23 сентября 2011 г. |
Дело N А55-23933/2010 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2011 года.
В полном объеме постановление изготовлено 23 сентября 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., cудей Захаровой Е.И., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Журавлевой Е.Ю.,
с участием в судебном заседании:
представителя ОАО "Самаранефтегаз" Губанеевой Е.А. (доверенность от 27.04.2011 N СНГ-126/11),
представителя министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области Дмитриенко Е.В. (доверенность от 18.08.2011 N 88),
представитель территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21.09.2011 в помещении суда апелляционную жалобу ОАО "Самаранефтегаз" на решение Арбитражного суда Самарской области от 08.06.2011 по делу N А55-23933/2010 (судья Черномырдина Е.В.), принятое по заявлению ОАО "Самаранефтегаз" (ИНН 6315229162, ОГРН 1026300956990), г.Самара, к министерству природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области, г.Самара, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г.Самара, об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Самаранефтегаз" (далее - ОАО "Самаранефтегаз", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным предписания Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области от 28.07.2010 в части требования о заключении договоров аренды на лесные участки, занимаемые линейными объектами ОАО "Самаранефтегаз" по Волжскому лесничеству (Дубово-Уметское лесничество).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области.
Решением 08.06.2011 по делу N А55-23933/2010 Арбитражный суд Самарской области отказал обществу в удовлетворении заявленного требования.
В апелляционной жалобе ОАО "Самаранефтегаз" просило отменить указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. По мнению общества, обжалуемое судебное решение является незаконным и необоснованным.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 28.04.2011 N 165 Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области переименовано в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, о чем 19.05.2011 внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
В связи с изложенным надлежащей стороной по данному делу следует считать Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
Министерство апелляционную жалобу отклонило по основаниям, приведенным в отзыве.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, которое было надлежащим образом извещено о времени и месте проведения судебного заседания.
В судебном заседании представитель общества поддержала апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
Представитель Министерства апелляционную жалобу отклонила по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве, выступлениях представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, по результатам проверки, поведенной в отношении ОАО "Самаранефтегаз", Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области вынесло предписание от 28.07.2010, которым, в частности, обязало общество в срок до 01.06.2011 заключить договора аренды на лесные участки, занимаемые линейными объектами по Волжскому лесничеству (Дубово-Уметское участковое лесничество).
Суд первой инстанции обоснованно отказал обществу в удовлетворении требования о признании этого предписания в оспариваемой части недействительным.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) государственный лесной контроль и надзор осуществляются путем охраны лесов от нарушений лесного законодательства (лесной охраны) и проведения проверок соблюдения лесного законодательства; государственный лесной контроль и надзор осуществляются органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии с ЛК РФ и другими федеральными законами.
Согласно пункту 4 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственный лесной контроль и надзор в отношении лесничеств и лесопарков, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением лесничеств и лесопарков, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (государственный контроль и надзор за ними осуществляется Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору непосредственно и через свои территориальные органы) и лесного контроля и надзора на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения (осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования).
В Самарской области полномочиями по государственному лесного контролю и надзору наделено было Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области (Постановление Правительства Самарской области от 18.02.2009 N 34 "О реорганизации департамента лесного хозяйства Самарской области и утверждении Положения о министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области"), затем переименованное в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
Частью 3 статьи 96 ЛК РФ должностным лицам, осуществляющим государственный лесной контроль и надзор, предоставлено право осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства; составлять по результатам проверок соблюдения лесного законодательства акты и предоставлять их для ознакомления гражданам, юридическим лицам, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение; давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
Таким образом, довод ОАО "Самаранефтегаз" о превышении Министерством полномочий при проведении проверки является безосновательным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора; понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Из материалов дела следует, что на участках лесного фонда, используемых ОАО "Самаранефтегаз", располагаются линейные объекты: нефте- и газопроводы, дороги, линии электропередач.
Согласно части 1 статьи 45 ЛК РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 ЛК РФ, содержащей закрытый перечень использования земель лесного фонда, при которых допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры
Частью 3 статьи 45 ЛК РФ предусмотрено, что лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 ЛК РФ (право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками), гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
Следовательно, лицо, имеющее в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, обязано оформить договор аренды на лесной участок, на котором такой объект расположен.
Отсутствие надлежащим образом оформленного договора аренды не соответствует нормам действующего законодательства, в частности, статьям 9, 45 и 94 ЛК РФ, согласно которым использование лесов в Российской Федерации является платным, за использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений.
Довод ОАО "Самаранефтегаз" об отсутствии у Министерства доказательств отнесения участков, на которые необходимо оформить договор аренды к землям лесного фонда, не соответствует фактическим обстоятельствам и нормам действующего законодательства.
В соответствии со статьей 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ.
Согласно статье 67 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 ЛК РФ. В части 1 статьи 69 ЛК РФ указано, что при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади (часть 2 статьи 69 ЛК РФ). Проектирование лесных участков осуществляется в границах соответственно лесничеств и лесопарков (часть 5 статьи 69 ЛК РФ).
В соответствии со статьей 59 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ и статьей 101 Земельного кодекса Российской Федерации отграничение земель лесного фонда от земель иных категорий осуществлялось на основании материалов лесоустройства.
Пунктом 10 Правил проведения лесоустройства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2007 N 377, определено, что материалы лесоустройства являются основанием для разработки лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов и внесения в них изменений, а также для ведения государственного лесного реестра и осуществления государственной инвентаризации лесов. Согласно указанным Правилам подготовка материалов лесоустройства осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Принадлежность участков, на которые ОАО "Самаранефтегаз" необходимо заключить договор аренды, к землям лесного фонда подтверждается материалами лесоустройства (планшет и таксационное описание), а также свидетельством о регистрации права собственности на указанные участки за Российской Федерацией как на земли лесного фонда.
Пунктом 32 статьи 81 ЛК РФ установлено, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относится установление границ лесничеств, лесопарков, а также определение их количества.
ЛК РФ предусматривает разработку и утверждение лесного плана субъекта Российской Федерации, в котором определяются цели и задачи лесного планирования, а также мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения. К лесному плану субъекта Российской Федерации прилагаются карты с обозначением границ лесничеств, лесопарков, а также зон их планируемого освоения. Лесной план субъекта Российской Федерации утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (статьи 85 и 86 ЛК РФ).
Документами, подтверждающими, что участки, на которые ОАО "Самаранефтегаз" предписано заключить договор аренды, относятся к землям лесного фонда, являются не только материалы лесоустройства.
Так, Постановлением Губернатора Самарской области от 31.12.2008 N 149 "Об утверждении лесного плана Самарской области" утвержден лесной план, который является основой для ведения государственного лесного реестра. Кроме того, приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 30.12.2008 N 435 определено количество лесничеств, расположенных на землях лесного фонда, а также площадей, которые они занимают.
Согласно указанным нормативным правовым актам Волжское лесничество располагается на землях лесного фонда.
Сведения о лесохозяйственных регламентах лесничеств Самарской области, а также об указанных полномочиях Министерства являются общедоступными и размещены на его официальном сайте в сети Интернет.
ОАО "Самаранефтегаз" указывает, что участки Дубово-Уметского участкового лесничества Волжского лесничества, занимаемые линейными объектами, используются на основании договора аренды с Территориальным управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, в соответствии с которым эти земельные участки относятся к категории земель промышленности.
В соответствии с положениями статей 9, 25, 45 и 74 ЛК РФ эксплуатация линейных объектов является самостоятельным видом использования лесов, однако у ОАО "Самаранефтегаз" отсутствуют правоустанавливающие документы на использование участков лесного фонда, на территории которых расположены линейные объекты.
Договоры аренды земельных участков не могут заменить документы, подтверждающие право ОАО "Самаранефтегаз" на лесопользование, оформленное соответствии с вышеприведенными требованиями статьи 45 ЛК РФ.
Документы, подтверждающие, что арендуемые ОАО "Самаранефтегаз" земельные участки выведены из состава лесного фонда, обществом не представлены. Обществом также не оспаривались в судебном порядке документы, послужившие основанием для отнесения лесных участков, на которых проводилась проверка, к землям лесного фонда.
Утверждение ОАО "Самаранефтегаз" о том, что оно не занимает и не использует участки лесного фонда, опровергается материалами дела, в том числе материалами административной проверки, проводившейся на землях лесного фонда.
Довод ОАО "Самаранефтегаз", о том, что на него не возложена обязанность по оформлению использования лесных участков на земельных участках, отнесенных к категории земель промышленности, является ошибочным. Оспариваемое предписание содержит требование о заключении договора аренды не на земли промышленности, а на лесные участки, занимаемые линейными объектами ОАО "Самаранефтегаз".
То обстоятельство, что права ОАО "Самаранефтегаз" на участки, занятые линейными объектами, оформлены в соответствии с земельным законодательством и поставлены на кадастровый учет, не отменяет действия норм лесного законодательства, предусматривающих необходимость оформления обществом своих прав на участки, на которых расположены линейные объекты.
Выводы, сделанные судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, согласуются с судебной арбитражной практикой по подобным делам с участием тех же лиц (судебные акты судов первой, апелляционной и кассационной инстанций по делам N А55-19694/2010, N А55-19695/2010, N А55-19696/2010).
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Доводы, приведенные ОАО "Самаранефтегаз" в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и поэтому не могут быть приняты во внимание.
На основании частей 1 и 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции относит на общество расходы по уплате государственной пошлины, понесенные им при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 08 июня 2011 года по делу N А55-23933/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
Е.И. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-23933/2010
Истец: ОАО "Самаранефтегаз"
Ответчик: Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
30.10.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12327/12
27.07.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-23933/10
27.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11836/11
23.09.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8296/11
08.06.2011 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-23933/10
08.06.2011 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-23933/10