обусловлено тем, что ключевые экономические вопросы (что, как и для кого производить) решает РИР.
Во-вторых, характер такого воздействия варьируется от дополняющего и усиливающего рыночный механизм до компенсирующего его ограниченные (временно или постоянно) возможности.
В-третьих, его объектами выступают как экономика, основанная на знаниях в целом, так и условия деятельности, экономическое поведение ее отдельных хозяйствующих субъектов.
В-четвертых, оно имеет сложную природу, проявляющуюся в многообразии способов и средств воздействия на экономику, основанную на знаниях.
В-пятых, оно обеспечивает преимущественную ориентацию регулируемого объекта, когда ожидаемый результат не задается жесткими количественными показателями, а фиксирует желательное, соответствующее целям экономической политики государства, направление деятельности экономических субъектов РИР, траекторию их развития.
В России не созданы условия для эффективного возмещения государственных финансовых ресурсов, затраченных на создание инновационных ресурсов. Не приняты нормативные правовые акты, направленные на решение первоочередных задач вовлечения в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности на российском РИР. Перед Россией стоит задача определения действенных путей и необходимых условий для перехода к экономике знаний, анализа и корректировки связанных с новыми технологиями сложных социально-политических процессов. Ведь работать на государство значительно сложнее, поскольку оно предъявляет более высокие требования к поставке ресурсов на государственный рынок*(7). Это чрезвычайно важная и ответственная задача, ибо общество, не способное социально и политически меняться одновременно с происходящей ныне информационной технологической революцией, неминуемо оказывается неспособным эффективно использовать новые технологии и постепенно превращается в отсталое в экономическом, технологическом, политическом и культурном отношениях.
Необходимо учитывать две формы взаимодействия государства и общества по отношению к инновационным ресурсам*(8). Первая - работа на государство- является промежуточной, используемой лишь время от времени, преимущественно в периоды вынужденного развертывания экономики мобилизационного типа, при резком расширении сферы милитаризации. Вторая развитая форма - работа на общество, представленное социальным государством - может быть охарактеризована как базовая. Страны, руководствующиеся инновационной моделью развития, способны увеличивать масштабы социальных инвестиций и поддерживать высокий уровень благосостояния населении, поскольку возможный экономический эффект от технологического лидерства позволит окупить бюджетные расходы*(9) и сгладить возникающие социальные риски без существенных затруднений.
Роль механизма государственного регулирования РИР сводится к следующему:
- анализ экономической ситуации во внешней и внутренней сферах РИР и доведение до его структурных элементов, какие и в каком объеме инновационные ресурсы необходимо производить;
- в пространственно-временном аспекте проверка соответствия спроса предложению продуктов и услуг, тем самым обеспечение сбалансированности различных секторов экономики, основанной на знаниях;
- "снимание барьерной планки" доходов производителей товаров и услуг в соответствии с эффективностью как результат вовлечения в общественное воспроизводство инновационных ресурсов для удовлетворения сложившегося или планируемого рыночного спроса;
- осуществление "санитарной" роли, направленной на удаление ресурсов, воспроизводящих неконкурентоспособные продукты или услуги, а также снижающей процентное соотношение несоответствующих экономическим реалиям секторов РИР.
Формирование национальной экономической системы во многом определяется политикой правительства в отношении создания инфраструктуры по распространению объектов интеллектуальной собственности и превращению их в инновации. Государству необходимо создать среди предпринимателей конкуренцию в освоении улучшающих и базисных инноваций, развить систему мотивации в экономике - полное "огосударствление" интеллектуального продукта, где бы и кем бы он ни создавался*(10). Это означает, что ученый, инженер, новатор должны иметь главный стимул: выгодно реализовать, окупить результат своего интеллектуального труда*(11). При этом из всех научно-технических результатов, полученных за счет государственных средств, целесообразно оставить за Российской Федерацией лишь те, в отношении которых государство в состоянии взять на себя полную ответственность за их реализацию и финансовые обязательства в отношении участников процесса, включая выплату вознаграждений авторам изобретений*(12) Речь идет об аккумулировании интеллектуального капитала, выявлении, накоплении и распространении информации и опыта, создании предпосылок для распространения и обмена (передачи) знаний*(13).
Появление и развитие феномена государственного предпринимательства требует уточнения роли механизма государственного регулирования в современной экономике, основанной на знаниях. Она не может быть сведена только к компенсации "провалов" рынка. Важным оказывается и содействие развитию инновационного механизма, его дополнение, повышение эффективности использования ИР общества. Спрос и предложение на ИР определяют, кто станет потребителем новой продукции, какие ее характеристики наиболее важны для потенциальных потребителей, какой будет ее цена*(14). Не обладая соответствующими знаниями и опытом, в условиях жесткой конкуренции добиться успеха в развитии РИР - задача чрезвычайно сложная. Устойчивое функционирование сети самостоятельных гибких структур, интегрирующих и замыкающих весь цикл до момента, когда знания и информация становятся рыночным продуктом, включая их реализацию, требует целенаправленного объединения усилий специалистов самого различного профиля, вовлечения непосредственных производителей в предпринимательство и управление субъектами РИР, предоставления им финансовой поддержки и др.
Необходимо отработать порядок, алгоритм действий, права и обязанности участников государственного регулирования РИР (правила предоставления льгот по налогам, долевого участия государства в инвестиционных проектах и проч.), создать организации, наделенные правами и обязанностями осуществлять соответствующее управленческое воздействие на РИР. Для этого государству необходимо:
- для всех субъектов хозяйствования выработать ясные, единые и справедливые "правила игры" на РИР, которые не допускали бы ни привилегий, ни дискриминации*(15). Этому есть достойные примеры: Закон 1996 г. Глинкера-Когана "О реформе Федеральной контрактной системы"*(16), требования Конгресса США об участии на рынке всех заинтересованных организаций*(17), американский Закон 1998 г. "О справедливой конкуренции на государственном рынке"*(18);
- осуществлять контроль над неукоснительным соблюдением этих правил всеми "игроками" на РИР, гарантируя при этом минимум социальной защиты;
- корректировать поведение "игроков" на РИР согласно выработанным правилам;
- обеспечивать постоянное совершенствование законодательства в области инновационной деятельности.
Вышеперечисленные условия позволят создать основу для эффективной инновационной деятельности с использованием связей: финансы - знания и информация - технология - управление. Сегодня успех того или иного инновационного проекта, той или иной разработки во многом зависит от результативности последней составляющей этой цепочки - управления деятельностью всей инфраструктуры РИР, которая обеспечит технологически ориентированный менеджмент в условиях глобализации мировой экономики, создаст условия для коммерциализации и продвижения ИР на отечественный и зарубежные рынки*(19).
Проблему государственного регулирования РИР необходимо решать уже сегодня. Стратегическое регулирование РИР должно стать залогом длительного успеха деятельности инновационных центров, связанных с наукоемкими инновационными проектами. Заниматься этим надо на самом высоком государственном уровне, как это принято во всем мире. Достижение устойчивого экономического роста, повышение уровня и качества жизни населения, сокращение социально-экономического и технологического отставания от развитых стран возможно лишь в рамках реализации "инновационного сценария" развития отечественной экономики.
Для этого государству следует разработать долгосрочную стратегию государственного регулирования РИР, основанную на целенаправленной и эффективной поддержке освоения базисных инноваций, инновационном обновлении нерыночного сектора, формировании современной инфраструктуры РИР*(20). Результатом должны стать прогрессивные сдвиги в структуре экономики, возрождение и реструктуризация научного потенциала на основе интеграции науки, высшего образования и инновационно-ориентированного производства, инновационное обновление основного капитала, повышение конкурентоспособности отечественной продукции, освоение новых рыночных ниш и на этой основе ускорение темпов экономического роста, повышение уровня и качества жизни населения, укрепление позиций России на мировом рынке высоких технологий, усиление национальной и экономической безопасности страны.
С.В. Дедов,
Воронежское высшее военное авиационное инженерное училище
(Военный институт)
"Законодательство и экономика", N 6, июнь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Губанов С. Императивы развития // Экономист. 2004. N 2. С. 3-15.
*(2) Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике // Общество и экономика. 2003. N 11. С. 88, 89.
*(3) Маляров О.В. Переходная экономика в условиях глобализации: роль государства // Беларусь и Россия: императивы общественного. - М., 2002. С. 65-77.
*(4) Там же.
*(5) Курнышова И. Условия инновационного развития // Экономист. 2002. N 7. С. 9-18.
*(6) Рисин И.Е. Государственное регулирование экономики: Учеб. пособие / И.Е. Рисин, Ю.И. Трещевский, С.М. Сотников. - Воронеж: Изд-во Воронежского государственного университета, 2003.
*(7) Патрон А.П. Государственный рынок США: научно-технический прогресс и конкуренция // США. Канада: Экономика. Политика. Культура. 2002. N 2. С. 96-109.
*(8) Губанов С. Императивы развития // Экономист. 2004. N 2. С. 10.
*(9) Абрамов С.А. Инновационная модель развития экономики и благосостояние населения // Инновационная экономика в зеркале устойчивого развития: Сборник науч. трудов Кубанского государственного университета. - Краснодар, 2005. Ч. 1. С. 4.
*(10) Салтыков Б.Г. Актуальные вопросы научно-технической политики // Науковедение. 2002. N 1. С. 55.
*(11) Аксенов О.И. Инновационная инфраструктура и трансферт технологий // Управление изменениями в социально-экономических системах: Сборник науч. трудов Воронежского государственного университета. - Воронеж, 2004. С. 6-9.
*(12) Бендиков М.А. Рынки высокотехнологичной продукции: тенденции и перспективы развития // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. N 2. С. 57-71.
*(13) Мильнер Б. Управления знаниями - вызов ХХIвека // Экономист. 2003. N 6. С. 108-118.
*(14) Маевский В. Эволюционная теория и технологический прогресс // Вопросы экономики. 2001. N 11. С. 4-16.
*(15) Виленский А. Концепции значимости государства: декларации и реалии // Экономист. 2001. N 5. С. 66-73.
*(16) Glinker-Cohen Federal Acquisition Reform Act of 1996, Title XLI- Competitipn. Sec. 4001, 41. Code 251. P. 104-106.
*(17) Code of Federal Regulations. Title 48, Competitive Procurement for System Acquisition. 1997. Р. 19-38.
*(18) The Fair Competition Act of 1998 and the Competition in Commercial Activities of 1998 Sec 4001, 41 U.S. Code 281.
*(19) Недилько Л.М. Государственные научно-технические программы: формирование и освоение результатов // Белорусский экономический журнал. 2002. N 2. С. 79-91.
*(20) Мыльникова О.А. Теория социального рыночного хозяйства в условиях глобализации // Инвестиционный потенциал экономического роста в условиях глобализации: Сборник науч. трудов Кубанского государственного университета. - Краснодар, 2004. Ч. 3. С. 84-86.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Проблемы регулирования российского рынка инновационных ресурсов
Автор
С.В. Дедов - Воронежское высшее военное авиационное инженерное училище (Военный институт)
"Законодательство и экономика", 2007, N 6