г. Чита |
Дело N А10-741/2011 |
"15" сентября 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 8 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2011 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Даровских К.Н.,
судей Стрелкова А.В., Клепиковой М.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Васильевой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом и землепользованию г.Улан-Удэ на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 15 июня 2011 года по делу N А10-741/2011 по иску Комитета по управлению имуществом и землепользованию г.Улан-Удэ ОГРН 1020300983340 ИНН 0323027176 к государственному образовательному учреждению "Бурятский республиканский учебно-курсовой комбинат" ОГРН 1020300982778 ИНН 0323026454 о взыскании 9 179 656,32 руб., третьи лица - Республика Бурятия в лице Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия, Министерство образования и науки Республики Бурятия, Министерство по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия (суд первой инстанции: судья Муравьева Е.Г.)
установил:
Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Государственному образовательному учреждению "Бурятский республиканский учебно-курсовой комбинат" (ГОУ "БРУКК") о взыскании 9 179 656,32 руб. неосновательного обогащения за пользование земельным участком за период с 31.05.2002 по 29.05.2010.
Определениями суда от 22.04.2011, 11.05.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Республика Бурятия в лице Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия, Министерство образования и науки Республики Бурятия Министерство по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 15 июня 2011 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, истец обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. Указывает, что ответчиком не доказано возникновение права собственности субъекта Российской Федерации на спорный земельный участок, и соблюдение порядка разграничения государственной собственности на землю.
Стороны, третьи лица надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Ответчиком и третьим лицом - Министерством имущественных и земельных отношений Республики Бурятия представлены отзывы на апелляционную жалобу, в которых указывается на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
В порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Дело рассмотрено в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 31.05.2002 администрацией г. Улан-Удэ принято постановление N 232 "О предоставлении и изъятии земельных участков из земель г. Улан-Удэ", на основании данного постановления Администрация г. Улан-Удэ предоставила Бурятскому республиканскому учебно-курсовому комбинату в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки общей площадью 51 524 кв.м, в том числе земельный участок площадью 44 169 кв.м, расположенный по адресу: г. Улан-Удэ, Железнодорожный район, п. Зеленый, занимаемый автодромом. 24.12.2008 спорному земельному участку присвоен кадастровый номер 03:24:023713:43, разрешенное использование земельного участка - под размещение автодрома.
Полагая, что ответчик использует земельный участок при отсутствии правоустанавливающих документов и оплаты, Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказал со ссылкой на ст.ст. 1102,1105 ГК РФ, ст.ст. 20, 18, 65 ЗК РФ, ст. 3, 3.1 ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации", а также пришел к выводу о пропуске срока исковой давности за период с 31.05.2002 по 01.07.2006.
Четвертый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Согласно пункту 1 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае невозможности возвратить в натуре неосновательно полученное или сбереженное имущество приобретатель должен возместить потерпевшему действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения.
Следовательно, при рассмотрении иска о взыскании неосновательного обогащения в предмет доказывания по настоящему делу, в частности, входит выяснение следующих вопросов: приобретение ответчиком денежных средств за счет истца, а также неосновательность данного приобретения, размер неосновательного обогащения.
В данном случае истец не доказал всю совокупность указанных выше юридически значимых обстоятельств.
В пункте 7 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 03.03.2011 N 63081 следует, что ГОУ "БРУКК" было зарегистрировано в качестве юридического лица 12.07.1993.
Из устава (в редакции 2008, 2010 годов) усматривается, что ГОУ "БРУКК" является государственным образовательным учреждением начального профессионального образования республиканского подчинения.
Функции учредителя ГОУ "БРУКК" осуществляет Министерство по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия (пункт 1.4 устава).
Собственником имущества учреждения является Республика Бурятия в лице Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия (пункты 1.5, 1.6 устава).
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 25.11.2010 N 510 права учредителя ГОУ "БРУКК" переданы от Министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия Министерству образования и науки Республики Бурятия. В пункт 1.4 устава ГОУ "БРУКК" внесены соответствующие изменения.
Согласно разделу 6 устава деятельность учреждения может финансироваться его учредителем в случае наличия соответствующих средств в республиканском бюджете, а также функционировать на условиях самофинансирования.
В соответствии с пунктом 6.3 устава имущество, необходимое для достижения уставных целей, передается ГОУ "БРУКК" на праве оперативного управления и является собственностью Республики Бурятия.
В пункте 6.4 устава закреплено, что земельные участки, необходимые для выполнения ГОУ "БРУКК" своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 31.05.2002 N 232 "О предоставлении и изъятии земельных участков из земель г. Улан-Удэ" ГОУ "БРУКК" в постоянное (бессрочное) пользование был представлен земельный участок площадью 44 169 кв.м, расположенный по адресу: г. Улан-Удэ, Железнодорожный район, п. Зеленый, занимаемый автодромом. Данное вещное право не было зарегистрировано за ГОУ "БРУКК" в установленном законом порядке.
Право собственности на спорный земельный участок 11.05.2010 было зарегистрировано за Республикой Бурятия, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 03-АА N 632493 (л.д. 84). Основанием для регистрации права собственности послужило постановление Администрации г. Улан-Удэ от 31.05.2002 N 232 "О предоставлении и изъятии земельных участков из земель г. Улан-Удэ".
В соответствии с п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации государственным учреждениям и органам государственной власти земельные участки могут быть предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что до разграничения государственной собственности на землю распоряжение землями осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
Согласно статье 18 Земельного кодекса Российской Федерации в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки:
- которые признаны таковыми федеральными законами;
- право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет орган местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Данная статья закона введена в действие Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" и вступила в силу с 01.07.2006.
Следовательно, с этой даты право собственности на спорный участок уже не является неразграниченным - законом установлена собственность субъекта федерации, то есть в данном случае Республики Бурятия. В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Земельного кодекса Российской Федерации в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки, право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
Учитывая изложенное, с 1.07.2006 истец, как орган муниципальный, уже не вправе осуществлять распоряжение данным земельным участком и, соответственно, не является надлежащим истцом по требованию о взыскании платы за пользование этим земельным участком. Соответственно, в иске о взыскании неосновательного обогащения, возникшего в связи с пользованием ответчиком спорным земельным участком в период после 1.07.2006 истцу отказано обоснованно
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что истец не доказал факт использования ГОУ "БРУКК" спорного земельного участка без законных на то оснований в период с 01.07.2006 по 29.05.2010. В данном случае ответчик использовал земельный участок на законных основаниях, в соответствии с постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 31.05.2002 N 232, в силу закрепления собственником земельного участка за ГОУ "БРУКК" на праве постоянного (бессрочного) пользования (статья 6.4 устава).
Кроме того, решением Арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10-927/2011 оставлено в силе решение налогового органа от 31.01.2011 N 12-3 о взыскании с ГОУ "БРУКК" земельного налога за период 2007-2009.
Поскольку плата за пользование упомянутым земельным участком за часть указанного периода была взыскана с учреждения в виде уплаты земельного налога, оснований для взыскания неосновательного обогащения за период 2007-2009 не имеется. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении ВАС РФ от 23 марта 2010 г. N11401/09.
Обоснованным является и вывод суда первой инстанции о пропуске истцом срока исковой давности во взысканию неосновательного обогащения за период с 31.05.2002 по 01.07.2006, так как исковое заявление поступило в суд 18.03.2011, т.е. после истечения трехгодичного срока исковой давности, установленного ст. 196 ГК РФ.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению в силу вышеизложенного.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено в связи с чем, решение по делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 15 июня 2011 года по делу N А10-741/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий |
К.Н. Даровских |
Судьи |
М.А. Клепикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-741/2011
Истец: Комитет по управлению имуществом г. Улан-Удэ
Ответчик: ГОУ Бурятский республиканский учебно-курсовой комбинат, ГОУ СПО Бурятский республиканский учебно-курсовой комбинат "
Третье лицо: Министерство имущественных и земельных отношений РБ, Министерство образования и науки РБ, Министерство образования и науки Республики Бурятия, Министерство по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия
Хронология рассмотрения дела:
15.09.2011 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3104/11