16 сентября 2011 г. |
Дело N А49-204/2011 |
г. Самара |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 сентября 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от заявителя - Куприянова Людмила Александровна, доверенность от 03.08.2011 года,
от Администрации города Пензы - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Комитет"
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 06 июля 2011 г. по делу N А49-204/2011 (судья Табаченков М.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Комитет", г. Пенза,
к Администрации города Пензы, г. Пенза,
о предоставлении земельного участка в собственность,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Комитет" обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в котором просило:
- признать незаконным отказ администрации города Пензы от 16.12.2010 года N 13001 в подготовке исходной документации на испрашиваемый земельный участок и в предоставлении земельного участка площадью 5000 кв.м., в районе ул. Центральная, 1 в г. Пенза, под размещение автостоянок;
- обязать администрацию города Пензы подготовить обществу с ограниченной ответственностью "Комитет" уведомление о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка, для дальнейшей подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и кадастровой карте соответствующей территории.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 06.07.2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что размещение автостоянки в качестве разрешенного вида использования зоны ПК-3 не предусмотрено.
Суд указал, что заявитель необоснованно полагает, что возможно предоставление спорного земельного участка для размещения открытой стоянки временного хранения автомобилей, поскольку данный вид разрешенного использования относится к вспомогательному, который допустим в качестве дополнительного по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемым совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Поскольку размещение спорного земельного участка в зоне ПК-3 подтверждается материалами дела, размещение автостоянки в данной зоне не предусмотрено Правилами землепользования и застройки, то оспариваемое действие администрации, выразившееся в отказе в предоставлении Обществу земельного участка, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Центральная, 1, является законным.
Не согласившись с выводами суда, ООО "Комитет" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что Правила землепользования и застройки города Пензы, утвержденные решением Пензенской городской Думы от 22.12.2009 года N 229-13/5, устанавливают режим использования земельных участков под строительство капитальных объектов, не затрагивая процедуру предоставления земельных участков под размещение объектов, не связанных со строительством.
По мнению подателя жалобы, судом не была дана оценка второй причине отказа администрации города Пензы в предоставлении земельного участка по ул. Центральная, 1, а именно, что по земельному участку проходят инженерные коммуникации, в охранных зонах которых запрещается строительство каких-либо построек, складирование материалов и посадка высокорастущих деревьев и кустарников, а также проведение погрузочно-разгрузочных работ.
На испрашиваемом земельном участке ООО "Комитет" не собиралось производить какие-либо строительные работы и готово приобрести его с обременениями, с установлением необходимых сервитутов.
В судебном заседании представитель ООО "Комитет" доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель администрацию города Пензы в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проведено в отсутствие его представителя.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ООО "Комитет", оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
12.11.2010 года ООО "Комитет" обратилось в администрацию города Пензы с заявкой об определении возможности предоставления земельного участка под объект, не связанный со строительством площадью 5000 кв. м, расположенного в районе ул. Центральная, 1 в г. Пенза, для размещения автостоянок и благоустройства прилегающей территории. 15.11.2010 года ООО "Комитет" было уточнено назначение объекта, а именно: "размещение автостоянок".
16.12.2010 г. администрацией города Пензы в лице Управления подготовки документов по земельным и градостроительным вопросам был дан отказ в предоставлении земельного участка по следующим основаниям:
- согласно Правилам землепользования и застройки города Пензы, утвержденным решением Пензенской городской Думы от 22.12.2009 г. N 229-13/5 (далее - Правила), испрашиваемый земельный участок расположен в зоне производственно-коммунальных объектов IV класса (ПК -3), в которой размещение объектов подобного назначения не предусмотрено;
- по земельному участку проходят инженерные коммуникации, в охранных зонах которых запрещается строительство каких-либо построек, складирование материалов и посадка высокорастущих деревьев и кустарников, а также проведение погрузочно-разгрузочных работ.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании указанного отказа незаконным судом первой инстанции не учтено следующее.
Процедура предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством регламентирована ст. 34 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 г. N 136-ФЗ (далее - ЗК РФ).
Указанной статьей предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с указанной статьей ЗК РФ, статьей 4 Положения "О порядке оформления документов и принятия решений о предоставлении земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления города Пензы, гражданам и юридическим лицам", утвержденного решением Пензенской городской Думы от 31.10.2008 года N 1096-50/4 (ред. от 27.08.2010 года) (далее - Положение) регламентируется порядок предоставления земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления города Пензы, для целей, не связанных со строительством.
В соответствии с указанной статьей 4 Положения земельные участки на территории г. Пензы, находящиеся в ведении органов местного самоуправления г. Пензы, предоставляются для целей, не связанных со строительством, в собственность либо в аренду по результатам проведенных торгов (конкурсов, аукционов) либо без проведения торгов. Целями, не связанными со строительством являются:
- размещение нестационарных торговых объектов (нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение); размещение металлических гаражей;
- благоустройство прилегающей территории; - размещение автостоянок (автостоянка - специально оборудованные парковочные места без возведения капитальных сооружений);
- иные случаи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, обращаются в администрацию г. Пензы с заявлением на имя главы администрации г. Пензы об определении возможности предоставления земельного участка.
В месячный срок с момента поступления заявления администрация г. Пензы рассматривает вопрос о возможности предоставления земельного участка и направляет заявителю уведомление о возможности либо невозможности предоставления земельного для целей, не связанных со строительством.
В соответствии со статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
При этом в силу статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации для каждой из территориальных зон могут устанавливаться: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования.
Согласно п.1 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
В соответствии с выкопировкой из Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Пензенской городской Думы от 22.12.2009 г.. N 29-13/5 (редакция, действующая на момент обжалуемого отказа), земельный участок площадью 5000 кв.м., расположенный в районе ул. Центральная, 1 в г. Пенза, входит в границы территориальной зоны ПК-3 (зона производственно-коммунальных объектов IV класса) (л.д. 50).
Пункт 3 ст. 22 указанных Правил землепользования и застройки, в редакции действующей на момент обжалуемого отказа, предусматривает, что зона ПК-3 выделена для обеспечения правовых условий формирования коммунально-производственных предприятий и складских баз IV класса, с низкими уровнями шума и загрязнения. Допускается широкий спектр коммерческих услуг, сопровождающих производственную деятельность. Сочетание различных видов разрешенного использования недвижимости в единой зоне возможно только при условии соблюдения нормативных санитарных требований. Основные виды разрешенного использования:
- коммунально-складские и производственные предприятия IV - V классов вредности;
- гаражи боксового типа;
- объекты инженерной инфраструктуры (РП, ТП, ГРП, НС, АТС и т.д.);
- гаражи и автостоянки для постоянного хранения грузовых автомобилей;
- объекты складского назначения:
- административные здания;
- автосалоны;
- здания проектных, научно-исследовательских, конструкторских и изыскательских организаций;
- логистические терминалы;
- оптовые базы и магазины;
- объекты автосервиса;
- отделения связи;
- объекты коммунально-бытового обслуживания;
- отделения, участковые пункты милиции;
- жилищно-эксплуатационные службы;
- ветеринарные лечебницы с содержанием животных, питомники, приюты для животных;
- пожарные части, пожарные депо;
- аптеки, аптечные пункты;
- пункты оказания первой медицинской помощи.
Вспомогательные виды разрешенного использования:
- открытые стоянки временного хранения автомобилей, площадки транзитного транспорта;
- предприятия общественного питания;
- объекты ГО и ЧС;
- скверы (озеленение санитарно-защитных зон предприятий);
- питомники растений для озеленения промышленных территорий и санитарно-защитных зон.
Кроме того, действующая редакция указанной нормы предусматривает, что зона ПК-3 выделена для обеспечения правовых условий формирования коммунально-производственных предприятий и складских баз IV класса, с низкими уровнями шума и загрязнения. Допускается широкий спектр коммерческих услуг, сопровождающих производственную деятельность. Сочетание различных видов разрешенного использования недвижимости в единой зоне возможно только при условии соблюдения нормативных санитарных требований.
Основные виды разрешенного использования:
- коммунально-складские предприятия IV - V класса вредности:
- производственные предприятия IV - V класса вредности:
(в ред. Решения Пензенской городской Думы от 24.06.2011 N 656-29/5)
- гаражи боксового типа;
- объект (сооружение) инженерно-технического обеспечения (РП, ТП, ГРП, НС, АТС и т.д.), для размещения которого требуется отдельный земельный участок;
(в ред. Решения Пензенской городской Думы от 24.06.2011 N 656-29/5)
- гаражи и автостоянки для постоянного хранения грузовых автомобилей;
- объекты складского назначения;
- административные здания;
- автосалоны;
- здания проектных, научно-исследовательских, конструкторских и изыскательских организаций;
- логистические терминалы;
- оптовые базы и магазины;
- объекты автосервиса;
- отделения связи;
- объекты коммунально-бытового обслуживания;
- отделения, участковые пункты милиции;
- жилищно-эксплуатационные службы;
- ветеринарные лечебницы с содержанием животных, питомники, приюты для животных
- пожарные части, пожарные депо:
- аптеки, аптечные пункты;
- пункты оказания первой медицинской помощи;
- паркинги, в том числе многоэтажные;
(абзац введен Решением Пензенской городской Думы от 24.06.2011 N 656-29/5)
- технопарки;
(абзац введен Решением Пензенской городской Думы от 24.06.2011 N 656-29/5)
- логистические центры;
(абзац введен Решением Пензенской городской Думы от 24.06.2011 N 656-29/5)
- автостоянки без права возведения объектов капитального строительства, (абзац введен Решением Пензенской городской Думы от 24.06.2011 N 656-29/5).
Вспомогательные виды разрешенного использования:
- открытые стоянки временного хранения автомобилей, площадки транзитного транспорта;
- предприятия общественного питания;
- объекты ГО и ЧС;
- скверы (озеленение санитарно-защитных зон предприятий);
- питомники растений для озеленения промышленных территорий и санитарно-защитных зон;
- объект (сеть, сооружение) инженерно-технического обеспечения (газо-, водо-. тепло-, электрообеспечение; канализация; связь; телефонизация), обеспечивающий реализацию основного/условно разрешенного вида использования.
(абзац введен Решением Пензенской городской Думы от 24.06.2011 N 656-29/5).
Таким образом, смысла указанного пункта Правил землепользования и застройки, утвержденных решенеим Пензенской городской Думы от 22.12.2009 г. N 29-13/5, следует, что в качестве вспомогательного вида разрешенного использования возможно размещение открытых стоянок временного хранения автомобилей.
Вывод суда первой инстанции, что заявитель необоснованно полагает, что возможно предоставление спорного земельного участка для размещения открытой стоянки временного хранения автомобилей, поскольку данный вид разрешенного использования относится к вспомогательному, который допустим в качестве дополнительного по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемым совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации), немотивирован и не соответствует норме указанной статьи Правил землепользования и застройки.
Администрацией г. Пензы также не представлены доказательства, что невозможно предоставление спорного земельного участка для размещения открытой стоянки временного хранения автомобилей с учетом вспомогательного вида разрешенного использования.
Согласно ст.65, ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Невозможность представления земельного участка под автостоянку с учетом вспомогательного вида разрешенного использования администрацией г. Пензы не доказана.
Ссылка администрации г. Пензы на то, что по земельному участку проходят инженерные коммуникации, в охранных зонах которых запрещается строительство каких-либо построек, складирование материалов и посадка высокорастущих деревьев и кустарников, а также проведение погрузочно-разгрузочных работ, также не может считаться надлежащим основанием отказа в предоставлении участка под автостоянку, поскольку ООО "Комитет" обратилось в администрацию города Пензы с заявлением о предоставлении земельного участка под объект не связанный со строительством площадью 5000 кв. м под размещение автостоянок в районе ул. Центральная, 1 в собственность.
Таким образом, строительство в охранных зонах коммуникаций, посадка деревьев и кустарников, а также проведение погрузочно-разгрузочных работ ООО "Комитет" не предполагалось.
Вопрос об установлении необходимых сервитутов администрацией г. Пензы не рассматривался.
Согласно п. 4. ст. 28 Земельного кодекса РФ отказ в предоставлении земельного участка допускается в исключительных случая, а именно:
- изъятия земельного участка из оборота;
- установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
- резервирование земель для государственных или муниципальных нужд.
В данном случае доказательств наличия, предусмотренных законом оснований для отказа в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, администрацией г. Пензы не представлено, в связи с чем согласно статьям 198, 200 АПК РФ заявленные ООО "Комитет" требования подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного, в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела решение согласно подпункту 3 части 1 статьи 270 АПК РФ следует отменить и заявленные ООО "Комитет" требования удовлетворить.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 06 июля 2011 г. по делу N А49-204/2011 отменить.
Признать незаконным отказ администрации города Пензы от 16.12.2010 года N 13001 в подготовке исходной документации на земельный участок и в предоставлении земельного участка площадью 5 000 кв.м., в районе ул. Центральная, 1 в г. Пенза, под размещение автостоянок.
Обязать администрацию города Пензы подготовить ООО "Комитет" уведомление о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка, для дальнейшей подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и кадастровой карте соответствующей территории.
Взыскать с администрации города Пензы в пользу общества с ограниченной ответственностью "Комитет", г. Пенза, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Комитет", г. Пенза, из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3 000 руб.
Справку на возврат государственной пошлины выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-204/2011
Истец: ООО "Комитет"
Ответчик: Администрация города Пензы
Хронология рассмотрения дела:
24.10.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9549/11
03.10.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9549/11
22.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5082/12
01.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5082/2012
05.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5082/2012
12.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5082/2012
26.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11523/11
16.09.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9549/11