г. Санкт-Петербург
20 сентября 2011 г. |
Дело N А56-17988/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 сентября 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л. П. Загараевой,
судей И. Д. Абакумовой, М. В. Будылевой,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем А. Г. Куписок,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13403/2011) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.06.2011 по делу N А56-17988/2011 (судья Ю. П. Левченко), принятое
по иску (заявлению) ООО "Новоладожский рыбокомбинат"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ленинградской области
о признании недействительными решений
при участии:
от истца (заявителя): А. В. Абрамов, доверенность от 23.12.2010;
от ответчика (должника): Д. Н. Мишучков, доверенность от 23.08.2011 N 03-05/234;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Новоладожский рыбокомбинат" (ОГРН 1094702000887, адрес Ленинградская область, Новая Ладога, ул. Работниц, д. 22) (далее - ООО "Новоладожский рыбокомбинат", общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ленинградской области (адрес 187400, Ленинградская область, г. Волхов, ул. Ю. Гагарина, д. 1, ОГРН 1044700533503) (далее - налоговый орган, инспекция, МИФНС РФ N 5 по ЛО, ответчик) о признании недействительными решения от 03.02.2011 N 56 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, от 03.02.2011 N 02 об отказе в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению, и об обязании возместить сумму НДС в размере 965873 руб. Также заявитель просил суд в резолютивной части решения по делу указать на обязанность должностных лиц налогового органа в соответствии с положениями статьи 201 АПК РФ немедленно исполнить решение суда в части, касающейся признания недействительным решения N 56 от 03.02.2011.
Решением суда первой инстанции от 02.06.2011 г. требования в части признания недействительными решений Инспекции и обязании возместить НДС в сумме 965873 удовлетворены. Требование заявителя о понуждении должностных лиц налогового органа исполнять решение суда отклонено.
В апелляционной жалобе МИФНС РФ N 5 по ЛО просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Податель жалобы в обоснование своей позиции ссылается на то, что в ходе камеральной налоговой проверки налоговой декларации Общества по НДС за 2 квартал 2010 выявлено завышение суммы НДС, заявленной Обществом; завышение НДС имело место в связи с несовпадением стоимости товара, указанной в графе 9 спорных счетов-фактур, со стоимостью товара, определяемой как произведение количества товара по графе 3 счета-фактуры на цену товара, указанную в графе 4 счета-фактуры; при заполнении счетов-фактур допущены ошибки, выразившиеся в недостоверности сведений о стоимости товара без налога (графа 5 счетов-фактур); счета-фактуры, предъявленные продавцами Обществу, в графе 5 "стоимость товаров (работ, услуг) всего без НДС" содержат показатель стоимости, не соответствующий показателю исходя из количества и цены товара, указанных в этом же счете-фактуре; Общество, включая в налоговые вычеты суммы входного НДС по таким счетам-фактурам, уменьшило сумму НДС, подлежащего уплате в бюджет; при удовлетворении судом требования о признании незаконным бездействия государственного органа (должностного лица), выразившегося в отказе возвратить (возместить, выплатить) из бюджета определенную денежную сумму, такое решение приводится в исполнение по общему правилу пункта 1 статьи 182 АПК РФ, то есть после вступления его в законную силу.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки налоговой декларации Общества по НДС за 2 квартал 2010, налоговым органом были вынесены оспариваемые решения.
Указанными решениями Общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 552206,80 руб., заявителю начислены пени по НДС в размере 117299,75 руб., предложено уплатить недоимку по НДС в сумме 2761034 руб., внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, отказано в возмещении НДС в сумме 965873 руб. по налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2010.
Изучив материалы дела и выслушав объяснения представителей сторон, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении: товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
В силу пункта 1 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.
Налоговый орган посчитал неправомерным применение Обществом заявленной суммы налоговых вычетов по НДС по налоговой декларации за 2 квартал 2010, отказал в возмещении сумм НДС и предложил уплатить недоимку по данному налогу в связи с тем, что в представленных Обществом счетах-фактурах имеются дефекты в части показателя "стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав, всего без налога", данный показатель в счетах-фактурах рассчитан неверно.
Согласно пункту 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ.
Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Согласно пункту 2 статьи 169 НК РФ невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом. Ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.
В силу пункта 5 статьи 169 НК РФ в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должны быть указаны, в том числе, наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания); количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг), исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности их указания); цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога; стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав без налога; налоговая ставка; сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок; стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав с учетом суммы налога.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4 и 5 статьи 161 настоящего Кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.
Сумма налога, предъявляемая налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, исчисляется по каждому виду этих товаров (работ, услуг), имущественных прав как соответствующая налоговой ставке процентная доля указанных в пункте 1 настоящей статьи цен (тарифов).
В силу пункта 4 статьи 166 НК РФ общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, момент определения налоговой базы которых, установленный статьей 167 настоящего Кодекса, относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.
В соответствии со статьей 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Согласно статье 40 НК РФ, если иное не предусмотрено данной статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ, услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
Из материалов дела следует, что в спорном налоговом периоде Общество осуществляло финансово-хозяйственные операции по приобретению и реализации товара, в связи с чем выставляло своим контрагентам счета-фактуры, а также получало счета-фактуры с суммами к оплате товаров, выставленные контрагентами Обществу.
Представленные Обществом счета-фактуры содержат все необходимые реквизиты, однако в них имеется расхождение по показателю стоимости товаров всего без налога, в связи с чем, по мнению Инспекции, неправильно указана сумма налога, рассчитанная как показатель "стоимость товаров (работ, услуг) имущественных прав, всего без налога", умноженный на налоговую ставку.
Данное расхождение согласно пояснениям Общества вызвано округлением стоимостных величин в части копеек.
Налоговая база определена Обществом исходя из цен на товар, установленных соглашениями сторон, и указана в счете-фактуре как показатель "стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав, всего без налога". Цена за единицу товара определена путем деления данной стоимости товаров, на количество товара с применением правил округления.
Апелляционный суд полагает правильным вывод суда первой инстанции о том, что при расчете сумм налогов, указанных в счетах-фактурах, от стоимости товара всего без налога, не возникает завышения суммы налога.
В данном случае, если Общество внесет соответствующие исправления, то НДС к возмещению будет увеличен, что налоговый орган не оспаривает.
Таким образом, дефекты представленных Обществом счетов-фактур не повлекли завышение вычетов по НДС и суммы налога к возмещению, а также неуплаты НДС.
Между тем, налоговый орган не принял заявленные Обществом налоговые вычеты по НДС по всем счетам-фактурам, в которых показатель стоимости товаров, всего без налога, был округлен.
При таких обстоятельствах, поскольку занижения налога к уплате в бюджет и завышения вычетов по НДС и суммы налога к возмещению Обществом не допущено, иных дефектов счетов-фактур, не позволяющих применить вычеты по НДС, нарушений установленных главой 21 НК РФ условий применения налоговых вычетов по НДС, налоговым органом не установлено, отказ в применении налоговых вычетов, в возмещении налога и соответствующие доначисления налога, пени, штрафа являются неправомерными.
Оспариваемые решения инспекции подлежат признанию недействительными, а нарушенное право налогоплательщика - восстановлению в порядке статьи 176 НК РФ.
Требование Общества об указании в резолютивной части решения суда на обязанность должностных лиц налогового органа в соответствии с положениями статьи 201 АПК РФ немедленно исполнить решение суда в части, касающейся признания недействительным N 56 от 03.02.2011, удовлетворению не подлежит, поскольку решение суда в части признания недействительным решения Инспекции N 56 подлежит немедленному исполнению в силу пункта 7 статьи 201 АПК РФ.
Кроме того, должностные лица Инспекции ответчиками по настоящему делу не являются.
Ссылки Инспекции на имущественный характер данного требования не соответствуют фактическим обстоятельствам, так как заявителем было указано на обязание исполнить решение суда в части одного из неимущественных требований заявителя.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции применил нормы материального и процессуального права в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.06.2011 по делу N А56-17988/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
И.Д. Абакумова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-17988/2011
Истец: ООО "Новоладожский Рыбокомбинат"
Ответчик: Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы N5 по Ленинградской области, Межрайонная ИФНС России N5 по Ленинградской области